Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2002 г. по делу № 3п-1-46/2002

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Габдуллина Р.Г.
при секретаре Халимовой Н.Я.
с участием прокурора Синяковой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об особой экономической зоне "Камские Поляны",

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об особой экономической зоне "Камские Поляны" от 1 декабря 1999 года № 2469, указывая на то, что содержащиеся в данном Законе положения, в частности, статья 1, часть вторая статьи 5, статьи 4, 6, 7, 8 противоречат требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", нормам Гражданского кодекса и Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор уточнил свои требования, просит признать противоречащими федеральному законодательству положения статьи 8 республиканского закона, содержащиеся в абзацах втором и третьем части второй, указав, что в остальной части положения статьи 8 федеральному законодательству не противоречат.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан Сафронова А.Ю., Казакова Н.Г. и представитель Президента Республики Татарстан Симкачев Д.А. с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что они возражают против удовлетворения заявления прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству частей первой и второй статьи 1, частей второй, третьей и четвертой статьи 4, части второй статьи 5, частей первой, третьей, четвертой и пятой статьи 6, статьи 7 за исключением освобождения от уплаты федеральных налогов. В обоснование своей позиции представители Государственного Совета и Президента Республики Татарстан указали, что в данных нормах регулируется порядок создания Особой экономической зоны "Камские Поляны", порядок регистрации участников Особой экономической зоны, порядок деятельности администрации Особой экономической зоны и федеральному законодательству установленный порядок создания зоны, регистрации участников и деятельности администрации не противоречит.
Выслушав объяснения прокурора Прокуратуры Республики Татарстан Синяковой Г.Ю., представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям второй и третьей статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В Законе Республики Татарстан от 1 декабря 1999 года "Об особой экономической зоне "Камские Поляны" в статье 1 дается понятие и цели создания Особой экономической зоны. Под Особой экономической зоной "Камские Поляны" понимается часть территории Нижнекамского района Республики Татарстан, ограниченная административными границами рабочего поселка Камские Поляны, на которой устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, правовой режим предпринимательской и инвестиционной деятельности, предоставляемой отечественным и иностранным инвесторам, зарегистрированным в указанной зоне в качестве участников Особой экономической зоны "Камские Поляны" и осуществляющим в ней предпринимательскую и инвестиционную деятельность.
Под уровнем экономической самодостаточности в настоящем Законе понимается обеспечение величины доходной части бюджете местного самоуправления рабочего поселка Камские Поляны, достаточной для:
- покрытия расходов на текущее содержание отраслей, финансируемых полностью или частично из бюджетов всех уровней;
- дальнейшего социально-экономического развития Особой экономической зоны "Камские Поляны".
Участниками Особой экономической зоны "Камские Поляны" являются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в реестре участников Особой экономической зоны "Камские Поляны".
Порядок и условия регистрации участников Особой экономической зоны "Камские Поляны" определяются Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Положения частей первой, третьей и четвертой статьи 1 Закона Республики Татарстан противоречат положениям статей 2 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым регулирование предпринимательской деятельности находится в исключительном ведении Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту второму статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.
В соответствии с пунктом вторым статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Гражданские права могут быть ограничены на основании только федерального закона и только в той мере, какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, положения частей первой, третьей и четвертой статьи 1 республиканского закона, устанавливая особый, льготный правовой режим предпринимательской и инвестиционной деятельности для зарегистрированных в Особой экономической зоне участников, противоречат федеральному законодательству, поскольку предусматривают дополнительную регистрацию для участников Особой экономической зоны, что является неправомерным на уровне субъекта федерации.
По аналогичным основаниям противоречат федеральному законодательству части первая, третья, четвертая и пятая статьи 6 Закона Республики Татарстан. В соответствии с частью третьей статьи 6 республиканского закона предпринимательская и инвестиционная деятельность на территории Особой экономической зоны "Камские Поляны" осуществляется на договорной основе. Частями четвертой и пятой данной статьи республиканского закона предусмотрена возможность лишения участников Особой экономической зоны статуса участника и исключение их из реестра, что влечет лишение права осуществлять предпринимательскую и инвестиционную деятельность на территории Особой экономической зоны.
Установление дополнительных по сравнению с федеральным законодательством требований - заключение договора с администрацией Особой экономической зоны, как основание для осуществления предпринимательской деятельности - противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства.
Согласно части второй статьи 1 Закона Республики Татарстан под уровнем экономической самодостаточности понимается обеспечение величины доходной части бюджета местного самоуправления рабочего поселка Камские Поляны, достаточной для покрытия расходов на текущее содержание отраслей, финансируемых полностью или частично из бюджетов всех уровней.
Таким образом, законом предусматривается возможность покрытия расходов на текущее содержание отраслей, финансирование которых должно осуществляться за счет бюджетов разных уровней, средствами бюджета местного самоуправления.
Указанные положения противоречат части второй статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета отнесено к вопросам местного значения. Кроме того, указанные положения нарушают установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов, в частности, права органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования средств бюджета местного самоуправления, а также порядок распределения и закрепления между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, финансируемых из бюджетов разных уровней. Так, в соответствии с пунктом вторым статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов производятся соответственно по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4 республиканского закона управление Особой экономической зоной возложено на Главу местного самоуправления рабочего поселка Камские Поляны, что противоречит пункту 6 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. При этом, в соответствии со статьей 8 указанного федерального закона порядок формирования, наименование и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления определяется Уставом местного самоуправления.
Противоречат федеральному законодательству и положения части второй статьи 5 республиканского закона, в соответствии с которой администрации Особой экономической зоны предоставляются полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Республики Татарстан, находящимся в республиканской и коммунальной собственности и расположенным в Особой экономической зоне "Камские Поляны".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом четвертым статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законом с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом, в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ежегодно должны предусматриваться в соответствующем бюджете: федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 республиканского закона предусмотрено, что участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты всех видов налогов в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Республики Татарстан, и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Татарстан, за исключением подоходного налога с физических лиц, платежей за землю, отчислений в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан и отчислений на государственное социальное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации платежи, служащие источниками образования Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации объединены в единый социальный налог. Таким образом, их выделение из общей системы обязательных платежей является необоснованным.
Кроме того, освобождение участников Особой экономической зоны от уплаты всех налоговых платежей и сборов, являющихся доходными источниками бюджета Республики Татарстан означает, что освобождение от уплаты налогов распространяется в том числе и на часть федеральных налогов, поступающую в бюджет Республики Татарстан в порядке межбюджетного регулирования. Однако, у органа представительной власти субъекта Российской Федерации отсутствуют полномочия определять дополнительные категории плательщиков, которым предоставляются налоговые льготы по федеральным налогам.
В соответствии с абзацами вторым и третьим части второй статьи 8 Закона Республики Татарстан фонд развития Особой экономической зоны "Камские Поляны" формируется за счет, в том числе, сборов за регистрацию в качестве участника Особой экономической зоны "Камские Поляны"; средств, выделяемых из местного бюджета.
Указанные положения противоречат федеральному законодательству, поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений определена также в статье 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исполнение местных бюджетов относится к ведению органов местного самоуправления.
Сбор за регистрацию в качестве участника Особой экономической зоны не предусмотрен налоговым законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом пятым статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 6 Закона Республики Татарстан в Особой экономической зоне не подлежат реализации экономические проекты, предполагающие воссоздание предприятий атомной энергетики. В соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные энергетические системы, ядерная энергетика находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" определивший правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в статье 1 определил, что отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, регулируются указанным федеральным законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, и положения части второй статьи 6 подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству.
Доводы представителей Государственного Совета Президента Республики Татарстан о том, что федеральному законодательству противоречит только часть первая статьи 4 республиканского закона, поскольку в остальных частях этой статьи регулируется порядок деятельности администрации Особой экономической зоны, являются необоснованными. Статья 4 закона имеет общую структуру и регулирует деятельность администрации зоны, руководителем которой является глава местного самоуправления рабочего поселка Камские Поляны.
Также подлежат отклонению и другие доводы представителей Государственного Совета и Президента Республики Татарстан по изложенным в решении суда основаниям.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса РСФСР суд рассмотрел данное дело в пределах заявленных прокурором требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191 - 193, 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан

решил:

Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 1, 4, часть вторую статьи 5, статьи 6, 7, абзацы второй и третий части второй статьи 8 Закона Республики Татарстан "Об особой экономической зоне "Камские Поляны" от 1 декабря 1999 года № 2469 с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья
Р.Г.ГАБДУЛЛИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Татарстан от 17.04.2002 по делу № 3п-1-46/2002
<О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об особой экономической зоне "Камские Поляны">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru