МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИКАЗ
от 2 августа 2011 г. № 3933/11
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА НА 2011 - 2012
УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993) и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить региональный базисный учебный план
на 2011 - 2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
2. Считать утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 28 апреля 2010 г. № 1746/10 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социальных компетентностей личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Эффективное достижение указанных целей возможно при профильном обучении.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.
В региональном базисном учебном плане для 10 - 11 классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования (далее - БУП РТ-2011) сохранены принципы построения, основанные на идее двухуровневого (базового и профильного) государственного образовательного стандарта, а также трехкомпонентности (федеральный, национально-региональный и школьный) структуры самого учебного плана.
В БУП РТ-2011 для старшей ступени общего образования сохранены:
- самостоятельность образовательного учреждения при конструировании учебных планов, увеличение возможностей моделирования более широкого спектра различных направлений профильного обучения в соответствии с образовательными потребностями и имеющимися ресурсами образовательного учреждения. Такую возможность предоставляет и отсутствие утвержденных штампов примерных учебных планов по различным профилям. При таком подходе более важными представляются не примерные учебные планы возможных профилей (их формирование - это прерогатива школы или право отдельного старшеклассника, выбирающего свою индивидуальную образовательную программу), а рекомендуемое распределение учебных часов между базовым и профильным уровнем для каждого предмета (образовательной области);
- соблюдение преемственности в изучении учебных предметов как инвариантной, так и вариативной частей учебного плана в каждом классе (группе учащихся) за время обучения на старшей ступени общего образования. Исходя из этого, предлагаемый объем часов, необходимый на освоение отдельных учебных предметов в 10 - 11 классах, представлен из расчета времени на 2 учебных года;
- количество учебного времени, необходимого для изучения предметов на профильном уровне.
Исходя из этого, образовательное учреждение, составляя учебный план для определенного класса (группы учащихся), поступивших в 10 класс (например, 01.09.2011), заблаговременно моделирует перспективный учебный план для этого же класса (группы учащихся) для продолжения обучения в 11 классе (с 01.09.2012).
Целесообразным является утверждение учебного плана на 2 года обучения на старшей ступени общего образования с начала формирования данного класса с определенным профилем обучения с одновременным ознакомлением учащихся и их родителей (законных представителей) с учебным планом и двухлетней программой обучения.
При составлении учебного плана рекомендуем придерживаться следующих подходов:
- учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне;
- выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального и регионального компонента Республики Татарстан, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. БУП РТ-2010 представляет функционально полный, но минимальный набор обязательных общеобразовательных предметов: "Русский язык", "Литература", "Татарский язык", "Татарская литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также интегрированные предметы "Естествознание" и "Обществознание (включая экономику и право)".
Остальные базовые предметы вносятся в учебный план школы (класса) исходя из выбора обучающихся и ресурсных возможностей образовательного учреждения.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Математика", "Информатика и ИКТ" могут стать профильными учебными предметами в физико-математическом профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
Например, для физико-математического профиля профильными предметами являются физика и математика, а информатика выступает "смежным" предметом, обеспечивающим или поддерживающим профиль. Аналогично для других профилей:
│ Базовые учебные предметы │
├─────────────────────────────────────────┬──────────────────────────┤
│Русский язык │ 6 (3/3) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Литература │ 6 (3/3) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Татарский язык │ 6 (3/3) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Татарская литература │ 8 (4/4) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Иностранный язык │ 6 (3/3) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Математика │ 8 (4/4) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Информатика и ИКТ │ 2 (1/1) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│История │ 4 (2/2) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Обществознание (включая экономику и │ 4 (2/2) │
│право) │ │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│География │ 2 (1/1) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Физика │ 4 (2/2) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Химия │ 2 (1/1) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Биология │ 2 (1/1) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Технология │ 4 (2/2) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Основы безопасности жизнедеятельности │ 2 (1/1) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Физическая культура │ 6 (3/3) │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Итого: │ 72 (36/36) │
├─────────────────────────────────────────┴──────────────────────────┤
│ Компонент образовательного учреждения │
├─────────────────────────────────────────┬──────────────────────────┤
│Элективные учебные предметы, учебные │ 2 (1/1) │
│практики, проекты, исследовательская │ │
│деятельность │ │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│ИТОГО: │ 74 (37/37) │
└─────────────────────────────────────────┴──────────────────────────┘
При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих), может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального и регионального компонентов БУП РТ-2011.