Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2012 г. № 2301-IV ГС

О ДОКЛАДЕ О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Заслушав и обсудив выступление заместителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан А.П.Гусева о Докладе о состоянии законодательства Республики Татарстан и обобщив предложения комитетов Государственного Совета Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан (далее - Доклад).
2. Направить Доклад Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Республики Татарстан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Республики Татарстан, в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, субъектам права законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан.
3. Предложить комитетам Государственного Совета Республики Татарстан учесть рекомендации Доклада при формировании Примерного плана законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2013 год.
4. Секретарю Государственного Совета Республики Татарстан Л.Н.Мавриной организовать издание Доклада в виде брошюр на татарском и русском языках и разместить их электронные копии на официальном сайте Государственного Совета Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан А.П.Гусева.

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН





ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Предисловие

Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан на 2012 год представляет собой актуализированную редакцию Доклада 2009 года, учитывает изменения законодательства республики за прошедший период, а также содержит информацию о новых законах Республики Татарстан, принятых за эти годы.
Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан на 2012 год включает в себя:
раздел "Законодательство в области государственного строительства", состоящий из подразделов "Законодательство о государственном устройстве Республики Татарстан", "Законодательство о государственном управлении", "Законодательство о судебной системе, безопасности и охране общественного порядка", "Законодательство о противодействии коррупции", "Законодательство о местном самоуправлении";
раздел "Законодательство в области экономического развития", состоящий из подразделов "Общие вопросы государственного управления в сфере экономики", "Законодательство в области налогов и сборов", "Законодательство в области бюджетного устройства и бюджетного процесса", "Законодательство в области энергетики", "Жилищное законодательство", "Законодательство в области земельных отношений", "Законодательство в области охраны окружающей среды";
раздел "Законодательство в области социального развития", состоящий из подразделов "Законодательство об охране здоровья граждан, физической культуре и спорте", "Законодательство о труде и социальной защите", "Законодательство о семейной и молодежной политике", "Законодательство о культуре, науке и образовании";
разделы о законодательных инициативах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Государственным Советом Республики Татарстан, в которых дана информация о законодательных инициативах Государственного Совета, принятых в качестве федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Приоритетным в работе парламента является повышение качества республиканского законодательства. В связи с этим в Республике Татарстан принят Закон Республики Татарстан от 3 июля 2010 года № 49-ЗРТ "О мониторинге законов Республики Татарстан", предусматривающий проведение мониторинга законов Республики Татарстан в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления режима законности и правопорядка, определения эффективности действия законов Республики Татарстан.
Доклад, по сути, является мониторингом законов Республики Татарстан по состоянию на июнь 2012 года и анализом республиканского законотворчества за период с 1 июля 2009 по июнь 2012 года.

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН

Раздел I
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В период с июля 2009 года, после подготовки второго Доклада о состоянии законодательства Республики Татарстан, по июнь 2012 года Государственным Советом Республики Татарстан (далее также - Государственный Совет) принят 341 закон Республики Татарстан. По сферам регулирования законы распределились следующим образом: государственное строительство и местное самоуправление - 152 закона, экономическое развитие - 128 законов и социальное развитие - 61 закон.
Право законодательной инициативы Конституцией Республики Татарстан предоставлено Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, Государственному Советнику Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления, а также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения, которые активно пользуются конституционным правом. Из принятых в 2010 году 143 законов Республики Татарстан в порядке законодательной инициативы внесено: Президентом Республики Татарстан - 11 (7,7%), депутатами Государственного Совета - 29 (20,3%), комитетами Государственного Совета - 14 (9,8%). Кабинетом Министров Республики Татарстан - 81 (56,7%), представительными органами местного самоуправления - 7 (4,9%), Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан - 2 (0,7%). В 2011 году было принято 110 законов Республики Татарстан, которые по субъектам права законодательной инициативы распределены следующим образом: Президентом Республики Татарстан - 10 (9%); депутатами Государственного Совета - 25 (23%), совместно с Президентом Республики Татарстан - 1 (1%), совместно с Кабинетом Министров Республики Татарстан - 1 (1%); комитетами Государственного Совета Республики Татарстан - 12 (11%); Кабинетом Министров Республики Татарстан - 55 (50%); Прокурором Республики Татарстан - 1 (1%); представительными органами местного самоуправления - 5 (4%). Во втором полугодии 2009 года было принято 46 законов, в первом полугодии 2012 года - 42 закона Республики Татарстан.
Последовательно сокращается количество законов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования, и все более возрастает доля законов, которыми вносятся изменения в действующие законы. Это свидетельствует, с одной стороны, о высокой степени урегулированности общественных отношений на законодательном уровне в республике в условиях имеющего место ограничения законодательных полномочий на уровне Российской Федерации.
Вместе с тем принятие большинства республиканских законов связано с принятием федеральных законов, которыми четко определяется сфера правового регулирования субъектов Российской Федерации, поэтому состояние законодательства Республики Татарстан, перспективы его развития неразрывно связаны с законодательными преобразованиями, происходящими на федеральном уровне. Половина принимаемых законов направлена на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным законодательством, в связи с этим объем законов о внесении изменений в действующие законы Республики Татарстан многократно превышает объем самостоятельных (базовых) законов. Постоянные изменения федеральных законов требуют и от законодателей субъектов Российской Федерации гонки в изменении собственного законодательства, а это, в свою очередь, серьезно влияет на собственную законотворческую деятельность последних. Нестабильность законов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации создает значительные трудности в правоприменении. Поспешность, отсутствие глубокого анализа при принятии федеральных законов, неоправданная интенсификация законотворчества являются причиной отсутствия законодательной взаимосогласованности, несоответствия принимаемых законов системе действующего законодательства. Так, в республиканских законах множество декларативных, отсылочных и дублирующих норм. Детальное регулирование федеральным законодателем вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов под видом регулирования общих принципов не оставляет возможности законодателям субъектов федерации осуществлять полноценное законотворчество. Кроме того, субъекты Российской Федерации лишены возможности правового регулирования с учетом специфики региона и местных традиций.
Разграничение полномочий между всеми уровнями власти является одним из актуальных вопросов в государственной политике Российской Федерации. Заложенный в Конституции Российской Федерации принцип распределения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами вряд ли можно назвать удачным.
Закрепленное в статье 73 положение о том, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти, не учитывает того, что вопросы исключительного ведения Федерации и совместного ведения настолько детализированы, что трудно выявить сферы деятельности, которые бы не подпадали под действие статей 71 и 72 Конституции.
Более того, федеральный законодатель путем дальнейшего принятия отраслевых актов по сути преобразовал вопросы совместного ведения в предметы ведения только федеральных органов. Субъектам Российской Федерации предоставлены минимальные права по законодательному регулированию вопросов, которые могли бы повлиять на социально-экономическое развитие региона.
Такая ситуация, к сожалению, привела к тому, что законодательство субъектов приобрело "догоняющий" тип развития. Малейшие изменения на федеральном уровне влекут за собой необходимость внесения соответствующих изменений в региональные законодательные акты. Работа над постоянным внесением изменений создает иллюзию нестабильности регионального законодательства, неспособности органов государственной власти должным образом организовать законодательный процесс.
В целях улучшения ситуации должна быть определена концепция дальнейшего развития республиканского законодательства, целью которой должно стать достижение баланса между воспроизведением федеральных норм и самостоятельным законодательным регулированием республики. Следует отказаться от попыток необоснованного дублирования федеральных законов. В республиканских законодательных актах преимущественно должны быть регламентированы вопросы, относящиеся к собственной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, или если необходимость законодательного регулирования этих вопросов на региональном уровне прямо предусмотрена федеральным законодательством. Повторение федерального законодательства допустимо только для достижения целостного правового регулирования вопроса.
На федеральном уровне возникло понимание острой проблемности того, что отсутствие в практической сфере разграничения полномочий стало главным сдерживающим фактором социально-экономического развития субъектов и Российской Федерации в целом. Сейчас активно работает федеральная правительственная комиссия по вопросам регионального развития, которая вырабатывает предложения по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Но важнейшим вопросом разграничения полномочий является оптимальное соотношение доходных источников и расходных обязательств, и поэтому в данном вопросе без перераспределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации трудно добиться движения вперед.
Однако недостатки республиканского законотворчества связаны не только с проблемами федерального законотворчества, их вызывают и собственные проблемы.
Принимаемые законодательные акты должны отвечать критериям формальной определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм. Неопределенность содержания положений законодательных актов влечет неоднозначное их применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к их произвольному толкованию. Законодательство должно обеспечивать единообразное понимание правовых норм всеми правоприменителями.
К примеру, неоднозначность абзаца первого части 3 статьи 20 Закона Республики Татарстан "О муниципальной службе в Республике Татарстан" неоднократно вызывала вопросы со стороны представителей органов местного самоуправления. Буквальное прочтение этой нормы трактуется как безусловное право органов местного самоуправления устанавливать соответствующие дополнительные выплаты вне зависимости от факта финансовой самостоятельности муниципального образования.
Принимаемыми законодательными актами должны быть обеспечены соответствие закрепляемых положений лексическим и стилистическим требованиям, простота и доступность используемых терминов. Необходимо улучшить язык правотворчества, сделать его понятным для адресатов норм. В качестве примера излишней терминологической загруженности можно привести положения статьи 11 Закона Республики Татарстан "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".
Вовремя или вовсе не принимаются подзаконные акты в целях реализации закона, это тормозит действие установленных правоотношений. Поэтому оперативное принятие подзаконных актов остается одной из серьезных проблем республиканского законотворчества. Решением этой проблемы может стать более детальное регулирование общественных отношений на уровне закона и наличие в законе норм прямого действия, уход от отсылочных на подзаконные акты норм, принятие указов и постановлений.
По-прежнему остается острой проблема соблюдения установленных сроков внесения законопроектов в Государственный Совет. Законодательная процедура в Республике Татарстан определена Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан. Однако нередки случаи внесения "срочных" проектов законов непосредственно перед заседанием Государственного Совета, рассмотрения и принятия их в целом в течение одного заседания, что сказывается на их качестве. Имеются и другие нарушения субъектами законодательной инициативы Регламента Государственного Совета, такие как внесение неполного комплекта материалов, представление их на одном государственном языке и другие. Очень часто качество вносимых законопроектов остается невысоким в немалой степени из-за явной недооценки роли законодательной техники. Для овладения приемами законодательной техники при подготовке законопроектов необходимо пользоваться постановлением Президиума Государственного Совета от 15 июня 2005 года № 1383-III ГС "Об утверждении Правил подготовки проектов законов Республики Татарстан".
Негативное влияние на состояние законодательства республики оказывает практика принятия законов Республики Татарстан сразу в первом и третьем чтениях без перехода ко второму. Такой порядок рассмотрения законопроектов не позволяет субъектам законодательной инициативы, органам исполнительной власти республики, иным заинтересованным лицам всесторонне рассмотреть вносимые изменения, а при необходимости выступить с соответствующими предложениями. Это неизбежно приводит к повторному рассмотрению вопросов парламентом. К примеру, Закон Республики Татарстан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" был принят в первом и третьем чтениях в рамках одного заседания Государственного Совета 15 сентября 2011 года. Впоследствии выяснилось, что аналогичные изменения требуется внести и в Закон "О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан". Соответствующий законопроект был рассмотрен и принят 16 февраля 2012 года.
Закон Республики Татарстан от 3 июля 2010 года № 49-ЗРТ "О мониторинге законов Республики Татарстан", согласно которому законы республики подлежат учету, позволяет эффективно проводить мониторинг законов Республики Татарстан. Информация по каждому закону Республики Татарстан систематизируется и оформляется в виде паспорта закона Республики Татарстан, в котором указываются данные закона справочного характера и сведения о внесенных в него изменениях, перечень судебных решений, актов прокурорского реагирования и органов юстиции в отношении закона, а также принятые по итогам их рассмотрения решения Государственного Совета. Паспорта законов Республики Татарстан размещаются на официальном сайте Государственного Совета в сети Интернет на государственных языках Республики Татарстан. В настоящее время в парламенте ведется работа по оформлению паспортов законов, принятых в период с 1990 по 2011 год.
В Государственном Совете ведется и мониторинг изменений федерального законодательства. В статье 85 Регламента Государственного Совета специально предусмотрено, что в случае изменения федерального законодательства, требующего внесения изменений в законы Республики Татарстан, направленных на приведение законов Республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством, Правовое управление Аппарата Государственного Совета готовит заключение, которое представляется не позднее чем через 14 дней со дня вступления в силу соответствующего федерального закона. В связи с этим специалисты Правового управления Аппарата Государственного Совета анализируют опубликованные федеральные законы и в оперативном порядке информируют руководство Государственного Совета о необходимости изменения республиканского законодательства.
Необходимость своевременного приведения актов республиканского законодательства в соответствие с федеральными нормами остается актуальной. Анализу должны подвергаться не только вновь принятые федеральные законы, но и акты, принятые ранее.
Важной составляющей является мониторинг коррупциогенности законодательства Республики Татарстан. Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов осуществляется в Республике Татарстан с 2004 года. В октябре 2004 года Государственный Совет и государственное научное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" подписали Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и устранения правовых условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В этих целях Президиум Государственного Совета принял Постановление от 18 ноября 2004 года № 589-III ГС "Об экспертизе проектов законов Республики Татарстан", в котором субъектам права законодательной инициативы при законопроектной работе рекомендовано обратить особое внимание на возможную коррупциогенность отдельных статей и положений проектов законов Республики Татарстан, представляемых в Государственный Совет.
Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" предусмотрено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В связи с этим каждый проект закона Республики Татарстан в целях устранения коррупциогенных факторов обязательно проходит антикоррупционную экспертизу в Правовом управлении Аппарата Государственного Совета в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96.
Свою эффективность продемонстрировала практика направления проектов законов Республики Татарстан, находящихся на рассмотрении в Государственном Совете, в Прокуратуру Республики Татарстан: их замечания учитываются на стадии подготовки проектов законов к принятию. Законом Республики Татарстан от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 65 и 76 Конституции Республики Татарстан" Конституция республики была дополнена положением, предоставляющим Прокурору Республики Татарстан право законодательной инициативы.
В то же время прокуратура Республики Татарстан осуществляет надзор за соответствием законов Республики Татарстан федеральному законодательству. За период с июля 2009 года по июль 2012 года прокуратурой Республики Татарстан в Государственный Совет внесено 10 протестов и представлений. В судебном порядке Прокуратурой Республики Татарстан оспорено 7 законов Республики Татарстан.
Особое внимание нужно уделить работе с проектами федеральных законов. Зачастую работу по подготовке изменений в республиканское законодательство можно начинать заблаговременно, еще до подписания Президентом Российской Федерации соответствующего законодательного акта. К примеру, законодательные инициативы, внесенные Президентом и Правительством Российской Федерации, как правило, рассматриваются и принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации в кратчайшие сроки без значительной корректировки предлагаемой в проекте концепции. Полагаем, что мониторинг таких законопроектов и доступность его результатов широкому кругу лиц (прежде всего отраслевым органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным институтам) создаст условия для оперативной подготовки соответствующих законодательных актов.
Одним из способов влияния на федеральное законодательство является подготовка отзывов в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В силу требований федерального закона мнение субъекта Российской Федерации по законопроекту считается выраженным, если по нему представлены одновременно отзывы органов законодательной и исполнительной власти субъекта.
Полагаем, что работа в данном направлении должна быть активизирована. Все законопроекты, сроки представления отзывов по которым позволяют вынести их на заседание парламента, должны быть рассмотрены. Это позволит обеспечить выражение мнения Республики Татарстан по проекту федерального закона, что в конечном итоге скажется на состоянии самого республиканского законодательства.
Еще одним вопросом, непосредственно касающимся законодательства Республики Татарстан, является участие органов местного самоуправления в законодательном процессе. В соответствии со статьей 76 Конституции Республики Татарстан органам местного самоуправления предоставлено право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан, которое, к сожалению, реализуется ими весьма пассивно.
В то же время формирование сбалансированного законодательства, учитывающего в равной степени государственные и муниципальные интересы, невозможно без активного участия органов местного самоуправления в реализации права законодательной инициативы. С ними необходимо вести конструктивный диалог, обеспечивать ими консультативную и методическую помощь при разработке проектов законодательных актов.

Раздел II
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА













Указанный Закон Республики Татарстан принят в рамках реализации положений Федерального закона от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" и устанавливает полномочия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан, осуществляемые ими в целях поддержки народных художественных промыслов и ремесел. Предусмотрено создание Кабинетом Министров Республики Татарстан Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Республики Татарстан, в соответствии с решениями которого осуществляется отнесение изделий, изготавливаемых на территории Республики Татарстан, к изделиям народных художественных промыслов и ремесел, определяются места традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел в Республике Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 31 марта 2010 года № 14-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О народных художественных промыслах и ремеслах" были внесены изменения в части приведения Закона Республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством в связи с изменением федерального уполномоченного органа исполнительной власти.
Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 года № 1818 "О библиотеках и библиотечном деле" (далее - Закон) в развитие Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ "О библиотечном деле" регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в Республике Татарстан.
Законом установлены основы государственной политики Республики Татарстан в области библиотечного дела, обязанности государства по развитию библиотечного дела, основы осуществления библиотечной деятельности в Республике Татарстан, права и обязанности библиотек и их пользователей.
В соответствии с положениями Закона за Национальной библиотекой Республики Татарстан закреплен статус главного государственного книгохранилища национальной и республиканской, российской и зарубежной печати, многофункционального библиотечно-информационного и научно-исследовательского учреждения, культурного, библиографического, методического центра. Фонд Национальной библиотеки Республики Татарстан имеет мемориальное значение, обеспечивая сохранность документов культурного и научного достояния республики для будущих поколений.
В качестве меры социальной поддержки работников библиотечной сферы Законом предусмотрено установление в зависимости от стажа работы по специальности надбавки за выслугу лет работникам библиотек в следующих размерах от должностного оклада: при стаже работы от 5 до 10 лет - 20 процентов, от 10 до 15 лет - 25 процентов, от 15 до 20 лет - 30 процентов, от 20 до 25 лет - 35 процентов, от 25 и свыше - 40 процентов.
Статьей 2 Закона Республики Татарстан от 15 марта 2011 года № 2-ЗРТ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан" были внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 года № 1818 "О библиотеках и библиотечном деле" в связи с приведением в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения перечня субъектов, имеющих право быть учредителями библиотек, а также отнесения к особо ценному движимому имуществу находящихся в оперативном управлении государственных (муниципальных) библиотек документов национального библиотечного фонда.
Закон Республики Татарстан от 18 января 2005 года № 5-ЗРТ "Об обязательном экземпляре документов Республики Татарстан" принят в развитие Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" в целях комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Республики Татарстан, осуществления государственного библиографического учета и организации постоянного хранения обязательного экземпляра документов Республики Татарстан.
Законом Республики Татарстан раскрывается перечень документов, входящих в состав обязательного экземпляра, устанавливаются права и обязанности производителей документов, порядок осуществления контроля за доставкой обязательного экземпляра документов.
Получателями обязательного экземпляра документов Республики Татарстан являются Национальная библиотека Республики Татарстан, Государственный архив печати Республики Татарстан и Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан.
Статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации о культуре предусмотрено право всех этнических общностей, компактно проживающих вне своих национально-государственных образований или не имеющих своей государственности, на культурно-национальную автономию.
Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 года № 15-ЗРТ "О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан" определяет систему национально-культурной автономии в Республике Татарстан, права национально-культурной автономии, предусматривает меры, осуществляемые органами государственной власти Республики Татарстан, по обеспечению прав граждан на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка и национальной культуры, устанавливает финансово-экономическую основу национально-культурных автономий.
Закон Республики Татарстан от 13 июня 1996 года № 644 "Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах" (далее - Закон) обеспечивает реализацию положений Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" на территории республики.
Законом регулируются формирование, организация хранения, учет, использование архивов и архивных фондов в Республике Татарстан и управление ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства, устанавливается компетенция Государственного Совета Республики Татарстан и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления в сфере архивного дела.
В целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере музейного дела принят Закон Республики Татарстан от 14 октября 2010 года № 69-ЗРТ "О музеях и музейном деле в Республике Татарстан" (далее - Закон) (в развитие Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").
Законом определены полномочия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан в сфере музейного дела, определены правовой режим музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся на территории Республики Татарстан, порядок осуществления государственного контроля за состоянием музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории Республики Татарстан. Законом предусмотрено формирование и ведение Государственного каталога музейных предметов и музейных коллекций в Республике Татарстан, а также Реестра музеев Республики Татарстан, отражающего сведения о государственных, муниципальных и негосударственных музеях.
Учитывая многообразие и большое количество функционирующих музеев в Республике Татарстан, в Законе определены виды музеев, условия их создания, размещения, отражены положения, определяющие порядок финансирования деятельности музеев Республики Татарстан, формы поддержки музеев.
Отдельная глава Закона посвящена категории музеев, обладающей особым статусом, - музеям-заповедникам. Правовое регулирование в данной области в Республике Татарстан было установлено ранее, чем на федеральном уровне, где соответствующие положения были введены Федеральным законом от 23 февраля 2011 года № 19-ФЗ. В связи с этим Законом Республики Татарстан от 10 октября 2011 года № 67-ЗРТ Закон был приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 года № 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" (далее - Закон) основывается на соответствующих положениях Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации".
Государственными языками в Республике Татарстан провозглашаются равноправные татарский и русский языки. Закон направлен на создание условий для сохранения и равноправного самобытного развития языков в Республике Татарстан, развития двуязычия и многоязычия.
Закон регламентирует использование государственных и других языков в деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций, обозначает компетенцию Республики Татарстан в языковой сфере, устанавливает правовую основу для принятия Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан.
В целях реализации положений Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан от 11 октября 2004 года № 52-ЗРТ "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы".
Основными целями программы являются создание условий для достижения реального равноправия татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан; сохранение и развитие татарского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации татарского народа; сохранение и развитие русского языка как государственного языка Республики Татарстан; содействие в сохранении и развитии языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан; повышение общего уровня речевой культуры и межъязыковой толерантности; оказание содействия в сохранении и развитии татарского языка в регионах Российской Федерации и странах СНГ, в которых компактно проживает татарское население.
Для реализации программных мероприятий на 2004 - 2013 годы было запланировано 121802,7 тыс. рублей с ежегодным выделением части указанных средств из бюджета Республики Татарстан.
Закон Республики Татарстан от 20 января 1997 года № 997 "Об упорядочении татарского алфавита" (далее - Закон) был принят в целях совершенствования и упорядочения основ построения татарского алфавита и устанавливает количество и обозначение букв татарского алфавита. Закон признал утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета Татарской АССР от 5 мая 1939 года "О переводе татарской письменности с латинизированного алфавита на алфавит на основе русской графики" и установил иное, чем это было сделано в Указе, расположение отдельных букв в татарском алфавите.
Закон Республики Татарстан от 14 июля 1999 года № 2279 "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон) принят в рамках Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и устанавливает гарантии обеспечения и реализации права человека и гражданина свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, заниматься религиозной деятельностью.
Закон закрепляет правовые основы деятельности религиозных организаций, регламентирует порядок предоставления религиозного образования в Республике Татарстан, предусматривает создание информационного, консультативного, организационного и экспертного государственного органа Республики Татарстан по делам религий.
Законом Республики Татарстан от 31 марта 2010 года № 12-ЗРТ и Законом Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 38-ЗРТ были внесены изменения в части передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, уточнены полномочия государственного органа Республики Татарстан по делам религий, положения, касающиеся учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений).
Закон Республики Татарстан от 18 июня 1998 года № 1661 "О науке и научной деятельности" (далее - Закон) обеспечивает реализацию Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" применительно к государственной научно-технической политике на территории Республики Татарстан.
Закон регулирует экономические, социальные и иные отношения в сфере науки и научной деятельности, устанавливает гарантии свободы научного и технического творчества, права и обязанности научных работников, порядок создания и управления деятельностью государственных научных организаций Республики Татарстан, предусматривает приоритетное финансирование фундаментальных научных исследований.
Закон определяет статус Академии наук Республики Татарстан, которая является самоуправляемой организацией, действующей на основе федерального законодательства, законодательства Республики Татарстан и своего устава. Академия наук Республики Татарстан проводит фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, общественно-гуманитарных наук и участвует в координации научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего и профессионального образования, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, осуществляет координацию с академическими учреждениями Российской Федерации.
Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года № 1982-XII "Об образовании" (далее - Закон) принят в развитие Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I "Об образовании".
Законом провозглашается приоритетность сферы образования в Республике Татарстан, определяются основные принципы и задачи государственной политики Республики Татарстан в области образования. Организационной основой реализации государственной политики в области образования является Комплексная республиканская целевая программа развития образования в Республике Татарстан.
Закон определяет систему образования в Республике Татарстан, компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области образования, права, обязанности и меры социальной поддержки работников образования.
В Законе получили закрепление гарантии прав граждан на языки обучения. Татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.
Законом Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 40-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об образовании" было предусмотрено оказание Республикой Татарстан государственной поддержки негосударственным образовательным учреждениям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и (или) государственную аккредитацию и реализующим основные общеобразовательные программы, путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан. Указанное положение вступило в силу с 1 января 2012 года.
На федеральном уровне полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по содействию в получении гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных образовательных учреждениях посредством обеспечения обучения граждан в этих образовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации были закреплены лишь в феврале текущего года и вступают в силу с 1 июля 2012 года.
За период с июля 2009 года было принято 6 законов о внесении изменений в вышеназванный Закон Республики Татарстан в связи с изменением федерального законодательства.

Раздел V
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Субъекты Российской Федерации активно реализуют получившее закрепление в Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Осуществление субъектами Российской Федерации права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обусловлено насущной необходимостью разрешения тех вопросов, которые субъекты не имеют правовой возможности решать на региональном уровне.
Так, Государственным Советом Республики Татарстан за период с июля 2009 года по июль 2012 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесено 11 проектов федеральных законов, из них 2 стали федеральными законами:
1. Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 338-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, что к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона (постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 22 апреля 2010 года № 898-IV ГС).
2. Федеральный закон от 16 ноября 2011 года № 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности жилищного фонда и реформирования жилищно-коммунального хозяйства исключил из налогооблагаемой базы средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, тем самым освободив их в указанной части от налога на прибыль организаций (Постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 24 сентября 2009 года № 400-IV ГС и от 8 июля 2010 года № 1069-IV ГС).
6 проектов федеральных законов находятся на различных стадиях рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. № 231435-5 "О внесении изменений в статьи 1 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 8 июля 2009 года № 305-IV ГС). Законопроектом предлагается закрепить положение о том, что при внесении в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, изменений, касающихся изменения очередности выполнения этапов строительства, реконструкции, технических решений, не влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, не требуется повторное проведение государственной экспертизы. Кроме того, законопроектом дается определение этапа строительства, реконструкции. Предусмотренные законопроектом изменения позволят ускорить и упростить процесс оформления исходно-разрешительной документации, что, в свою очередь, должно положительно отразиться на сроках и объемах строительства в целом.
2. № 481349-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 23 декабря 2010 года № 1438-IV ГС). Проект федерального закона подготовлен в целях актуализации отдельных положений указанного Федерального закона, а также усиления поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Проектом в целях восполнения существующего пробела в правовом регулировании вводятся новые положения, касающиеся оборота земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Предлагается установить, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, могут быть разделены между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения только при условии корректировки в установленном порядке генерального плана или проекта организации застройки территории объединения. Проект также содержит положения, направленные на уточнение компетенции правления садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан и повышение ответственности председателя правления перед членами такого объединения.
3. № 604034-5 "О внесении изменения в статью 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 15 сентября 2011 года № 1819-IV ГС). Предлагаемый проект закона направлен на совершенствование системы предоставления услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Проект предусматривает установление сроков представления работодателями в органы службы занятости сведений о наличии вакантного рабочего места (должности) в течение пяти дней, о закрытии вакансии - не позднее дня, следующего за днем подписания работником и работодателем трудового договора либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Законопроектом также предлагается установить, что форма и порядок представления работодателями информации о наличии и закрытии вакантных рабочих мест утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
4. № 637462-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 7 июля 2011 года № 1741-IV ГС и от 25 ноября 2011 года № 1932-IV ГС). Проектом закона внесено предложение об увеличении числа судей и количества судебных участков на шесть единиц - с 182 до 188.
5. № 67502-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26 апреля 2012 года № 2113-IV ГС). Законопроект предлагает исключить условия о сносе аварийного многоквартирного дома, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и одновременно являющегося объектом культурного наследия. В целях сохранения объектов культурного наследия, признанных аварийными и предлагаемых для включения в программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, законопроектом предлагаются соответствующие изменения в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
6. № 84590-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 28 мая 2012 года № 2198-IV ГС). Проект федерального закона направлен на совершенствование законодательства в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" для повышения эффективности правовых институтов и механизмов прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве в целях усиления борьбы с преступностью, укрепления правозащитной функции прокуратуры.
Законопроектом предусматривается восстановление существовавшего ранее полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела, что послужит определенной гарантией необходимого реагирования в случаях вынесения незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а также в случаях, когда в результате проверки исполнения законов выявлены нарушения, имеющие признаки состава преступления.
На усиление гарантии соблюдения прав граждан при осуществлении уголовного судопроизводства направлены также изменения, согласно которым расширяются надзорные полномочия прокурора при принятии решения о законности заключения лица под стражу; предоставляется право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства; упрощается процедура изменения квалификации преступления в сторону смягчения обвинения в части предоставления права прокурору при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении,
Законопроектом предусмотрено также внесение изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленного на своевременное принятие мер прокурорского реагирования по соблюдению конституционных прав граждан, в отношении которых применена такая мера пресечения, как административное задержание.
2 проекта федеральных законов, инициированных Государственным Советом Республики Татарстан, отклонены и 1 проект федерального закона в связи с отрицательным заключением Правительства Российской Федерации возвращен на доработку.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru