ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2010 г. по делу № 9838
Судья: Гилмуллина Г.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи - Гафарова Р.Ф.,
судей - Мочаловой Ю.Р., Мавляветдинова И.М.
при секретаре - Шараповой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Гафарова Р.Ф. гражданское дело по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора Камско-Устьинского района Минуллина И.Г. на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 22 июля 2010 года, которым постановлено:
В официальном тексте, видимо, допущена опечатка: решение Камско-Устьинского районного Совета от 26.08.2010 № 264 имеет название "Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район" сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", а не "Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан".
В удовлетворении заявления прокурору района о признании подпункта 1 пункта 1
решения Совета муниципального образования "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" от 26 февраля 2010 года № 264 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" противоречащим федеральным законам и недействующим полностью со дня его принятия, отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя - Хисамовой В.А., поддержавшей представление, представителя Совета МО "Камско-Устьинский МР РТ" - Гильмутдинова Р.И., возражавшего против удовлетворения кассационного представления, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор Камско-Устьинского района обратился с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании подпункта 1 пункта 1
решения Совета муниципального образования "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" от 26 февраля 2010 года № 264 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" (далее - Решение).
В обоснование заявленного требования указано, что подпунктом 1 пункта 1
Решения утверждено Положение
о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
Считает, что вышеуказанный подпункт
Решения противоречит требованиям действующего законодательства, а именно Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 12
Закона Республики Татарстан от 17.01.2008 № 5-ЗРТ "О муниципальной службе в Республике Татарстан", Закону
Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Указу
Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", Указу
Президента Республики Татарстан от 30.12.2009 № УП-702 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Кроме того, при принятии вышеуказанного решения орган местного самоуправления превысил свои полномочия и разрешил вопросы, входящие в круг полномочий субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Главы муниципального образования "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" с требованиями не согласился.
Суд вынес решение в приведенной формулировке.
В кассационном представлении и.о. прокурора Камско-Устьинского района Минуллин И.Г. ставит вопрос об отмене поставленного судом решения, считая его незаконным. При этом в кассационном представлении указывается, что принятие Советом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан Решения является преждевременным.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
В силу части 4 статьи 7
Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 3
Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" составляют Конституция
Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
26 февраля 2010 года Советом муниципального образования "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" принято решение
№ 264 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан".
Подпунктом 1 пункта 1
данного решения утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно части 1 статьи 15
Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3
Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В пункте 1 статьи 12
Закона Республики Татарстан от 17.01.2008 № 5-ЗРТ "О муниципальной службе в Республике Татарстан" закреплено положение, в соответствии с которым гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
Указом
Президента Республики Татарстан от 30.12.2009 № УП-702 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" утверждено Положение
о предоставлении гражданами претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и формы справок.
Проанализировав вышеприведенные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, суд обоснованно пришел к выводу о том, что утверждая оспариваемым решением Положение
о предоставлении гражданам, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании "Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан" Совет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Как видно из Положения
, разрешая таким образом данный вопрос, представительный орган муниципального образования, руководствовался Указом
Президента Республики Татарстан от 30.12.2009 № УП-702, утвердившим, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, Положение
о предоставлении гражданами претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, и государственными гражданскими служащими Республики Татарстан сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Возможность регулировать вопросы предоставления необходимых сведений гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими в муниципальном образовании, предусмотрена этим же Указом
Президента Российской Федерации.
Поскольку прокурором не оспаривается содержание Положения
, то само по себе дублирование, в данном случае, представительным органом муниципального образования, нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству.
Довод прокурора со ссылкой на статью 8
Федерального закона "О противодействии коррупции" о том, что порядок предоставления указанных сведений устанавливается только федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основан на неправильном толковании данной нормы Закона. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 15
Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", который в свою очередь предполагает регулирование порядка предоставления сведений, их формы и на уровне субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, все заинтересованные лица привлечены для участия в деле, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 360
и 361
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 22 июля 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Камско-Устьинского района - без удовлетворения.