Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 10 июля 2012 г. № 4165/12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312" и в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Региональный базисный учебный план для 10 - 11 классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
2. Продолжить обучение учащихся 11 классов по учебным планам, разработанным на основе базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 2 августа 2011 г. № 3933/11 "Об утверждении базисного учебного плана на 2011 - 2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования".
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Региональный базисный учебный план для 10 - 11 классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования, разработан на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования среднего (полного) общего образования, и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений.
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования" <1>.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению позволяет:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Принципы построения регионального базисного учебного плана для X - XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
На старшей ступени общего образования с началом формирования конкретного класса с определенным профилем обучения необходимо утверждать учебный план сразу на 2 года обучения с 10 по 11 классы с одновременным ознакомлением с ним учащихся и их родителей (законных представителей).
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального и регионального компонентов Республики Татарстан, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план Республики Татарстан предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание".
Остальные базовые предметы вносятся в учебный план школы (класса) исходя из выбора обучающихся и ресурсных возможностей образовательного учреждения.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История" и "Физическая культура", входящие в инвариантную часть регионального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Региональный (национально-региональный) компонент для X - XI классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:





├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Базовые учебные предметы                                                 │
├───────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┤
│Русский язык                               │6 (3/3)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Литература                                 │6 (3/3)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Татарский язык                             │6 (3/3)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Татарская литература                       │8 (4/4)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Иностранный язык                           │6 (3/3)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Математика                                 │8 (4/4)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Информатика и ИКТ                          │2 (1/1)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│История                                    │4 (2/2)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Обществознание (включая экономику и право) │4 (2/2)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│География                                  │2 (1/1)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Физика                                     │4 (2/2)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Химия                                      │2 (1/1)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Биология                                   │2 (1/1)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Технология                                 │4 (2/2)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Основы безопасности жизнедеятельности      │2 (1/1)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Физическая культура                        │6 (3/3)                      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Итого:                                     │72 (36/36)                   │
├───────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┤
│Компонент образовательного учреждения                                    │
├───────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┤
│Элективные учебные предметы, учебные       │2 (1/1)                      │
│практики, проекты, исследовательская       │                             │
│деятельность                               │                             │
├───────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Итого:                                     │74 (37/37)                   │
└───────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘

При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих), может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального и регионального компонентов базисного учебного плана Республики Татарстан.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru