Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2012 г. № 48-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 ЧАСТИ 2
СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 12 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА № 3-ЗРТ "О СОБЛЮДЕНИИ ПОКОЯ ГРАЖДАН
И ТИШИНЫ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНИНА Д.А.ФРОЛОВА

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
с участием гражданина Д.А.Фролова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку Ш.Ш.Ягудина, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.И.Махмутова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Л.Ю.Глуховой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш.Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - заместителя начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И.Сайфутдиновой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 2 части 2 статьи 1 и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина Д.А.Фролова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 части 2 статьи 1 и статьей 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи - докладчика А.Р.Шакараева, объяснения сторон - гражданина Д.А.Фролова и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Ш.Ш.Ягудина, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.И.Махмутова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Л.Ю.Глуховой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - И.Ш.Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - М.Х.Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И.Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Д.А.Фролов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 части 2 статьи 1 и статьей 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время".
По мнению заявителя, оспариваемое положение пункта 2 части 2 статьи 1 указанного Закона, в соответствии с которым действие данного Закона не распространяется на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, нарушает его права и свободы, установленные статьями 28 (часть вторая) и 29 (часть первая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются. В частности, гражданин Д.А.Фролов отмечает, что ежедневные утренние и вечерние призывы к молитве в мечетях происходят в ранние и поздние часы, когда другие граждане спят.
Кроме того, заявитель указывает, что установленный в статье 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" период ночного времени с 23.00 часов до 6.00 часов сокращен на один час в сравнении с федеральным законодательством и ранее действовавшей редакцией статьи 3.8 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 года № 80-ЗРТ (в редакции Закона Республики Татарстан от 26 декабря 2009 года № 70-ЗРТ). Тем самым, по его мнению, статья 2 оспариваемого Закона противоречит статьям 52 (часть первая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, устанавливающим, что каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
На основании изложенного заявитель просит признать пункт 2 части 2 статьи 1 и статью 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" не соответствующими Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения пункта 2 части 2 статьи 1 и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", согласно которым действие указанного Закона не распространяется на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий; в целях данного Закона под ночным временем понимается период времени с 23.00 часов до 6.00 часов.
2. Оспариваемые заявителем правовые положения относятся к защите прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечения права каждого на отдых, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов согласно статье 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ) предусматривает, в частности, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3). С учетом того, что федеральное законодательство не содержит положений, связанных с обеспечением права граждан на тишину и покой в ночное время, республиканский законодатель был правомочен урегулировать данные отношения самостоятельно.
Таким образом, принимая Закон Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу статьи 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которой к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан.
3. Согласно статье 37 (часть первая) Конституции Республики Татарстан каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Данные конституционные положения корреспондируют статье 18 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в соответствии с которой каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Аналогичные нормы содержатся в пункте 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, пункте 1 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и статье 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята 25 ноября 1981 года Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам, связанным с реализацией свободы вероисповедания, отметил, что, по смыслу статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), 14, 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1), свобода вероисповедания, право каждого объединяться с другими для исповедания той или иной религии предполагают возможность совершения религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую избранным вероучением (Постановление от 6 декабря 2011 года № 26-П); законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Постановление от 23 ноября 1999 года № 16-П).
Европейский Суд по правам человека неоднократно излагал позицию о том, что религиозная свобода представляет собой прежде всего вопрос индивидуального сознания, она также предполагает, в частности, свободу "исповедовать религию" индивидуально или совместно с другими, публично и в кругу тех, кто разделяет эту веру; право верующих на свободу вероисповедания, которое включает право исповедовать свою религию совместно с другими, охватывает ожидание того, что верующим будет позволено свободно собираться в отсутствие произвольного государственного вмешательства (пункт 99 Постановления от 10 июня 2010 года по делу "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah's Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации" и пункт 58 Постановления от 5 октября 2006 года по делу "Московское отделение Армии Спасения (Moscow Branch of the Salvation Army) против Российской Федерации"). В своей практике Европейский Суд по правам человека также исходит из того, что государства обязаны обеспечить, нейтрально и беспристрастно, исповедание различных религий, верований и убеждений; их функция заключается в содействии поддержания общественного порядка, религиозной гармонии и терпимости в демократическом обществе, особенно между противостоящими группами; это касается отношений верующих и неверующих и отношений между приверженцами различных религий, верований и убеждений (пункт 107 Постановления от 10 ноября 2005 года по делу "Лейла Шахин (Leyla Sahin) против Турции" и пункт 60 Постановления от 18 марта 2011 года по делу "Лаутси и другие (Lautsi and others) против Италии").
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений урегулированы в Федеральном законе от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Федерального закона права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом; законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать данному Федеральному закону. В силу пункта 2 статьи 16 указанного Федерального закона богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. При этом федеральное законодательство не содержит положений, запрещающих богослужения, молитвенные, религиозные собрания и любые другие проявления религиозных убеждений, а также отправление религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях или иных местах и объектах, специально предназначенных для этих целей, в ночное время.
Республиканский законодатель, предусматривая в оспариваемом Законе меры, направленные на обеспечение покоя граждан и тишины в ночное время, не вправе устанавливать какие-либо ограничения права на свободу совести и вероисповедания, в том числе в зависимости от времени суток, поскольку, по смыслу пункта 2 статьи 3 указанного Федерального закона, право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, не может осуществлять правовое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания (Постановления от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 19 июля 2011 года № 17-П).
Следовательно, включение в Закон Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" нормы, ограничивающей право каждого на свободу совести и вероисповедания, нарушило бы конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также противоречило бы статье 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Оспариваемое заявителем положение не может рассматриваться и как ограничивающее равенство граждан, поскольку оно направлено на обеспечение конституционного права на свободу совести и вероисповедания и в равной мере относится ко всем конфессиям в Республике Татарстан.
На основании изложенного пункт 2 части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" правомерно предусматривает изъятие действий юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий из сферы регулирования указанного республиканского Закона.
Таким образом, положение пункта 2 части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", согласно которому действие указанного Закона не распространяется на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, не может рассматриваться как ограничивающее, умаляющее или иным образом нарушающее права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Республики Татарстан, в том числе ее статьями 28 (часть вторая), 29 (часть первая) и 58 (часть вторая).
4. Согласно статье 50 (часть пятая) во взаимосвязи со статьей 52 (часть первая) Конституции Республики Татарстан каждый имеет право на отдых; каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья. Тишина и покой граждан в ночное время являются одним из условий реализации права граждан на отдых и охрану здоровья.
Целевым предназначением оспариваемой нормы, как это следует из содержания и смысла Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", является установление временного интервала - с 23.00 часов до 6.00 часов, в период которого запрещается совершать действия, нарушающие тишину и покой граждан. Следовательно, введение законодательного запрета на нарушение тишины и покоя граждан в ночное время уже само по себе направлено на обеспечение реализации конституционных прав на отдых и охрану здоровья и согласуется с положением статьи 31 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, предусматривающим, что жизнь человека и его здоровье находятся под защитой государства.
Гарантируя каждому право на отдых и право на охрану здоровья, государственную защиту здоровья, Конституция Республики Татарстан не определяет в полной мере способы, объем и механизм такой защиты. Решение этих вопросов является прерогативой республиканского законодателя, который с учетом конституционных принципов и норм в порядке реализации своих дискреционных полномочий вправе предусмотреть конкретные меры защиты права граждан на тишину и покой в ночное время. Как уже отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, федеральный законодатель предусмотрел понятие ночного времени применительно к регулированию отношений только в определенных сферах; единое определение ночного времени, которое подлежало бы применению во всех сферах правового регулирования, в федеральном законодательстве отсутствует (Постановление от 10 июня 2009 года № 35-П). При этом исходя из действующего законодательства продолжительность ночного времени может устанавливаться республиканским законодателем самостоятельно, в зависимости от целей, которые преследуются регулированием тех или иных общественных отношений. Из этого следует, что статья 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", вопреки утверждению заявителя, не ограничивает, не отменяет и не умаляет конституционные права каждого в Республике Татарстан, в том числе и гражданина Д.А.Фролова, на отдых и охрану здоровья.
Таким образом, оспариваемое положение статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", согласно которому для целей данного Закона под ночным временем понимается период времени с 23.00 часов до 6.00 часов, с учетом его места в системе действующего правового регулирования соответствует Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 52 (часть первая) и 58 (часть вторая).
Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан уже обращал внимание на то, что из содержания и смысла правовых норм федерального законодательства, закрепляющих понятие ночного времени применительно к регулированию отношений в той или иной сфере, следует, что они в целом единообразно определяют границы ночного времени для целей правового регулирования соответствующих отношений и предусматривают общую продолжительность ночного времени не менее восьми часов (Постановление от 10 июня 2009 года № 35-П). В этой связи установление республиканским законодателем ночного времени, в период которого запрещается совершать действия, нарушающие тишину и покой граждан, общей продолжительностью не менее восьми часов явилось бы дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан в сфере охраны их здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать положения пункта 2 части 2 статьи 1 и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru