Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2001 г. по делу № 3п-1-117/2001

31 октября 2001 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:

 Председательствующего     -    Насыбуллина Ф.К.,
 при секретаре             -    Захарове М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Нуртдинова Рамиля Минуровича о признании отдельных положений Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" № 2194 от 27 мая 1999 года противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению,

установила:

Нуртдинов Р.М. обратился в суд с жалобой о признании п. 1 ст. 2, а также п. 3 ст. 2 вышеуказанного закона в части "... расчетно-платежных документов..." и "... по чекам социальной защиты населения..." противоречащими федеральному законодательству, не действующими, и не подлежащими применению на территории Республики Татарстан по мотивам, что вышеуказанные пункты и абзацы статей противоречат ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", грубо нарушают его права, как потребителя товаров (работ, услуг), т.к. сумма налога с продаж включается в цену товаров и услуг, а следовательно, ведет к их удорожанию. Указанные пункты противоречат также и Налоговому кодексу РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а не Федеральный закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Представители Государственного Совета Республики Татарстан Сафронова А.Ю. и Фомина Н.В. жалобу Нуртдинова Р.М. не признали, указав, что федеральный закон является законодательной базой и служит основанием для усовершенствования законов субъектов Российской Федерации, предоставляя им право самим устанавливать перечень товаров - объектов налогообложения. Кроме того, Закон Республики Татарстан не с чем сравнивать, т.к. указанный заявителем Федеральный закон сам признан Конституционным судом РФ противоречащим Конституции РФ.
Представитель Президента РТ о дне суда извещен, но в суд не явился без уважительных причин.
Заслушав объяснения обеих сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что жалобы заявителя должны быть удовлетворены.
В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам (п. "а" ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ст. 27 п. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 22 сентября 1999 года, законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, ч. 2 п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает, что объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков, услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Частью 3 п. 3 ст. 20 названного закона предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения по налогу с продаж, и указывается, что этот перечень может быть дополнен другими товарами первой необходимости законодательными (представительными) органами субъектов РФ с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.
В части 4 п. 3 ст. 20 Закона, приведенного выше, указывается, что к продаже за наличный расчет приравниваются продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручению физических лиц, а также передаче товаров, (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Таким образом, в этом законе федеральный законодатель установил:
1). специальный перечень товаров (работ, услуг) как первой, так и не первой необходимости, являющихся объектами налогообложения по налогу с продаж.
2). перечень товаров (работ, услуг), которые не могут являться объектами налогообложения по налогу с продаж - товары и услуги не первой необходимости (ч. 3 п. 3 ст. 20).
3). условия, при которых объектами налогообложения по налогу с продаж признаются товары и услуги по решению законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
4). в ч. 4 п. 3 ст. 20 приводится исчерпывающий перечень финансово-бухгалтерских операций, которые приравниваются к продаже за наличный расчет.
Однако в противоречие федеральному закону, в п. 1 ст. 2 Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" № 2194 от 27 мая 1999 года установлено, что "Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет". Таким образом, в обжалуемом п. 1 ст. 2 республиканского закона, в качестве объекта налогообложения указаны все товары, работы и услуги (кроме специально перечисленных товаров первой необходимости п. 2 ст. 2 Закона РТ), независимо от первой или не первой необходимости товарами они являются.
Между тем, с учетом изложенного, Государственный Совет Республики Татарстан при установлении налога с продаж должен был принять решение об установлении конкретного перечня товаров (работ, услуг) не первой необходимости, от стоимости которых рассчитывается налог. Так как федеральным законодательством субъектам РФ предоставлена возможность дополнить перечень товаров (работ, услуг), реализация которых облагается налогом с продаж, товарами (работами, услугами) не первой необходимости, а не устанавливать иной принцип налогообложения, по которому налогом облагаются все товары, а из налогооблагаемой базы исключается лишь стоимость некоторых товаров первой необходимости, что приводит к еще большей неопределенности объекта налогообложения и расширению налоговых обязательств на региональном уровне.
Как уже указывалось выше, в ч. 4 п. 3 Закона РФ, установлен исчерпывающий перечень финансово-бухгалтерских операций, которые приравниваются к продаже за наличный расчет. В п. 3 ст. 2 Закона РТ "О налоге с продаж" этот перечень расширен и туда включены "... иные расчетно-платежные документы...", а также "... чеки социальной защиты населения". Этого российский закон не содержит и, следовательно, они противоречат федеральному законодательству.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Конституционного суда РФ от 30.01.2001 имеет номер № 2-П, а не № 0-2-П.

Изложенное опровергает доводы представителей Госсовета РТ о том, что федеральный закон дает право законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации самим устанавливать перечень товаров (работ, услуг) - объектов налогообложения. Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание их доводы о том, что п. п. "д" п. 1 и п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об основах налоговой системы в РФ" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а также ряда положений аналогичных законов некоторых республик и областей, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30 января 2001 года № 0-2-п, признан не соответствующим Конституции РФ. Поэтому судебная коллегия учитывает положение, изложенное в названном Постановлении Конституционного суда РФ от 30 января 2001 года, где указано, что налог с продаж, введенный на основании федерального закона, законами субъектов Российской Федерации, является источником доходной части бюджетов соответствующих субъектов РФ и местных бюджетов. Следовательно, немедленное признание оспариваемых положений утратившими силу может повлечь неисполнение указанных бюджетов, Республики Татарстан в том числе, и привести к нарушению прав и свобод граждан. В связи с этим, в решении суда следует указать, что оспариваемые положения Закона РТ "О налоге с продаж" признаются противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению не позднее 1 января 2002 года.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Жалобу Нуртдинова Рамиля Минуровича удовлетворить.
Признать п. 1 ст. 2, а также п. 3 ст. 2 в части "... и иных расчетно-платежных документов..." и "... по чекам социальной защиты населения..." Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" за № 2194 от 27 мая 1999 года, противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению не позднее 1 января 2002 года.
В официальных средствах массовой информации: "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан", в газете "Республика Татарстан" дать официальное сообщение о состоявшемся решении после вышеуказанного срока.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд РФ, через Верховный суд РТ.

Председательствующий
Ф.К.НАСЫБУЛЛИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Татарстан от 31.10.2001 по делу № 3п-1-117/2001
<О признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 27.05.1999 № 2194 "О налоге с продаж">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru