Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 20 октября 2010 г. № 8930/10

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан с учетом проведенных проверок обращает внимание на соблюдение обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации и направляет Информационное письмо "О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации при организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья" для сведения и использования в процессе осуществления деятельности.

И.о. руководителя департамента
надзора и контроля в сфере образования
О.М.КАМАЛТЫНОВА





Приложение

О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства в образования и науки Республики Татарстан (далее - Департамент) в соответствии с переданными полномочиями Российской Федерации в области образования и Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года № 116, с учетом проведенных в 2009 - 2010 гг. документарных и выездных проверок по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан, обращает внимание на следующее.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности и рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Правовой основой организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ "Семейный кодекс Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Закон Республики Татарстан от 22 февраля 2006 года № 15-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области образования";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 "Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 июня 2008 года № 401 "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
Проверки, проведенные Департаментом, выявили в образовательных учреждениях факты нарушения законодательства при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- в уставах общеобразовательных учреждений не регламентированы вопросы деятельности учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- уставы ряда образовательных учреждений не приведены в соответствие с Федеральным законом от 30.06.2007 № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья", заменившим термин "граждане (обучающиеся, воспитанники, дети) с отклонениями в развитии" термином "граждане (обучающиеся, воспитанники, дети) с ограниченными возможностями здоровья";
- отсутствует локальный акт по организации начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на дому;
- открытие в общеобразовательных учреждениях специальных (коррекционных) классов в соответствии с п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении осуществляется без выполнения ряда условий:
- в уставах учреждений не предусмотрена реализация коррекционных образовательных программ;
- право на реализацию данных программ не подтверждается лицензией;
- в уставах и локальных актах образовательных учреждений не закреплены следующие вопросы и процедуры:
а) особенности приема детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждение, порядок организации классов компенсирующего обучения;
б) наполняемость специальных (коррекционных) классов;
в) особенности режима занятий указанных категорий обучающихся;
- порядок перевода (направления) обучающихся в специальный (коррекционный) класс осуществляется с нарушением п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении (перевод (направление) учащихся в специальный (коррекционный) класс осуществляется приказом муниципального органа управления образованием и образовательного учреждения только после первого года обучения в образовательном учреждении (п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"));
- основание для перевода детей в специальный (коррекционный) класс школы не соответствует п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (основанием для перевода детей в специальный (коррекционный) класс школы являются заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей (законных представителей) учащихся (п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья");
- наполняемость специальных (коррекционных) классов не соответствует п. 16 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- обучение детей, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по обучению и воспитанию по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида, осуществляется в общеобразовательных классах по основной общеобразовательной программе; однако во время обучения промежуточная и итоговая аттестация обучающихся не проводится, перевод из класса в класс и выпуск осуществляется с нарушением ст. 17 Закона Российской Федерации "Об образовании";
- педагогические работники, работающие в коррекционных классах, не имеют специального (дефектологического) образования или профессиональной переподготовки (образовательный процесс по специальным программам коррекционной направленности в школе осуществляется педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку в области специальной (коррекционной) педагогики (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"));
- в общеобразовательных учреждениях, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, не организована деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, осуществляющего сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения");
- медицинские работники, закрепленные за общеобразовательными учреждениями, не оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья и особенностей развития, консультируют по вопросам подбора профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников школ, не проводят просветительскую работу с родителями (законными представителями) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний;
- в соответствии с законодательством организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, осуществляется на постоянной основе по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения; однако при организации получения образования детьми данной категории в обычном классе не используются возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану (ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании") (при этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, не должно превышать 3 - 4 человек (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения");
- отсутствуют приказы образовательного учреждения по организации индивидуального обучения детей на дому;
- отсутствуют рабочие программы учебных предметов и дисциплин;
- организация обучения детей на дому осуществляется с нарушением п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании" (преподаются не все предметы учебного плана).




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 20.10.2010 № 8930/10
"О соблюдении законодательства Российской Федерации в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья"

Письмо
Приложение. О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации при организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru