Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 18 марта 2011 г. № 2614/11

Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет для сведения и изучения модель мониторинга введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.
Отзывы и предложения в обобщенной форме просим представить до 18 марта 2011 г. на E-mail: Alfiya.Urmancheeva@tatar.ru.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение
к Информационному письму МОиН РТ
от 18 марта 2011 г. № 2614/11

МОДЕЛЬ
МОНИТОРИНГА ВВЕДЕНИЯ ФГОС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОКИ

А. Концептуальный блок

1. Ключевые характеристики ФГОС НОО

Наиболее существенная особенность ФГОС начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование четко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но на развитие ребенка данного возраста. Важнейшей характеристикой стандарта является идея о системном характере результативности начальной школы: личностные, метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Две другие группы требований ФГОС НОО (требования к образовательной программе и требования к условиям ее реализации) призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.

2. Цель мониторинга введения ФГОС НОО

Целью мониторинга является получение обратной связи о том, насколько эффективно вводится новый образовательный стандарт. Поскольку новый стандарт начальной школы вводится постепенно, важно уже на опыте пилотных школ обнаружить те "разрывы", которые необходимо преодолеть, чтобы избежать формального введения стандарта. О формальном введении стандарта можно будет говорить в том случае, если начальная школа не переориентируется на достижение новых образовательных результатов, не поставит их во главу угла. В этом случае изменение образовательной программы или изменение условий не приведет к существенной трансформации образовательного процесса.
Таким образом, целью мониторинга введения ФГОС НОО является определение того, происходят ли заданные стандартом изменения в образовательной программе и условиях ее реализации и "работают" ли эти изменения на появление новых образовательных результатов.

3. Задачи мониторинга введения ФГОС

Разработанная модель мониторинга введения ФГОС позволяет:
осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровнях регионов и образовательных учреждений;
анализировать эффективность осуществляемых регионами и образовательными учреждениями мер по введению и реализации ФГОС;
выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, зоны конфликтов и напряжений в системе;
определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС;
осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.

4. Сроки проведения мониторинга

Мониторинг реализации ФГОС НОО рекомендуется проводить ежегодно в начале учебного года (т.е. с 2011 - 2012 учебного года). Выявленные трудности реализации ФГОС должны стать предметом анализа и коррекции в течение первых месяцев учебного года.
В одном и том же образовательном учреждении по мере введения ФГОС мониторинг должен проводиться в несколько этапов: предварительный этап (готовность к работе по ФГОС), первый этап (начало первого класса), второй этап (начало второго класса), третий этап (начало третьего класса), четвертый этап (начало четвертого класса).


│     │сотрудничестве необходимую  │      работы/      │          │           │    │
│     │взаимопомощь партнеру       │   материалы для   │          │           │    │
│     │                            │    самооценки/    │          │           │    │
│     │                            │  план или карта   │          │           │    │
│     │                            │    наблюдений/    │          │           │    │
│     │                            │    инструменты    │          │           │    │
│     │                            │    отсутствуют    │          │           │    │
├─────┼────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼───────────┼────┤
│13.9 │УУД 9: Ребенок может        │Стандартизированные│Чекбокс   │Заполняемый│ФГОС
│     │записывать, фиксировать     │письменные работы/ │          │показатель │    │
│     │информацию об окружающем    │творческие работы/ │          │           │    │
│     │мире с помощью инструментов │   практические    │          │           │    │
│     │ИКТ и обмениваться ею в     │      работы/      │          │           │    │
│     │образовательном процессе    │   материалы для   │          │           │    │
│     │(через электронную почту,   │    самооценки/    │          │           │    │
│     │чат, видеоконференцию,      │  план или карта   │          │           │    │
│     │форум, блог)                │    наблюдений/    │          │           │    │
│     │                            │    инструменты    │          │           │    │
│     │                            │    отсутствуют    │          │           │    │
├─────┼────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼───────────┼────┤
│13.10│УУД 10: Ребенок умеет       │Стандартизированные│Чекбокс   │Заполняемый│ФГОС
│     │осуществлять расширенный    │письменные работы/ │          │показатель │    │
│     │поиск информации с          │творческие работы/ │          │           │    │
│     │использованием ресурсов     │   практические    │          │           │    │
│     │библиотек и Интернета       │      работы/      │          │           │    │
│     │                            │   материалы для   │          │           │    │
│     │                            │    самооценки/    │          │           │    │
│     │                            │  план или карта   │          │           │    │
│     │                            │    наблюдений/    │          │           │    │
│     │                            │    инструменты    │          │           │    │
│     │                            │    отсутствуют    │          │           │    │
├─────┼────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼───────────┼────┤
│13.11│УУД 11: Ребенок может       │Стандартизированные│Чекбокс   │Заполняемый│ФГОС
│     │представлять информацию     │письменные работы/ │          │показатель │    │
│     │средствами ИКТ в графическом│творческие работы/ │          │           │    │
│     │виде: как таблицы, графики и│   практические    │          │           │    │
│     │прочее                      │      работы/      │          │           │    │
│     │                            │   материалы для   │          │           │    │
│     │                            │    самооценки/    │          │           │    │
│     │                            │  план или карта   │          │           │    │
│     │                            │    наблюдений/    │          │           │    │
│     │                            │    инструменты    │          │           │    │
│     │                            │    отсутствуют    │          │           │    │
└─────┴────────────────────────────┴───────────────────┴──────────┴───────────┴────┘

--------------------------------
<2> "Опросник для учителя, преподающего..." заполняется всеми учителями начальной школы, ведущими такие предметы, как: русский язык (родной язык), литературное чтение, математика, окружающий мир.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Информационное письмо Минобрнауки РТ от 18.03.2011 № 2614/11
<О модели мониторинга введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования>

Письмо
Приложение. Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования: концептуальный и инструментальный блоки
А. Концептуальный блок
1. Ключевые характеристики ФГОС НОО
2. Цель мониторинга введения ФГОС НОО
3. Задачи мониторинга введения ФГОС
4. Сроки проведения мониторинга
5. Факторы риска мониторинга введения ФГОС НОО и возможности их преодоления при проектировании мониторинга
6. Взаимодополняющие системы сбора данных
7. Обоснование отбора объектов мониторинга
8. Система показателей и критериев мониторинга
9. Система подготовки участников реализации мониторинга
Б. Инструментальный блок
Анкеты с заполняемыми показателями. Уровень образовательного учреждения
Таблица № 1. Характеристика готовности учреждения к введению ФГОС НОО
Таблица № 2. Повышение квалификации административных и педагогических работников
Таблица № 3. Анкета для учителя, преподающего <наименование предмета>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru