Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2001 г. по делу № 3п-1-142/2001

13 декабря 2001 г. Верховный Суд Республики Татарстан

 В составе председательствующего судьи                      Габдуллина Р.Г.
 С участием прокурора                                          Амирова К.Ф.
 При секретаре                                                Захарове М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. ст. 1, 2, 14, 15, 16, Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 года № 1366-XII в редакции от 21 февраля 1992 года "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан",

установил:

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцев А.Г. обратился в суд с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных статей Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", указывая на то, что в статье 1 данного Закона определено, что бюджет республики представляет собой форму образования и расходования денежных средств республики и соответствующих административно-территориальных единиц, которыми являются районы и города республики. Бюджетная система республики согласно статье 2 Закона состоит из бюджета Республики Татарстан, бюджетов районов и городов Республики Татарстан. В соответствии со статьей 14 Закона Республики Татарстан составление и исполнение бюджета является функцией органов государственного территориального управления. В статьях 15 и 16 данного Закона определен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в том числе и местных.
Указанные положения Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", по утверждению прокурора, противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Представители Государственного Совета Республики Татарстан Сафиуллин И.М., Сафронова А.Ю., Гарипов Р.У. с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что бюджеты районов и городов республики принимаются и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов, фактически являются местными бюджетами и в этой части оспариваемые положения Закона Республики Татарстан не противоречат действующему федеральному законодательству. Кроме того, решением Верховного суда Республики Татарстан от 9 января 2001 года было отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления". Таким образом, в Законе Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" определен порядок формирования республиканского бюджета и бюджетов местных органов государственной власти, существование которых и, соответственно, формирование их бюджетов, не противоречит федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан Сунгатуллин М.В. с заявлением прокурора также не согласился.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Республики Татарстан Амирова К.Ф., суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты.
В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса РФ и статьей 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" под местным бюджетом понимается бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно статьям 11 и 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждение определяется правовыми актами представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В Законе Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" в статье 1 определено, что бюджет республики представляет собой форму образования и расходования денежных средств республики и соответствующих административно-территориальных единиц, то есть районов и городов республики.
Бюджетная система республики согласно статье 2 данного Закона состоит из бюджета Республики Татарстан, бюджетов районов и городов республики.
В соответствии со статьей 14 Закона составление и исполнение бюджета является функцией органов государственного территориального управления. В статьях 15 и 16 Закона Республики Татарстан определен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в том числе и местных.
Таким образом, Законом Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" финансовые полномочия муниципальных образований переданы действующим в республике территориальным органам государственной власти, право формировать местные бюджеты передано не органам местного самоуправления, а районным и городским Советам народных депутатов, которые относятся к системе органов государственной власти.
Законом Республики Татарстан не допускается формирование самостоятельных бюджетов органами местного самоуправления, местные бюджеты составляются и формируются местными органами государственной власти. В соответствии же с вышеприведенными положениями федерального законодательства формирование местного бюджета отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Закона Республики Татарстан, предоставляющие право создания местных бюджетов местным органам государственного территориального управления, а не органам местного самоуправления, противоречат положениям федерального законодательства, подлежат признанию недействительными и не подлежащими применению.
Поскольку положения п. 3 статьи 16 Закона Республики Татарстан признаны не действующими и не подлежащими применению решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года определением суда производство по делу в этой части прекращено.
Доводы представителей Государственного Совета о том, что территориальные органы государственной власти действуют на территории республики в соответствии с федеральным законодательством, о чем свидетельствует решение Верховного суда Республики Татарстан от 9 января 2001 года, являются необоснованными, поскольку федеральным законодательством не предоставлено право этим органам государственной власти формировать и исполнять местные бюджеты.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителей Государственного Совета о том, что изменения в порядок формирования местных бюджетов будут произведены после внесения изменений в Конституцию Республики Татарстан, оспариваемые положения Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" противоречат федеральному законодательству и не могут быть признаны законными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 193, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан

решил:

Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. ст. 1, 2, 14, 15, пункты 1, 2, 4, 5, 6 ст. 16 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 года № 1366-XII в редакции Закона Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года № 1443-XII "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан, газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.

Судья
Р.Г.ГАБДУЛЛИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Татарстан от 13.12.2001 по делу № 3п-1-142/2001
<О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 26.12.1991 № 1366-XII в редакции от 21.02.1992 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru