ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2011 г. по делу № 3-55/11
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона
Республики Татарстан от 21 октября 1998 № 1816 "Об энергосбережении",
установил:
прокурор Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона
Республики Татарстан от 21 октября 1998 № 1816 "Об энергосбережении" (далее - Закона РТ).
В обоснование требований указано, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1
, абзацем 2 пункта 2 статьи 5
Закона РТ Государственный Совет Республики Татарстан в пределах своей компетенции утверждает важнейшие республиканские программы энергосбережения и объемы их бюджетного финансирования, Кабинет Министров Республики Татарстан разрабатывает республиканские программы энергосбережения, принимает нормативные правовые акты согласно настоящему Закону.
Заявитель считает, что утверждение Государственным Советом Республики Татарстан важнейших республиканских программ энергосбережения и исключение полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан по утверждению долгосрочных целевых программ энергосбережения, а также принятие нормативных правовых актов в соответствии лишь с настоящим Законом противоречат статье 179
Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 3
и 7
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с указанными нормами федеральных законов, долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится принятие нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, при этом их принятие не ограничивается только их соответствием законам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8
Закона РТ энергетическое обследование организаций проводится в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение. Кроме того, абзацами 2
и 3
указанной статьи установлены основания для обязательного энергетического обследования организаций и условия его проведения.
Однако статьей 15
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что энергетическое обследование может проводиться не только в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в отношении продукции и технологического процесса. Помимо этого установлены основные цели энергетического обследования, которые отличаются от целей, предусмотренных статьей 8
Закона РТ.
Кроме того, статьей 16
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен иной исчерпывающий перечень и определены иные основания проведения обязательного энергетического обследования от установленных статьей 8
Закона РТ.
Статьей 9
Закона РТ установлено, что очередность оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, статьей 13
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены сроки, в течение которых органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, объектов приборами учета.
Согласно абзацу 1 статьи 14
Закона РТ, потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По мнению прокурора, данное положение не учитывает требований статьи 27
Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой установлены направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с которыми к полномочиям Правительства Российской Федерации не отнесено определение порядка предоставления льгот потребителям и производителям энергетических ресурсов.
Статьей 17
Закона РТ установлено, что лица, виновные в нарушении положений закона, несут ответственность в соответствии с Кодексом
об административных правонарушениях Российской Федерации.
Прокурор утверждает, что данное положение Закона противоречит статье 29
Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой, лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан - Гревцов А.Б. заявленные требования поддержал.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан - Курманов И.М., Сухова Е.К. с требованиями не согласились.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителей Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РТ "Об энергосбережении" от 21.10.1998 имеет номер 1816, а не 1816-ЗРТ.
21 октября 1998 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон
Республики Татарстан № 1816-ЗРТ "Об энергосбережении".
Закон
официально опубликован в издании "Республика Татарстан" № 230, 14.11.1998.
Настоящий Закон
регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, для создания экономических и организационных условий повышения эффективности использования экономических ресурсов.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 5
Закона РТ Государственный Совет Республики Татарстан в пределах своей компетенции утверждает важнейшие республиканские программы энергосбережения и объемы их бюджетного финансирования.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 5
Закона РТ Кабинет Министров Республики наделен полномочием разрабатывать республиканские программы энергосбережения, а также принимать нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом.
В силу пункта 4 статьи 1
Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 3
Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 179
Бюджетного кодекса Российской Федерации, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что Государственный Совет Республики Татарстан не вправе наделять высший законодательный орган государственной власти Республики Татарстан полномочием утверждать республиканские программы энергосбережения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что абзац 4 пункта 1 статьи 5
Закона РТ в части утверждения Государственным Советом Республики Татарстан важнейших республиканских программ энергосбережения противоречит федеральному законодательству.
Более того, необходимо отметить, что федеральное законодательство не содержит понятия "важнейшие республиканские программы". Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, Постановление
от 17 июня 2004 г. № 12-П).
Согласно статье 3
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации;
7) осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 7
Закона).
Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится принятие нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии федеральным нормативно-правовым регулированием, определенным статьей 3
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, абзац 2 пункта 2 статьи 5
Закона РТ в части исключения полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан утверждать долгосрочные целевые программы энергосбережения и принятия нормативных правовых актов в соответствии лишь с Законом
РТ также противоречит федеральному законодательству.
Согласно статье 8
Закона РТ энергетические обследования организаций проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива.
Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению Кабинета Министров Республики Татарстан или уполномоченного им органа государственного управления в порядке и сроки, определяемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Между тем, статьей 15
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что энергетическое обследование может проводиться не только в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в отношении продукции и технологического процесса (п. 1)
Основными же целями энергетического обследования, в соответствии с пунктом 2
указанной статьи, являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Таким образом, основные цели энергетического обследования, закрепленные в абзаце 1 статьи 8
Закона РТ не соответствуют целям такого обследования, установленным в пункте 2 статьи 5
вышеназванного Федерального закона.
Кроме того, статьей 16
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен иной исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых проводится обязательное энергетическое обследование, а также определены иные основания проведения обязательного энергетического обследования.
Так, согласно данной статьи
проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Лица, указанные в части 1
настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
В целях выявления лиц, указанных в части 1
настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
1) организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
2) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о противоречии статьи 8
Закона РТ федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 9
Закона РТ весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит обязательному учету в соответствии с федеральным законодательством. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, установление такой очередности федеральным законодательством не предусмотрено. В статье 13
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены сроки, в течение которых органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, объектов приборами учета (пункты 3
- 12
).
Так, согласно пункту 3 статьи 13
Закона до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, статья 9
Закона РТ в части отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации определения очередности оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов противоречит федеральному законодательству.
Абзацем 1 статьи 14
Закона РТ установлено, что потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Между тем, статьей 27
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с которыми к полномочиям Правительства Российской Федерации не отнесено определение порядка предоставления льгот потребителям и производителям энергетических ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 27
Закона государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться по следующим направлениям:
1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов);
3) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;
4) содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;
5) поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
6) реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов;
7) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
8) иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться, в частности, с применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 2 ст. 27
Закона).
При таком положении абзац 1 статьи 14
Закона РТ также противоречит федеральному законодательству.
Согласно статье 17
Закона РТ лица, виновные в нарушении положений закона, несут ответственность в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако Федеральный закон
от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не ограничивает ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности лишь административными санкциями.
Так, согласно статье 29
указанного Федерального закона лица виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим суд приходит к выводу о противоречии статьи 17
Закона РТ федеральному законодательству в части исключения возможности дисциплинарной и гражданской ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что вопросы энергосбережения не отнесены Конституцией
Российской Федерации (статьей 71)
к ведению Российской Федерации и поэтому Государственный Совет Республики Татарстан был вправе устанавливать собственное правовое регулирование указанных вопросов, является не убедительным. По мнению суда, заявителем не учитываются положения пункта "д" статьи 71
Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой федеральная государственная собственность и управление ею, относится к ведению Российской Федерации.
Отличительными характеристиками объектов федеральной собственности являются их значимость для общества в целом как публичного достояния, а также исключительная роль в реализации государством конституционных полномочий, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности страны, развитием экономики, реализации социальных и других публичных функций. Исходя из этого, часть объектов государственной собственности закреплена за Российской Федерацией непосредственно Конституцией
, в том числе федеральные энергетические системы (п. "и" ст. 71)
.
Кроме того, как установлено в части 1 статьи 5
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие Закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. При этом под "энергетическим ресурсом", согласно пункту 1 статьи 2
Закона, понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии), что, по мнению суда, охватывается понятием энергетические системы.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 4 пункт 1 статьи 5
в части утверждения Государственным Советом Республики Татарстан важнейших республиканских программ энергосбережения, пункта 2 статьи 5
в части исключения полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан по утверждению долгосрочных целевых программ энергосбережения, абзац 2 пункта 2 статьи 5
в части слов "принимает нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом", статью 8
, статью 9
в части отнесения к обязанностям Правительства Российской Федерации определения очередности оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов, статью 14
в части отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации определения порядка предоставления льгот потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, статью 17
в части исключения возможности дисциплинарной и гражданской ответственности за нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Закона Республики Татарстан от 21.10.1998 № 1816 "Об энергосбережении".
Руководствуясь статьями 194
- 198
, 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 4 пункт 1 статьи 5
в части утверждения Государственным Советом Республики Татарстан важнейших республиканских программ энергосбережения, пункта 2 статьи 5
в части исключения полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан по утверждению долгосрочных целевых программ энергосбережения, абзац 2 пункта 2 статьи 5
в части слов "принимает нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом", статью 8
, статью 9
в части отнесения к обязанностям Правительства Российской Федерации определения очередности оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов, статью 14
в части отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации определения порядка предоставления льгот потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, статью 17
в части исключения возможности дисциплинарной и гражданской ответственности за нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Закона Республики Татарстан от 21.10.1998 № 1816 "Об энергосбережении".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Решение вступило в законную силу 21 октября 2011 г.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ