МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 2 марта 2012 г. № 2374/12
О КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В 2012 ГОДУ
В 2012 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" продолжается реализация мероприятия "Поощрение лучших учителей" в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Указом
Президента Российской Федерации от 28.01.2010 № 117 "О денежном поощрении лучших учителей";
- Постановлением
Правительства Российской Федерации от 09.02.2010 № 64 "О выплате денежного поощрения лучшим учителям" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 702, от 31.12.2010 № 1213, от 18.11.2011 № 947);
- Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2010 № 646 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2006 № 249 "О реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан";
- распоряжением
Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 2198-р "Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучшим учителям на 2012 год";
- Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.03.2010 № 217 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2012 № 121 "Об утверждении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2012 году";
- Приказом
Министерства образования и науки Республики Татарстан от 01.03.2012 № 1099/12 "Об утверждении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан в 2012 году".
Все вышеперечисленные нормативные документы размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан (http://mon.tatar.ru//Приоритетный национальный проект "Образование"/Лучшие учителя/2012 год).
Конкурсный отбор лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на территории Республики Татарстан, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание, проводится в соответствии с Правилами
проведения конкурсного отбора лучших учителей Республики Татарстан на получение денежного поощрения, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2010 № 646 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2006 № 249 "О реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан".
Количество денежных поощрений для Республики Татарстан.
В соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 2198-р об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучшим учителям Республики Татарстан определена субсидия в размере 5,6 млн рублей. Победителям конкурса лучших учителей в 2012 году будет выплачено 28 денежных поощрений в размере 200 тысяч рублей каждое за счет средств федерального бюджета.
Конкурсный отбор лучших учителей проводится на основании следующих критериев:
высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года;
высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;
создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий;
наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе;
непрерывность профессионального развития учителя.
Конкурсный отбор лучших учителей проводится при наличии следующих документов:
копии диплома о профессиональном образовании, заверенной работодателем;
выписки из трудовой книжки, заверенной работодателем;
ходатайства профессионального сообщества учителей-предметников муниципального и (или) республиканского уровня;
информации о профессиональных достижениях учителя, заверенной работодателем и сформированной в соответствии с критериями конкурса, на бумажном и электронном носителях;
документального подтверждения публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности, заверенного работодателем.
Этапы конкурса.
1 этап - выдвижение претендентов на получение денежного поощрения в рамках Общественных слушаний учителей в срок до 24 марта 2012 года.
Выдвижение претендентов на получение денежного поощрения проводится с их согласия заявителями, в том числе:
органами самоуправления (советом образовательного учреждения, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом, иными органами самоуправления, предусмотренными уставом образовательного учреждения), обеспечивающими государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;
профессиональной педагогической ассоциацией или объединением, созданными в установленном порядке (предметными методическими объединениями, ассоциациями по образовательным технологиям, профессиональными союзами).
Муниципальный Совет по реализации приоритетного национального проекта "Образование":
совместно с органами управления образованием организует подготовку документов претендентов на получение денежного поощрения;
содействует организации Общественных слушаний учителей.
Слушания проводятся с привлечением общественности и оформляются протоколами. Протокол, подписанный руководителем муниципального Совета по реализации приоритетного национального проекта "Образование" и заверенный работодателем претендента, а также все необходимые документы и конкурсные материалы претендентов направляются в республиканскую конкурсную комиссию по отбору лучших учителей Республики Татарстан.
2 этап - техническая экспертиза поступивших документов и материалов - проводится в срок до 13 апреля 2012 года.
Прием, регистрация, техническая экспертиза конкурсных материалов на предмет соответствия претендентов требованиям, определенным конкурсными условиями, а также организационно-методическая работа по проведению конкурса на территории Республики Татарстан осуществляются республиканской конкурсной комиссией по отбору лучших учителей Республики Татарстан.
На основании результатов технической экспертизы определяется состав претендентов на получение денежного поощрения. Результаты технической экспертизы размещаются на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Претендент допускается к участию в следующем этапе конкурса при наличии полного набора документов, соответствующих всем критериям участия в конкурсе.
Конкурсные материалы претендентов, включенных в число участников конкурса, передаются республиканской конкурсной комиссией по отбору лучших учителей Республики Татарстан экспертам для проведения экспертизы в соответствии с критериями отбора и системой оценки содержания критериев конкурсного отбора.
3 этап - экспертиза поступивших документов и материалов - проводится в срок до 30 апреля 2012 года.
По результатам экспертизы документов претендентов составляются экспертные заключения с указанием количества баллов.
Приложение 3
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПРАВИЛАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ
Критерий 1. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.
Содержание критерия включает показатели, отражающие:
позитивную динамику успеваемости и качества знаний учащихся за последние три года;
рост числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней;
увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.).
Особенно важно, что высокие учебные результаты должны получить общественное признание, то есть стабильно признаваться местным сообществом в качестве высоких. О наличии такого признания могут свидетельствовать отзывы родителей, местных работодателей, грамоты от муниципальных или региональных органов власти и т.д.
Критерий 2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
Содержание критерия включает следующие показатели:
ведение учителем на протяжении лет кружков, секций, факультативов, популярных среди учащихся;
высокие результаты внеурочной деятельности по учебному предмету (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях);
высокие достижения (первые и призовые места) учащихся, посещающих внеурочные мероприятия учителя, в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного).
Первые два показателя подтверждаются традиционными способами: оценками в учебных журналах, результатами аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), заверенными сводными данными по успеваемости и качеству знаний, списками участников предметных олимпиад, конференций и т.д.
Критерий 3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Под позитивным социальным опытом следует понимать опыт, приобретенный учащимися в той или иной позитивно направленной социальной деятельности. Важно, что созданию условий для этой деятельности способствует учитель, не обязательно выступая при этом в роли классного руководителя. Направлениями такой деятельности может быть создание условий для:
активного участия учащихся в самоуправлении класса, школы;
участия в такой социально значимой деятельности, как помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и другим категориям граждан;
участия в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды и др.;
взаимодействия школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума и др.
В качестве подтверждения претендентом может быть представлена программа, план, перечень мероприятий, направленных на повышение социальной активности учащихся, список участников социальных инициатив и проектов, отзывы представителей местного сообщества (пожилых людей, ветеранов, инвалидов, работодателей), грамоты от муниципальных или региональных органов власти и т.д.
Критерий 4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Претенденту следует не только перечислить используемые образовательные технологии, но и описать элементы используемых образовательных технологий (структура, процесс), с какой целью и каким образом он их применяет, каких учебных результатов он добился.
Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
В данном критерии должна быть отражена высокая методическая компетентность претендента. Наличие собственной методической системы означает, что учитель понимает, что, как, и зачем он делает на всех этапах учебного процесса. При этом "собственная" не обязательно означает "оригинальная". Важно, чтобы эта система для претендента была максимально эффективной и обоснованной, а также защищена им перед профессиональным сообществом. Этот критерий может быть раскрыт через следующие показатели:
последовательное изложение собственной методической системы с представлением списка публикаций, отражающих наличие методической системы или отдельных ее элементов (в списке указываются учебные пособия, методические рекомендации, монографии, диссертационное исследование, доклады на научно-практических конференциях и семинарах, др.);
проводимая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет;
наличие последователей, то есть коллег, работающих по методической системе претендента или активно использующих отдельные ее элементы (данная позиция может найти отражение в представлении профессиональной педагогической ассоциации или предметного методического объединения).
Подтверждением этого критерия также может служить получившая признание в профессиональном сообществе авторская рабочая программа учителя, где кратко представлены концептуальные линии методической системы.
Критерий 6. Непрерывность профессионального развития учителя.
Данный критерий отражает непрерывность профессионального образования претендента через различные формы, в том числе повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах и т.д. Рекомендуется представить информацию, отражающую:
своевременное повышение квалификации (с указанием количества часов и наименований программ повышения квалификации), обучение по программам профессиональной переподготовки, участие в диссертационном исследовании;
участие в обучающих профессиональных семинарах, курсах и тренингах;
участие в научно-практических конференциях и семинарах;
участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.