Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2011 г. по делу № 3-27/11

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений), утвержденного Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 № 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений),

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпунктов 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", утвержденного Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 № 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)" (далее - Регламент).
В пункте 2.9 раздела 2 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относится:
- характер, масштабы сферы деятельности юридического лица не имеют для республики и граждан, в ней проживающих, существенной значимости;
- положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Республики Татарстан и международном рынке незначительное;
- виды товаров (работ, услуг), производимых юридическим лицом, не является уникальным, присущими только Республике Татарстан (подпункты 1, 2 и 3).
В заявлении прокурор указал на противоречие этой нормы части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпункту "в" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизе нормативных, правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Считает, что в данном случае употребление оценочных понятий "существенная значимость", "незначительное", "уникальный" создает условия для проявления коррупции.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан - Шакирзянов Р.Р. поддержал требования.
Представитель Министерства юстиции Республики Татарстан - Слепнева Э.И. с заявлением не согласилась, пояснив, что указанный Административный регламент разработан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2004 № 179 "О выдаче разрешений юридическим лицам на использование в своих названиях наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний".
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
17 января 2011 года Министерством юстиции Республики Татарстан принят Приказ № 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)".
Текст оспариваемого Приказа официально опубликован в газете "Республика Татарстан", № 21, 04.02.2011 года.
Регламент, согласно пункту 1.1 раздела 1, устанавливает стандарт и порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений).
К основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги, в соответствии с подпунктами 1, 2 и 3 пункта 2.9 Регламента, относится:
- характер, масштабы сферы деятельности юридического лица не имеют для республики и граждан, в ней проживающих, существенной значимости;
- положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Республики Татарстан и международном рынке незначительное;
- виды товаров (работ, услуг), производимых юридическим лицом, не является уникальным, присущими только Республике Татарстан.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в силу статьи 3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 4 Закона).
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, названный Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальной службы (статья 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В силу статьи 3 Закона антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.
Так, согласно подпункт "в" пункта 4 Методики коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: юридико-лингвистическая неопределенность, употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Анализ указанных норм показывает, что неопределенность рассматривается в качестве коррупциогенного фактора при одновременном наличии условий: если положения акта содержат требования к гражданам и организациям и употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.
Суд полагает, что оспариваемые положения Регламента, представляющие собой основания для отказа в предоставлении государственной услуги, носящие оценочные понятия - "существенная значимость", "незначительное", "уникальный", позволяют должностным лицам от которых зависит, в той или в иной степени, выдача разрешения на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний, давать субъективную оценку представленным документам, что в силу указанных выше норм федерального законодательства, является коррупционным фактором.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, Постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П).
При таком положении, применение в пункте 2.9 раздела 2 Административного регламента терминов "существенная значимость", "незначительное", "уникальный" противоречит федеральному законодательству.
Довод Министерства юстиции Республики Татарстан о том, что регламент разработан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2004 № 179 "О выдаче разрешений юридическим лицам на использование в своих названиях наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний" не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора, поскольку само по себе это обстоятельство не исключает противоречия оспариваемых норм федеральному законодательству, регулирующему вопросы предоставления государственных услуг и противодействия коррупции.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", утвержденного Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 № 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)".
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)", утвержденного Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 № 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 20 июля 2011 г.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 20.07.2011 № 11-Г11-23 данное решение оставлено без изменения.

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 17.05.2011 по делу № 3-27/11
<О признании недействующими подпунктов 1, 2 и 3 пункта 2.9 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республика Татарстан, "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений), утвержденного Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 17.01.2011 № 01-02/3 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в названиях юридических лиц наименований "Республики Татарстан", "Татарстан" и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений)">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru