Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 29 августа 2011 г. № 9282/11

ОБ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ ДЛЯ I - II КЛАССОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН, РЕАЛИЗУЮЩИХ В 2011 - 2012 УЧЕБНОМ ГОДУ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

Министерство образования и науки Республики Татарстан, учитывая многочисленные обращения муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений, направляет рекомендации по разработке учебных планов для I - II классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих в 2011 - 2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ I - II КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
РЕАЛИЗУЮЩИХ В 2011 - 2012 УЧЕБНОМ ГОДУ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

Настоящие рекомендации предназначены для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в рамках основных образовательных программ (ООП) начального общего образования в условиях введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Учебный план - документ, который является частью ООП образовательного учреждения и определяет объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам, а также включает в себя план внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Учебный план общеобразовательного учреждения разрабатывается на основе:
- Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
- Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" № 126-ФЗ от 24.07.1998 (в действующей редакции);
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (утверждены Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080, зарегистрированным в Минюсте России 24 декабря 2010 г., регистрационный номер 19776);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- Закона Республики Татарстан "Об образовании" (в действующей редакции);
- Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" № 44-ЗРТ от 18.07.2004.
Учебный план и в целом основная образовательная программа начального общего образования состоят из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательные предметные области учебного плана: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
В новой редакции ФГОС (п. 19.3) дается установка на содержание вариативной части учебного плана: "В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочную деятельность".
В целом учебный план также должен учитывать и специфику используемых в образовательном процессе систем учебников (УМК) и учебников, принадлежащих к завершенной предметной линии учебников, входящих в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.



│                                                                         │
│                                 Модель 5                                │
├───────────────────────┬───────────────────────────┬─────────────────────┤
│Предметные области     │Учебные предметы           │Количество часов в   │
│                       │                           │неделю               │
│                       │                           ├───┬──┬───┬────┬─────┤
│                       │                           │I  │II│III│IV  │всего│
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Филология              │Русский язык               │3  │3 │3  │3   │12   │
│                       ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│                       │Литературное чтение        │2  │2 │2  │2   │8    │
│                       ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│                       │Татарский язык и           │4  │4 │4  │4   │16   │
│                       │литературное чтение        │   │  │   │    │     │
│                       ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│                       │Иностранный язык           │-  │2 │2  │2   │6    │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Математика            и│Математика                 │4  │4 │4  │4   │16   │
│информатика            │                           │   │  │   │    │     │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Обществознание        и│Окружающий мир             │2  │2 │2  │2   │8    │
│естествознание         │                           │   │  │   │    │     │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Основы                 │Основы духовно-нравственной│-  │- │-  │0/1 │0,5  │
│духовно-нравственной   │культуры России            │   │  │   │    │     │
│культуры России        │                           │   │  │   │    │     │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Искусство              │Музыка                     │1  │1 │1  │1   │4    │
│                       ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│                       │Изобразительное искусство  │1  │1 │1  │1   │4    │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Технология             │Технология                 │1  │1 │1  │1   │4    │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Физическая культура    │Физическая культура        │3  │3 │3  │3   │12   │
├───────────────────────┴───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Итого                                              │21 │23│23 │23,5│90,5 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Часть,  формируемая  участниками   образовательного│-  │3 │3  │2,5 │8,5  │
│процесса                                           │   │  │   │    │     │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Максимально допустимая недельная нагрузка          │21 │26│26 │26  │99   │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Внеурочная деятельность (кружки, секции,  проектная│10 │10│10 │10  │40   │
│деятельность и др.)                                │   │  │   │    │     │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Всего к финансированию                             │31 │36│36 │36  │139  │
└───────────────────────────────────────────────────┴───┴──┴───┴────┴─────┘





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru