Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕЗИДИУМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2002 г. № 1308

О РАБОТЕ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2001 ГОДУ

Информацию о работе местных Советов народных депутатов Республики Татарстан в 2001 году принять к сведению и направить в местные Советы народных депутатов Республики Татарстан для использования в работе (прилагается).

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.МУХАМЕТШИН





ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2001 ГОДУ

В соответствии с Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" местные Советы народных депутатов, используя право координации участия предприятий, учреждений, организаций в комплексном развитии территории, внесли значительный вклад за период проводимых реформ в обеспечение достижения прироста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения роли в экономике малого и среднего бизнеса, предпринимательства, жизнеобеспечения населения, качественного исполнения местных бюджетов. Прошедший год стал для народных депутатов местных Советов периодом становления, совершенствования взаимоотношений с органами государственного управления и взаимодействия с Советами местного самоуправления.
Как показывает раскрытый в конкретных делах и принятых решениях опыт, многие местные Советы народных депутатов республики стали полнее использовать предоставленные им полномочия.
За отчетный год в 45 местных Советах состоялось 274 сессии, на которых обсуждено 1550 вопросов.
Особое место среди обсуждаемых вопросов местного значения занимают проблемы исполнения доходных и расходных статей бюджетов городов и районов республики.
Выполняя рекомендации Государственного Совета Республики Татарстан, большинство районных и объединенных Советов осуществляли постоянный контроль за исполнением местных бюджетов, заслушав в течение года на сессиях информации о ходе исполнения бюджетов городов и районов за квартал, полугодие, 7 - 11 месяцев года.
Так, на сессиях Бавлинского объединенного, Тукаевского, Пестречинского районных Советов народных депутатов проанализировано исполнение бюджета - 2001 за I квартал, Альметьевского объединенного, Арского, Аксубаевского, Менделеевского, Тетюшского, Тюлячинского, Дрожжановского районных - за 1-е полугодие 2001 года, Азнакаевского, Буинского, Лениногорского, Нурлатского объединенных, Агрызского, Апастовского, Актанышского, Алькеевского, Алексеевского, Верхнеуслонского, Кукморского, Мамадышского, Новошешминского районных и ряда других Советов - за 7 - 11 месяцев 2001 года, что обеспечило осуществление постоянного контроля за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств.
Результатом усиленного внимания народных депутатов к вопросам движения бюджетных средств стало заметное увеличение доходных частей бюджетов. Например, за 11 месяцев 2001 года в Альметьевский районный бюджет поступило средств на 141,8% к годовому значению, в Нурлатский - на 135,1%, что позволило обеспечить своевременное и полное финансирование всех предусмотренных в бюджете социальных расходов.
Народными депутатами Казанского объединенного Совета за отчетный год на сессиях обсуждено 9 вопросов (12,5%) по бюджетно-финансовым и налоговым направлениям, Бавлинского - 18 (31,5%). Отмечена сложность ситуации по формированию бюджета на 2002 год в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве. Народные депутаты отметили, что произошедшие изменения в перераспределении доходов между федеральным центром и регионами диктуют необходимость усиленного контроля за исполнением принятого бюджета.
Учитывая, что социально-экономическое развитие территории находится в тесной взаимосвязи с результатами хозяйственной деятельности предприятий, местные Советы народных депутатов целенаправленно изучали и анализировали экономическое состояние предприятий и хозяйств, содействовали их оздоровлению и модернизации.
Достижению положительных результатов в ряде показателей социально-экономического развития территорий способствовало усиление внимания депутатского корпуса к проблемам рационального использования земельных ресурсов (Сармановский райсовет), приоритетным направлениям кадровой политики (Азнакаевский объединенный и Дрожжановский районный Советы), развития малого предпринимательства (Альметьевский, Азнакаевский, Бавлинский, Зеленодольский объединенные Советы, Агрызский, Менделеевский, Пестречинский районные Советы), поддержки сельского товаропроизводителя (Камско-Устьинский районный, Нижнекамский объединенный Советы) и другим проблемам.
Ряд местных Советов, особенно тщательно проанализировав прибыль предприятий и хозяйств, ее распределение, обеспечили в принятых решениях соответствующие пропорции и объемы налоговых средств на социальное развитие коллективов и территории.
По-прежнему особое место в деятельности местных Советов народных депутатов занимают вопросы реализации социальных программ.
Выполняя Указ Президента Республики Татарстан об объявлении 2001 года Годом молодежи, народные депутаты Апастовского, Высокогорского, Сабинского, Камско-Устьинского, Менделеевского, Ютазинского районных, Елабужского, Зеленодольского, Лениногорского, Нурлатского объединенных Советов обратились к проблемам молодежной политики на территориях. Так, обсуждая на сессии Лениногорского объединенного Совета ход выполнения Закона Республики Татарстан "О молодежи", депутаты приняли комплексную долгосрочную программу. Кроме этого, на реализацию Государственной программы поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий из местного бюджета направлено 4 млн руб. и выделено 26 квартир в строящемся жилом доме.
В деятельности местных Советов продолжают занимать заметное место вопросы пропаганды и воспитания здорового образа жизни. Продолжая развернутую еще в 1999 году работу, Арский, Алексеевский, Мамадышский, Новошешминский районные, Лениногорский объединенный Советы продолжают обеспечивать укрепление здоровья населения через содействие развитию физкультуры и спорта в городах и сельской местности. В отчетном году Программа развития физкультуры и спорта утверждена в Верхнеуслонском райсовете, обсужден на сессии вопрос "О развитии физкультурно-оздоровительной работы" в Кукморском, Мензелинском райсоветах, народные депутаты Сабинского райсовета подробно проанализировали выполнение Закона Республики Татарстан "О физкультуре и спорте", а депутаты г. Казани утвердили программу "Охрана здоровья граждан".
Особое место в истекшем году местные Советы народных депутатов уделили проблемам борьбы с преступностью и профилактике правонарушений. Так, состояние правоохранительной деятельности обсудили народные депутаты Алексеевского, Алькеевского, Актанышского, Сармановского, Мензелинского, Новошешминского, Пестречинского, Кукморского, Черемшанского, Ютазинского районных, Азнакаевского, Бугульминского, Бавлинского, Зеленодольского, Нижнекамского, Нурлатского, Чистопольского объединенных и ряда других Советов.
Вопросы социальной защиты и содействия занятости населения рассматривались на сессиях Кукморского, Камско-Устьинского, Дрожжановского, Пестречинского районных, Азнакаевского, Зеленодольского, Нижнекамского объединенных Советов народных депутатов.
Выполняя рекомендации народных депутатов Республики Татарстан, изучавших деятельность местных органов государственной власти, местные Советы народных депутатов заметно усилили работу по осуществлению контрольных функций. Вопросы повесток дня сессий местных Советов формируются с обязательным включением рассмотрения хода выполнения законов Российской Федерации и Республики Татарстан, ранее принятых собственных решений, а также указов Президента Республики Татарстан.
Так, депутаты Азнакаевского объединенного Совета народных депутатов проанализировали на сессии выполнение Закона Республики Татарстан "О культуре", в Кукморском райсовете изучалось выполнение Законов Республики Татарстан "О ветеринарном деле" и "О языках народов Республики Татарстан", в Лениногорском объединенном Совете - "О молодежи". Работу по выполнению ранее принятых собственных решений проанализировали в Агрызском, Актанышском, Алькеевском, Аксубаевском, Высокогорском, Лаишевском, Муслюмовском, Пестречинском, Сармановском районных, Альметьевском, Бугульминском, Заинском, Зеленодольском, Нижнекамском, Чистопольском объединенных, Набережночелнинском городском и ряде других Советах. Примечательно, что из 90 вопросов, рассмотренных на сессиях Казанского объединенного Совета народных депутатов, более 20% составляют вопросы по рассмотрению хода выполнения ранее принятых собственных решений Совета.
В соответствии с Законом Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" на сессиях всех местных Советов народных депутатов заслушаны отчеты местных администраций о работе в 2000 году.
Наиболее заинтересованным и глубоким было обсуждение их отчетов на сессиях Азнакаевского, Алексеевского, Алькеевского, Актанышского, Бавлинского, Мензелинского, Менделеевского, Чистопольского, Новошешминского, Тукаевского, Альметьевского, Буинского, Нижнекамского, Казанского и ряда других местных Советов.
Анализ содержания принятых решений по отчетам администраций показывает, что депутаты определили главные задачи в деятельности районных, городских администраций на предстоящий период, касающиеся, в основном, обеспечения роста сельскохозяйственного и промышленного производства, повышения уровня жизни населения, улучшения условий труда и быта.
В большинстве местных Советов народных депутатов на сессиях Советов или заседаниях президиумов представляются информации о ходе выполнения критических замечаний и предложений, высказанных в ходе отчетов местных администраций.
Вместе с тем в работе отдельных местных Советов по осуществлению контрольных функций имеются существенные недостатки.
Так, в Алькеевском, Мензелинском, Тюлячинском районных Советах народные депутаты недостаточно контролировали расходование бюджетных средств, допустив их нерациональное и нецелевое использование.
В Аксубаевском, Лаишевском районных, Чистопольском объединенном Советах допущены нарушения Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства".
В Актанышском, Мамадышском, Пестречинском, Тюлячинском, Спасском, Рыбно-Слободском районных Советах народные депутаты недостаточно контролировали ход выполнения Республиканской программы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья, а в Бавлинском объединенном и Рыбно-Слободском районном Советах недостаточно контролировали работу с обращениями граждан, в том числе и в органах местного самоуправления. Эти и другие недостатки были вскрыты проверками Комитета парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан, однако местные Советы не смогли своевременно дать оценку администрациям и должностным лицам, допустившим нарушения. Названные проблемы также не нашли отражения в последующих сессиях отдельных местных Советов.
Уровень сессионной деятельности местных Советов народных депутатов не всегда отвечает задачам повышения авторитета Советов, народных депутатов. Недостаточно используя предоставленные законодательством республики полномочия, Атнинский, Балтасинский, Кайбицкий, Лаишевский, Муслюмовский, Спасский и другие местные Советы народных депутатов ограничивают круг изучаемых проблем.
Так, например, депутатами ряда районных Советов в течение года на сессиях рассмотрено по сравнению с другими Советами малое количество вопросов, из которых почти треть составляют вопросы формирования избирательных комиссий. Ряд запланированных мероприятий в Советах не выполнены, перенесены в план следующего отчетного года. Вопросы, выносимые на обсуждение, зачастую не находят отклика среди депутатов, сессии проходят при минимальной их активности.
Вместе с тем следует отметить, что анализ содержания рассмотренных депутатами местных Советов проблем показал, что критические замечания народных депутатов Республики Татарстан и ответ работников Аппарата Государственного Совета учтены: заметно сократилось количество рассмотренных вопросов, не входящих в компетенцию местных Советов, больше внимания депутаты уделяют проблемам социального переустройства села, повышению качества жизни сельского населения, улучшению медицинского, коммунального, бытового обслуживания населения. Однако еще недостаточно активно изучается состояние уплаты налогов предприятиями и организациями в местные бюджеты, редко заслушиваются отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам местного значения.
В составе местных Советов в 2001 году работала 221 постоянная комиссия, рассмотрев на своих заседаниях 2289 вопросов.
Традиционно плодотворно и содержательно работали комиссии Казанского, Альметьевского, Бавлинского, Елабужского, Зеленодольского, Лениногорского, Нижнекамского, Чистопольского, Буинского объединенных, Набережночелнинского городского Совета, активизировали деятельность комиссии Агрызского, Арского, Тетюшского, Дрожжановского, Тукаевского и ряда других районных Советов.
Ряд инициатив, предложенных постоянными комиссиями, получили поддержку и одобрение на сессиях Советов и успешно воплощаются в повседневную практику. Так, постоянная комиссия по делам молодежи, спорту, образованию, культуре, социальным и национальным вопросам Альметьевского объединенного Совета подготовила для рассмотрения вопрос "О реализации Программы государственных гарантий обеспечения граждан Республики Татарстан бесплатной медицинской помощью", в результате изучения которого была разработана и принята Программа развития здравоохранения на 2002 - 2004 годы.
Члены постоянной комиссии Дрожжановского райсовета по здравоохранению, социальной защите населения и охране окружающей среды обратили внимание на состояние сохранения и развития сети особо охраняемых природных территорий в районе. В результате изучения и рассмотрения проблемы на сессии райсовета принято решение об организации в районе памятников природы "Исток реки Цильны" и "Лес Махмутова".
Плодотворно и результативно работали в истекшем году постоянные комиссии по социальным вопросам, делам детей и молодежи Заинского объединенного, Лаишевского районного Советов. Члены постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам Нурлатского объединенного Совета совместно с Координационным Советом по местному самоуправлению дважды в отчетном году изучали выполнение статьи 18 Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год", предлагая пути совершенствования механизма сбора налогов.
Как и в прошлые годы, следует отметить работу восьми постоянных комиссий Казанского объединенного Совета. Все 269 вопросов, рассмотренных на 65 заседаниях, нашли отражение в решениях Совета и находятся на контроле. Главное направление их работы - решение актуальных вопросов деятельности отраслей городского хозяйства, перспектив их развития. Депутатами глубоко изучены и подготовлены для обсуждения на сессии вопросы состояния и поддержки предпринимательства в г. Казани, подготовки овощных баз города к приему урожая, хода выполнения Программы оздоровления окружающей среды, организации детского питания школьников. Все названные и ряд других направлений изучались депутатами с выездом на предприятия, в коллективы.
Особого внимания заслуживает совместное заседание постоянной комиссии по культуре и национальным вопросам с комиссией Государственного Совета, изучившее ход реализации Закона "О языках народов Республики Татарстан" и Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани, в ходе которого было отмечено, что в общеобразовательных школах города в 2001 году 81% детей-татар получает обучение и воспитание на родном языке, увеличивается время теле- и радиопередач на татарском языке, продолжается обучение лиц, занятых обслуживанием населения, минимальному знанию татарского языка.
Анализ работы постоянных комиссий местных Советов показывает, что депутаты обеспечивают объективное и своевременное рассмотрение проблем жизнедеятельности на территории и представляют свои выводы и рекомендации президиумам местных Советов. Большинство инициатив постоянных комиссий завершается принятием решений Совета, разработкой мероприятий и комплексных программ. Именно так работают постоянные комиссии Тетюшского, Арского, Пестречинского, Агрызского, Тукаевского, Кукморского районных, Казанского, Азнакаевского, Бугульминского, Нижнекамского, Зеленодольского, Чистопольского объединенных, Набережночелнинского городского и ряда других Советов. В результате усиления внимания местных Советов через деятельность постоянных комиссий к ряду проблем жизнедеятельности населения отмечается оживление работы с молодежью, улучшение медицинского обслуживания, условий труда, спортивно- оздоровительной работы, санитарного состояния территорий.
Однако Алексеевскому, Атнинскому, Кайбицкому, Камско-Устьинскому, Рыбно-Слободскому, Черемшанскому, Спасскому, Сармановскому, Балтасинскому районным Советам необходимо активизировать работу постоянных комиссий, а Алексеевскому, Сармановскому, Тюлячинскому районным и Бавлинскому объединенному Советам - заслушивать их отчеты на сессиях.
Организацию работы местных Советов, постоянных комиссий, а также подготовку вопросов на сессии осуществляли президиумы Советов, рассмотревшие на своих заседаниях в 2001 году 1154 вопроса, большую часть которых составляют вопросы, связанные с подготовкой сессий, организацией работы Советов.
В то же время президиумы ряда местных Советов продолжают, превышая свои полномочия, принимать решения по вопросам, находящимся в компетенции Совета или в ведении администрации.
Изучение содержания протоколов заседаний президиумов показало, что в Альметьевском, Зеленодольском, Казанском, Чистопольском объединенных, Актанышском, Высокогорском, Арском, Мамадышском, Сармановском, Пестречинском, Тетюшском, Тукаевском, Ютазинском и ряде других районных Советов президиумы постоянно оказывали содействие народным депутатам в осуществлении ими своих полномочий, координировали действия постоянных комиссий, обеспечивали депутатов необходимой информацией.
В соответствии с законом районные, объединенные Советы народных депутатов оказывали содействие и создавали условия для работы органам местного самоуправления. Совместно с администрациями городов и районов Дрожжановский, Пестречинский районные Советы проводили для работников органов местного самоуправления семинары по вопросам пенсионного страхования, о порядке получения паспортов нового образца, о подготовке к Всероссийской переписи населения. В Агрызском районе в информационных целях президиум райсовета проводил выездные заседания на территориях Кичкетанского, Красноборского, Девятернинского местных самоуправлений.
Местные Советы народных депутатов принимали меры по обеспечению гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, предоставив право Советам местного самоуправления самостоятельно формировать доходную базу бюджетов из перечисленных в статье 25 Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год" налогов.
Благодаря целенаправленной работе районных, объединенных Советов народных депутатов с должностными лицами местного самоуправления в районах республики отмечается некоторое улучшение работы по жизнеобеспечению сельского населения. Несмотря на имеющиеся финансовые и другие проблемы, на территориях местных самоуправлений продолжают успешно работать органы общественной самодеятельности населения: товарищеские суды, родительские и домовые комитеты, добровольные народные дружины, уличные комитеты, советы клубов и школ, советы ветеранов и ряд других. С общественными формированиями постоянно работают народные депутаты местных Советов (1541 чел.).
Большинство народных депутатов (98%) отчитались перед своими избирателями за работу в истекшем году, регулярно проводили приемы избирателей, рассматривали предложения и замечания. Анализ поступающих обращений избирателей показывает, что большинство из них связано с проблемами жилья, благоустройства, пенсионного обеспечения, правопорядка. Только депутатами Казанского объединенного Совета народных депутатов в течение года получено 615 обращений, большинство из которых разрешены положительно.
Изменить темпы социально-экономического, духовно-культурного развития территорий без приведения в соответствие с высокими требованиями жизни уровня компетентности депутатов и работников представительных органов государственной власти невозможно. Поэтому повышению квалификации в современных условиях придают определяющее значение в Казанском, Высокогорском, Зеленодольском, Арском, Агрызском, Тетюшском, Буинском, Нижнекамском, Набережночелнинском и многих других местных Советах, направляя своих представителей на все предлагаемые учебные семинары Республиканских курсов переподготовки и повышения квалификации работников представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем в ряде районов Советы уделяют недостаточное внимание подготовке и повышению квалификации депутатов, слабо используя возможности Республиканских курсов при Государственном Совете Республики Татарстан.
Деятельность местных Советов народных депутатов, их президиумов, постоянных комиссий проходила в условиях широкой гласности, о чем свидетельствуют многочисленные публикации районных и городских средств массовой информации.
Ежегодно на телевидении и радио, в местной печати ряда городов и районов республики организуются специальные выпуски, посвященные работе с обращениями граждан в местные Советы и администрации.
В целях совершенствования работы с населением и оказания максимальной помощи заявителям в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, Нижнекамске и ряде сельских районов практиковались выездные приемы, совещания, встречи с трудовыми коллективами и по месту жительства, в ходе которых решалось большинство заявленных проблем, а наиболее интересные предложения граждан находили свое воплощение через выполнение решений Советов, мероприятий комплексных программ.
Вместе с тем в содержании и организации работы местных Советов народных депутатов недостает инициативы по рассмотрению проектов законов Республики Татарстан, законопроекты слабо изучаются постоянными комиссиями местных Советов, недостаточно активно используется право законодательной инициативы народных депутатов Республики Татарстан, одновременно работающими в составе местных Советов. В прошедшем году активно работали с законопроектами лишь в Казанском, Зеленодольском объединенных Советах.
Среди отдельных недостатков в деятельности Советов отмечено превышение полномочий президиумов в Лаишевском, Новошешминском, Черемшанском, Алексеевском, Лениногорском, Мензелинском Советах, рассмотревших вопросы, не входящие в их компетенцию.
Бугульминскому объединенному Совету необходимо устранить нарушение статьи 72 Конституции Республики Татарстан в части совмещения должностей государственных служащих с выполнением депутатских полномочий.
В Черемшанском, Лаишевском районных Советах заместители председателей работают на неосвобожденной основе, в аппаратах Атнинского, Ютазинского районных, Лениногорского, Бугульминского объединенных Советов длительное время нет заведующих организационными отделами, во многих местных Советах остаются незамещенными должности юрисконсультов, что существенно влияет на качественное обеспечение работы народных депутатов. Общее количество вакантных должностей составляет 43 единицы.
В течение 2001 года за плодотворную долголетнюю работу были награждены государственными наградами 5 заместителей председателей местных Советов народных депутатов, одному присвоено почетное звание, ряд народных депутатов местных Советов и сотрудников аппаратов отмечены благодарственными письмами Президиума Государственного Совета Республики Татарстан.

Отдел по работе с местными Советами
народных депутатов Организационного
Управления Аппарата
Государственного Совета
Республики Татарстан




Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2002, № 2, ст. 1043


Постановление Президиума ГС РТ от 20.02.2002 № 1308
"О работе местных Советов народных депутатов Республики Татарстан в 2001 году"

Постановление
Информация о работе местных Советов народных депутатов Республики Татарстан в 2001 году

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru