КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. № 18-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
Е.А.ХАРИТОНОВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПОДПУНКТОМ "Б" ПУНКТА 1 РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ
РАСХОДА ХОЛОДНОЙ И ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ, ПОТРЕБЛЕННОЙ ВНУТРИ
МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 14 АПРЕЛЯ
2010 ГОДА № 262, ПОДПУНКТОМ "Б" ПУНКТА 1 И ПУНКТОМ 2
РАСЧЕТА РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЕННОЙ
ВНУТРИ МНОГОКВАРТИРНОГО ЖИЛОГО ДОМА, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА № 87 (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 23 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА № 257)
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ф.Н.Багаутдинова, проводившего на основании статьи 44
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Е.А.Харитоновой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 4 июня 2012 года поступила жалоба гражданки Е.А.Харитоновой на нарушение ее конституционных прав и свобод подпунктом "б" пункта 1
Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года № 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги".
Оспариваемой нормой установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы (рублей в месяц) за потребленную холодную воду для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по показаниям индивидуальных приборов учета холодной воды с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 0,17 куб. метра в месяц на одного проживающего.
Как следует из жалобы и приложенных к ней документов, гражданка Е.А.Харитонова проживает в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, и является собственником квартиры, в которой установлен индивидуальный прибор учета воды. По мнению заявительницы, на основании оспариваемой нормы жильцам дома производится необоснованное начисление платы за общедомовые расходы в объеме 0,17 куб. метра воды в месяц на одного проживающего. В данной жалобе заявительница также оспаривала правомерность общедомовых начислений за электроэнергию.
13 июля 2012 года поступила дополнительная жалоба, в которой гражданка Е.А.Харитонова конкретизирует свои требования по общедомовым начислениям за электроэнергию и просит Конституционный суд Республики Татарстан проверить конституционность подпункта "б" пункта 1
и пункта 2
Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 апреля 2009 года № 257).
Подпунктом "б" пункта 1
указанного Расчета предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт. ч на одного проживающего. Пунктом 2
данного Расчета установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета и оборудовании всех жилых помещений индивидуальными (квартирными) приборами учета расчет платы за потребленную электрическую энергию производится по показаниям индивидуального прибора учета и затратам на общедомовые нужды, распределенным пропорционально фактическому объему потребленной электрической энергии в жилом помещении. По мнению заявительницы, взимание платы за общедомовые нужды по электроснабжению в их доме, оборудованном общедомовым и индивидуальными приборами учета, производится в завышенном размере.
На основании изложенного гражданка Е.А.Харитонова полагает, что положения подпункта "б" пункта 1
Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года № 262, подпункта "б" пункта 1
и пункта 2
Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 апреля 2009 года № 257), нарушают ее конституционные права и свободы, предусмотренные статьями 27 (части первая
и вторая
), 28 (части первая
и вторая
), 30
, 51
, 58 (часть вторая)
Конституции Республики Татарстан.
2. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 258 "О внесении изменений в Правила
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306. В соответствии с указанными изменениями с 1 июля 2012 года норматив потребления коммунальных услуг разделен на две составляющие - норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Кроме этого, с 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В соответствии с пунктом 40
указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (абзац второй пункта 44
Правил).
С учетом указанного федерального правового регулирования 29 сентября 2012 года принято Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан № 805 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан", согласно которому Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома" (в редакции Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 апреля 2009 года № 257), содержавшее оспариваемые положения, признано утратившим силу.
Применительно к другой оспариваемой норме следует отметить, что до начала рассмотрения обращения гражданки Е.А.Харитоновой в заседании Конституционного суда Республики Татарстан Верховным судом Республики Татарстан было принято решение
от 18 мая 2012 года № 3-10/12, которым Рекомендации
по расчету расхода холодной и горячей воды, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года № 262, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими. Данное решение 26 июня 2012 года вступило в законную силу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, означает признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению (Постановления от 11 апреля 2000 года № 6-П
, от 27 января 2004 года № 1-П
, Определение от 15 ноября 2007 года № 808-О-О).
Таким образом, в настоящее время порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, включая обеспечение электроэнергией, холодной и горячей водой, а также расчет размера платы за эти услуги, потребленные в том числе на общедомовые нужды, урегулированы законодательством Российской Федерации.
По смыслу части второй статьи 46
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных правовых актов. В случае, если в обращении оспаривается отмененный или утративший силу к началу рассмотрения в Конституционном суде Республики Татарстан нормативный правовой акт, Конституционный суд Республики Татарстан отказывает в принятии обращения к рассмотрению, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Между тем каких-либо доказательств о нарушении ее конституционных прав и свобод в период действия оспариваемых нормативных положений гражданка Е.А.Харитонова не представила, в связи с чем данная жалоба не может быть признана отвечающей установленному Законом
Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" критерию допустимости.
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 3
, пунктом 2 части первой
и частью второй статьи 46
, частями первой
и пятой статьи 66
, статьями 69
и 72
, частью первой статьи 73
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Е.А.Харитоновой на нарушение ее конституционных прав и свобод подпунктом "б" пункта 1
Рекомендаций по расчету расхода холодной и горячей воды, потребленной внутри многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года № 262, подпунктом "б" пункта 1
и пунктом 2
Расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года № 87 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 апреля 2009 года № 257), поскольку жалоба не отвечает требованиям Закона
Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми она признается допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Е.А.Харитоновой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан