Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 2 марта 2011 г. № 09-01/1461

О СОСТОЯНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА И
ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ ЗА 2010 ГОД

Направляю аналитический материал о состоянии выполнения государственными учреждениями здравоохранения требований законодательства в области охраны труда, организации эксплуатации оборудования и электрохозяйства за 2010 год (приложение), проведенный Министерством здравоохранения Республики Татарстан по годовым отчетам за 2010 год.
Прошу принять меры по устранению нарушений требований нормативно-технической документации в области охраны труда и эксплуатации оборудования указанных в материале.
О принятых мерах прошу представить информацию в отдел технического контроля и охраны труда Управления метрологического и технического контроля, охраны труда при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан вместе с полугодовым отчетом.

Первый заместитель министра
А.Ю.ВАФИН





Приложение
к Письму
Минздрава РТ
от 2 марта 2011 г. № 09-01/1461

АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА,
ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОХОЗЯЙСТВА
ЗА 2010 ГОД

В 2010 году Приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 24.06.2010 № 805 утверждена согласованная с Татарстанской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Отраслевая целевая программа "Улучшение условий и охраны труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа).
Целью программы является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников. Обеспечение конституционных гарантий на охрану труда и необходимого уровня социальной защиты работников здравоохранения.
Вытекающими из цели задачами являются:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества условий труда на рабочих местах - снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
снижение количества несчастных случаев;
улучшение здоровья медицинских работников - уменьшение профзаболеваний, выявленных в ходе периодических медицинских осмотров.
В государственных учреждениях здравоохранения Республики Татарстан в 2010 году среднесписочная численность составила 22092 человек, из них женщин 18839, т.е. 85,3% от общего количества работающих (2009 г. - 85,4%). По сравнению с 2009 годом работающих в сфере здравоохранения стало больше на 6,4%.
По штату медицинских учреждений количество специалистов охраны труда составляет 46,5 единиц, при этом приказами по учреждениям назначены специалистами охраны труда (инженеры по охране труда) 53,5; превышение штатной численности произошло за счет введения в штаты учреждений специалиста по охране труда за счет горизонтальной замены. Дополнительно приказами по учреждениям, где не введены штаты специалистов по охране труда, возложены обязанности инженера по охране труда на 21 специалиста.
Учитывая требование законодательства в области охраны труда (ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда") работодатель, специалист по охране труда и руководители структурных подразделений должны пройти первичное или повторное обучение на специальных курсах и получить удостоверение. Из 1450 работников, подлежащих обучению, 1315 прошло повторное или первичное обучение, что составило 90% от необходимого количества. Прошли обучение 71 руководитель учреждения, 1175 руководителей структурных подразделений, 69 инженеров по охране труда.
Основными показателями оценки деятельности руководителей медицинских учреждений является проведение затрат на мероприятия по охране труда.
Затраты государственных учреждений на реализацию мероприятий Программы составили 64370,9 тыс. рублей, что на 16% больше, чем затраты, проведенные в 2009 году (2009 г. - 54085,4 тыс. руб.) Затраты на одного работающего при этом составили 2930 рублей и увеличились на 30,4% (2009 год - 2040 руб.).
Финансирование основных мероприятий Программы распределилось следующим образом:
на обучение охране труда руководителей и специалистов - 1087,6 тыс. руб.;
на выдачу молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, - 11202,1 тыс. руб.;
на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда - 2794,8 тыс. руб.;
обеспечение специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты - 22630,2 тыс. руб.;
на обеспечение моющими средствами - 10171,2 тыс. руб.;


проведение бесплатных медицинских осмотров и оздоровительных мероприятий - 5350,5 тыс. руб.;
улучшение условий труда и санитарно-бытового обеспечения - 6958,9 тыс. руб.
В 2010 году было зарегистрировано 15 несчастных случаев на производстве с потерей 708 человеко-дней нетрудоспособности, в которых пострадало 16 работников, это на 30% меньше, чем в 2009 году (21 случай, 633 человеко-дня нетрудоспособности) и составило в расчете на 1000 работающих 0,73 (2009 - 0,85). Получили производственную травму 14 женщин, что составило 87,5%. В 2010 году зарегистрирован несчастный случай со смертельным исходом, который произошел в ГУЗ "Республиканский центр медицины катастроф МЗ РТ" 06.09.2010 с водителем Степаненко В.К. 1937 года рождения. Причиной несчастного случая, повлекшего травму, не совместимую с жизнью, явилось падение водителя с высоты бампера при проведении работ по демонтажу лобового стекла. В 2009 году был зарегистрирован 1 групповой случай, произошедший в ГУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М.Бехтерева МЗ РТ".
Получили производственные травмы:
средний производственный персонал - 4 человека;
младший производственный персонал - 7 человек;
работники вспомогательных служб - 5 человек.
Причинами травматизма являются:
падение с высоты - 5 случаев;
воздействие травмирующих факторов - 3 случая;
неудовлетворительное содержание территорий - 4 случая;
неудовлетворительная организация производства работ и рабочих мест 4 - случая.
За отчетный период выявлено и зарегистрировано 5 случаев первичной профессиональной заболеваемости медицинских работников (2009 г. - 4 случая). Все случаи зарегистрированы в ГУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" (по 2 случая в филиалах ГУЗ РКПД "Бугульминский противотуберкулезный диспансер", "Зеленодольский противотуберкулезный диспансер") и один случай в филиале ГУЗ РКПД "Нижнекамский противотуберкулезный диспансер". Во всех 5-ти случаях установлен диагноз - туберкулез легких.
Уровень профессиональной заболеваемости среди работников системы здравоохранения на 10000 работающих составил 0,44 (2009 г. - 0,51).
Дорожно-транспортных происшествий зарегистрировано 9 случаев (2009 г. - 4 случая), из них 3 случая в ГМУ "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", по 2 случая в ГУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" и ГУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан", по 1 случаю в ГАОУ СПО РТ "Альметьевское медицинское училище" и "Нижнекамский медицинский колледж".
В соответствии с требованием законодательства аттестации по условиям труда подлежат все рабочие места, т.е. 14500. Всего аттестовано 7020 рабочих мест, т.е. 48,4% (2009 - 35%), в том числе за 2010 год аттестовано 1554 рабочих места, т.е. 22,1% от всех аттестованных рабочих мест. При этом необходимо отметить, что аттестовано с классами условий труда 3.1-3.4 6609 рабочих мест, т.е. 94,1%.

Состояние обеспечения безопасной эксплуатации оборудования

На балансе государственных учреждений здравоохранения находятся:
лифты (больничные, пассажирские, грузовые, малые грузовые) - 155 единиц (124 в эксплуатации);
стерилизаторы медицинские паровые - 237 единиц (220 в эксплуатации);
центральные системы медицинского газоснабжения - 25 единиц (23 в эксплуатации);
баллоны с медицинскими газами (в основном кислород) - 281 единица;
газификаторы холодные криогенные - 14 единиц;
бароаппараты - 6 единиц;
котельное оборудование - 16 котельных;
электрохозяйство.
Лифтовое хозяйство.
Из 124 единиц лифтов, находящихся в эксплуатации (80%), 70 лифтов обслуживаются по договорам со специализированными организациями и находятся на полном техническом обслуживании.
Эксплуатация лифтов проводится в соответствии с требованиями Правил.
Стерилизаторы медицинские паровые.
Анализ состояния эксплуатации стерилизаторов медицинских паровых, проведенный по годовым отчетам за 2010 год, показал, что в эксплуатации находится 220 стерилизаторов медицинских паровых, т.е. 93% от общего количества, и выявил следующие нарушения Правил:
не назначены Приказом по учреждению ответственные по надзору и за безопасную эксплуатацию в 12 учреждениях (ГМУ "Республиканская клиническая больница № 3", ГУЗ "Набережно-Челнинская инфекционная больница", ГУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", ГУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" г. Казани, ГМУ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер", ГУЗ "Республиканский наркологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Татарстан, ГУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", ГУЗ "Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Республики Татарстан, ГУЗ "Республиканский дом ребенка специализированный", ГУЗ "Казанский детский психоневрологический санаторий № 2", ГМУ "Республиканский центр медицинской профилактики", ГАУЗ "Актюбинский психоневрологический диспансер");
не проведены настройки предохранительных клапанов в 7 учреждениях (ГУ "Межрегиональный клинико-диагностический центр", ГУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", ГМУ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер", ГУЗ "Республиканский наркологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Татарстан", ГУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", ГУЗ "Республиканский дом ребенка специализированный", ГУЗ "Казанский детский психоневрологический санаторий № 2";
не проведено техническое освидетельствование стерилизаторов с гидравлическим испытанием в 2 учреждениях (ГМУ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" и ГУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер");
не проведена ежегодная аттестация обслуживающего персонала в 2 учреждениях (ГУ "Межрегиональный клинико-диагностический центр" и ГУЗ "Республиканский дом ребенка специализированный").
В соответствии с требованием Правил при наличии хотя бы одного выявленного нарушения эксплуатация стерилизаторов запрещена. Центральные системы медицинского газоснабжения.
В медицинских учреждениях эксплуатируется 23 центральные системы медицинского газоснабжения.
Анализ состояния эксплуатации кислородопроводов за 2010 год показал, что имеются следующие нарушения требований:
не назначено Приказом ответственное лицо за безопасную эксплуатацию кислородопровода в ГУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница" и ГУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" г. Казани;
отсутствуют или истекли сроки действия актов испытания на плотность в ГМУ "Республиканская клиническая больница № 3", ГУЗ "Набережно-Челнинская инфекционная больница", ГУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" г. Казани;
не провели ежегодное обезжиривание систем кислородопровода ГМУ "Республиканская клиническая больница № 3", ГУ "Межрегиональный клинико-диагностический центр", ГУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" г. Казани.
Газификаторы холодные криогенные.
В 7-и государственных учреждениях здравоохранения эксплуатируется в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" 12 газификаторов.
Необходимо отметить, что в ходе проведенных обследований специалистами Приволжского управления Ростехнадзора зарегистрированных в органах Ростехнадзора газификаторов для хранения и подачи медицинского кислорода для лечебных целей были выявлены факты технического обслуживания газификаторов и оборудования подачи кислорода организациями, у которых имеются нарушения требований ПБ 03-517-02 "Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А в части аттестации руководителей и специалистов. Учитывая то обстоятельство, что участки для хранения и подачи кислорода являются опасными производственными объектами для производства работ по техническому освидетельствованию должны привлекаться экспертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора, а для технического обслуживания - специализированные организации, имеющие в наличии необходимое оборудование на осуществление данного вида работ, а также квалифицированных специалистов в области криогенной техники, необходимо усилить контроль за организациями, привлекаемыми к работам с криогенным оборудованием.
Эксплуатация баллонов с медицинскими газами (кислород).
В медицинских учреждениях эксплуатируется 261 баллон с кислородом для медицинских целей. Большая часть их устанавливается в рампах для обеспечения газом централизованных систем медицинского газоснабжения, а другая часть устанавливается в операционных, в палатах интенсивной терапии, что категорически запрещено "Правилами пожарной безопасности". Учитывая высокую пожароопасность и взрывоопасность при эксплуатации баллонов с медицинским кислородом и запрещение использования одинарных баллонов в медицинских учреждениях, можно рекомендовать более широкое использование взамен баллонов кислородные концентраторы. На сегодня в государственных медицинских учреждениях эксплуатируется только 4 концентратора.
Бароаппараты.
В эксплуатации находится 3 бароаппарата, которые эксплуатируются в соответствии с требованиями ОМУ 42-21-26-88 "Отделения гипербарической оксигенации. Правила эксплуатации и ремонта".
Состояние выполнения требований в области электрохозяйства.
Одним из самых основных направлений обеспечения требований безопасности в области охраны труда является обеспечение безопасной и надежной эксплуатации электрохозяйства учреждений здравоохранения Республики Татарстан.
Анализ состояния обеспечения безопасной и надежной эксплуатации электроустановок потребителей проведен по основным критериям:
назначению Приказом по учреждению ответственного лица по электробезопасности;
проведению проверки состояния элементов заземляющего устройства со вскрытием грунта (периодичность 1 раз в 12 лет);
проведению измерения сопротивления заземляющих устройств (периодичность - ежегодно);
проведению проверки непрерывности цепи между заземлителем и заземляемой медицинской техникой, приборами и оборудованием (периодичность - ежегодно);
проведению проверок токов короткого замыкания электроустановок (периодичность - 1 раз в 5 лет);
проведению замеров сопротивления изоляции силовых и осветительных линий (периодичность - 1 раз в 3 года).
Согласно требованиям "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок работодатель соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя.
На контроле находится 48 государственных учреждений здравоохранения, в том числе с учетом филиалов 88. В соответствии с требованиями Правил безопасной эксплуатации электроустановок в 46 учреждениях (63%) приказами назначены ответственные лица за электрохозяйство, на 42 учреждениях (37%) ответственные отсутствуют или назначены лица, не соответствующие требованиям Правил (в основном назначаются ответственными электрики, что категорически не допустимо).
На контроле находится 367 объектов, на которых в зависимости от функционального назначения необходимо проведение периодических проверок состояния электрохозяйства и заземляющих устройств.
Анализ состояния выполнения требований показал, что:
на 86,9% объектов проведены измерения сопротивления изоляции силовых и осветительных электрических сетей;
на 88% объектах проведены измерения токов короткого замыкания;
на 88% объектах проведены замеры сопротивления заземляющих устройств. Не проведены замеры в следующих учреждениях здравоохранения: ГУЗ "Республиканская клиническая больница", ГУ "Республиканская клиническая больница восстановительного лечения", ГУЗ "Казанский эндокринологический диспансер"; ГУЗ "Республиканский клинический библиотечно-информационный центр"; ГАУЗ "Актюбинский психоневрологический диспансер"; ГУЗ "Госпиталь ветеранов войн" г. Казани; ГУЗ "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр"; ГАУЗ "Закамская больница скорой медицинской помощи";
на 80,6% объектов проведены проверки непрерывности цепи между заземлителем и заземляемой медицинской техникой, приборами и оборудованием. Не проведены замеры: ГУЗ "Республиканская клиническая больница", ГУ "Республиканская клиническая больница восстановительного лечения", ГУЗ "Казанский эндокринологический диспансер"; ГУЗ "Республиканский клинический библиотечно-информационный центр"; ГАУЗ "Актюбинский психоневрологический диспансер"; ГУЗ "Госпиталь ветеранов войн" г. Казани; ГУЗ "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр"; ГУЗ "Республиканский дом ребенка специализированный"; ГАУЗ "Закамская больница скорой медицинской помощи".
Предложения:
Руководителям государственных учреждений здравоохранения:
обеспечить проведение повторного или первичного обучения руководителей структурных подразделений и специалистов по охране труда;
принять меры по обеспечению снижения количества несчастных случаев на производстве и недопущению тяжелых, групповых и смертельных случаев, первичных случаев профессионального заболевания, а также дорожно-транспортных происшествий;
в учреждениях, где зарегистрированы несчастные случаи на производстве, первичные случаи профессионального заболевания и дорожно-транспортные происшествия, провести анализ причин и разработать мероприятия по их недопущению;
продолжить работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
приказами по учреждениям назначить ответственных лиц в области эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативной документации;
провести первичное или повторное (ежегодное при необходимости) обучение ответственных лиц и эксплуатирующего персонала в специализированных центрах с получением удостоверения;
принять срочные меры по устранению выявленных нарушений, вплоть до приостановки эксплуатации оборудования (стерилизаторы, газификаторы холодные криогенные, централизованные системы обеспечения медицинскими газами, баллоны с медицинскими и техническими газами, лифтовое хозяйство и электрохозяйство);
провести инструктажи с обслуживающим персоналом по безопасной работе, особенно при эксплуатации оборудования, поднадзорного Ростехнадзору по РТ.
О принятых мерах, сроках их исполнения представить информацию в отдел технического контроля и охраны труда Управления метрологического и технического контроля, охраны труда при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> МЗ РТ от 02.03.2011 № 09-01/1461
"О состоянии выполнения государственными учреждениями требований законодательства в области охраны труда и эксплуатации оборудования за 2010 год"

Письмо
Приложение. Анализ состояния выполнения государственными учреждениями требований законодательства в области охраны труда, организации эксплуатации оборудования и электрохозяйства за 2010 год
Состояние обеспечения безопасной эксплуатации оборудования

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru