ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2001 г. по делу № 3П-1-155
25 декабря 2001 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Павлюхиной Н.Ю.,
с участием прокурора - Сибгатуллина
при секретаре - Исхаковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 сентября 2000 года № 630 "О ведении Государственного кадастра особо охраняемых и природных территорий Республики Татарстан",
установила:
В Верховный суд Республики Татарстан обратился Прокурор Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 сентября 2000 года № 630 "О ведении Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан" с момента его издания.
В обоснование заявления указано, что данное Постановление противоречит действующему федеральному законодательству, приняв его, Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал.
Представитель Кабинета Министров РТ просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Судебная коллегия считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РФ, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1 принятого 14 марта 1995 года Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемым в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 4 данного Федерального закона Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством РФ 19 октября 1996 года издано Постановление № 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, в ч. 2 п. 1 которого установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Пунктом 5 Постановления от 19 октября 1996 года № 1249 полномочия по разработке и утверждению правил ведения кадастра, формы учетной документации по особо охраняемым природным территориям и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений переданы Государственному комитету Российской федерации по охране окружающей среды.
При таком положении Кабинет Министров Республики Татарстан, приняв Постановление
от 1 сентября 2000 года за № 630 "О ведении Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан", превысил свои полномочия и заявление Прокурора РТ о признании указанного Постановления
противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его издания подлежит удовлетворению и признанию таковым.
Доводы представителя Кабинета Министров РТ о том, что в настоящее время 14 сентября 2001 года Кабинет Министров РТ издал Постановление
за № 640 "О внесении изменений в Постановление
Кабинета Министров РТ от 1 сентября 2000 года № 630 "О ведении Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий РТ" и более того, в соответствии с ч. 4 ст. 6
Закона РТ "Об особо охраняемых природных территориях" порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий РТ устанавливается Кабинетом Министров РТ, в силу вышеизложенного не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления Прокурора РТ по настоящему делу. В данном случае Постановление
Кабмина РТ от 1 сентября 2000 года за № 630 подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его издания, а положение ч. 4 ст. 6
Закона РТ "Об особо охраняемых природных территориях" также противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 50, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 сентября 2000 года № 630 "О ведении Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Н.Ю.ПАВЛЮХИНА