МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 11 июля 2012 г. № 32
Одним из приоритетных направлений в модернизации российского и республиканского образования является создание организационного механизма по объективной оценке образовательного процесса и его результатов, в том числе учебных достижений.
Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) - одна из действенных форм модернизации республиканского образования, обеспечивающая комплексную, независимую и объективную оценку качества знаний.
Результаты ЕГЭ по обязательным предметам - русскому языку и математике выступают в качестве основных индикаторов, определяющих эффективность деятельности образовательных учреждений, муниципальных образований, в целом субъекта Российской Федерации.
В 2012 году государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов республики организована по 14 общеобразовательным предметам в форме ЕГЭ и выпускников 9 классов по 13 общеобразовательным предметам в новой форме (далее - ГИА).
В текущем году в государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА приняли участие более 58 тысяч человек.
На предварительном (апрель 2012 г.), основном (май - июнь 2012 г.) этапах проведения ЕГЭ приняли участие: по русскому языку - 21989 чел., по математике - 21644 чел., по обществознанию - 10847 чел.; по физике - 6672 чел.; по биологии - 3507 чел.; по истории - 2653 чел.; по химии - 2617 чел.; по английскому языку - 1501 чел.; по информатике и ИКТ - 1196 чел.; по литературе - 1050 чел.; по географии - 360 чел.; по немецкому языку - 53 чел.; по французскому языку - 27 чел., по испанскому языку - 2 чел.
Проведено в целом 72243 человеко-экзамена по ЕГЭ и 98446 человеко-экзаменов по ГИА.
При проведении ЕГЭ и ГИА задействованы:
- 253 пункта проведения экзаменов;
- 384 уполномоченных представителя ГЭК РТ;
- 1971 общественный наблюдатель;
- 16 предметных комиссий, в состав которых вошли 982 эксперта;
- 212 работников регионального центра обработки информации.
Впервые организовано ознакомление с результатами ЕГЭ через Интернет-сервис "Участник ЕГЭ-2012", на котором можно получить информацию о результатах ЕГЭ, в том числе о результатах рассмотрения апелляций.
Численность аккредитованных общественных наблюдателей (представители родительской общественности, ВПП "Единая Россия", средств массовой информации), участвовавших в ЕГЭ, составила 1020 чел. (в 2011 году - 981 чел.).
В соответствии с новым Положением
об общественном наблюдении, утвержденном в 2012 году, наблюдатели присутствовали не только в пунктах проведения экзаменов, но и во время работы республиканской конфликтной комиссии при рассмотрении апелляций.
Общая численность участников ЕГЭ, получивших неудовлетворительные отметки по двум обязательным предметам (русский язык и математика), составила 125 чел. (в 2011 году - 145 чел. (0,6%)), из них 61 чел. (0,3%) - выпускники общеобразовательных учреждений текущего года.
Не преодолели минимальный порог по русскому языку 214 чел., из них 101 чел. (0,5%) является выпускником общеобразовательных учреждений текущего года, по математике - 523 участника, из них 258 чел. (1,3%) - выпускники общеобразовательных учреждений текущего года.
Доля участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог по русскому языку, составила 1,0% (по РФ - 3,1%), по математике - 2,4% (по РФ - 7,5%), по обществознанию - 4,1% (по РФ - 5,9%), по физике -11,3% (по РФ - 12,6%), по биологии - 4,9% (по РФ - 8,2%), по истории - 8,1% (по РФ - 12,9%), по химии - 4,9% (по РФ - 11,0%), по английскому языку - 1,5% (по РФ - 3,3%), по информатике и ИКТ - 4,4% (по РФ - 11,1%), по литературе - 3,6% (по РФ - 4,8%), по географии - 3,6% (по РФ - 8,3%), по немецкому языку - нет (по РФ - 3,4%), по французскому языку - нет (по РФ - 1,1%), по испанскому языку - нет (по РФ - 1,1%).
В 2012 году максимальное число 100-балльных результатов составило 109 (в 2011 году - 102), в том числе 100 баллов по русскому языку набрали 66 чел. (в 2011 г. - 54), по математике - 2 чел. (в 2011 г. - 0), по физике - 100-балльных результатов нет (в 2011 г. - 8 чел.), по биологии - 3 чел. (в 2011 г. - 3 чел.), по истории - 1 чел. (в 2011 г. - 3 чел.), по химии - 10 чел. (в 2011 г. - 19 чел.), по информатике и ИКТ - 22 чел. (в 2011 г. - нет), по литературе - 2 чел. (в 2011 г. - 13 чел.), по географии - 2 чел. (в 2011 г. - 1 чел.).
Наибольшее число 100-балльных результатов набрали выпускники школ гг. Казани - 39 чел. (в 2011 г. - 31 чел.), Набережные Челны - 10 чел. (в 2011 г. - 18 чел.), в Бугульминском муниципальном районе - 19 чел. (в 2011 г. - 9 чел.).
Единый республиканский экзамен по татарскому языку сдавали 67 чел. (в 2011 г. - 37 чел.), средний балл составил 71,2.
В целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2012 году в форме ЕГЭ в соответствии с заявлениями приняли участие 112 выпускников данной категории (в 2011 г. - 150 чел.). Из них в ЕГЭ по русскому языку приняли участие 103 чел., математике - 104 чел., физике - 24 чел., химии - 16 чел., информатике и ИКТ - 6 чел., биологии - 20 чел., истории - 16 чел., географии - 1 чел., английскому языку - 11 чел., обществознанию - 53 чел., литературе - 6 чел.
В 2012 году продолжено проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2012 № 60-р аттестация в новой форме по обязательным предметам (русскому языку и математике) и предметам по выбору проводилась с полным охватом выпускников IX классов.
Для проведения ГИА в новой форме создано 148 пунктов проведения экзаменов (ППЭ).
Для организационно-технологического сопровождения экзаменов использовался программный комплекс, предоставленный ФГУ "Федеральный центр тестирования".
Результаты выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан на государственной (итоговой) аттестации в текущем году по 5 предметам (русский язык, география, информатика и ИКТ, немецкий язык, литература) из 13 выше республиканских показателей прошлого года. Повышение средней оценки ГИА в новой форме по отдельным предметам позволяет отметить улучшение качества обученности школьников на ступени основного общего образования по данным предметам.
Средний балл по русскому языку составил 31,9 (из 42 максимальных), средняя оценка - 3,92 (в 2011 г. - 3,49). Доля участников, получивших на экзамене по русскому языку неудовлетворительную оценку (не преодолевших минимальный порог), составила 3,32% (в 2011 г. - 15,3%). По результатам экзамена 68,64% выпускников 9 классов получили оценки "4" и "5". Таким образом, качество знаний составило 68,64%, успеваемость - 96,68%.
Средний балл по математике составил 15,15 (из 34 максимальных), средняя оценка - 3,57. Доля выпускников, не преодолевших минимальный порог, составила 11,53% (в 2011 г. - 1,9%). Качество знаний по математике составило 47,84%, успеваемость - 88,47%.
Предпочтения выпускников 9 классов схожи с выбором выпускников 11 классов: в 2012 году 11161 выпускник сдавал экзамен по обществознанию, 3970 человек - по физике, 3655 человек - по биологии.
Средняя оценка по предметам по выбору варьирует от 3,22 до 4,34. Низкие показатели приходятся на литературу и обществознание, высокие показатели - на иностранные языки.
В 2012 году начата апробация государственной (итоговой) аттестации в новой форме по татарскому языку. Всего в апробации приняли участие 926 выпускников 9 классов. С полным охватом учащихся проведена аттестация в Арском и Верхнеуслонском муниципальных районах. Из 699 участников апробации 294 ученика выполнили задания для татарских классов школ с татарским языком обучения, 159 учеников выполнили задания для татарских учащихся школ с русским языком обучения, 246 учеников выполнили задания для русскоязычных учащихся.
Проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме с "полным" охватом позволило получить новый инструмент в оценке преемственности программ основного и среднего (полного) общего образования, для принятия управленческих решений и корректировки подготовки выпускника средней школы, для успешного продолжения образования в учреждениях профессионального образования и построения собственной образовательной траектории.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов позволила совместить выпускные экзамены в школе и вступительные испытания в учреждения среднего профессионального образования.
Вместе с тем в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме и выпускников 11 классов в форме единого государственного экзамена выявлен ряд нарушений:
- наличие и использование выпускниками средств связи, электронно-вычислительной техники;
- использование выпускниками шпаргалок, справочных материалов.
Установлено 4 факта размещения заданий КИМ в сети Интернет выпускниками школ Вахитовского и Приволжского районов г. Казани, Арского и Нижнекамского муниципальных районов. Результаты ЕГЭ данных выпускников аннулированы без права повторной пересдачи.
Всего по Республике Татарстан решением Государственной экзаменационной комиссии Республики Татарстан аннулированы результаты ЕГЭ 60 выпускников.
В связи с нарушением установленного порядка проведения ЕГЭ возбуждено 84 административных делопроизводства, из них 36 - в отношении должностных лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, и 48 - в отношении выпускников.
Целенаправленная информационная работа, проведенная Министерством образования и науки Республики Татарстан, муниципальными органами управления образованием, оперативная обработка 1110 обращений граждан по вопросу участия в ЕГЭ в дополнительные сроки выпускников текущего года позволила предотвратить нарушения Порядка проведения ЕГЭ и допустить на основании решений Государственной экзаменационной комиссии Республики Татарстан по уважительным причинам 44 выпускника (в 2010 г. - 3022 человека, в 2011 году - 194 человека).
В целом государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме и выпускников 11 классов в форме ЕГЭ проведена на высоком организационном уровне.
Одним из весомых факторов, влияющих на уровень подготовки учащихся, является квалификация педагога. Качественное образование в первую очередь зависит от удовлетворения потребности отрасли в конкурентоспособных педагогических кадрах.
Важным стимулом совершенствования учительского корпуса является аттестация.
Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2011 - 2012 учебном году продолжена работа по модернизации региональной системы аттестации педагогических кадров, в том числе по введению нового Порядка
аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 (далее - Порядок аттестации).
В этих целях:
- подготовлены локальные акты, регламентирующие реализацию нового Порядка аттестации в республике;
- приведены в соответствие с требованиями Порядка
аттестации критерии оценки квалификации педагогических работников и образовательные программы обучения аттестационных экспертов;
- проведены 14 обучающих семинаров для 1195 аттестационных экспертов, руководителей и специалистов органов управления образованием, информационно-методических центров, учреждений начального и среднего профессионального образования, курирующих вопросы аттестации;
- организовано профессиональное тестирование в формате ЕГЭ, ЕРЭ для 6898 учителей (39% от численности претендентов на присвоение квалификационных категорий в 2011/2012 учебном году);
- продолжена работа по переводу аттестационного компьютерного тестирования в режим Интернет-технологий в системе "Электронное образование".
В соответствии с Регламентом
проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан, утвержденным в 2012 году, созданы 54 экспертные комиссии министерства по муниципальным образованиям республики. При поддержке муниципальных органов управления образованием, информационно-методических центров, Института развития образования Республики Татарстан, Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, Казанского и Набережночелнинского педагогических колледжей проведены квалификационные испытания для 3960 педагогических работников, подтверждающих соответствие занимаемой должности в рамках обязательной аттестации (31,3% от общей численности аттестованных работников образования).
Доля работников образования Республики Татарстан, имеющих высшую квалификационную категорию, составляет 13,5% (в 2010 - 2011 учебном году - 13,1%), в инновационных общеобразовательных учреждениях - 22,6% (в 2010 - 2011 учебном году - 21%). Более высокие показатели по наличию высшей категории отмечаются в системе среднего профессионального образования - 27%.
Вместе с тем в ряде муниципальных образований руководство образовательными учреждениями осуществляют лица, не прошедшие обязательную аттестацию. Допускаются нарушения п. 17
Порядка аттестации в части обязательной аттестации лиц, не имеющих квалификационных категорий, а также не соблюдаются установленные требования к квалификации работников при приеме на работу на педагогические должности. Такое же явление наблюдается в учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан.
В Алексеевском, Буинском, Спасском, Черемшанском районах, Управлении дошкольного образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан отмечаются наиболее низкие показатели по наличию высшей категории (4 - 6%, по РТ - 13,5%).
Все это является подтверждением ненадлежащего исполнения со стороны муниципальных методических служб требований законодательства по осуществлению государственных полномочий Министерства образования и науки Республики Татарстан в части организации и осуществления повышения квалификации педагогических кадров учреждений образования.
Заслушав и обсудив выступления участников заседания, коллегия Министерства образования и науки Республики Татарстан РЕШИЛА:
1. Принять к сведению информацию о предварительных итогах проведения единого государственного экзамена, единого республиканского экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме в 2012 году.
2. В 2013 году продолжить апробацию государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам и предметам по выбору в обязательном порядке для всех выпускников 9 классов в новой форме.
3. Организовать работу по увеличению численности участников апробации ГИА - 9 в новой форме по татарскому языку.
4. В рамках развития современных организационно-технологических схем, методического и программного обеспечения подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме разработать механизм получения населением государственной услуги по ознакомлению с результатами ГИА - 9 в новой форме в электронном формате.
5. Разработать дополнительные меры по обеспечению информационной безопасности с целью недопущения нарушений нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан.
6. Использовать результаты оценки качества образования для принятия управленческих решений на республиканском, муниципальном уровнях и уровне образовательных учреждений.
7. Продолжить работу по совершенствованию региональной системы аттестации педагогических кадров во взаимосвязи с задачами повышения квалификационного уровня педагогического корпуса и показателей качества системы образования.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
2.1. Принять меры по улучшению муниципальной системы мониторинга качества образования.
2.2. Совместно с информационно-методическими центрами проработать вопросы:
- усиления работы районных и школьных методических объединений учителей-предметников в части качества подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации;
- повышения эффективности внутришкольного и внутрирайонного контроля и руководства.
2.3. Усилить контроль за:
- соблюдением установленных квалификационных требований при приеме работников на педагогические должности, пункта 17
Порядка аттестации в части обязательного представления работодателями на аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий; организовать в образовательных учреждениях проведение методических семинаров, педагогических советов по совершенствованию ведущих профессиональных компетенций педагогических работников в рамках нового Порядка
аттестации;
- выполнением пункта 3 статьи 35
Закона Российской Федерации "Об образовании" в части выполнения требований по обязательной аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений.
Министр
А.Х.ГИЛЬМУТДИНОВ