МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПИСЬМО
от 29 августа 2011 г. № 9282/11
ОБ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ ДЛЯ I - II КЛАССОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН, РЕАЛИЗУЮЩИХ В 2011 - 2012 УЧЕБНОМ ГОДУ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
Министерство образования и науки Республики Татарстан, учитывая многочисленные обращения муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений, направляет рекомендации
по разработке учебных планов для I - II классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих в 2011 - 2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО
.
Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ I - II КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
РЕАЛИЗУЮЩИХ В 2011 - 2012 УЧЕБНОМ ГОДУ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
Настоящие рекомендации предназначены для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в рамках основных образовательных программ (ООП) начального общего образования в условиях введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО).
Учебный план - документ, который является частью ООП образовательного учреждения и определяет объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам, а также включает в себя план внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Учебный план общеобразовательного учреждения разрабатывается на основе:
- Закона
Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
- Закона
Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" № 126-ФЗ от 24.07.1998 (в действующей редакции);
- Типового положения
об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
- Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Приказа
Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (утверждены Приказом
Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080, зарегистрированным в Минюсте России 24 декабря 2010 г., регистрационный номер 19776);
- СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- Закона
Республики Татарстан "Об образовании" (в действующей редакции);
- Закона
Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" № 44-ЗРТ от 18.07.2004.
Учебный план и в целом основная образовательная программа начального общего образования состоят из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательные предметные области учебного плана: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
В новой редакции ФГОС (п. 19.3)
дается установка на содержание вариативной части учебного плана: "В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочную деятельность".
В целом учебный план также должен учитывать и специфику используемых в образовательном процессе систем учебников (УМК) и учебников, принадлежащих к завершенной предметной линии учебников, входящих в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10
организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
│ │
│ Модель 5 │
├───────────────────────┬───────────────────────────┬─────────────────────┤
│Предметные области │Учебные предметы │Количество часов в │
│ │ │неделю │
│ │ ├───┬──┬───┬────┬─────┤
│ │ │I │II│III│IV │всего│
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Филология │Русский язык │3 │3 │3 │3 │12 │
│ ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│ │Литературное чтение │2 │2 │2 │2 │8 │
│ ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│ │Татарский язык и │4 │4 │4 │4 │16 │
│ │литературное чтение │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│ │Иностранный язык │- │2 │2 │2 │6 │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Математика и│Математика │4 │4 │4 │4 │16 │
│информатика │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Обществознание и│Окружающий мир │2 │2 │2 │2 │8 │
│естествознание │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Основы │Основы духовно-нравственной│- │- │- │0/1 │0,5 │
│духовно-нравственной │культуры России │ │ │ │ │ │
│культуры России │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Искусство │Музыка │1 │1 │1 │1 │4 │
│ ├───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│ │Изобразительное искусство │1 │1 │1 │1 │4 │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Технология │Технология │1 │1 │1 │1 │4 │
├───────────────────────┼───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Физическая культура │Физическая культура │3 │3 │3 │3 │12 │
├───────────────────────┴───────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Итого │21 │23│23 │23,5│90,5 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Часть, формируемая участниками образовательного│- │3 │3 │2,5 │8,5 │
│процесса │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Максимально допустимая недельная нагрузка │21 │26│26 │26 │99 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная│10 │10│10 │10 │40 │
│деятельность и др.) │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼───┼──┼───┼────┼─────┤
│Всего к финансированию │31 │36│36 │36 │139 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───┴──┴───┴────┴─────┘