Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. № 52-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 8 СТАТЬИ 8
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 63-ЗРТ
"ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН" И ПОДПУНКТА "А" ПУНКТА 13 ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ, ПОСОБИЙ, СУБСИДИЙ
И СТИПЕНДИЙ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 542, В СВЯЗИ
С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Л.И.ЧУВАШЛОВОЙ

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
с участием гражданки Л.И.Чувашловой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, - заместителя председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике В.П.Логинова, ведущего советника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Р.М.Валеева, представителя Президента Республики Татарстан - заведующего отделом по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.И.Махмутова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Олоновой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш.Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан К.П.Андреева, представителя Прокурора Республики Татарстан - старшего помощника Прокурора Республики Татарстан по взаимодействию с законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Г.Ю.Синяковой, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - А.Г.Бартенева,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и подпункта "а" пункта 13 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки Л.И.Чувашловой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.А.Хамматовой, объяснения сторон - гражданки Л.И.Чувашловой, представителей органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, - В.П.Логинова, Р.М.Валеева, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.И.Махмутова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Ю.Н.Олоновой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - И.Ш.Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - К.П.Андреева, от Прокурора Республики Татарстан - Г.Ю.Синяковой, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - А.Г.Бартенева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Л.И.Чувашлова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и подпунктом "а" пункта 13 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542.
Пунктом 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" установлены меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных. Подпункт "а" пункта 13 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, предусматривает, что ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если ребенок (дети) находится (находятся) на полном государственном обеспечении.
Из жалобы и приложенных к ней документов следует, что гражданка Л.И.Чувашлова является одинокой матерью, имеющей троих несовершеннолетних детей. Старший сын заявительницы обучается в федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении "Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации".
Гражданка Л.И.Чувашлова указывает, что до декабря 2011 года она была зарегистрирована по месту жительства в городе Тетюши Республики Татарстан, где получала меры социальной поддержки, предоставляемые семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, а также ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери. В декабре 2011 года, после регистрации по месту жительства в городе Казани, она обратилась с заявлением о предоставлении ей указанных мер социальной поддержки в отдел социальной защиты в Вахитовском районе Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании города Казани. Однако в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и в выплате ежемесячного пособия на старшего сына гражданке Л.И.Чувашловой было отказано, поскольку с сентября 2011 года он находится на полном государственном обеспечении в связи с учебой в Казанском суворовском военном училище.
По мнению заявительницы, пункт 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в той мере, в какой оспариваемые положения являются основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям, если ребенок находится на полном государственном обеспечении в связи с учебой, содержит правовую неопределенность, поскольку, исходя из своего содержания, не предусматривает различия в правовом регулировании в зависимости от того, находятся дети на полном государственном обеспечении или нет.
Кроме этого, гражданка Л.И.Чувашлова указывает, что установленное подпунктом "а" пункта 13 обжалуемого Положения исключение граждан, дети которых находятся на полном государственном обеспечении в том числе в связи с учебой, из числа получателей ежемесячного пособия на ребенка приводит к нарушению ее конституционных прав и свобод, поскольку она не лишена родительских прав и несет расходы в период нахождения сына в увольнении в выходные, праздничные дни и в каникулярное время, которые включают в себя помимо прочего затраты на питание, покупку одежды, лекарственных средств, организацию досуга.
На основании изложенного гражданка Л.И.Чувашлова просит признать пункт 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и подпункт "а" пункта 13 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, не соответствующими статьям 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства; государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются пункт 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в той мере, в какой оспариваемые положения являются основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям, если ребенок находится на полном государственном обеспечении в связи с учебой, а также подпункт "а" пункта 13 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, согласно которому ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если ребенок (дети) находится (находятся) на полном государственном обеспечении.
2. Оспариваемые заявительницей положения относятся к сфере социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Частью третьей статьи 26.3.1 данного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В соответствии со статьей 3 во взаимосвязи со статьей 16 указанного Федерального закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, определяя в Законе Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" размеры ежемесячного пособия семьям с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан, и дополнительные меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу статей 54 (часть вторая) и 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан.
Действуя в соответствии с предоставленной ему дискрецией, республиканский законодатель делегировал Кабинету Министров Республики Татарстан полномочие по установлению порядка реализации мер социальной поддержки, предоставляемых в том числе семьям с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан, и семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных (статья 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан").


Следовательно, Кабинет Министров Республики Татарстан, утверждая Постановлением от 17 декабря 2004 года № 542 Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан.
3. Конституция Республики Татарстан провозглашает Республику Татарстан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства; государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом (статья 13; статья 38, части первая и третья; статья 54, часть первая).
Данные конституционные положения корреспондируют требованиям Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая закрепляет принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывающий Российскую Федерацию как государство-участника Конвенции в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимать необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывать материальную помощь и поддерживать программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (пункт 3 статьи 27).
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей) как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (Постановление от 15 декабря 2011 года № 28-П).
3.1. В оспариваемом заявительницей пункте 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 3 февраля 2005 года № 51-ЗРТ) закреплено право на предоставление семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, следующих дополнительных мер социальной поддержки: субсидии на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет; субсидии в размере 30 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан (субсидия предоставляется лицам, проживающим в жилищном фонде независимо от формы собственности); субсидии в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда); ежемесячной субсидии на проезд учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет. Данные законодательные положения определяют в качестве правового условия предоставления указанных субсидий наличие в семье не менее трех детей в возрасте до 18 лет, включая приемных.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 250) правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона (подпункт "а" пункта 1).
Во исполнение данного поручения Кабинет Министров Республики Татарстан в Постановлении от 28 декабря 1992 года № 708 "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан" определил, что многодетными семьями в Республике Татарстан являются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (пункт 1). Аналогичное по сути определение многодетной семьи установлено в статье 150 Семейного кодекса Республики Татарстан. При этом абзац второй пункта 4 указанного постановления (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июня 2012 года № 545) предусматривает, что в составе многодетной семьи учитываются супруги, фактически проживающие и воспитывающиеся в ней их дети (лица, не достигшие возраста 18 лет), в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, а также дети (лица, не достигшие возраста 18 лет), проживающие отдельно от родителей в связи с учебой.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что субъектом - получателем субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", являются многодетные семьи.
Указанные субсидии носят целевой характер и направлены на поддержку материального благополучия многодетных семей в силу их экономической и социальной уязвимости. Правовая природа данных субсидий обусловлена тем, что они выступают в качестве дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей и финансируются в полном объеме за счет средств бюджета Республики Татарстан. Это означает, что основания и условия их предоставления, в том числе критерии, предъявляемые к составу многодетной семьи, определяются республикой самостоятельно с учетом имеющихся на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных материальных возможностей.
Такой подход в полной мере отвечает правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой государственная поддержка материнства и детства носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, целью которых является облегчение положения нуждающихся семей; использование же тех или иных систем правового регулирования по оказанию государственной поддержки семьи, материнства и детства в качестве приоритетных, в рамках единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения, является прерогативой законодателя (Определение от 2 октября 2003 года № 382-О).
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" порядок реализации мер социальной поддержки, предоставляемых в том числе семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Во исполнение указанных законодательных положений порядок назначения и выплаты ежемесячной субсидии на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет, ежемесячной субсидии на проезд учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет, определен разделами IV и V Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, а порядок и условия предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг определен Положением о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года № 126. При этом данные правовые нормы, принятые в целях реализации положений Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", не содержат каких-либо указаний на пребывание ребенка из многодетной семьи на полном государственном обеспечении в качестве условия для отказа в предоставлении такой семье указанных субсидий.
Вышеназванные правовые нормы находятся в нормативном единстве с положением абзаца первого пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 1992 года № 708 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июня 2012 года № 545), в силу которого документом, подтверждающим право многодетной семьи на предоставление указанных мер социальной поддержки, является удостоверение многодетной семьи, выдаваемое одному из родителей (усыновителей) территориальным органом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Исходя из правового смысла данной нормы, выдача удостоверения многодетной семьи представляет собой подтверждение соответствия семьи, претендующей на получение мер социальной поддержки, критериям, установленным абзацем вторым пункта 4 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, согласно которому в составе многодетной семьи учитываются в том числе дети (лица, не достигшие возраста 18 лет), проживающие отдельно от родителей в связи с учебой.
Сложившаяся правоприменительная практика, признающая удостоверение многодетной семьи недействительным, в частности при нахождении ребенка из такой семьи на полном государственном обеспечении в связи с учебой, основана на норме пункта 11 Порядка оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи в Республике Татарстан, утвержденного Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 4 сентября 2012 года № 697. Данная ведомственная норма идентична по правовым последствиям ранее действовавшему пункту 13 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения многодетной матери (отца) в Республике Татарстан, утвержденного Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 30 мая 2003 года № 78, и, по существу, устанавливает правовое условие, на основании которого многодетные семьи лишаются права на получение субсидий, предусмотренных оспариваемой законодательной нормой, в том числе в случаях, когда ребенок проживает отдельно от родителей в связи с учебой в таком общеобразовательном учебном заведении, как Казанское суворовское военное училище, где обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении.
В связи с этим Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что как утративший силу, так и действующий приказы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не могут быть надлежащими нормативными правовыми актами для установления условия, определяющего возникновение либо прекращение закрепленного Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" права семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, на получение субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 8 указанного Закона. Подобное регулирование не согласуется с конституционными принципами правового государства и верховенства закона, в том числе с положением статьи 29 (часть третья) Конституции Республики Татарстан, в силу которого порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав и свобод устанавливается законами. Однако данные ведомственные нормативные правовые акты не могут быть предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по жалобам граждан и их объединений.
На этом основании нахождение одного из троих детей гражданки Л.И.Чувашловой на полном государственном обеспечении в связи с учебой в Казанском суворовском военном училище не предполагает лишение ее семьи мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных.
С учетом изложенного оспариваемая законодательная норма в системе действующего правового регулирования основана на положениях частей первой и третьей статьи 38 Конституции Республики Татарстан, является одним из элементов правового механизма, направленного на защиту интересов семьи и ребенка, и сама по себе не может рассматриваться как отменяющая, ограничивающая или иным образом нарушающая конституционные права многодетных семей, в том числе и права семьи заявительницы.
Данный вывод корреспондирует прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, который в Постановлении от 31 марта 2009 года по делу "Веллер (Weller) против Венгрии" указал на недопустимость установления различий, необоснованно ставящих семьи, воспитывающие детей, в неравное положение в вопросах доступа к льготам, направленным на поддержку детей и семьи в целом.
Таким образом, пункт 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" соответствует Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 58 (часть вторая).
3.2. Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ) установлены виды государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, к числу которых относится в том числе ежемесячное пособие на ребенка. Статья 16 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривала, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в данную норму были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2005 года размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) предоставляется семьям с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан (абзацы первый и второй пункта 7 статьи 8).
С учетом указанных положений федерального и республиканского законодательства порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка определен разделом III Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542.
Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка в возрасте до шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем на два месяца после окончания учебного заведения и не позднее чем до достижения ребенком возраста восемнадцати лет). Правовым условием назначения данного пособия является размер среднедушевого дохода семьи, не превышающий величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан (пункт 12 указанного Положения).
Тем самым сохранена преемственность правового регулирования, касающегося предоставления ежемесячного пособия на ребенка, что, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласуется с конституционным принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П; Определения от 5 июля 2005 года № 246-О, от 16 февраля 2006 года № 14-О и от 18 апреля 2006 года № 85-О).
Оспариваемым подпунктом "а" пункта 13 Положения установлено, что ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если ребенок (дети) находится (находятся) на полном государственном обеспечении. Данная норма основана на прямом предписании Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласно которому действие указанного Федерального закона не распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении (абзац первый части второй статьи 1). Кроме этого, указание на то, что при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, содержится в абзаце четвертом статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
В федеральном законодательстве отсутствует единое определение полного государственного обеспечения, которое подлежало бы применению во всех сферах правового регулирования. В то же время федеральный законодатель предусмотрел понятие полного государственного обеспечения применительно к регулированию отношений в определенных сферах. В частности, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 315-ФЗ) под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (абзац восьмой статьи 1).
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2012 года № 1199, обучающиеся в указанных учреждениях находятся на полном государственном обеспечении. При этом пункт 3 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, банно-прачечного обслуживания и организации ремонта вещевого имущества в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2009 года № 1030, предусматривает, что обучающиеся обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами в соответствии с нормами снабжения.
Финансовые затраты на содержание одного обучающегося в Казанском суворовском военном училище, как это следует из официальной информации за подписью директора данного училища, в 2011 году равнялись 510 тысячам 100 рублям в год, в 2012 году - 557 тысячам 500 рублям в год, что в среднем составляло соответственно 42 тысячи 508 рублей и 46 тысяч 458 рублей в месяц на одного обучающегося. Данные затраты значительно превышают размер ежемесячного пособия на ребенка, выплата которого была приостановлена заявительнице на основании оспариваемой нормы.
Следовательно, по своему содержанию и правовому смыслу предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 оспариваемого Положения отказ в назначении или приостановление выплаты ежемесячного пособия на ребенка обусловлены тем, что взамен предоставления данного пособия государство за счет бюджетных средств берет на себя обязательство по полному материальному обеспечению детей, находящихся в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях. Данное регулирование согласуется с принципом социального государства и является реализацией конституционного обязательства, согласно которому семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть первая, Конституции Республики Татарстан), и тем самым не нарушает конституционные права семей, имеющих несовершеннолетних детей, включая семью заявительницы.
Таким образом, подпункт "а" пункта 13 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, согласно которому ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если ребенок (дети) находится (находятся) на полном государственном обеспечении, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права и свободы человека и гражданина и не противоречит Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 58 (часть вторая).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать пункт 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и подпункт "а" пункта 13 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru