КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 февраля 2012 г. № 148
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ
НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ НА 2012 ГОД И
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2012 ГОД
В целях дальнейшего повышения уровня подготовки органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
План
основных мероприятий Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2012 год (далее - План);
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2012 год.
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан:
принять меры по обеспечению выполнения Плана
;
разработать и ввести в действие планы основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах министерств, ведомств, предприятий и организаций Республики Татарстан на 2012 год.
3. Предложить руководителям исполнительных комитетов городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан:
принять меры по обеспечению выполнения Плана
;
разработать и ввести в действие в установленном порядке соответствующие организационно-методические указания по подготовке органов управления и сил гражданской обороны, системы обеспечения пожарной безопасности и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций местного уровня, а также планы основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан на 2012 год.
4. Признать утратившими силу пункты 1
- 3
, 5
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011 № 129 "Об утверждении Плана основных мероприятий Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011 год и Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на 2011 год".
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
Утвержден
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 23 февраля 2012 г. № 148
ПЛАН
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ НА 2012 ГОД
VI. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных
формирований
При создании и подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований руководствоваться федеральными законами от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ
"О гражданской обороне", от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом
МЧС России от 23.12.2005 № 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный № 7383).
Уточнение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований осуществлять ежегодно после проведения текущей корректировки планов гражданской обороны. Разрабатывать и вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, в Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан и муниципальных образованиях в соответствии с Методическими рекомендациями МЧС России.
В обучении руководителей и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы Республики Татарстан. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.
Основой проверки готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.
Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением нештатных аварийно-спасательных формирований осуществлять в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". С этой целью иметь перспективные планы проверки готовности сил гражданской обороны к действиям по предназначению.
Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводить показные учения с привлечением нештатных аварийно-спасательных формирований.
Планировать на учениях с нештатными аварийно-спасательными формированиями отработку задач:
по ликвидации последствий террористических актов,
при переводе экономики с мирного на военное время,
взаимодействия с другими силами гражданской обороны и формированиями министерств и ведомств.
В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в средствах индивидуальной защиты с использованием приборов радиационной и химической разведки.
Состояние готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны:
согласно годовым планам основных мероприятий;
при проведении командно-штабных учений с органами управления с привлечением территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных формирований;
при проведении проверок состояния гражданской обороны организации (объекта) органами надзорной деятельности (инспектирования).
При определении готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям по предназначению также оценивать:
обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;
состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.
Ежегодно проводить анализ подготовки и обеспечения готовности сил гражданской обороны в органах исполнительной власти Республики Татарстан, муниципальных образованиях и организациях. По результатам анализа до 10 декабря подводить итоги, отражать их в годовых распорядительных документах, в которых определять состояние сил гражданской обороны и намечать пути их совершенствования.
VII. Задачи по подготовке подразделений всех видов
пожарной охраны
Профессиональную подготовку в подразделениях пожарной охраны организовать в соответствии с Планом профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны.
Подготовка личного состава подразделений пожарной охраны включает в себя следующие виды обучения:
специальное первоначальное обучение;
подготовку личного состава дежурных смен;
специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава;
служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;
стажировку;
повышение квалификации;
переподготовку;
самостоятельную подготовку.
Подготовку личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны проводить в период дежурства.
Совместную подготовку подразделений пожарной охраны в масштабах местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством старшего должностного лица соответствующего гарнизона.
Специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать ежегодно и осуществлять в форме специальных семинаров или инструкторско-методических занятий.
Специальную и служебную подготовку начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать в органах управления и подразделениях пожарной охраны по месту службы.
В документах планирования учитывать вопросы подготовки личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны, проведения пожарно-тактических учений, занятий с пожарными расчетами по решению пожарно-тактических задач, тренировок со звеньями газодымозащитной службы, подготовки технических служб пожарной охраны.
Тактическую подготовку начальствующего состава пожарной охраны проводить в соответствии с Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России.
Занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальниками подразделений пожарной охраны, но не реже одного раза в месяц с каждым дежурным караулом (в дневное и ночное время) пожарного подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект.
Руководителем занятий по решению пожарно-тактических задач является начальник или заместитель начальника пожарного подразделения.
Начальникам подразделений пожарной охраны при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожарного водоснабжения.
Пожарно-тактические учения проводить на конкретных объектах или в населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.
К учениям привлекать силы и средства более одного караула гарнизона пожарной охраны, специальные службы, а также приспособленную для целей пожаротушения или другую технику.
На учениях совершенствуются тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении обязанностей различных должностных лиц на пожаре (руководителя тушения пожара, начальника штаба, начальника тыла, начальника участка тушения), отрабатываются вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, совершенствуются физическая подготовка и морально-волевые качества личного состава.
Тренировочные учения проводить под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений пожарной охраны (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал).
Совместную подготовку подразделений пожарной охраны в масштабах гарнизонов проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством старшего должностного лица соответствующего гарнизона.
Тактическую подготовку начальствующего состава пожарной охраны проводить в соответствии с Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России.
Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить при инспектировании деятельности подразделений пожарной охраны или при подведении итогов подготовки за год (т.е. не реже одного раза в год).
Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями пожарной охраны в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже одного раза в полугодие (по одному в зимний и летний периоды обучения). К показным учениям привлекать весь начальствующий состав, свободный от несения службы.
Количество пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач в границах территориального или местного гарнизона пожарной охраны определяется Программой подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России.
VIII. Задачи в области обеспечения безопасности людей
на водных объектах Республики Татарстан
Главной задачей в области обеспечения безопасности жизни людей на водных объектах Республики Татарстан считать строгое выполнение требований законодательств Российской Федерации и Республики Татарстан.
Обратить особое внимание на совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, расположенных на территориях муниципальных образований, в периоды купального сезона, функционирования ледовых переправ, ледостава и весеннего ледохода.
Принять действенные меры по:
оборудованию мест массового отдыха людей на водных объектах и запрещению купания населения в необорудованных, опасных для жизни и здоровья местах;
обеспечению безопасности жизни людей при пользовании ледовыми переправами и предупреждению движения транспортных средств и пешеходов по ледовым переправам, не оборудованным в установленном порядке.
Организовать взаимодействие по проведению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни людей на территориях муниципальных образований, с:
а) территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по:
оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов по Республике Татарстан;
надзору в сфере природопользования и государственному управлению в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения по Республике Татарстан;
контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в Республике Татарстан;
б) Центром Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Татарстан, уполномоченным на решение задач государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, ледовыми переправами;
в) органами, регулирующими судоходство;
г) Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и иными органами исполнительной власти Республики Татарстан.
IX. Задачи по подготовке военизированного
горно-спасательного пункта
Профессиональная подготовка оперативного состава военизированного горно-спасательного пункта подразделяется на:
стажировку в подразделении;
первоначальную подготовку в учебном взводе федерального государственного учреждения "Управление военизированных горно-спасательных частей в строительстве" г. Екатеринбурга;
переподготовку в учебном центре каждые 3 года работы в военизированном горно-спасательном пункте;
систематическую подготовку в подразделении.
Стажировку в подразделении проводить в соответствии с расписанием, составленным из расчета пятидневной рабочей недели, по 8 часов в день. Основная форма обучения стажера - самостоятельное изучение программного материала с консультацией у руководителя стажировки (инструктора). Практические навыки по эксплуатации респираторов, самоспасателей и другого технического оснащения, а также по выполнению своих служебных обязанностей нарабатывать во время проведения занятий при непосредственном контроле руководителя стажировки (инструктора) или выполнении соответствующих работ с отделением. Под контролем руководителя стажировки с участием медицинской службы подразделения определять пригодность стажера к выполнению работ в респираторе в задымленной атмосфере и при высокой температуре.
Для систематической подготовки оперативного состава организовывать и проводить следующие виды занятий:
тактическая подготовка;
медицинская подготовка;
практическое изучение горно-спасательного оснащения;
упражнения в респираторах;
строевая и физическая подготовка;
тепловая тренировка;
практическая подготовка в шахте (посещение обслуживаемых предприятий с целью ознакомления);
психологическая подготовка;
занятия по изучению обслуживаемых шахт;
теоретическая подготовка по горному и горно-спасательному делу;
занятия по охране труда и промышленной безопасности.
Количество занятий по каждому виду подготовки и их продолжительность определять по графикам работы (службы) и специальной подготовки личного состава подразделений военизированного горно-спасательного пункта и регламентирующими документами по профессиональной подготовке оперативного состава.
Систематическую подготовку командного состава военизированного горно-спасательного пункта осуществлять по плану и программе командирской учебы, ежегодно утверждаемым командиром отряда.
Настоящие Организационно-методические указания довести до руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, представительных и исполнительных органов городских округов и муниципальных районов, ведомств, организаций, учреждений и предприятий Республики Татарстан.