Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2011 г. по делу № А65-22108/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2011 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего Мазитова А.Н., судей Нафиева И.Ф., Назыровой Н.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галеевой Л.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан, г. Казань к Государственному Совету Республики Татарстан, г. Казань, Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань о признании противоречащим федеральному законодательству недействующей и не подлежащим применению с 1 января 2008 года пункт 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 02.08.2008 № 53-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков",
при участии представителей сторон:
от заявителя - Урванцев С.А. удостоверение, Дындов Д.В., удостоверение
от ответчика (Государственный Совет Республики Татарстан) - Шакирова А.А., по доверенности от 17.10.2011 г.
от ответчика (Министерство финансов Республики Татарстан) - Ерашова И.В., по доверенности от 07.05.2010 г.

установил:

Прокурор Республики Татарстан, г. Казань (далее - заявитель, Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному Совету Республики Татарстан, г. Казань (далее - ответчик), Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) о признании противоречащим федеральному законодательству недействующей и не подлежащим применению с 1 января 2008 года пункт 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 02.08.2008 № 53-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков".
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков не признали заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы заявления и отзывов на него, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Часть 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, рассмотрение настоящего дела отнесено законом к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
02 августа 2008 года ответчиком (Государственный Совет Республики Татарстан) принят Закон Республики Татарстан от 02.08.2008 г. № 53-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" (далее - Закон), (опубликован в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, № 8, август (1 часть), 2008, ст. 954).
Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного Закона установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет РТ до 13,5 процента, для организаций осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам на территории РТ.
Налогоплательщиков, располагающих необходимым имуществом и иными ресурсами для осуществления деятельности, связанной с транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам, за исключением Открытого акционерного общества "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы" и Средне- Волжское Открытого акционерного общества Трубопроводного Транспорта Нефтепродуктов, которые являются дочерними обществами Открытого акционерного общества АК "Транснефть" на территории Республики Татарстан отсутствуют. Согласно Реестру субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (раздел III. Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам) данные налогоплательщики отнесены по указанным видам деятельности к субъектам естественных монополий.
Налоговый кодекс (часть первая) предоставлял возможность установления индивидуальных льгот по налогам до вступления в силу Федерального закона РФ от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. до 12 августа 1999 года.
После вступления в силу названного Закона действуют лишь льготы, предоставленные до 12 августа 1999 года.
После 12 августа 1999 года согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации не могут приниматься нормы права, определяющие порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, носящие индивидуальный характер.
Оспариваемый Закон принят 10 июля 2008 года после установления запрета на принятие таких актов.
Порядок и пределы установления ответчиком налоговых льгот по федеральным налогам предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации, так как установленная пониженная ставка налога на прибыль организаций не могла быть применена иными субъектами, кроме указанных выше двух налогоплательщиков, являющихся одновременно субъектами естественных монополий и дочерними обществами Открытого акционерного общества АК "Транснефть", в связи с чем, носит индивидуальный характер.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт о налогах признается не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт противоречит общим началам названного Кодекса, в частности - пункту 3 статьи 3: налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономическое основание и не произвольность применения для двух налогоплательщиков, субъектов естественной монополии и дочерних обществ Открытого акционерного общества АК "Транснефть", льготы в виде пониженной ставки налога на прибыль ответчиками не приведены.
Прокурор обоснованно указывает, что использование установленной льготы приведет к существенным потерям бюджетных средств республики на сумму 579 552,2 тыс. рублей, в результате чего будут нарушены интересы Республики Татарстан.
Как указано в пункте 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативный акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, установленные Кодексом; изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей налогоплательщиков; вводит обязанности, не предусмотренные Кодексом; разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом; изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действия налогоплательщиков; изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Кодексе; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 этой статьи (пункт 2 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исследование судом оспариваемого положения Закона показывает их противоречие общим началам и буквальному смыслу конкретных вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемым пунктом Закона, как обоснованно указано заявителем, нарушаются общие принципы недопущения, ограничения, устранения конкуренции, создании условий для эффективного функционирования товарных рынков, установленные статьей 1 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. Налогоплательщики Республики Татарстан ставятся в неравные и невыгодные условия по сравнению с двумя налогоплательщиками, входящими в структуру Открытого акционерного общества АК "Транснефть", а именно Открытое акционерное общество "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы" и Средне-Волжское Открытое акционерное общество Трубопроводного Транспорта Нефтепродуктов.
В соответствии с частью второй статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его части иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части.
В соответствии с частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Поскольку в соответствии с положениями подпункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ прокуроры, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, то оснований для ее распределения в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

решил:

Признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции" и недействующим пункт 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 02.08.2008 № 53-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок.

Председательствующий
А.Н.МАЗИТОВ

Судья
Н.Б.НАЗЫРОВА
И.Ф.НАФИЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru