ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2002 г. по делу № 3П-1-45-2002
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
Председательствующего Хаертдинова Н.М.
С участием прокурора Мухаметзянова И.А.
При секретаре Захарове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений
Закона Республики Татарстан № 95 "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" от 3 марта 2000 г.
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 3
в части признания международных договоров Республики Татарстан и отсутствия указания на Конституцию
Российской Федерации, статью 6
в части требования гражданства Республики Татарстан, часть 2 статьи 14
в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан, пункт 3 части 1
и часть 2 статьи 17
в части уведомления заявителя о принятом решении в десятидневный срок, статью 19
и части 2
и 3 статьи 30
в части возможности предъявления требований к федеральным органам государственной власти и управления, пунктов 1
и 4 части 1 статьи 25
в части обращения в суд и присутствия Уполномоченного при судебном рассмотрении дела в порядке судебного надзора, часть 2 статьи 28
в части создания парламентских комиссий по расследованию Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" № 95 от 3 марта 2000 г.
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что в оспариваемой части Закон
Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" противоречит Конституции Российской Федерации (статье 72)
, пункту 4
Указа Президиума Верховного Совета СССР № 2534-7 от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", уголовно-процессуальному законодательству.
Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан поддержал.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что действительно абзац 2 статьи 14
в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан и часть 2 статьи 17
в части установления десятидневного срока для уведомления заявителя о принятом Уполномоченным решении противоречит федеральному законодательству. В остальной части, по утверждению представителя Государственного Совета Республики Татарстан, оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона
Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" федеральному законодательству не противоречат.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что часть 2 статьи 17
в части установления десятидневного срока уведомления заявителя о принятом Уполномоченным решении и п. 1
и 4 статьи 25
Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" противоречат федеральному законодательству. В остальной части, по мнению представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона
Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республики Татарстан" не противоречат федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении данного дела без их участия.
Выслушав объяснения представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции
Российской Федерации и федеральным законам (п. "а" ст. 72)
.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76
Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76
Конституции РФ).
По делу установлено, что с 3 марта 2000 г. в Республике Татарстан действует Закон
Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", который принят в целях усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.
Отдельные положения указанного Закона
Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
Так, часть 2 статьи 3
данного закона предусматривает, что в своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) руководствуется общепризнанными нормами международного права, Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Татарстан, нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
Между тем, в данной статье закона
отсутствует указание на Конституции
Российской Федерации, в том числе и которой должен руководствоваться в своей деятельности Уполномоченный. Кроме того, часть 2 статьи 3
Закона Республики Татарстан допускает заключение Республикой Татарстан международных договоров, что противоречит пункту "к" статьи 71
и пункту "о" статьи 72
Конституции Российской Федерации.
Статья 6
Закона Республики Татарстан предусматривает возможность избираться на должность Уполномоченного лишь лицо, являющееся гражданином Республики Татарстан.
Данная норма закона нарушает принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе, закрепленной в части 4 статьи 32
Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 14
республиканского закона исключает возможность обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному.
Указанной нормой республиканского закона нарушается принцип равенства прав и свобод человека и гражданина и право граждан Российской Федерации обращаться в государственные органы, закрепленные в статьях 19
и 33
Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 17
Закона Республики Татарстан позволяет Уполномоченному передавать жалобу органу или лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, в десятидневный срок.
Данная норма республиканского закона противоречит пункту 4
Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", которым для принятия такого решения установлен предельный пятидневный срок.
Доводы прокурора Республики Татарстан о том, что федеральному законодательству противоречат и пункт 3 части 1 статьи 17
, статья 19
, части 2
и 3 статьи 30
в части возможности предъявления Уполномоченным требований и к федеральным органам государственной власти и управления, пункты 1
и 4 части 1 статьи 25
в части возможности Уполномоченного обратиться в суд и присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора, часть 2 статьи 28
в части создания парламентских комиссий по расследованию Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", являются неубедительными и не могут служить основанием для удовлетворения его заявления в полном объеме.
Верховный суд Республики Татарстан считает, что в указанной части Закон
Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республики Татарстан" не противоречит федеральному законодательству.
Пункт 3 части 1 статьи 17
республиканского закона предусматривает право Уполномоченного передавать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу.
Аналогичная норма содержится и в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (пункт 4)
. Следовательно, пункт 3 части 1 статьи 17
республиканского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством.
Статья 19
республиканского закона предусматривает право Уполномоченного требовать от органов государственной власти и управления, государственных служащих, должностных лиц объяснения, запрашивать и получать от них документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.
По мнению прокурора, такое право Уполномоченному в отношении федеральных органов должно быть предоставлено федеральным законодательством, а не законодательством Республики Татарстан.
Исходя из этого, прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству статью 19
, частей 2
и 3 статьи 30
республиканского закона.
В то же время, прокурор указывает, что данная норма полностью совпадает с правами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предоставленными ему Федеральным законом
"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Прокурор не оспаривает часть 1 статьи 30
Закона Республики Татарстан, где предусмотрена обязанность должностных лиц представлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу статьи 26
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, право Уполномоченного требовать выполнения отдельных его действий органами государственной власти и управления, должностными лицами и другими, предусмотренными статьей 19
и обязанность должностных лиц выполнять требования Уполномоченного, в порядке, предусмотренном частями 2
и 3 статьи 30
республиканского закона, не вступают в противоречие с федеральным законодательством.
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявления прокурора о том, что пункты 1
и 4 части 1 статьи 25
Закона Республики Татарстан не соответствуют федеральному законодательству.
Пункт 1 статьи 19
и пункт 1 статьи 123
Конституции Российской Федерации предусматривает, что все равны перед законом и судом. Разбирательство дел во всех судах открытое.
Согласно статье 9
Федерального закона "О судебной системе Российской Федерации", разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Следовательно, наравне со всеми, и Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах, изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
Верховный суд Республики Татарстан считает, что не имеет противоречия федеральному законодательству и часть 2 статьи 28
Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
В этой норме республиканского закона
Уполномоченному предоставлено право обратиться в Государственный Совет Республики Татарстан с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и о проведении парламентских слушаний.
То есть данная норма не носит обязательного характера для Государственного Совета Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 191
- 197
, 203
, 208
ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан,
решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу:
часть 2 статьи 3
в части указания участником международного договора и Республику Татарстан, в части отсутствия ссылки на Конституцию Российской Федерации;
статью 6
в части устанавливающей, что на должность Уполномоченного избирается лишь лицо, являющееся гражданином Республики Татарстан;
часть 2 статьи 14
в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному;
часть 2 статьи 17
в части уведомления заявителя о принятом решении в десятидневный срок Закона Республики Татарстан № 95 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" от 3 марта 2000 года.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан отказать.
Сообщение о данном решении должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан, газета "Республика Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного изготовления решения суда.
Председательствующий: судья
Н.М.ХАЕРТДИНОВ