Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу № 3-56/2011

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащих федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 № 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан",

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими части 2, 7, 10 статьи 3.1 Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 № 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан" (далее - Закон РТ).
В обоснование требований указал, что предоставленные частями 2, 7 и 10 статьи 3.1 Закона РТ мировым судьям полномочия по организации работы аппарата мирового судьи - распределению между работниками аппарата должностных обязанностей, организации хранения, отбора и сдачи в архив документов судебного участка, ежегодному отбору и уничтожению дел и материалов, сроки хранения которых истекли, организации работы по повышению квалификации аппарата противоречат статье 4 и пункту 1 статьи 28 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которыми мировой судья осуществляет правосудие, в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве первой инстанции.
По мнению прокурора, деятельность мировых судей Республики Татарстан заключается в реализации их судейских полномочий и должна быть связана исключительно с процессом отправления правосудия. Наделение мировых судей Республики Татарстан указанными полномочиями, перекладывает на мирового судью возложенную федеральным законодательством обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению деятельности мирового судьи.
При этом прокурор сослался на пункт 9 статьи 38 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статью 9 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", часть 13 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан - Гревцов А.Б. дополнил требования и просил признать недействующим также пункт 12 статьи 3.1 Закона РТ, согласно которому мировой судья осуществляет иные мероприятия. Прокурор полагает, что данная норма носит неопределенный характер и не отвечает требованиям ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. В остальной части требования поддержал в полном объеме.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан - Мышливец К.Е. и Казакова Л.Г. с требованиями не согласились, пояснив, что неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей, как должностных лиц, а также отсутствие указания на необходимость такого регулирования законами субъектов Российской Федерации являются пробелом в праве. Тем не менее, на практике мировые судьи республики фактически осуществляют руководство работниками своего аппарата.
Мировой судья с учетом сложившейся на судебном участке обстановки и нагрузки на работников аппарата вправе поручать им работу в порядке взаимозаменяемости. Законодательное закрепление указанных полномочий мирового судьи способствует дисциплинированности и исполнительности работников аппарата мировых судей.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителей Государственного Совета Республики Татарстан, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации судоустройство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 111 Конституции Республики Татарстан определено, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Республики Татарстан и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок избрания на должность мировых судей устанавливаются соответствующими законами.
17 ноября 1999 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан № 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан". Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Республика Татарстан", № 257, 25.12.1999, "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2000, № 1(1).
Согласно пунктам 2, 7, 10 и 12 статьи 3.1 Закона РТ (статья в редакции Закона РТ от 01.08.2011 № 42-ЗРТ) мировой судья осуществляет полномочия по организации работы аппарата мирового судьи: распределяет должностные обязанности между работниками аппарата мирового судьи (п. 2), организует хранение, отбор и сдачу в архив документов судебного участка, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли (п. 7), организует работу по повышению квалификации (п. 10), осуществляет иные мероприятия (п. 12).
Единство судебной системы закреплено Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и обеспечивается, в частности, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3); мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4), их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 28).
В соответствии со статьей 4 и пунктом 1 статьи 28 указанного Закона мировой судья осуществляет правосудие в пределах своей компетенции, рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве первой инстанции.
Обеспечение деятельности мировых судей возложено Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно части 3 статьи 10 данного Закона материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По мнению суда, организационное обеспечение деятельности мировых судей включает в себя кадровое, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение.
Данная позиция основана на содержании статьи 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В силу этой нормы Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Согласно статье 9 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата устанавливается в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
Аналогичным образом урегулирован данный вопрос и в Федеральном конституционном законе от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
В Республике Татарстан осуществление организационного, в том числе материально-технического и финансового обеспечения деятельности мировых судей Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 февраля 2006 года № 68 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан" отнесено к полномочиям Министерства юстиции Республики Татарстан во взаимосвязи с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 16.01.2003 № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" установлена обязанность для государственного служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (пп. 2 п. 1 ст. 15). Профессиональная служебная деятельность государственного служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (п. 1 ст. 20).
В должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность государственного служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом (пп. 2 ч. 2 ст. 20).
Таким образом, установление и распределение должностных обязанностей государственных служащих (в данном случае аппарата мирового судьи) должна проводиться представителем нанимателя государственного служащего, а не мировым судьей.
Позиция представителей Государственного Совета Республики Татарстан основанная на том, что мировой судья с учетом сложившейся на судебном участке обстановки и нагрузки на работников аппарата вправе поручить им работу в порядке взаимозаменяемости, по мнению суда не учитывает буквальное содержание оспариваемой нормы. Полномочия, установленные пунктом 2 статьи 3.1 Закона РТ, не ограничиваются лишь вопросами взаимозаменяемости, а охватывают весь круг организационно-правовых мероприятий по распределению должностных обязанностей работников аппарата.
Это же касается и организации работы по повышению квалификации аппарата мирового судьи.
Как указывалось выше, работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 13 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" кадровая работа включает в себя организацию профессиональной переподготовки, повышение квалификации и стажировки гражданских служащих.
Статьей 36 Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" установлен порядок и основания профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданского служащего, которые осуществляются в течение всего периода прохождения им государственной службы.
В соответствии со статьей 41 указанного Закона кадровая работа, осуществляется подразделениями государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, включает в себя организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих.
Во исполнение указанных положений такая работа в Республике Татарстан проводится Министерством юстиции Республики Татарстан, что в судебном заседании представителями Государственного Совета Республики Татарстан не отрицалось.
Следовательно, организация работы по повышению квалификации работников аппарата мирового судьи не может быть возложена на мирового судью.
Довод Государственного Совета Республики Татарстан о том, что полномочия мирового судьи аналогичны полномочиям председателя суда, закрепленным в статье 6.2 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации", является неубедительным, поскольку при всей сходности этих полномочий, они имеют и ряд существенных различий по объему административных функций, обусловленных многосоставностью соответствующего суда, количеством работников аппарата, отделов, канцелярий и т.д.
При этом необходимо иметь в виду, что в силу ряда объективных обстоятельств и сложившейся практике основной функцией председателя суда является организация работы суда. В рамках административных полномочий он, в отличие от мирового судьи, выступает в роли представителя нанимателя, наделен полномочием принимать на работу и увольнять работников аппарата суда, а также иными административно-распорядительными полномочиями нанимателя.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что пункт 2 и 10 статьи 3.1 Закона Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству.
Вместе с тем, суд не может согласиться с утверждением прокурора о противоречии федеральному законодательству пункта 7 этой же статьи, в соответствии с которым мировой судья организует хранение, отбор и сдачу в архив документов судебного участка, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки которых истекли.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
11 июля 2007 года Приказом Министра юстиции Республики Татарстан № 01-01/32 утверждена Инструкция по организации работы архива у мирового судьи. Из содержания Инструкции усматривается, что она разработана на основе Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектации, учета и использования, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2005 № 157.
В свою очередь, Инструкция, утвержденная Приказом Судебного департамента при Верховном Суде, разработана в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290, Основными правилами работы ведомственных архивов, утвержденными Приказом Главархива СССР от 5 сентября 1985 г. № 263, Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Госархива России от 6 октября 2000 г., и другими нормативными правовыми документами (п. 1.3 Инструкции).
Согласно данной Инструкции в своей работе судья принимает решение на передачу в архив дел и материалов (п. 1.2), дела из архива выдаются по заявке судьи (п. 13.5), выдача копий документов из судебного дела, находящегося в архиве суда, лицам, участвующим в деле, производится с разрешения судьи (п. 13.9).
Сдаточная опись, описи постоянного, временного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждаются председателем районного суда (п. 3.13). Экспертная комиссия создается приказом председателя районного суда, а председателем комиссии назначается один из его заместителей или судья (п. 3.5).
Инструкцией по организации работы архива у мирового судьи, утвержденной Приказом Минюста Республики Татарстан от 11.07.2007 № 01-01/32, предусмотрено утверждение мировым судьей описи постоянного и временного хранения, а также актов о выделении к уничтожению дел и документов с истекшим сроком хранения. При этом мировой судья является председателем экспертной комиссии своего судебного участка по экспертизе, которая создается его приказом.
В соответствии с примерной номенклатурой дел и документов, образующихся в деятельности мировых судей, утвержденной Генеральным директором Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 09.07.2011 и согласованной решением Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве от 17 мая 2011 года, предусмотрено ежегодное составление индивидуальной номенклатуры дел, образующихся в деятельности мирового судьи, которая утверждается мировым судьей. При этом, номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного хранения и основным учетным документом в делопроизводстве (пункт 3.4.3 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива 6 февраля 2002 года).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что мировой судья в своей деятельности обязан осуществлять контроль, организацию хранения, отбор и сдачу в архив документов судебного участка, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки которых истекли, что, по мнению суда, является объективной необходимостью при отправлении правосудия, закрепленной федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 7 статьи 3.1 Закона РТ не противоречит федеральному законодательству.
Не находит суд оснований и для признания противоречащим федеральному законодательству пункта 12 статьи 3.1 Закона РТ, согласно которому мировой судья осуществляет иные мероприятии.
В данном случае прокурором не учитывается, что перечень полномочий мирового судьи не ограничен Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и может устанавливаться иными нормативными правовыми актами. Так, согласно части 1 статьи 1 этого Закона полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
В этой связи, суд не может согласиться с заявителем о том, что данная норма носит неопределенный характер. Такой способ правового регулирования применяется и в федеральном законодательстве, например часть 1 статьи 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 2 и 10 статьи 3.1 Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 № 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан".
В удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими пунктов 7 и 12 статьи 3.1 Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 № 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан" отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 21 декабря 2011 г.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru