Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2002 г. по делу № 3П-1-45-2002

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
Председательствующего Хаертдинова Н.М.
С участием прокурора Мухаметзянова И.А.
При секретаре Захарове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Закона Республики Татарстан № 95 "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" от 3 марта 2000 г.

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 3 в части признания международных договоров Республики Татарстан и отсутствия указания на Конституцию Российской Федерации, статью 6 в части требования гражданства Республики Татарстан, часть 2 статьи 14 в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан, пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 17 в части уведомления заявителя о принятом решении в десятидневный срок, статью 19 и части 2 и 3 статьи 30 в части возможности предъявления требований к федеральным органам государственной власти и управления, пунктов 1 и 4 части 1 статьи 25 в части обращения в суд и присутствия Уполномоченного при судебном рассмотрении дела в порядке судебного надзора, часть 2 статьи 28 в части создания парламентских комиссий по расследованию Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" № 95 от 3 марта 2000 г.
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что в оспариваемой части Закон Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" противоречит Конституции Российской Федерации (статье 72), пункту 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР № 2534-7 от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", уголовно-процессуальному законодательству.
Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан поддержал.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что действительно абзац 2 статьи 14 в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан и часть 2 статьи 17 в части установления десятидневного срока для уведомления заявителя о принятом Уполномоченным решении противоречит федеральному законодательству. В остальной части, по утверждению представителя Государственного Совета Республики Татарстан, оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" федеральному законодательству не противоречат.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что часть 2 статьи 17 в части установления десятидневного срока уведомления заявителя о принятом Уполномоченным решении и п. 1 и 4 статьи 25 Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" противоречат федеральному законодательству. В остальной части, по мнению представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республики Татарстан" не противоречат федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении данного дела без их участия.
Выслушав объяснения представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам (п. "а" ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
По делу установлено, что с 3 марта 2000 г. в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", который принят в целях усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.
Отдельные положения указанного Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
Так, часть 2 статьи 3 данного закона предусматривает, что в своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) руководствуется общепризнанными нормами международного права, Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Татарстан, нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
Между тем, в данной статье закона отсутствует указание на Конституции Российской Федерации, в том числе и которой должен руководствоваться в своей деятельности Уполномоченный. Кроме того, часть 2 статьи 3 Закона Республики Татарстан допускает заключение Республикой Татарстан международных договоров, что противоречит пункту "к" статьи 71 и пункту "о" статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Статья 6 Закона Республики Татарстан предусматривает возможность избираться на должность Уполномоченного лишь лицо, являющееся гражданином Республики Татарстан.
Данная норма закона нарушает принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе, закрепленной в части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 14 республиканского закона исключает возможность обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному.
Указанной нормой республиканского закона нарушается принцип равенства прав и свобод человека и гражданина и право граждан Российской Федерации обращаться в государственные органы, закрепленные в статьях 19 и 33 Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 17 Закона Республики Татарстан позволяет Уполномоченному передавать жалобу органу или лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, в десятидневный срок.
Данная норма республиканского закона противоречит пункту 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", которым для принятия такого решения установлен предельный пятидневный срок.
Доводы прокурора Республики Татарстан о том, что федеральному законодательству противоречат и пункт 3 части 1 статьи 17, статья 19, части 2 и 3 статьи 30 в части возможности предъявления Уполномоченным требований и к федеральным органам государственной власти и управления, пункты 1 и 4 части 1 статьи 25 в части возможности Уполномоченного обратиться в суд и присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора, часть 2 статьи 28 в части создания парламентских комиссий по расследованию Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", являются неубедительными и не могут служить основанием для удовлетворения его заявления в полном объеме.
Верховный суд Республики Татарстан считает, что в указанной части Закон Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республики Татарстан" не противоречит федеральному законодательству.
Пункт 3 части 1 статьи 17 республиканского закона предусматривает право Уполномоченного передавать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу.
Аналогичная норма содержится и в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (пункт 4). Следовательно, пункт 3 части 1 статьи 17 республиканского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством.
Статья 19 республиканского закона предусматривает право Уполномоченного требовать от органов государственной власти и управления, государственных служащих, должностных лиц объяснения, запрашивать и получать от них документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.
По мнению прокурора, такое право Уполномоченному в отношении федеральных органов должно быть предоставлено федеральным законодательством, а не законодательством Республики Татарстан.
Исходя из этого, прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству статью 19, частей 2 и 3 статьи 30 республиканского закона.
В то же время, прокурор указывает, что данная норма полностью совпадает с правами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предоставленными ему Федеральным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Прокурор не оспаривает часть 1 статьи 30 Закона Республики Татарстан, где предусмотрена обязанность должностных лиц представлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу статьи 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, право Уполномоченного требовать выполнения отдельных его действий органами государственной власти и управления, должностными лицами и другими, предусмотренными статьей 19 и обязанность должностных лиц выполнять требования Уполномоченного, в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 30 республиканского закона, не вступают в противоречие с федеральным законодательством.
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявления прокурора о том, что пункты 1 и 4 части 1 статьи 25 Закона Республики Татарстан не соответствуют федеральному законодательству.
Пункт 1 статьи 19 и пункт 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации предусматривает, что все равны перед законом и судом. Разбирательство дел во всех судах открытое.
Согласно статье 9 Федерального закона "О судебной системе Российской Федерации", разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Следовательно, наравне со всеми, и Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах, изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
Верховный суд Республики Татарстан считает, что не имеет противоречия федеральному законодательству и часть 2 статьи 28 Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
В этой норме республиканского закона Уполномоченному предоставлено право обратиться в Государственный Совет Республики Татарстан с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и о проведении парламентских слушаний.
То есть данная норма не носит обязательного характера для Государственного Совета Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 191 - 197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан,

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу:
часть 2 статьи 3 в части указания участником международного договора и Республику Татарстан, в части отсутствия ссылки на Конституцию Российской Федерации;
статью 6 в части устанавливающей, что на должность Уполномоченного избирается лишь лицо, являющееся гражданином Республики Татарстан;
часть 2 статьи 14 в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному;
часть 2 статьи 17 в части уведомления заявителя о принятом решении в десятидневный срок Закона Республики Татарстан № 95 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" от 3 марта 2000 года.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан отказать.
Сообщение о данном решении должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан, газета "Республика Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного изготовления решения суда.

Председательствующий: судья
Н.М.ХАЕРТДИНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru