Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. № 46-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА "А" ПУНКТА 1
РАСЧЕТА РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЕННОЙ
ВНУТРИ МНОГОКВАРТИРНОГО ЖИЛОГО ДОМА, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА № 87, В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА
И.Л.ГРИГОРЯНА

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
с участием гражданина И.Л.Григоряна, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя заявителя - А.Ю.Емельянова, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника юридического отдела Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.Ф.Булатова, исполняющей обязанности начальника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан З.Р.Минзяновой, представителя Президента Республики Татарстан - заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан А.А.Камалова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - главного советника сектора гражданского права и хозяйственных правоотношений Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан К.А.Козновой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш.Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан К.П.Андреева, представителя Прокурора Республики Татарстан - начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Т.Габдрахмановой, специалиста, приглашенного по ходатайству органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника отдела координации расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве Управления экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Л.Р.Гилфановой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина И.Л.Григоряна в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями оспариваемой нормы, примененной в его конкретном деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем норма Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.В.Кузьминой, объяснения сторон - заявителя И.Л.Григоряна, представителя заявителя А.Ю.Емельянова, представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Р.Ф.Булатова, З.Р.Минзяновой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - А.А.Камалова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - К.А.Козновой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - И.Ш.Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - К.П.Андреева, от Прокурора Республики Татарстан - М.Х.Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - А.Т.Габдрахмановой, специалиста, приглашенного в заседание по ходатайству органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Л.Р.Гилфановой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин И.Л.Григорян с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом "а" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87.
Оспариваемой нормой установлена формула расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Как следует из жалобы и приложенных к ней документов, заявитель проживает в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, и является собственником квартиры, в которой по июль 2009 года отсутствовал индивидуальный прибор учета. До марта 2009 года ему начислялись платежи за электрическую энергию по формуле, установленной в подпункте 3 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. С марта 2009 года в связи с вступлением в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 гражданину И.Л.Григоряну указанные платежи стали начисляться по формуле, установленной в подпункте "а" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного данным Постановлением. В связи с этим, по мнению заявителя, размер платы за электроэнергию для него увеличился. В июле 2009 года он оборудовал жилое помещение, в котором проживает, индивидуальным прибором учета электроэнергии. Гражданин И.Л.Григорян обжаловал начисление ему платежей за период с марта по июль 2009 года на основании подпункта "а" пункта 1 указанного Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, в Альметьевский городской суд Республики Татарстан, решением которого в иске к ОАО "Татэнергосбыт" ему было отказано. Решение по данному делу оставлено без изменения кассационной инстанцией Верховного суда Республики Татарстан.
Заявитель считает, что установленный обжалуемой нормой порядок расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, в период с марта по июль 2009 года нарушал его права и законные интересы как потребителя электрической энергии, используемой для бытовых нужд, и не соответствовал гарантированному Конституцией Республики Татарстан принципу равенства прав и свобод человека и гражданина.
Кроме этого, гражданин И.Л.Григорян отмечает, что наличие в федеральном и региональном законодательстве двух различных по содержанию норм, регулирующих одни и те же отношения, дает правоприменителям возможность их произвольного выбора, что является нарушением ясности и недвусмысленности правового регулирования.
В связи с этим, по мнению заявителя, положения подпункта "а" пункта 1 оспариваемого Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, нарушают его права и свободы, предусмотренные статьями 27 (части первая и вторая), 28 (части первая и вторая) и 51 Конституции Республики Татарстан, согласно которым в Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина; Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав, потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются нормативные положения подпункта "а" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87, устанавливающие формулу расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
2. Оспариваемые гражданином И.Л.Григоряном правовые положения затрагивают сферу жилищного законодательства. В соответствии со статьей 72 (пункт "к" части 1) во взаимосвязи со статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование жилищных отношений в соответствии с федеральными законами и при условии, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно указанным конституционным положениям, а также части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с этим порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Вместе с тем порядок расчета размера платы в случаях, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показателям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за тот же период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета, то есть при наличии сверхнормативного расхода, федеральным законодательством не урегулирован.
На основании статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 4 июля 2003 года) во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 3 ноября 1997 года № 15-П, согласно которой совместное ведение означает, что при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать соответствующий вопрос, Кабинет Министров Республики Татарстан принял Постановление от 16 февраля 2009 года № 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома". Указанным Постановлением, по существу, утвержден порядок расчета сверхнормативного расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, для жилых помещений как оборудованных, так и не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Таким образом, утверждая Постановлением от 16 февраля 2009 года № 87 Расчет расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункты 1 и 11) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Татарстан, а также осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан.
3. Провозглашая Республику Татарстан правовым государством, Конституция Республики Татарстан возлагает на Республику Татарстан обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть первая; статья 2). При этом Конституция Республики Татарстан закрепляет, что граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 22). Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав. Потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке (статья 51).
Указанные конституционные положения реализуются в том числе в жилищной сфере Республики Татарстан и определяют содержание и смысл правового регулирования порядка оплаты коммунальных услуг, предоставляемых гражданам - потребителям данных услуг, проживающим в многоквартирных домах.
Жилищный кодекс Российской Федерации установил единую структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Так, пункт 2 части 2 статьи 154 данного Кодекса предусматривает, что плата за жилое помещение включает в себя плату за коммунальные услуги, а часть 4 указанной статьи устанавливает, что плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе и плату за электроснабжение.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 23 июля 2008 года, действовавшей в указанный заявителем период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (в редакции от 21 июля 2008 года, действовавшей в указанный заявителем период), собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, как в случае с заявителем И.Л.Григоряном, определяется по формуле, установленной в подпункте 3 пункта 1 Приложения № 2 к указанным Правилам, а именно исходя из нормативов потребления. Однако данный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, включая электроснабжение, не предусматривает порядок расчета размера платы за сверхнормативный расход электрической энергии в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета и, следовательно, применяется в случае, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период по показателям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме совпадает с суммарным объемом потребленной электрической энергии за тот же период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета, то есть при отсутствии сверхнормативного расхода электрической энергии.
При наличии сверхнормативного расхода электрической энергии внутри многоквартирного дома расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится, как это следует из Примечания к Расчету расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, по формуле, установленной в оспариваемой заявителем норме.
Следовательно, указанные нормативные правовые акты - Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 и Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 - регулируют разные отношения, связанные с расчетом расхода электрической энергии в многоквартирном жилом доме, и не дублируют друг друга.
Тем самым доводы заявителя о том, что для регулирования одних и тех же отношений применяются две различные по содержанию правовые нормы, что нарушает требование ясности и недвусмысленности правового регулирования, являются необоснованными. Предусмотренные вышеназванными нормативными правовыми актами различия в правовом регулировании порядка расчета размера платы за потребленную электрическую энергию обусловлены объективно существующими факторами, а именно наличием либо отсутствием у граждан индивидуальных приборов учета и наличием либо отсутствием сверхнормативного расхода электрической энергии в многоквартирном жилом доме.
Установление указанного регулирования не может рассматриваться как нарушение гарантированного Конституцией Республики Татарстан принципа равенства (статья 28), поскольку такое правовое регулирование основано на учете объективно существующих особенностей, значимых для характеристики жилых помещений. При этом, как неоднократно отмечал Конституционный суд Республики Татарстан (Постановления от 18 июля 2006 года № 21-П; от 16 апреля 2008 года № 29-П; от 23 декабря 2008 года № 32-П) со ссылкой на правоприменительную практику Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года № 182/1984).
Кроме того, доводы заявителя о том, что в результате применения подпункта "а" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, нарушаются его права как потребителя, закрепленные в статье 51 Конституции Республики Татарстан, также являются необоснованными, поскольку оспариваемая норма не ограничивает его право на защиту в установленном порядке своих законных интересов в качестве потребителя услуги по электроснабжению.
Таким образом, оспариваемая заявителем норма, определяющая порядок расчета размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, не может рассматриваться как ограничивающая, умаляющая или иным образом нарушающая права и свободы человека и гражданина и не противоречит Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 27 (части первая и вторая), 28 (части первая и вторая) и 51.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать нормативные положения подпункта "а" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома", соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан




Официальная публикация в СМИ:
"Республика Татарстан", № 260, 31.12.2011,
"Ватаным Татарстан", № 260, 31.12.2011


Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 20.12.2011 № 46-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87, в связи с жалобой гражданина И.Л.Григоряна"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru