КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. № 5-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
И.И.БАТАЛОВА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
АБЗАЦЕМ ПЯТЫМ РАЗДЕЛА 1 И АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ РАЗДЕЛА 2.10
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
С УЧЕТОМ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА 2008 - 2015 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА № 905
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А.Хамматовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина И.И.Баталова,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 25 апреля 2013 года обратился гражданин И.И.Баталов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем пятым раздела 1
и абзацем первым раздела 2.10
Концепции развития телерадиовещания в Республике Татарстан с учетом перехода на цифровые технологии на 2008 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2008 года № 905.
Абзац пятый раздела 1
указанной Концепции предусматривает, что государство реализует обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии. Оспариваемый абзац первый раздела 2.10
устанавливает, что внедрение цифровых технологий в области радиовещания предполагает постепенный переход на вещание в стандарте DRM в диапазонах ДВ, СВ и KB и сравнимое с УКВ-вещанием качество; одно из серьезных преимуществ системы цифрового вещания в стандарте DRM состоит в том, что ширина полосы цифрового сигнала эквивалентна ширине полосы аналогового сигнала, поэтому не требуется выделения дополнительных участков частотного спектра для организации цифрового радиовещания; переход на новый стандарт планируется при параллельной работе как в аналоговом, так и в цифровом формате с учетом постепенного наполнения рынка пользовательским (оконечным) оборудованием нового поколения в разных регионах Российской Федерации.
Гражданин И.И.Баталов указывает, что с 1 июня 2012 года в Республике Татарстан прекращено оказание услуг связи проводного радиовещания. Из приложенных к жалобе ответов государственных органов, в которые обращался заявитель, следует, что ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" осуществляла эксплуатацию сетей проводного радиовещания на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи проводного радиовещания от 18 сентября 2007 года № 5312, срок действия которой истек в мае 2012 года.
Заявитель отмечает, что ни оспариваемые абзац пятый раздела 1
и абзац первый раздела 2.10
, ни Концепция развития телерадиовещания в Республике Татарстан с учетом перехода на цифровые технологии на 2008 - 2015 годы в целом не содержат какие-либо гарантии для сохранения в Республике Татарстан проводного радиовещания.
На основании изложенного гражданин И.И.Баталов считает, что оспариваемые им положения указанной Концепции не соответствуют статьям 30
, 48 (часть первая)
, 58 (часть первая)
Конституции Республики Татарстан, согласно которым граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; перечисление в Конституции
Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Заявитель, исходя из части второй статьи 43
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", настаивает на принятии Конституционным судом Республики Татарстан решения по его обращению.
2. Концепция
развития телерадиовещания в Республике Татарстан с учетом перехода на цифровые технологии на 2008 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2008 года № 905, как это следует из содержания ее преамбулы
и абзаца седьмого раздела 1
, направлена на развитие телерадиовещательного комплекса Республики Татарстан и внедрение цифровых технологий в телерадиовещании, а также на формирование информационного общества и создание условий для развития новых видов телевизионной и радиотрансляции.
Порядок и условия оказания услуг связи проводного радиовещания предметом регулирования оспариваемой Концепции
не являются. Данные вопросы регламентированы Правилами
оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 года № 353 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 № 93). Предоставление доступа к сети проводного вещания представляет собой совокупность действий оператора связи сети проводного вещания по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети проводного вещания в целях обеспечения оказания абоненту услуг связи (пункт 2
указанных Правил). Согласно пункту 9
данных Правил оператор связи обязан оказывать услуги связи проводного радиовещания в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными выданной оператору связи лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи проводного радиовещания.
Концепция
телерадиовещания в Республике Татарстан с учетом перехода на цифровые технологии на 2008 - 2015 годы устанавливает внедрение цифровых технологий в области радиовещания, проведение мероприятий по организации цифрового телерадиовещания на территории Республики Татарстан и не содержит положения, регламентирующие устранение и демонтаж узлов связи проводного радиовещания. Таким образом, ни оспариваемые абзац пятый раздела 1
и абзац первый раздела 2.10
, ни указанная Концепция в целом не могут служить основанием для прекращения оказания оператором услуг связи проводного радиовещания и тем самым не нарушают конституционные права и свободы заявителя.
Конституционный суд Республики Татарстан также отмечает, что положения, закрепленные в оспариваемой Концепции
, по существу, воспроизводят положения Концепции
развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 1700-р и разработанной в рамках создания единого информационного пространства. Из этого следует, что проверка Конституционным судом Республики Татарстан оспариваемых положений Концепции фактически означала бы проверку конституционности соответствующих норм Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Однако в силу статьи 109
Конституции Республики Татарстан и статьи 3
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" такая проверка неподведомственна Конституционному суду Республики Татарстан.
Кроме того, из жалобы заявителя и приложенных к ней документов усматривается, что оспариваемые положения Концепции
не применялись и не могли быть применены в его конкретном деле, в связи с чем жалоба гражданина И.И.Баталова не отвечает критериям допустимости, установленным статьей 101
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", и на этом основании также не может быть принята к рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3
, пунктами 1
и 2 части первой статьи 46
, частью пятой статьи 66
, частями первой
и второй статьи 67
, статьями 69
, 72
, 73
и 101
Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.И.Баталова на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем пятым раздела 1
и абзацем первым раздела 2.10
Концепции развития телерадиовещания в Республике Татарстан с учетом перехода на цифровые технологии на 2008 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2008 года № 905, поскольку она не отвечает требованиям Закона
Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и разрешение поставленных в ней вопросов неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину И.И.Баталову и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан