Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 25 февраля 2011 г. № 1829/11

О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЯХ
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

В соответствии с Письмом Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 03-83 "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства" (далее - Письмо) направляем методические материалы (инструкции) для проведения квалификационных испытаний в письменной форме в рамках аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности преподавателей школ искусств, концертмейстеров, педагогов дополнительного образования художественного и музыкального профилей (Приложение № 1).
Согласно данному Письму квалификационные испытания для указанных категорий педагогических работников проводятся только в форме описания урока (индивидуального или группового учебного занятия, урока-репетиции к концертному выступлению).
Для сведения, прилагаемые к Письму разъяснения по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства, размещены на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан (mon tatar.ru) в разделе "Педагогическая аттестация"/"Нормативные документы".

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение
к Письму
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 25 февраля 2011 г. № 1829/11

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАСТНИКА ПИСЬМЕННЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ <*>

--------------------------------
Примечание: <*> Данная Инструкция предназначена для педагогических работников (преподавателей школ искусств, концертмейстеров, педагогов дополнительного образования), реализующих программы дополнительного образования детей в области культуры и искусства.

1. Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия.
При проведении аттестации предлагается:
- форма короткого сочинения - описания урока (для преподавателей);
- форма короткого сочинения - описания урока-репетиции к концертному выступлению (для концертмейстеров).
В описании должен быть изложен развернутый план урока (занятия) с учетом требований и критериев, изложенных в приложениях 1, 2.
2. Конспект (описание) учебного занятия составляется участником испытаний самостоятельно на бумажном носителе в присутствии экспертов - членов подкомиссии аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - подкомиссия).
Максимальный объем конспекта - 6 - 8 листов (формат А4).
3. Максимальное время для проведения письменных квалификационных испытаний составляет 3 часа от начала процедуры.
4. Участнику письменных квалификационных испытаний необходимо иметь при себе:
- гелевую ручку;
- 10 листов бумаги (формат А4) (перед началом процедуры на листы ставится штамп или печать учреждения, в котором проводятся испытания);
- рабочую программу.
5. Во время квалификационных испытаний пользование мобильными телефонами, методической литературой, за исключением учебников, хрестоматий, сборников музыкальных произведений, необходимых преподавателю (концертмейстеру) при подготовке к уроку (занятию), категорически запрещается.
6. Конспект урока (учебного занятия) составляется участником испытаний по предмету, который он преподает в текущем году или для учебной (возрастной) группы, которую он ведет в текущем учебном году.
Данные о предмете (специальности), классе (учебной группе), рабочей программе, на основе которой проводятся занятия, участник тестирования обязан сообщить в подкомиссию за 7 - 10 дней до начала процедуры лично или через работодателя.
7. Перед началом квалификационных испытаний аттестуемый педагог знакомится с требованиями к структуре конспекта урока (занятия), перечнем критериев, по которым будет оцениваться его квалификационная работа (приложение 2).
8. Тему урока (учебного занятия) предлагает член подкомиссии - эксперт из числа тем, представленных в рабочей программе. В случае необходимости педагог имеет право исключить отдельные темы, представленные в программе, и по субъективным причинам для него нежелательных (не более пяти).

├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.5 │Преподаватель использует методы, побуждающие          │            │
│     │обучающихся самостоятельно рассуждать                 │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.6 │Преподаватель демонстрирует умение включать новый     │            │
│     │материал в систему уже освоенных знаний обучающихся   │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.7 │Преподаватель демонстрирует умение организовать       │            │
│     │обучающихся для поиска дополнительной информации,     │            │
│     │необходимой при решении учебной задачи (слушание      │            │
│     │музыки, компьютерные и медиапособия, цифровые         │            │
│     │образовательные ресурсы и др.)                        │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.8 │Преподаватель может точно сформулировать критерии, на │            │
│     │основе которых он оценивает ответы обучающихся        │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.9 │Преподаватель показывает обучающимся, на основе каких │            │
│     │критериев производится оценка их ответов              │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│5.10 │Преподаватель умеет сочетать методы педагогического   │            │
│     │оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся     │            │
└─────┴──────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘


Приложение 4

ПОРЯДОК
ПРОВЕРКИ ЭКСПЕРТАМИ ПИСЬМЕННЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Оценка проекта:
Оценку проекта должны осуществлять специально подготовленные эксперты, знающие специфику преподаваемого предмета, основные направления модернизации современного образования (деятельностный, дифференцированный подход и др.); владеющие методом экспертного оценивания; умеющие на основании заданных критериев дать оценку профессиональных компетентностей педагога.
В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом (концертмейстером) конспект, выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития каждой из компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в табличную схему оценки письменной работы преподавателя (концертмейстера), представленную в приложении 3.
Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в приложении 2.
Оценка представляет из себя констатацию факта наличия (или отсутствия) той или иной позиции, представленной в характеристике компетентности. Соответственно оценка оформляется либо цифровым способом ("1" или "0"), либо символическим ("+" или "-").
По каждой из компетентностей подсчитывается общее количество набранных баллов, а также определяется среднее значение по каждой компетентности в целом (количество набранных баллов делится на общую возможную сумму баллов, например: "Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности" - возможно максимальное количество баллов - 9, набрано 5,5 делим на 9 = 0,55).
Если среднее значение по каждой из компетентностей > 0,5 балла, компетентность считается достаточно сформированной, если < 0,5 балла - компетентность считается не сформированной.
Для подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо, чтобы больше половины представленных компетентностей были достаточно сформированными. Показатель соответствия подсчитывается по отношению суммы сформированных компетентностей к общему количеству компетентностей.

= SUM БПК

ПС - показатель соответствия занимаемой должности.
БПК - сумма сформированных базовых педагогических компетенций (может варьироваться от 1 до 6).
Показатель соответствия может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла.
Он интерпретируется следующим образом:
От 0,5 до 1 балла - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.
От 0 до 0,49 балла - несоответствие занимаемой должности: педагог не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.
Оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому преподавателю (концертмейстеру), выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 25.02.2011 № 1829/11
"О квалификационных испытаниях для педагогических работников, реализующих дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
(вместе с "Инструкцией для участника письменных квалификационных испытаний")

Письмо
Приложение. Инструкция для участника письменных квалификационных испытаний
Приложение 1. Требования по содержанию и структуре сочинения-описания урока (учебного занятия)
1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе
План проведения урока
2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства
План проведения урока
3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению
План проведения урока-репетиции
Приложение 2
1. Критерии оценки письменной работы для преподавателей и концертмейстеров, проводящих занятия по исполнительским дисциплинам
2. Критерии оценки письменной работы преподавателя (для преподавателей, проводящих занятия по теоретическим и историческим дисциплинам)
Приложение 3
1. Схема оценки письменной работы для преподавателей и концертмейстеров, проводящих занятия по исполнительским дисциплинам
1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
3.1. Компетентность педагогического работника в предмете преподавания
3.2. Компетентность педагогического работника в методах преподавания
3.3. Об уровне развития компетентности преподавателя (концертмейстера) в субъективных условиях деятельности
4. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
5. Компетентность в области организации учебной деятельности
2. Схема оценки письменной работы преподавателя (для преподавателей, проводящих занятия по теоретическим и историческим дисциплинам)
1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
3.1. Компетентность преподавателя в предмете преподавания
3.2. Компетентность преподавателя в методах преподавания
3.3. Об уровне развития компетентности преподавателя в субъективных условиях деятельности
4. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
5. Компетентность в области организации учебной деятельности
Приложение 4. Порядок проверки экспертами письменных квалификационных работ

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru