ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2011 г. по делу № 3-31/11
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Гафарова Р.Ф.
с участием прокурора Габдуллиной А.Р.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Казанский завод медицинской аппаратуры" о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:280101:16, 16:50:280101:331, 16:50:280101:335,
установил:
открытое акционерное общество "Казанский завод медицинской аппаратуры", владеющее на праве собственности земельными участками с кадастровыми номерами: 16:50:280101:16, 16:50:280101:331, 16:50:280101:335, обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" (далее - Постановление КМ РТ) в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
В обоснование заявленного требования указано на противоречие оспариваемых положений пункту 1 статьи 391
Налогового кодекса Российской Федерации, пунктам 2
и 3 статьи 66
, пункту 7 статьи 38.1
Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8
Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 5
Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, пунктам 8.1
, 9.2
, 9.5
, 9.8
Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215, пунктам 2.2.1
, 2.2.2
, 2.2.5
Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
Согласно информации с сайта Управления Росреестра по Республике Татарстан государственная кадастровая стоимость земельных участков ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры" определена в следующих размерах:
земельный участок (з/уч.) с кадастровым номером 16:50:280101:16, площадью - 83 810 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Набережная д. 11 - 740 061 576, 30 руб.
з/уч. с кадастровым номером 16:50:280101:331, площадью 4987 кв. м расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Узенькая - 68 689 691,25 руб.
з/уч. с кадастровым номером 16:50:280101:335, площадью 4706 кв. м расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Лесозаводская - 64 237 276,48 руб.
По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельных участков установлена без учета их рыночной стоимости.
Согласно отчетам ООО "Научно-консалтинговый центр "АУДИТОР-Ч" № 57/15 по состоянию на 1 января 2011 года и ООО "Инновационная компания "Бизнес-содействие" № 177Б/Зоц-10 по состоянию на 18 августа 2010 года, № 160Б/Зоц-10 по состоянию на 18 августа 2010 года проведенным по инициативе заявителя, рыночная стоимость данных земельных участков составила:
№ 16:50:280101:16 - 241436 042,77 руб.
№ 16:50:280101:331 - 4 310 000 руб.
№ 16:50:280101:335 - 4 070 000 руб.
При этом ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры" полагает, что утвержденная оспариваемым постановлением
кадастровая оценка является необоснованной, поскольку при проведении оценки нарушена предусмотренная действующим федеральным законодательством процедура, кадастровая стоимость земельных участков определена на основании недостоверных результатов оценки земель.
В судебном заседании представитель ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры" - Ямаева Ф.А., Баталина Л.В. поддержали заявленные требования.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - Епишина О.В. с требованиями не согласилась.
Представители Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Беспалова Е.В., Назмиев А.Ф. с требованием заявителя не согласились, при этом пояснили, что предусмотренная действующим федеральным законодательством процедура проведения оценки земельных участков была соблюдена.
Выслушав объяснения представителя ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, представителей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, заключение прокурора, полагавшего заявленное требование необоснованным, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
24 декабря 2010 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление
№ 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Пунктом 1
Постановления № 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Постановление
опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011, № 5.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан опубликованы на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан www.rosreestr.ru и на сайте Электронного правительства Республики Татарстан www.prav.tatar.ru.
Учитывая объем утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан информации, суд полагает, что в данном случае правила обнародования нормативного правового акта (введения его в действие) соблюдены, всем лицам, чьи права затрагиваются оспариваемым актом, предоставлена в доступной форме возможность ознакомления с его содержанием.
В обоснование требования заявитель указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков является завышенной, проведена с нарушением действующего федерального законодательства. При этом ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры" представил суду в подтверждение своей позиции отчеты № 57/15 и № 177Б/Зоц-10 по определению рыночной стоимости земельных участков, проведенного по его инициативе ООО "Научно-консалтинговый центр "АУДИТОР-Ч" и ООО "Инновационная компания "Бизнес-содействие".
Однако с такой позицией заявителя суд согласиться не может.
В силу пунктов "в"
и "к" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76
Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66
Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила
проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4)
.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5)
.
Согласно пункту 8
Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10)
.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11)
.
Такие методические указания
по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39. Приказом
Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 утвержден и Административный регламент
исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4
Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4
, 9.8
, 9.9
Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом
Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям
по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что после подготовки документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Республики Татарстан на основании контрактов от 26.07.2010 № ЗК/2010 проводились ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля" в соответствии с заказом, полученным от уполномоченного органа в лице Управления Росреестра по Республике Татарстан.
По результатам работы составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, который был рассмотрен Росреестром и согласован на соответствие его Методическим указаниям
по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (Письмо Управления Росреестра по Республике Татарстан от 26 ноября 2011 года - л.д. 178).
Согласно Акту проверки № 3 отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, замечаний не выявлено, отчет соответствует Методическим указаниям
по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (л.д. 179).
Судом установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель, представленные КМ РТ на утверждение, соответствуют результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованных с Росреестром.
Таким образом, установив, что отчет, проведенный ОАО "РКЦ Земля" об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим Методическим указаниям
по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, оспариваемым постановлением утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые получили положительное заключение Росреестра.
Довод заявителя об отсутствии контроля за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, а также о несоответствии действий по сбору достоверной и достаточной информации о земельных участках требованиям Методических указаний
и техническим рекомендациям является неубедительным, поскольку какими-либо доказательствами не подтвержден. Напротив, положительное заключение отчета Росреестром, свидетельствует об обратном.
Утверждение заявителя со ссылкой на пункт 3 статьи 3
Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, не может свидетельствовать о недостоверности результатов проведенной в отношении земель населенных пунктов кадастровой оценки, поскольку действовавшее на момент принятия Постановления законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих обязательность соответствия значений рыночной и кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5
данного Закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения 60 дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Закон
принят Государственной Думой 9 июля 2010, текст опубликован в издании "Российская газета" 26.07.2010 .
Следовательно, государственный контракт № ЗК/2010 от 26.07.2010 заключен и работы по оценке завершены (акт сдачи-приемки работ № 1 от 25.08.2010) до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после дня официального опубликования Закона
.
В данном случае заявителем не учитывается, что на период заключения вышеуказанного контракта и проведения работ по оценке действовала статья 66
Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, как указывалось выше, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2)
. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3)
.
При этом пункт 3 статьи 66
Земельного кодекса Российской Федерации не содержит требования о соответствии кадастровой стоимости земельного участка рыночной.
Кроме того, представленный суду отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Росреестра по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку. Каких-либо нарушений Методических указаний
по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении работ по кадастровой оценке, как указывалось выше, Росреестром установлено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для признания Постановления
КМ РТ противоречащим федеральному законодательству в оспариваемой части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194
- 198
, 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Казанский завод медицинской аппаратуры" о признании недействующим Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:280101:16, 16:50:280101:331, 16:50:280101:335 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Решение вступило в законную силу 15 июня 2011 г.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ