Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2011 г. по делу № 3-2/11

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р.Мочаловой,
с участием прокурора А.Б.Гревцова,
при секретаре В.А.Зайцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта,

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 4 и 5 пункта 6 раздела II Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного денежного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" в части слов "являющимся пенсионерами".
В обоснование требований указал, что Кабинетом Министров Республики Татарстан 17 декабря 2004 года принято Постановление № 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного денежного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан".
В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 6 раздела II Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного денежного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан (далее Положение) ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается реабилитированным гражданам, являющимся пенсионерами, а также гражданам, пострадавшим от политических репрессий, являющимся пенсионерами.
По мнению прокурора, эти нормы противоречат статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривающей, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Считает, что на основании этой статьи Закона мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, в равной мере, независимо от их возраста или состояния здоровья.
Абзацы 4 и 5 пункта 6 раздела II Положения в части установления ограничения в выплатах реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий гражданам, не являющимся пенсионерами, нарушают права этих лиц.
Указывает, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, в том числе, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Внесенный в Кабинет Министров Республики Татарстан протест прокурора, в котором ставился вопрос о необходимости принятия изменений в указанный нормативный правовой акт, остался без удовлетворения.
Участвующий в судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласились, полагая, что оспариваемые заявителем положения приняты в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в установленном порядке и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. В своем отзыве указали, что Положение разработано во исполнение Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в статье 6 которого определены меры социальной поддержки, предоставляемые реабилитированным гражданам при условии, если они являются пенсионерами. Данная норма закона соответствует положениям действующей до 1 января 2005 года части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и, соответственно, не сужает круг реабилитированных лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. При этом положения статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" являлись предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан, который в своем Постановлении от 6 декабря 2006 года № 22-П признал их соответствующими Конституции Республики Татарстан.
Выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
17 декабря 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление № 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного денежного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан".
Текст Постановления официально опубликован в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 12 января 2005 года, № 1-2, ст. 0018.
Согласно абзацам 4 и 5 пункта 6 раздела II Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается реабилитированным гражданам, являющимся пенсионерами, а также гражданам, пострадавшим от политических репрессий, являющимся пенсионерами.
Оспаривая данные нормы, прокурор ссылается на то обстоятельство, что они сужают круг лиц, имеющих право в соответствии с федеральным законодательством на меры социальной поддержки.
Суд соглашается с такой позицией прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной поддержки населения осуществляется, в том числе, Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно действовавшей до 1 января 2005 года редакцией статьи 16 этого Закона предусматривались льготы, которые распространялись на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и являющихся пенсионерами или инвалидами.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ эта статья изложена в новой редакции, в соответствии с которой реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой новой нормы мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Между тем, принятый 8 декабря 2004 года Закон Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" предусмотрел меры социальной поддержки только для пенсионеров из числа реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного денежного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, которое предусматривает, как пояснили представители Кабинета Министров Республики Татарстан, предоставление мер социальной поддержки только пенсионерам из числа реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Иных нормативных правовых актов в Республике Татарстан, предусматривающих предоставление мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, не являющихся пенсионерами, не имеется.
Такое положение нарушает установленный Федеральным законом принцип равенства всех реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, на получение компенсации от государства.
Из статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" следует, что право реабилитированных лиц на получение от государства мер социальной поддержки обусловлено исключительно фактом применения к ним различных мер принуждения, применяемых государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Такое право, кроме статуса жертвы политических репрессий, не поставлено в зависимость от каких-либо иных факторов: получение пенсии, достижение определенного возраста и т.д.
Следовательно, оспариваемые нормы Положения сужают установленный Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, что выходит за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Ссылка представителей заинтересованного лица, что Постановление принято в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", не может иметь правового значения по данному делу, поскольку Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, утвердившее Положение, является самостоятельным нормативно-правовым актом, который не должен противоречить нормам федерального законодательства.
Не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления и довод представителей заинтересованного лица о том, что положения Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" признаны в 2006 году Конституционным судом Республики Татарстан соответствующими Конституции Республики Татарстан, так как в данном случае суд проверяет Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан на соответствие федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения не соответствуют федеральному законодательству, поскольку применительно к рассматриваемому вопросу Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации, вышел за пределы предоставленных полномочий, сузив установленный законодательством Российской Федерации субъектный состав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими абзацы 4 и 5 пункта 6 раздела II Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного денежного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" в части слов "являющимся пенсионерами".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Ю.Р.МОЧАЛОВА

Решение вступило в законную силу 1 февраля 2011 года.

Судья
Ю.Р.МОЧАЛОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.01.2011 по делу № 3-2/11
<О признании недействующими абзацев 4 и 5 пункта 6 раздела II Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 № 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного денежного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru