КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2012 г. № 10-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
К.М.МИНЕКЕЕВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД АБЗАЦЕМ ПЯТЫМ ПУНКТА 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
СУБСИДИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ,
ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ
ГРАЖДАН, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 7 ИЮНЯ 2006 ГОДА № 275
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Кузьминой, проводившей на основании статьи 44
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки К.М.Минекеевой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 12 января 2012 года поступило обращение в форме жалобы гражданки К.М.Минекеевой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем пятым пункта 4
Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан".
Гражданка К.М.Минекеева, 1926 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны. В результате пожара, произошедшего 21 августа 2011 года, был уничтожен принадлежащий ей жилой дом, расположенный в селе Амирово Черемшанского района Республики Татарстан. Решением Общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от 16 сентября 2011 года заявительница, как вдова участника Великой Отечественной войны, была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия жилого помещения для постоянного проживания.
Из письма Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 24 октября 2011 года следует, что К.М.Минекеева с 16 сентября 2011 года включена в сводный республиканский реестр граждан - получателей субсидий на приобретение жилья, формируемый на основании списков, полученных от исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, и что субсидия ей будет выделена в порядке очередности по мере поступления денежных средств из федерального бюджета.
Оспариваемая гражданкой К.М.Минекеевой норма устанавливает, что сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявительница считает, что такое регулирование не учитывает степень нуждаемости получателей субсидий в улучшении жилищных условий, а очередность получения субсидии зависит только от даты постановки граждан на учет, и в этом она усматривает нарушение ее конституционных прав на жилище.
На основании изложенного гражданка К.М.Минекеева просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзац пятый пункта 4
Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275, не соответствующим статьям 13
и 55
Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
2. Из жалобы гражданки К.М.Минекеевой и приложенных к ней документов следует, что в результате пожара она лишилась единственного жилища. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении
от 5 марта 2009 года № 376-О-П, государство в лице органов государственной и муниципальной власти обязано оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам, к числу которых относится и гражданка К.М.Минекеева, жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57
Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 3 статьи 49
, часть 1 статьи 52
Жилищного кодекса Российской Федерации).
Наряду с этим заявительница, лишившаяся своего единственного жилища в результате пожара и на этом основании принятая на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, имеет право, как вдова участника Великой Отечественной войны, на первоочередное получение субсидии для приобретения жилья согласно пункту 4
Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275. Тем самым довод заявительницы о том, что очередность получения субсидии зависит только от даты постановки гражданина на учет, является необоснованным.
Пункт 4
указанного Положения, содержащий оспариваемую гражданкой К.М.Минекеевой норму, уже был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан, который в Постановлении
от 8 апреля 2010 года № 39-П по жалобе гражданки Т.И.Порфирьевой признал названный пункт соответствующим Конституции
Республики Татарстан. По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным судом Республики Татарстан в данном постановлении, действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий категорий граждан, к которым относится заявительница К.М.Минекеева: предоставление в первоочередном порядке субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. При этом право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самим гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в том числе и заявительнице К.М.Минекеевой. Указанное постановление
Конституционного суда Республики Татарстан и выраженные в нем правовые позиции сохраняют свою силу, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 46
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" является основанием для отказа в принятии к рассмотрению обращения по тому же предмету.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 46
, частью пятой статьи 66
, частями первой
и второй статьи 67
, статьями 69
и 72
и частью первой статьи 73
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки К.М.Минекеевой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем пятым пункта 4
Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275, поскольку по предмету обращения Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке К.М.Минекеевой, в Кабинет Министров Республики Татарстан, а также в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан