Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 14 августа 2012 г. № 794-2-3-2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 17 августа 2012 г. № 10004/12

ПИСЬМО

АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРОВ-КОНКУРСОВ НА ЛУЧШЕЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНЕ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В соответствии с Планом основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2012 год, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.02.2012 № 148, в мае т.г. в городских округах и муниципальных районах республики были проведены смотры-конкурсы на лучшее учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан по обучению студентов дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (далее - смотр-конкурс). Смотр-конкурс проводился в муниципальных образованиях, имеющих два и более учреждения среднего профессионального образования (далее - УСПО).
Необходимость проведения смотров-конкурсов обусловлена тем, что выпускники УСПО пополняют ряды непосредственных организаторов производства, на которых возлагается личная ответственность за обеспечение сохранения здоровья и жизней подчиненных при исполнении ими служебных обязанностей. Поэтому дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" имеет статус общепрофессиональной дисциплины. Кроме того, из числа инженерно-технического персонала, как правило, назначаются руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, что требует от выпускников УСПО определенной подготовки по вопросам организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основу подготовки по вышеперечисленным вопросам студенты УСПО получают в процессе обучения по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - "ОБЖ") и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (далее - "БЖД").
Основными руководящими документами при проведении смотров-конкурсов 2012 года являются приказы Премьер-министра Республики Татарстан - Руководителя гражданской обороны Республики Татарстан от 12.10.2005 № 14 "Об утверждении Методических указаний по составу и содержанию учебно-материальной базы для обучения населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций" и от 27.03.2008 № 2 "Об утверждении положений о смотрах-конкурсах образовательных учреждений по направлению обучения "Безопасность жизнедеятельности".
В смотрах-конкурсах 2012 года приняли участие 63 УСПО из городов Казань (24) и Набережные Челны (7), Альметьевского (6), Бугульминского (5), Нижнекамского (8), Зеленодольского (3), Лениногорского (3), Чистопольского (4) и Мензелинского (3) муниципальных районов.
Смотры-конкурсы проводились комиссиями, назначенными приказами руководителей гражданской обороны муниципальных образований.
Результаты проведенных смотров-конкурсов отражались в таблицах оценок, аналитических справках и утверждались приказами руководителей гражданской обороны муниципальных образований.
1. Анализ состояния обучения студентов УСПО по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".
1.1. Планирование и организация обучения студентов.
Во всех УСПО, принявших участие в смотрах-конкурсах, планирующая и учетная документация в целом отработана (рабочие программы, календарно-тематические планы, расписания занятий, журналы учета проведенных занятий, зачетные ведомости).
Обучение студентов УСПО в области безопасности жизнедеятельности в 2011/2012 учебном году осуществлялось по рабочим программам курса "ОБЖ" и дисциплины "БЖД", разработанным преподавателями на основании примерных программ и требований ГОС-а и утвержденным установленным порядком.
Обучение студентов по курсу "ОБЖ", как правило, осуществляется на первом курсе обучения, а по дисциплине "БЖД" - на втором и третьем курсах.
Рабочие программы по курсу "ОБЖ" в большинстве УСПО обеспечивали логическое продолжение курса "ОБЖ" общеобразовательных учреждений и являлись обеспечивающим курсом для изучения дисциплины "БЖД".
Рабочие программы большей части УСПО учитывают характер будущей сферы деятельности выпускников и ориентированы на получение ими тех знаний, которые будут им необходимы при выполнении своих функциональных обязанностей.
Занятия по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД" включаются в общие расписания занятий. На момент проведения смотров-конкурсов выполнение программ составило 95 - 100%, успеваемость по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД" оценивалась 3,8 - 4,8 балла.
В лучшую сторону по планированию учебного процесса отмечаются ГАОУ СПО "Альметьевский политехникум", ГБОУ СПО "Альметьевский профессиональный колледж", ГБОУ СПО "Зеленодольский механический колледж", структурное подразделение Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий "Судостроительный колледж" - филиал КНИТУ-КАИ, Казанский автотранспортный техникум, ГАОУ СПО "Бугульминский строительно-технический колледж", Казанский электротехникум связи, Казанский речной техникум, ГАОУ СПО "Лениногорский музыкально-педагогический колледж", ГАОУ СПО "Нижнекамский нефтехимический колледж", ГАОУ СПО "Набережночелнинский автомеханический техникум", ГАОУ СПО "Набережночелнинский строительный колледж", ГАОУ СПО "Чистопольский педагогический колледж".
Во многих УСПО в структуре организации учебного процесса используются элементы реальной организации гражданской обороны образовательного учреждения (реальный план гражданской обороны как иллюстрация к теоретическим занятиям, участие студентов в практических мероприятиях гражданской обороны и мероприятиях по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.).
1.2. Методическое обеспечение учебного процесса.
В УСПО основные составляющие методического обеспечения учебного процесса в наличии.
Поурочные планы проведения занятий разрабатываются и своевременно корректируются, в ходе занятий преподаватели используют дополнительные справочные материалы, методические рекомендации по применению активных форм обучения, как разработанные самостоятельно, так и заимствованные из внешних источников.
На хорошем уровне поставлена эта работа в ГАОУ СПО "Альметьевский политехнический техникум", ГАОУ СПО "Бугульминский педагогический колледж", Казанском техникуме легкой промышленности, Казанском государственном профессионально-педагогическом колледже, ГАОУ СПО "Зеленодольское медицинское училище", ГАОУ СПО "Нижнекамский политехнический колледж".
1.3. Контроль за ходом учебного процесса.
В большинстве УСПО организован и осуществляется контроль за ходом учебного процесса, включающий в себя контроль за ходом подготовки и качеством проведения занятий и контроль за степенью усвоения студентами учебного материала.
Контроль за ходом подготовки и качеством проведения занятий осуществляется путем проверки соответствующими должностными лицами готовности планирующих и методических документов к началу очередного учебного года (полугодия), контролем за качеством проведения занятий преподавателями, проведением открытых занятий, обсуждением на методических совещаниях полноты и качества разработанных учебно-методических материалов.
1.4. Состояние учебно-материальной базы.
Наличие учебно-материальной базы (далее - УМБ), позволяющей проводить все виды предусмотренных учебными программами занятий, является обязательным условием качественной организации учебного процесса.
В соответствии с Методическими указаниями по составу и содержанию учебно-материальной базы для обучения населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, УМБ по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД" УСПО должна включать в себя отдельный учебный кабинет, лабораторию для практических занятий, плакаты, учебно-методическую литературу, макеты защитных сооружений гражданской обороны, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства медицинской защиты и пожаротушения, технические средства обучения и контроля.
Итоги проведенных смотров-конкурсов показали, что УМБ значительной части УСПО не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям и задачам по обеспечению учебного процесса.
Основными недостаткам в этом вопросе являются:
отсутствие отдельного специализированного учебного кабинета;
отсутствие макетов защитных сооружений гражданской обороны, первичных средств пожаротушения, общевойсковых защитных и легких защитных костюмов;
низкая укомплектованность приборами радиационной и химической разведки.
Наиболее полной и развивающейся УМБ располагают ГАОУ СПО "Бугульминский педагогический колледж", ГАОУ СПО "Бугульминский строительно-монтажный колледж", Казанский электротехникум связи, Казанский речной техникум, ГАОУ СПО "Лениногорский нефтяной техникум", ГАОУ СПО "Набережночелнинский педагогический колледж", ГАОУ СПО "Набережночелнинский строительный колледж", ГАОУ СПО "Нижнекамский нефтехимический колледж", ГАОУ СПО "Нижнекамский технологический колледж", ГАОУ СПО "Чистопольский педагогический колледж", ГАОУ СПО "Чистопольское медицинское училище".
Лучшими руководителями и преподавателями дисциплины "БЖД" по вопросам создания, поддержания и совершенствования УМБ признаны директор ГАОУ СПО "Бугульминский аграрный колледж" Гатин Ф.Ю., директор ГАОУ СПО "Бугульминский педагогический колледж" Плеско Е.А., преподаватель дисциплины "БЖД" ГАОУ СПО "Бугульминский педагогический колледж" Меджитов С.А., преподаватели дисциплины "БЖД" ГАОУ СПО "Бугульминский строительно-технический колледж" Москвичев В.А. и Касаткин А.Я., преподаватели дисциплины "БЖД" ГАОУ СПО "Нижнекамский политехнический колледж" Бочкарева А.С., Куликова А.Н., преподаватели дисциплины "БЖД" ГАОУ СПО "Нижнекамский нефтехимический колледж" Минеева А.А., Маркелова О.Ф., Харисов Х.Х.
Необходимо отметить ГБОУ СПО "Камский государственный автомеханический техникум", где силами студентов был изготовлен макет защитного сооружения, который в дальнейшем используется в учебном процессе.




│16.│Наличие             │      │ по 1 │          │  20   │  61  │  25  │    5     │  10  │   25   │  5   │  29   │  3   │
│   │дополнительной      │      │  за  │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │учебно-методической │      │каждое│          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │литературы по       │      │наиме-│          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │тематике            │      │нова- │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │"Безопасность       │      │ ние  │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │жизнедеятельности", │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │используемой        │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │преподавателем     в│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │работе              │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
├───┼────────────────────┼──────┼──────┼──────────┼───────┼──────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼───────┼──────┤
│   │Итого за раздел III │      │      │          │  434  │ 483  │ 390  │   462    │397,5 │ 372,1  │ 920  │  550  │358,2 │
├───┼────────────────────┴──────┴──────┴──────────┼───────┼──────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼───────┼──────┤
│   │     IV. Основы планирования мероприятий     │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │             гражданской обороны             │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
├───┼────────────────────┬──────┬──────┬──────────┼───────┼──────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼───────┼──────┤
│   │Наличие  приказа  об│  5   │      │          │   5   │  5   │  5   │    5     │  5   │   5    │  5   │   5   │  5   │
│   │организации        и│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │ведении  гражданской│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │обороны в учреждении│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │среднего            │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │профессионального   │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │образования         │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
├───┼────────────────────┼──────┼──────┼──────────┼───────┼──────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼───────┼──────┤
│   │Наличие        плана│  20  │      │          │  20   │  20  │  20  │    20    │  20  │   20   │  20  │  20   │  20  │
│   │гражданской  обороны│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │на мирное и  военное│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │время               │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
├───┼────────────────────┼──────┼──────┼──────────┼───────┼──────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼───────┼──────┤
│   │Наличие      приказа│  5   │      │          │   5   │  5   │  5   │    5     │  5   │   5    │  5   │   5   │  5   │
│   │руководителя        │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │гражданской  обороны│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │учреждения  среднего│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │профессионального   │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │образования       об│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │итогах подготовки  в│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │области  защиты   от│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │чрезвычайных        │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │ситуаций за минувший│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │год  и  задачах   на│      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
│   │новый учебный год   │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
├───┼────────────────────┼──────┼──────┼──────────┼───────┼──────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼───────┼──────┤
│   │Итого за раздел IV  │      │      │          │  30   │  30  │  30  │    30    │  30  │   30   │  30  │  30   │  30  │
├───┼────────────────────┼──────┼──────┼──────────┼───────┼──────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼───────┼──────┤
│   │Всего по разделам  I│      │      │          │  588  │ 635  │ 548  │   616    │540,5 │ 534,1  │ 1104 │  782  │494,2 │
│   │- IV                │      │      │          │       │      │      │          │      │        │      │       │      │
└───┴────────────────────┴──────┴──────┴──────────┴───────┴──────┴──────┴──────────┴──────┴────────┴──────┴───────┴──────┘





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru