МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 18 марта 2011 г. № 2614/11
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет для сведения и изучения модель
мониторинга введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.
Отзывы и предложения в обобщенной форме просим представить до 18 марта 2011 г. на E-mail: Alfiya.Urmancheeva@tatar.ru.
Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН
Приложение
к Информационному письму МОиН РТ
от 18 марта 2011 г. № 2614/11
МОДЕЛЬ
МОНИТОРИНГА ВВЕДЕНИЯ ФГОС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОКИ
А. Концептуальный блок
1. Ключевые характеристики ФГОС НОО
Наиболее существенная особенность ФГОС
начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование четко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но на развитие ребенка данного возраста. Важнейшей характеристикой стандарта
является идея о системном характере результативности начальной школы: личностные, метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Две другие группы требований ФГОС НОО (требования
к образовательной программе и требования
к условиям ее реализации) призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.
2. Цель мониторинга введения ФГОС НОО
Целью мониторинга является получение обратной связи о том, насколько эффективно вводится новый образовательный стандарт
. Поскольку новый стандарт
начальной школы вводится постепенно, важно уже на опыте пилотных школ обнаружить те "разрывы", которые необходимо преодолеть, чтобы избежать формального введения стандарта
. О формальном введении стандарта
можно будет говорить в том случае, если начальная школа не переориентируется на достижение новых образовательных результатов, не поставит их во главу угла. В этом случае изменение образовательной программы или изменение условий не приведет к существенной трансформации образовательного процесса.
Таким образом, целью мониторинга введения ФГОС НОО
является определение того, происходят ли заданные стандартом
изменения в образовательной программе и условиях ее реализации и "работают" ли эти изменения на появление новых образовательных результатов.
3. Задачи мониторинга введения ФГОС
Разработанная модель мониторинга введения ФГОС
позволяет:
осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС
на уровнях регионов и образовательных учреждений;
анализировать эффективность осуществляемых регионами и образовательными учреждениями мер по введению и реализации ФГОС
;
выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС
, зоны конфликтов и напряжений в системе;
определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС
;
осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС
.
4. Сроки проведения мониторинга
Мониторинг реализации ФГОС НОО
рекомендуется проводить ежегодно в начале учебного года (т.е. с 2011 - 2012 учебного года). Выявленные трудности реализации ФГОС
должны стать предметом анализа и коррекции в течение первых месяцев учебного года.
В одном и том же образовательном учреждении по мере введения ФГОС
мониторинг должен проводиться в несколько этапов: предварительный этап (готовность к работе по ФГОС
), первый этап (начало первого класса), второй этап (начало второго класса), третий этап (начало третьего класса), четвертый этап (начало четвертого класса).
│ │сотрудничестве необходимую │ работы/ │ │ │ │
│ │взаимопомощь партнеру │ материалы для │ │ │ │
│ │ │ самооценки/ │ │ │ │
│ │ │ план или карта │ │ │ │
│ │ │ наблюдений/ │ │ │ │
│ │ │ инструменты │ │ │ │
│ │ │ отсутствуют │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼───────────┼────┤
│13.9 │УУД 9: Ребенок может │Стандартизированные│Чекбокс │Заполняемый│ФГОС
│
│ │записывать, фиксировать │письменные работы/ │ │показатель │ │
│ │информацию об окружающем │творческие работы/ │ │ │ │
│ │мире с помощью инструментов │ практические │ │ │ │
│ │ИКТ и обмениваться ею в │ работы/ │ │ │ │
│ │образовательном процессе │ материалы для │ │ │ │
│ │(через электронную почту, │ самооценки/ │ │ │ │
│ │чат, видеоконференцию, │ план или карта │ │ │ │
│ │форум, блог) │ наблюдений/ │ │ │ │
│ │ │ инструменты │ │ │ │
│ │ │ отсутствуют │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼───────────┼────┤
│13.10│УУД 10: Ребенок умеет │Стандартизированные│Чекбокс │Заполняемый│ФГОС
│
│ │осуществлять расширенный │письменные работы/ │ │показатель │ │
│ │поиск информации с │творческие работы/ │ │ │ │
│ │использованием ресурсов │ практические │ │ │ │
│ │библиотек и Интернета │ работы/ │ │ │ │
│ │ │ материалы для │ │ │ │
│ │ │ самооценки/ │ │ │ │
│ │ │ план или карта │ │ │ │
│ │ │ наблюдений/ │ │ │ │
│ │ │ инструменты │ │ │ │
│ │ │ отсутствуют │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼───────────┼────┤
│13.11│УУД 11: Ребенок может │Стандартизированные│Чекбокс │Заполняемый│ФГОС
│
│ │представлять информацию │письменные работы/ │ │показатель │ │
│ │средствами ИКТ в графическом│творческие работы/ │ │ │ │
│ │виде: как таблицы, графики и│ практические │ │ │ │
│ │прочее │ работы/ │ │ │ │
│ │ │ материалы для │ │ │ │
│ │ │ самооценки/ │ │ │ │
│ │ │ план или карта │ │ │ │
│ │ │ наблюдений/ │ │ │ │
│ │ │ инструменты │ │ │ │
│ │ │ отсутствуют │ │ │ │
└─────┴────────────────────────────┴───────────────────┴──────────┴───────────┴────┘
--------------------------------
<2> "Опросник для учителя, преподающего..." заполняется всеми учителями начальной школы, ведущими такие предметы, как: русский язык (родной язык), литературное чтение, математика, окружающий мир.