Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2011 г. по делу № А65-21897/2010

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2011 года. Полный текст решения изготовлен 14 марта 2011 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сальмановой Р.Р., судей Абульхановой Г.Ф., Мотрохина Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис", г. Альметьевск к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения от 29.11.2006 № 107 "О тарифах и нормативах на услуги организации жилищно-коммунального комплекса" в части установления норматива на отопление жилых многоквартирных домов не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим, при участии:
от заявителя - представители Емельянов Н.С. по доверенности от 11.11.2010, Русалкин И.В. по доверенности от 16.06.2010, Парфенова А.А.по доверенности от 25.08.2010,
от ответчика - представитель Идиятуллина И.И. по доверенности от 11.11.2010,
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, не явились,
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, не явились,
- Муниципальное учреждение "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства" Альметьевского муниципального района, представитель Верия О.В. по доверенности от 01.01.2011,
- Государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ, представитель Хисамова О.Ю. по доверенности от 25.01.2011,
- Открытое акционерное общество "Альметьевские тепловые сети", представитель Фазлыева А.Ш. по доверенности от 11.01.2011,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Карпухиной Ю.Д.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (далее - заявитель) обратилось к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, Совет) с заявлением о признании решения № 107 от 29.11.2006 "О тарифах и нормативах на услуги организации жилищно-коммунального комплекса" в части установления норматива на отопление жилых многоквартирных домов с изменениями от 27.02.2008 не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим.
Представители заявителя, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явились, уточнили редакцию требований, указав, что просят признать Приложение № 6 к решению № 107 от 29.11.2006 "О тарифах и нормативах на услуги организации жилищно-коммунального комплекса" в части установления норматива на отопление жилых многоквартирных домов с изменениями от 27.02.2008 не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим. Представили дополнительные доказательства и пояснения по заявленным требованиям.
Определением суда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение редакции требований судом принято.
Представитель ответчика, извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного разбирательства, явился, требования не признал, указав, что решением ответчика № 20 от 11.11.2010, оспариваемое заявителем Приложение № 6 к решению от 29.11.2006 № 107 исключено из оспариваемого решения, поэтому силу пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" ходатайствовал о прекращении производства по делу (л.д. 45 т. 1). Истребованные судом расчеты норматива на отопление по оспариваемому решению не представил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного разбирательства:
- Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, привлеченный к участию в деле Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2010, явку представителя не обеспечил, в представленном отзыве указал, что нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе, утвержденные оспариваемым нормативным правовым актом ответчика, в соответствии с действующим законодательством не подлежат применению при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия представителя (л.д. 62 т. 1).
- Представитель третьего лица, ГУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ", привлеченное к участию в деле Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2010, явился, представил истребованные судом сведения (л.д. 120 т. 1).
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, привлеченное к участию в деле Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2010, явку представителя не обеспечило, направило отзыв по делу, в котором указало, что заявителем оспаривается нормативно-правовой акт 2006 года, тогда как Министерство уполномочено по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг в связи с изменениями законодательства с 2010 года, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 90 т. 1).
- Представитель третьего лица, МУ "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства" Альметьевского муниципального района, привлеченное к участию в деле Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2011, вступивший в дело на стороне ответчика, явился, истребованные судом расчеты норматива на отопление по оспариваемому решению не представил.
Определением суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв в судебном заседании до 13 час. 00 мин. 04.03.2011, информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда РТ www.tatarstan.arbitr.ru, что согласно разъяснениям информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 113 от 10.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" соответствует требованиям ст. 163 АПК РФ и свидетельствует о надлежащем извещении сторон о дне и месте рассмотрения дела. В назначенное время судебное заседание продолжено при участии представителей сторон, третьих лиц: МУ "Департамент жилищной политики Альметьевского муниципального района" РТ, ГУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ, ОАО "Альметьевские тепловые сети".
- Представитель ОАО "Альметьевские тепловые сети", привлеченный к участию в деле Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2011, вступивший в дело на стороне ответчика, явился после перерыва в судебном заседании, требование не признал по основаниям, указанным в отзыве, указал, что норматив 0,2138 Гкал/кв. м, принятый оспариваемым решением, является ниже дифференцированного норматива, утвержденного Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ от 09.06.2006 № 1297, указал, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт прекратил свое действие с 11,11.2010.
Как следует из материалов дела, решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 № 107, опубликованном 10.11.2006 в газете "Знамя труда" № 309-312 (10331), утверждены тарифы и нормативы на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007, пунктом 3 которого установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения на 2007 год согласно приложениям N№ 4, 5, 6, 7, 8. Приложением № 6 установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов с централизованными системами теплоснабжения в 0,2138 Гкал/кв. метр общей площади в год (л.д. 64-68 об. т. 1). Решением ответчика от 27.02.2008 № 221, которое официально опубликовано в газете "Знамя труда" от 19.03.2008 № 74-76, внесены изменения в пункт 3 решения Совета от 29.11.2006 № 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007", которым исключены слова "на 2007 год". Решением ответчика № 20 от 11.11.2010, опубликованном в газете "Знамя труда" от 18.11.2010 за № 45 (676), Приложение № 6 к решению исключено. Заявитель в обосновании своих доводов указал, что норматив тепловой энергии установлен без дифференциации группы домов, без учета изменений конструктивных параметров и благоустройства жилых многоквартирных домов, без учета климатических условий, изменение нормативного правового акта осуществлено в сроки, не предусмотренные Правилами.
Ответчик, требования не признал, считает производство по делу подлежащим прекращению без рассмотрения дела по существу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт отменен после принятия заявления к производству арбитражного суда.
Заявитель, считая Приложение № 6 к решению Совета № 107 от 26.11.2006, устанавливающее норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых многоквартирных домов, с изменениями, внесенными решением Совета от 27.02.2008 № 221, не соответствующими Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав представителей сторон, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, приходит к следующему.
1. Суд, отклоняя доводы ответчика о необходимости прекращения производства по делу в связи с отменой ответчиком нормативного правового акта после подачи заявителем заявления в суд, считает необходимым указать, что согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Право на судебную защиту служит гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод.
Возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, включая нормативные правовые акты, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
По смыслу приведенных конституционных положений, федеральный законодатель, располагая достаточной свободой усмотрения при регулировании способов и процедур судебной защиты, обязан обеспечить участникам судопроизводства такой уровень гарантий права на судебную защиту, который обеспечивал бы ее полноту и своевременность, эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, недопустимость подмены судопроизводственной формы защиты права другой и произвольного прекращения начатого судопроизводства.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194); обязанность доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, распределены иным, нежели для дел искового производства, образом (часть 6 статьи 194); признание требования органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда не обязательно (часть 8 статьи 194).
Суд не может быть связан и ходатайством органа или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о прекращении производства по делу лишь на том основании, что в процессе рассмотрения дела этот акт утратил силу.
Безусловное следование суда заявленному заинтересованным лицом (органом или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт) ходатайству, которое, как свидетельствует сложившаяся правоприменительная практика, может преследовать определенный процессуальный интерес - достижение в судебном процессе желаемого для себя исхода дела путем прекращения производства по нему, означало бы недопустимое ограничение самостоятельности суда как носителя судебной власти при осуществлении правосудия, независимости и подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 10; статья 118, части 1 и 2; статья 120 Конституции Российской Федерации).
Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
Таким образом, положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 192 и частью 5 статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами. Указанные выводы соответствуют правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09.
Отказ в правосудии не допустим также в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и противоречит сложившейся практике Европейского Суда по правам человека, в соответствии с которой принцип международного права, запрещающий отказ от правосудия, является одним из всемирно признанных, основополагающих принципов права (Golder v. United Kingdom, постановление от 21.02.1975). Необходимо, чтобы уровень доступа, обеспеченный внутренним законодательством, был достаточным для обеспечения лицу "права на доступ", эффективность которого требует, чтобы лицо пользовалось ясной и конкретной возможностью оспорить действие, представляющее собой вмешательство в его права (F.E. v. France, постановление от 30.10.1998).
Следовательно, ходатайство ответчика о прекращении производства по делу без рассмотрения дела по существу, не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2006 № 182-О и не учитывает обязательное к применению правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении от 19.01.2010 № 12939/09.
2. В соответствии с частью 1 стать 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при применении статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 78 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Следовательно, Закон № 131-ФЗ прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела по оспариванию нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Статьей 6 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.


В систему муниципальных правовых актов, в том числе входят: нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно статье 22 Решения Представительного органа муниципального образования "Альметьевский муниципальный район" Республики Татарстан от 5 декабря 2005 г. № 17 "Об Уставе муниципального образования "Альметьевский муниципальный район", Совет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - является постоянно действующим представительным коллегиальным органом местного самоуправления.
Пунктом 18 статьи 27 указанного Решения к компетенции Совета Района относится определение порядка установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 3 февраля 2006 г. № 38 "О регламенте Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" установлено, что Президиум Совета Района обеспечивает организацию работы Совета Района, подотчетен ему, имеет полномочия по принятию решений на его заседаниях, оформленных протоколом (ст. ст. 17, 18).
На основании Протокола заседания Президиума Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 принято решение от 29.11.2006 № 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007".
На основании Протокола заседания Президиума Совета от 27.02.2008 принято решение Совета от 27.02.2008 № 221 "О внесении изменения в решение Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 № 107".
Таким образом, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом в пределах своих полномочий.
3. Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29 ноября 2006 г. № 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007 год" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Совет Альметьевского муниципального района решил: установить нормативы потребления коммунальных услуг для населения, согласно приложениям № № 4, 5, 6, 7, 8 (пункт 3 решения).
В тексте решения предусмотрено, что решение вступает в силу не ранее, чем через один месяц со дня опубликования в газетах "Знамя труда" и "Элмэт таннары" (л.д. 114 т. 1).
Приложением № 6 к решению Совета Альметьевского муниципального района от 29 ноября 2006 г. № 107 установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячие водоснабжение жилых домов с централизованными системами теплоснабжения в 0,2138 Гкал/кв. м общей площади в год (л.д. 117 об. т. 1).
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете "Знамя труда" в номере № 309-312 (10331) от 30.11.2006, изменения к нему от 27.02.2008 опубликованы в газете от 74-76 (л.д. 71-73 т. 1). Решение Совета от 11.11.2010 № 20 об исключении Приложения № 6 к решению опубликовано в газете "Яшьлэр заманы" № 45 (676) от 18.11.2010 (л.д. 71-774 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
В силу п. 10 Правил при различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются, независимо применяемого метода; в муниципальном образовании не может быть установлен единый норматив потребления коммунальной услуги, если дома различаются между собой по конструктивным и техническим параметрам. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с конструктивными аналогичными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (пункт 14 Правил).
Согласно пункту 19 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Пунктом 20 Правил определены методы, которые применяются при установлении нормативов потребления бытовых услуг: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Советом Альметьевского муниципального района суду не представлены документы, подтверждающие применение одного из методов установления нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых домов Альметьевского муниципального района, указанных в пункте 20 Правил, представлено только решение от 29.11.2006 № 107 и Протокол заседания Президиума Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 о принятии указанного решения "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007".
В решении Совета № 107 от 29.11.2006 не мотивирована возможность установления нормативов отопления путем применения аналогов, экспертного или расчетного метода, каким образом были произведены расчеты в отношении принятого норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых многоквартирных домов.
При этом Совет Альметьевского муниципального района не представил расчеты, которые привели к установлению норматива отопления в 0,2138 Гкал/кв. м на год за отопительный сезон, а также не представлены документы, положенные в основу расчетов по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
Как следует из пояснений представителя третьего лица, МУ "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства Альметьевского муниципального района РТ", Департамент организует работы по расчету нормативов потребления, участвует в разработке тарифов на передачу энергоносителей с последующим их рассмотрением и утверждением специальной комиссией, созданной Советом Альметьевского муниципального района РТ. Представителем даны пояснения, что в обоснование принятого решения Советом применялся метод аналога, в последующем другим представителем заявлено о применении ответчиком расчетного метода. Требования Определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2011 о предоставлении расчетов Департаментом не представлено. В ходе судебного разбирательства 04.03.2011 представителем даны пояснения, что применен Расчет нормативного количества теплоэнергии на отопление, утвержденный постановлением Руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ от 9 июня 2006 г. № 1297.
Указанные обстоятельства подтвердил также представитель третьего лица, ОАО "Апьметьевские тепловые сети", указанные им в своем отзыве.
Альметьевской городской прокуратурой проведена проверка соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления действующему законодательству и установлено, что постановлением Руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ от 9 июня 2006 г. № 1297 утвержден расчет нормативного количества теплоэнергии на отопление, который предусматривает расчет дифференцированного норматива на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения с учетом особенностей жилых зданий. Прокуратурой установлено, что Исполкомом при определении годового нормативного количества теплоэнергии на отопление 1 кв. метра применялись Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству в 1994 году. Причем, указанные Методические рекомендации не действовали, поскольку в 2003 году Госстроем Российской Федерации была принята новая Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения "МКД4-05.2004". А также к моменту утверждения дифференцированных расчетов Исполкомом 09.06.2006 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, которые не были приняты к руководству.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения Альметьевской городской прокуратуры Представления в адрес Руководителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком принято оспариваемое решение без учета анализа конструктивных и технических параметров жилых домов, степени благоустройства в районе и в городе, позволяющие сделать вывод, что нормативы, содержащиеся в Приложении № 6 к решению № 107 от 29.11.2006 (с изменениями от 28.02.2008) приняты в нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
Альметьевской городской прокуратурой в адрес Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан внесен Протест от 02.11.2010 на решение Совета Альметьевского муниципального района РТ от 29.11.2006 № 107, в котором указано, что указанное решение является незаконным и подлежит отмене в части установления нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов с центральными системами теплоснабжения.
11.11.2010 решением Совета Альметьевского муниципального района РТ № 20 "О внесении изменений в решение Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан № 107 от 29.11.2006 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007" внесены изменения, Приложение № 6 к решению исключено.
Указанное решение ответчика опубликовано в средствах массовой информации, в газете "Знамя труда" от 18.11.2010 № 45(676).
Согласно пункту 3 статьи 71 Устава муниципального образования "Альметьевский муниципальный район", принятого решением Альметьевского городского Совета от 5 декабря 2005 г. № 17 муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), следовательно, решение Совета от 11.11.2010 № 20 вступило в законную силу после его опубликования 18.11.2010.
Таким образом, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению и признанию Приложения № 6 к решению Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 № 107, установившего нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов с централизованными системами теплоснабжения в 0,2138 Гкал/кв. м общей площади в год с изменениями от 27.02.2008 не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 № 306 и недействующим.
В соответствии с частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Поскольку Приложение № 6 к решению от 29.11.2001 № 107 исключено (отменено) решением Совета от 11.11.2010 № 20, вступившим в законную силу с 18.11.2010 и оспариваемое Приложение № 6 к решению от 29.11.2006 № 107 не действует.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09 определил практику применения норм действующего законодательства в случае, "если нормативно-правовой акт прекратил свое действие до момента обращения в суд с требованием о признании его недействительным. Из указанного постановления следует, что противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу. Следовательно, во всех таких случаях речь идет о нарушении нормативным актом прав, которое имело место до признания нормативного акта противоречащим закону судом. Оспаривание нормативного акта в этом случае не имело бы смысла, если бы следствием это не могло являться восстановление или защита нарушенного права".
Толкование правовых норм указанных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09 является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина распределяется пропорционально удовлетворенным требованиям. Заявителю при подаче заявления предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, при удовлетворении требований расходы по оплате государственной пошлины относится на ответчика, однако ответчик в силу подпункта 1.1, пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать Приложение № 6 к решению Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 29.11.2006 № 1072006 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007" в части установления норматива на отопление жилых многоквартирных домов не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 № 306 и недействующим.
Решение арбитражного суда первой инстанции об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья:
Р.Р.САЛЬМАНОВА

Судьи:
Г.Ф.АБУЛЬХАНОВА
Е.Ю.МОТРОХИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru