Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 18 августа 2011 г. № 8913/11

О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКТИВНОГО ПИСЬМА

Министерство образования и науки Республики Татарстан доводит до сведения и использования в работе инструктивное письмо "О порядке направления детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждения специального (коррекционного) образования и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья при общеобразовательных школах", разработанное с учетом изменений в законодательстве.

Заместитель министра
А.К.ЗИННУРОВ





Приложение

О ПОРЯДКЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ И
КЛАССЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

В целях дальнейшего обеспечения соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, при организации обучения данной категории детей необходимо руководствоваться следующим:
Согласно пункту 5 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. 18.07.2011) "Об образовании" учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Для осуществления учета детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо информацию о ребенке вносить в базу данных о детях с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями.
Выявление и обследование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется также районными, городскими психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Согласно статье 50 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Комплектование специальных (коррекционных) учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья производится на основании направления органов управления образования при соответствующем заключении психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей (законных представителей).
Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617).
В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения в коррекционном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, от 18.08.2008 № 617).
Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса (п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212).
Для обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии представляются следующие документы:
1. Направление на ПМПК от врача-психиатра с указанием диагноза в соответствии с "Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем" десятого пересмотра (МКБ-Х).
2. История развития ребенка (ф.112/у), медицинская карта ребенка для образовательных учреждений (ф 026/у-2000).
3. Выписка из протокола педсовета школы (для учащегося).
4. Личное дело учащегося.
5. Характеристика из школы (дошкольного учреждения) с печатью, заверенная подписями учителя (воспитателя), директора (заведующей).
6. Рабочие тетради по русскому языку и математике (для учащегося).
7. Копия свидетельства о рождении.
8. Справка с места жительства.
9. Аудиограмма (для детей с нарушениями слуха).
Психолого-медико-педагогическая комиссия в своих рекомендациях руководствуется инструкциями по приему в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с недостатками физического и умственного развития.
2. Согласно Инструкции по приему детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для глухих, слабослышащих и позднооглохших (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 11.02.1975 № 63-М):
- в специальные образовательные учреждения (в том числе классы в общеобразовательных школах, дошкольные учреждения и группы) 1 вида для неслышащих принимаются дети:
а) не реагирующие на громкий голос,
б) реагирующие на громкий голос, на голос разговорной громкости у ушной раковины, различающие некоторые речевые звуки (а, о, у, р) произнесенные у ушной раковины голосом повышенной громкости, имеющие среднюю потерю слуха в речевой области более 80 децибел;
- в специальные образовательные учреждения (в том числе классы в общеобразовательных школах, дошкольные учреждения и группы) 2 вида для слабослышащих и позднооглохших принимаются дети:
а) имеющие среднюю потерю слуха в речевой области от 30 до 80 децибел, различающие речь (слова и фразы обычной разговорной громкости на расстоянии от ушной раковины до трех метров) и страдающие вследствие недостаточности слуха различной степенью недоразвития речи;
б) оглохшие в дошкольном и школьном возрасте, но сохранившие речь, хотя бы со значительными нарушениями;
в) различающие речь разговорной громкости на расстоянии более трех метров, страдающие существенным недоразвитием речи, препятствующим их обучению в общеобразовательной школе.
3. Согласно Инструкции по приему детей в специальные общеобразовательные школы - интернаты (школы) слепых и слабовидящих (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 11.02.1975 № 63-М) и Письму Министерства образования Российской Федерации от 21.02.2001 № 1 "О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях":
- в специальные образовательные учреждения (в том числе классы в общеобразовательных школах, дошкольные учреждения и группы) 3 вида для незрячих принимаются дети:
а) с остротой зрения на лучшем глазу 0,04 и ниже с переносимой коррекцией;
б) с остротой зрения на лучшем глазу 0,05 - 0,08 с переносимой коррекцией, при прогрессирующей атрофии зрительного нерва, при тапето-ретинальных дистрофиях сетчатки и других заболеваниях, характеризующихся прогрессирующим падением зрения;
- в специальные образовательные учреждения (в том числе классы в общеобразовательных школах, дошкольные учреждения и группы) 4 вида принимаются слабовидящие дети:
а) с остротой зрения 0,05 - 0,4 на лучшем глазу с переносимой коррекцией (при том учитывается состояние зрительных функций: поле зрения, острота зрения для близи, форма и течение патологического процесса);
б) с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенопических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии; дети с косоглазием и миопией.
В классы охраны зрения при общеобразовательных школах и группы охраны зрения при дошкольных учреждениях принимаются дети:
а) с косоглазием и амблиопией, имеющих остроту зрения выше 0,4;
б) слабовидящие с остротой зрения 0,05 - 0,4 на лучшем глазу с переносимой коррекцией (при этом учитывается состояние зрительных функций: поле зрения, форма и течение патологического процесса);
в) с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенопических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии; с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза.
4. Согласно Инструкции по приему детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для детей с тяжелыми нарушениями речи (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 11.02.1975 № 63-М):
- в специальные образовательные учреждения (в том числе классы в общеобразовательных школах, дошкольные учреждения и группы) 5 вида для детей с тяжелой патологией речи принимаются дети в возрасте 4 - 12 лет при нормальном слухе, первично сохранном интеллекте и имеющие тяжелые нарушения речи:
а) страдающие общим недоразвитием речи тяжелой степени (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия);
б) имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
в) страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
5. Согласно Инструкции по приему детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 11.02.1975 № 63-М):
- в специальные образовательные учреждения (в том числе классы в общеобразовательных школах, дошкольные учреждения и группы) 6 вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата принимаются дети, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода:
а) с церебральными параличами;
б) с последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальных периодах;
в) с различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;
г) с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.
6. В специальные образовательные учреждения (в том числе классы в общеобразовательных школах, дошкольные учреждения и группы) 8 вида для умственно отсталых детей, направляются дети со следующей категорией умственной отсталости (в зависимости от уровня социального функционирования):
а) с умственной отсталостью;
б) с легкой умственной отсталостью;
в) с умеренной умственной отсталостью (при заключении ПМПК - ребенок подлежит обучению по программе для глубоко умственно отсталых детей);
г) с не уточненной умственной отсталостью;
д) с другой умственной отсталостью.
7. В учреждения социальной защиты направляются дети со следующими категориями умственной отсталости:
а) с умеренной умственной отсталостью;
б) с тяжелой умственной отсталостью;
в) с глубокой умственной отсталостью.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 18.08.2011 № 8913/11
"О направлении инструктивного письма"

Письмо
Приложение. О порядке направления детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждения специального (коррекционного) образования и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья при общеобразовательных школах

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru