Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. № 4г-2315

Судья Верховного суда Республики Татарстан Саитгараева Р.А., рассмотрев истребованное по кассационной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 23 августа 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора города Казани об оспаривании пунктов 3 и 5 (в части) приложения № 1, пунктов 3 и 5 (в части) приложения № 2 к Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 28 декабря 2011 года "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде г. Казани на 2012 год",

установила:

Прокурор города Казани обратился в суд с заявлением об оспаривании пунктов 3 и 5 (в части) приложения № 1, пунктов 3 и 5 (в части) приложения № 2 к Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28 декабря 2011 года № 8484 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2012 год".
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 23 мая 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 23 августа 2012 года данное решение отменено в части отказа в удовлетворении заявления прокурора города Казани об оспаривании пункта 3 приложения № 1, пунктов 3 и 5 (в части) приложения № 2 к Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28 декабря 2011 года № 8484 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2012 год", принято в этой части новое решение об удовлетворении заявления, постановлено:
признать недействующими пункт 3 приложения № 1, пункты 3 и 5 (в части установления размера платы за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, систем автоматического регулирования расхода тепла) приложения № 2 к Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28 декабря 2011 года № 8484 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2012 год".
В кассационной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Данное дело истребовано в Верховный суд Республики Татарстан.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение:
об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Указанных нарушений при рассмотрении дела Судебной коллегией не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 8484 от 28 декабря 2011 года "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2012 год", в приложениях № 1 и № 2, установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
В пунктах 3 приложений № 1 и № 2 к указанному постановлению утвержден платеж за управление жилищным фондом, взимаемый с квадратного метра общей площади жилого помещения в месяц, в размере 2,38 рубля (приложение № 1) и 2,3 рубля (приложение № 2). В калькуляцию затрат включен также тариф за участие управляющих компаний в саморегулируемой организации.
Пунктом 5 приложения № 2, помимо того, что установлены размеры платежей за текущий ремонт и техническое обслуживание внутридомовых систем водоснабжения и канализации в размере 1,95 рублей с квадратного метра общей площади жилого помещения в месяц, внутридомовых систем центрального отопления - 1,40 рублей, дополнительно утверждены платежи (с квадратного метра общей площади жилого помещения в месяц) за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в сумме 0,22 рублей, систем автоматического регулирования расхода тепла в сумме 0,43 рублей, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в сумме 0,46 рублей, коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды в сумме 0,46 рублей.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Судебная коллегия, отменяя данное решение в части отказа в удовлетворении заявления прокурора города Казани об оспаривании указанных пунктов постановления, пришла к обоснованному выводу о том, что данные положения противоречат федеральному законодательству.
Согласно статье 2 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:
1) регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Таким образом, указанным Федеральным законом предусмотрена добровольность внесения денежных средств в бюджет саморегулируемой организации гражданами, не являющимися ее членами.
Следовательно, возложение на жителей многоквартирных домов обязанности по уплате денежных средств за участие управляющей компании в саморегулируемой организации, то есть несение населением бремени расходов по содержанию саморегулируемой организации, противоречит положениям федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах включение в установленные размеры тарифов на управление жилищным фондом суммы затрат на участие управляющей компании в саморегулируемой организации является незаконным.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, приборы учета являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статей "Технический ремонт и техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме", в том числе, внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления, без увеличения тарифа.
Выделение в отдельную статью платы за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, систем автоматического регулирования расхода тепла, без уменьшения размера платы по статьям технический ремонт и техническое обслуживание внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления, является незаконным.
При таких обстоятельствах пункт 3 приложения № 1, пункты 3 и 5 (в части) приложения № 2 к Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28 декабря 2011 года № 8484 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание и ремонт жилых помещений в жилищном фонде города Казани на 2012 год" правомерно признаны недействующими.
Доводы кассационной жалобы о том, что основной деятельностью управляющих компаний как коммерческих организаций является извлечение прибыли, не могут повлечь отмену апелляционного определения, поскольку законом предусмотрено включение в плату "управление жилым домом" лишь затрат, непосредственно вытекающих из осуществления управления многоквартирным домом. Несение населением бремени расходов по содержанию саморегулируемой организации законом не предусмотрено.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела Судебной коллегией не допущено.
Учитывая, что кассационная жалоба не содержит доводов, по которым обжалуемое судебное постановление могло бы быть отменено, в ее удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани в передаче кассационной жалобы на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 23 августа 2012 года по данному делу для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.

Судья Верховного суда
Республики Татарстан
Р.А.САИТГАРАЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru