Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. № 49-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ВОСЬМОГО ПУНКТА
6 И ПУНКТА 50 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ
ВЫПЛАТ, ПОСОБИЙ, СУБСИДИЙ И СТИПЕНДИЙ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ
НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 17
ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 542 (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА
МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21 ИЮНЯ 2011 ГОДА № 496),
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Г.В.ПАНОВА

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
с участием гражданина Г.В.Панова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Р.Г.Минугулова, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Л.К.Валиуллиной, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Л.Ю.Глуховой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан М.М.Сальниковой, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - заместителя начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И.Сайфутдиновой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 6 и пункта 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2011 года № 496).
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Г.В.Панова на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем восьмым пункта 6 и пунктом 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2011 года № 496). Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Р.А.Сахиевой, объяснения сторон - гражданина Г.В.Панова и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Р.Г.Минугулова, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Л.К.Валиуллиной, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Л.Ю.Глуховой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - М.М.Сальниковой, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И.Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Г.В.Панов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем восьмым пункта 6 и пунктом 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2011 года № 496).
Абзацем восьмым пункта 6 данного Положения в указанной редакции предусматривалось, что, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким основаниям, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина. Пунктом 50 этого же Положения установлено, что с 1 февраля 2005 года пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", постоянно проживающим в Республике Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 200 рублей (за исключением граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан).
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что заявитель ранее получал ежемесячную денежную выплату на проезд в соответствии с пунктом 50 оспариваемого Положения как пенсионер, пенсия которому была назначена в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако с 29 апреля 2010 года филиал № 40 Республиканского центра материальной помощи Тукаевского муниципального района Республики Татарстан прекратил предоставление данной выплаты гражданину Г.В.Панову в связи с назначением ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" как гражданину, получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр).
Как указывает заявитель, до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ гражданин, подвергшийся радиационному воздействию, имел право на несколько натуральных льгот, предоставляемых в соответствии с Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5 декабря 1994 года № ЮУ-6-10/468 "О порядке предоставления компенсаций и льгот гражданам Российской Федерации, проживавшим в 1949 - 1963 годах за пределами Российской Федерации и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а с принятием Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на основании данного Закона. По мнению заявителя, в число предоставляемых льгот входила и льгота на бесплатный проезд в городском общественном транспорте, аналогичная льготе пенсионера по старости. С 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ натуральные льготы гражданам были заменены ежемесячной денежной выплатой. Однако, как отмечает заявитель, льгота на бесплатный проезд Правительством Республики Татарстан не была компенсирована. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2010 года в удовлетворении исковых требований Г.В.Панова о произведении перерасчета ежемесячных денежных выплат в целях приобретения социального проездного билета для проезда в общественном транспорте отказано. Указанное решение оставлено без изменения кассационной и надзорной инстанциями Верховного суда Республики Татарстан.
Кроме этого, гражданин Г.В.Панов, ссылаясь на Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 29 июня 2010 года № 40-П по делу о проверке конституционности абзаца второго части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в связи с жалобой гражданина Ю.Я.Семибратова, считает, что равенство мер социальной поддержки, предоставляемых тем категориям граждан, к которым он относится, невозможно, так как меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат являются одинаковыми по форме предоставления, но разными по характеру.
На основании изложенного заявитель просит признать абзац восьмой пункта 6 и пункт 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2011 года № 496), не соответствующими статьям 53 (часть первая), 54 (часть первая), 58 Конституции Республики Татарстан, согласно которым каждый в Республике Татарстан имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; перечисление в Конституции Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В период подготовки настоящего дела к слушанию Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято Постановление от 13 апреля 2012 года № 304, которым внесены изменения в указанное Положение, в том числе и в оспариваемый абзац восьмой пункта 6. Однако в деле заявителя данная норма была применена в ранее действовавшей редакции.
В силу части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются абзац восьмой пункта 6 и пункт 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2011 года № 496).
2. Оспариваемые заявителем правовые положения относятся к вопросам социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Категории граждан, которым предоставляются меры адресной социальной поддержки в Республике Татарстан, а также конкретные объемы и формы их предоставления определены в Законе Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". При этом в соответствии с частью второй статьи 2 указанного Закона меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе пенсионеров, осуществляются на основании решений Кабинета Министров Республики Татарстан в пределах средств, предусмотренных Законом о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.
Кабинет Министров Республики Татарстан согласно статьям 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
Таким образом, принимая Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, а также определяя порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам в виде ежемесячной денежной выплаты на проезд, Кабинет Министров Республики Татарстан действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Татарстан, а также федеральным и республиканским законодательством.
3. Согласно статье 13 во взаимосвязи с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан - социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение включает в том числе и меры социальной поддержки, предоставление которых предусмотрено Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Оспариваемые заявителем нормативные положения, принятые Кабинетом Министров Республики Татарстан во исполнение указанного Закона, определяют условия, размер и порядок назначения пенсионерам, получающим пенсию по Федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ежемесячной денежной выплаты на проезд.
3.1. Гражданин Г.В.Панов, являющийся пенсионером по старости, который на этом основании до 29 апреля 2010 года получал предусмотренную оспариваемым Положением единовременную денежную выплату на проезд в размере 200 рублей, с указанной даты приобрел статус лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан предусмотрено Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Редакция данного Федерального закона, действовавшая до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривала в отношении граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), к числу которых относится и заявитель Г.В.Панов, следующие натуральные льготы: бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно); бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризация) в течение всей жизни; первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (статья 3). Аналогичный перечень натуральных льгот предоставлялся указанной категории граждан также и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года № 1263 "О порядке предоставления компенсаций и льгот гражданам Российской Федерации, проживавшим в 1949 - 1963 годах за пределами Российской Федерации и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и упомянутого заявителем Письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5 декабря 1994 года, принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2228 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Эти нормативные правовые акты, которые регулировали указанные отношения до принятия Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а также данный Закон в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, закрепляли только одну транспортную льготу в виде 50-процентной скидки со стоимости проезда до места лечения один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным и водным транспортом по территории Российской Федерации, предоставлявшуюся лишь гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), к числу которых заявитель не относится.
На основании Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года ряд натуральных льгот, ранее предоставлявшихся отдельным категориям граждан, в том числе и подвергшимся радиационному воздействию, был заменен ежемесячной денежной выплатой.
Согласно действующей редакции Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), в том числе и заявитель Г.В.Панов, имеют право на ежемесячную денежную выплату, размер которой, в настоящее время составляющий 453 рубля 53 копейки, подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (пункт 2 части первой и часть вторая статьи 4.1).
Следовательно, как прежнее правовое регулирование, так и Федеральный закон от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предоставление натуральной льготы в виде бесплатного проезда на общественном транспорте в отношении категории граждан, к которой принадлежит и заявитель Г.В.Панов, не предусматривали.
Кроме этого, согласно статье 7 указанного Федерального закона меры социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Из этого следует, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, включая и Республику Татарстан, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не была возложена обязанность по финансированию из средств бюджета Республики Татарстан каких-либо мер социальной поддержки, предоставляемых названной категории граждан, которые согласно данному Закону отнесены к числу лиц, получающих меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Тем самым довод заявителя о том, что льгота на бесплатный проезд на общественном транспорте для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Республикой Татарстан не была компенсирована, является необоснованным.
3.2. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 50 оспариваемого Положения, представляет собой одну из форм социальной защиты пенсионеров как наиболее социально незащищенной категории граждан и основана на положении статьи 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовыми условиями назначения данной выплаты согласно оспариваемым нормам являются: получение лицом пенсии по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; постоянное проживание в Республике Татарстан; неполучение мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную выплату по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан. По своему целевому назначению норма, закрепленная пунктом 50 оспариваемого Положения, направлена на оказание материальной помощи тем категориям пенсионеров, которые не получают каких-либо мер социальной поддержки по иным правовым основаниям.
Регулирование, установленное абзацем восьмым пункта 6 и пунктом 50 оспариваемого Положения, согласуется с предусмотренным федеральным законодательством порядком предоставления мер социальной поддержки в случае, когда гражданин имеет право на их получение по различным основаниям (статья 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определения от 18 июля 2006 года № 295-О, от 24 января 2008 года № 47-О-О, от 19 февраля 2009 года № 159-О-О, от 15 июля 2010 года № 1019-О-О, от 22 марта 2011 года № 443-О-О).
Конституционный суд Республики Татарстан принимает во внимание, что в международном праве также практикуется подход, при котором в случае наличия у лица оснований для получения одновременно более чем одного социального пособия предусматривается сокращение размера или приостановление выплаты одного из пособий при соблюдении соответствующих условий. В частности, данный подход отражен в статье 33 Конвенции Международной Организации Труда 1967 года № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Российской Федерацией не ратифицирована).
Как отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, уровень материальной обеспеченности пенсионеров зависит не только от суммы получаемой пенсии, но и от наличия социальных услуг и различных льгот (Определение от 11 июня 2002 года № 4-О). В этой связи предоставление ежемесячной денежной выплаты на проезд, размер которой согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года № 937 составляет 342 рубля, выступает в качестве меры адресной социальной поддержки указанной категории пенсионеров, осуществляемой за счет средств бюджета Республики Татарстан. При этом в силу части второй статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и пункта 5 оспариваемого Положения размер данной выплаты устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан после принятия Закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан и в пределах средств, предусмотренных данным законом на очередной финансовый год.
Согласно первоначальной редакции пункта 50 оспариваемого Положения ежемесячная денежная выплата на проезд предоставлялась только тем пенсионерам, доход которых не превышал величины прожиточного минимума. С учетом финансовых возможностей Республики Татарстан круг получателей данной выплаты был расширен, и в действующей редакции оспариваемая норма закрепляет право на ее получение уже без учета прожиточного минимума пенсионера.
Исходя из этого ежемесячная денежная выплата на проезд, назначаемая согласно пункту 50 оспариваемого Положения, по своей правовой природе не относится к числу мер социальной поддержки, установление которых основано на нормах федерального законодательства. Данная выплата представляет собой дополнительную меру социальной поддержки, не имеющую и не имевшую аналога в федеральном законодательстве, установление которой в силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является правом, а не обязанностью Республики Татарстан, и определяется прежде всего финансовыми возможностями Республики Татарстан. Следовательно, условия предоставления и размер данной выплаты устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом реальных возможностей бюджета Республики Татарстан по обеспечению этих выплат, что непосредственно вытекает из содержания части второй статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
В связи с этим на заявителя Г.В.Панова, вопреки его мнению, не может быть распространена правовая позиция, выраженная в Постановлении Конституционного суда Республики Татарстан от 29 июня 2010 года № 40-П по жалобе гражданина Ю.Я.Семибратова, поскольку правовая природа выплаты, предусмотренной пунктом 50 оспариваемого Положения, не совпадает с правовой природой ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" ветеранам труда, к числу которых относится и гражданин Ю.Я.Семибратов. Данная выплата, назначаемая ветеранам труда, установлена республиканским законом на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в связи с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации и, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, предназначена для восполнения потерь граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и направлена на обеспечение стабильности их юридического статуса (Определения от 27 декабря 2005 года № 502-О, от 2 февраля 2006 года № 56-О).
Вместе с тем Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года № 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" был введен единый месячный социальный проездной билет. Согласно подпункту "л" пункта 3 указанного Порядка право на получение данного проездного билета имеют и лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, к которым относится гражданин Г.В.Панов.
Тем самым Республика Татарстан предоставила названной категории граждан, в том числе и гражданину Г.В.Панову, транспортную льготу в виде единого месячного социального проездного билета, дающего право на неограниченное количество поездок на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения.
Таким образом, абзац восьмой пункта 6 и пункт 50 оспариваемого Положения не отменяют, не умаляют и иным образом не нарушают конституционное право заявителя на социальное обеспечение и вследствие этого не противоречат Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 53 (часть первая), 54 (часть первая), 58.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать абзац восьмой пункта 6 и пункт 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2011 года № 496), соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru