Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. № 54-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА
16, АБЗАЦА ТРЕТЬЕГО ПУНКТА 17 И АБЗАЦА ПЕРВОГО ПУНКТА 34
ПРАВИЛ ВЫДАЧИ, РЕАЛИЗАЦИИ СЕРТИФИКАТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЖИЛЬЕМ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ
УСЛОВИЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 16 МАЯ 2008 ГОДА № 326 (В РЕДАКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 11 ИЮНЯ 2013 ГОДА № 398), В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНКИ Р.Р.ГУБАЙДУЛЛИНОЙ

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
с участием гражданки Р.Р.Губайдуллиной, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - ведущего советника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ф.М.Мухамадиевой, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Е.Е.Шехматовой, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заведующего сектором административного права и систематизации законодательства Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Д.Н.Латыповой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш.Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - заместителя начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Р.Р.Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И.Сайфутдиновой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца второго пункта 16, абзаца третьего пункта 17 и абзаца первого пункта 34 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года № 326 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 июня 2013 года № 398).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки Р.Р.Губайдуллиной. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н.Багаутдинова, объяснения сторон - гражданки Р.Р.Губайдуллиной и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Ф.М.Мухамадиевой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Е.Е. Шехматовой, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Д.Н.Латыповой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - И.Ш. Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И.Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Р.Р.Губайдуллина с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 16, абзацем третьим пункта 17 и абзацем первым пункта 34 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года № 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года № 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения".
Кабинет Министров Республики Татарстан Постановлением от 11 июня 2013 года № 398 внес изменения в указанные Правила. В частности, в наименовании оспариваемых Правил слова "детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" исключены (абзац четвертый пункта 2); в абзаце втором пункта 16 слова "Сводные списки граждан формируются" заменены словами "Сводный список граждан формируется" (абзац восемнадцатый пункта 2).
В действующей редакции оспариваемыми положениями указанных Правил предусмотрено, что сводный список граждан формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления (абзац второй пункта 16); списки граждан - получателей сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение сертификата, формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления (абзац третий пункта 17); владелец сертификата приобретает жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств (абзац первый пункта 34).
Из жалобы и приложенных к ней копий документов, а также выступления гражданки Р.Р.Губайдуллиной в судебном заседании следует, что она проживает совместно с пятерыми детьми и внучкой в общежитии в городе Альметьевске Республики Татарстан. После рождения третьего ребенка с августа 1990 года многодетная семья заявительницы состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Альметьевского района Республики Татарстан. 25 декабря 2009 года Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан отказал семье Губайдуллиных во включении в реестр получателей жилищного сертификата. Покойный супруг заявительницы А.Г.Губайдуллин обратился в Альметьевский городской суд Республики Татарстан с исковым заявлением о признании права на получение сертификата. Решением Альметьевского городского суда от 24 февраля 2010 года заявление гражданина А.Г. Губайдуллина о включении его семьи в список многодетных семей по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан, имеющих право на получение жилищного сертификата, было удовлетворено.
Во исполнение решения суда семья А.Г.Губайдуллина была включена в сводный список многодетных семей по Республике Татарстан, имеющих право на получение сертификата, исходя из даты постановки на учет в Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, - с 27 июля 2009 года. Однако до настоящего времени семья не получила сертификат на приобретение жилья.
Как указывает заявительница, правовое регулирование, установленное в абзаце втором пункта 16 и абзаце третьем пункта 17 Правил, не предусматривает никаких преимуществ многодетным семьям, проживающим в городе, по отношению к многодетным семьям, проживающим в сельской местности. По утверждению заявительницы, сельские жители имеют возможность расширить, надстроить и улучшить свое жилье, а семья гражданки Р.Р.Губайдуллиной, живущая в городе, может улучшить жилищные условия только за счет приобретения жилья с помощью жилищного сертификата. По ее мнению, многодетные семьи, проживающие в городе, находятся в неравном положении по отношению к многодетным семьям из сельской местности, тогда как оспариваемые нормы ставят эти семьи в одинаковое положение при получении жилищного сертификата. В этой связи она полагает, что многодетные семьи, проживающие в городе, должны получать жилищные сертификаты во внеочередном порядке.
Кроме этого, гражданка Р.Р.Губайдуллина отмечает, что положения абзаца первого пункта 34 указанных Правил не позволяют полностью оплатить стоимость приобретаемого жилья за счет жилищного сертификата, так как выделяемые денежные средства покрывают рыночную стоимость жилья лишь на 60 - 70 процентов, а оставшуюся часть многодетная семья оплачивает за счет собственных средств. По мнению заявительницы, Правила должны устанавливать полную компенсацию расходов многодетной семьи при приобретении жилого помещения за счет жилищного сертификата.
На основании изложенного гражданка Р.Р.Губайдуллина просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзац второй пункта 16, абзац третий пункта 17 и абзац первый пункта 34 указанных Правил не соответствующими статье 55 Конституции Республики Татарстан, согласно которой каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения абзаца второго пункта 16, абзаца третьего пункта 17 и абзаца первого пункта 34 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года № 326 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 июня 2013 года № 398).
2. Оспариваемые заявительницей положения затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства. Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербург было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки (подпункты "а", "б" пункта 1).
Согласно статьям 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
Таким образом, утверждая постановлением от 16 мая 2008 года № 326 Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан.
3. Конституция Республики Татарстан, провозглашая Республику Татарстан социальным государством (статья 13), закрепляет, что семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства, государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей (статья 38, части первая и третья); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом (статья 54, часть первая); каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 55).
Конституция Российской Федерации также определяет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Как отмечается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления (Постановление от 10 ноября 2009 года № 17-П, Определение от 9 ноября 2010 года № 1439-О-О).
3.1. Часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляя порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливает общее правило о предоставлении жилых помещений в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, также определяют, что формирование списков граждан, изъявивших желание получить сертификат, и сводного списка таких граждан осуществляется в зависимости от момента, когда граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункты 24, 26 Правил).
Оспариваемые заявительницей абзац второй пункта 16 и абзац третий пункта 17 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также закрепляют хронологический порядок формирования сводного списка граждан, списков граждан-получателей сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение сертификата.
Следовательно, обжалуемые нормы устанавливают тот же критерий очередности при формировании списков многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (хронологический порядок), который закреплен в федеральном законодательстве. При этом действующие правовые нормы, предусматривающие обеспечение граждан жилыми помещениями как на федеральном, так и на республиканском уровнях, не устанавливают дифференциацию условий и порядка предоставления жилища либо мер государственной поддержки для приобретения жилого помещения в отношении жителей городов и жителей сельской местности.
То обстоятельство, что положения абзаца второго пункта 16 и абзаца третьего пункта 17 оспариваемых Правил не ставят очередность предоставления жилищного сертификата многодетным семьям в зависимость от места их проживания (город или сельская местность), обеспечивает равные условия для всех многодетных семей при реализации права на жилище. Хронологический принцип формирования списков не нарушает равенство прав человека и гражданина, поскольку установленный порядок един для всех граждан, включая членов многодетных семей, нуждающихся в обеспечении жильем.
Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из универсального принципа равенства, в силу которого различия допустимы лишь в том случае, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение данного принципа означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (Постановления от 3 ноября 1998 года № 25-П, от 28 мая 2010 года № 12-П).
При этом, как неоднократно отмечал Конституционный суд Республики Татарстан (постановления от 18 июля 2006 года № 21-П, от 16 апреля 2008 года № 29-П, от 23 декабря 2008 года № 32-П, от 20 ноября 2011 года № 46-П), ссылаясь на правоприменительную практику Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года № 182/1984).
Данный подход соответствует прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, который в Постановлении от 31 марта 2009 года по делу "Веллер (Weller) против Венгрии" указал на недопустимость установления различий, необоснованно ставящих семьи, воспитывающие детей, в неравное положение в вопросах доступа к льготам, направленным на поддержку детей и семьи в целом.
Статьей 2 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) и статьей 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года установлено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона; закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку.
Данным международным нормам и принципам корреспондируют положения статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от места жительства и иных обстоятельств. Аналогичные положения закреплены и в Конституции Республики Татарстан.
Применительно к оспариваемым нормам факт проживания в городе не может являться основанием для осуществления иного правового регулирования порядка предоставления жилищных сертификатов для указанной категории граждан. Утверждение заявительницы о том, что многодетные семьи, проживающие в городе, должны получать жилищные сертификаты во внеочередном порядке, не согласуется со статьей 28 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, провозглашающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от места жительства, и тем самым является необоснованным.
Следовательно, установление в абзаце втором пункта 16 и абзаце третьем пункта 17 оспариваемых Правил хронологического порядка формирования соответствующих списков многодетных семей не может рассматриваться как нарушение конституционного права на жилище.
3.2. Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части 3 и 4 статьи 26.3.1).
Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года № УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.
Кабинет Министров Республики Татарстан в целях оказания дополнительной поддержки по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принял Постановление от 18 декабря 2007 года № 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", в котором предусмотрел предоставление указанным семьям субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан, право на получение которой удостоверяется сертификатом.
Оспариваемые Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливают механизм реализации права многодетных семей на получение жилищной субсидии. Абзацем первым пункта 34 данных Правил предусмотрено, что владелец сертификата приобретает жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств. Согласно пункту 8 указанных Правил размер субсидии для многодетных семей определяется исходя из средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Республике Татарстан, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на соответствующий период.
Конституционный суд Республики Татарстан ранее отмечал, что по своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей. При этом многодетные семьи обладают правом выбора в вопросе о том, воспользоваться ли им указанной жилищной субсидией или сохранить свое право на внеочередное получение жилого помещения, предусмотренное Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года № УП-216. Кроме этого, Республика Татарстан в силу федерального законодательства самостоятельно определяет условия и порядок предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, принимая во внимание в том числе и возможности бюджета республики (постановление от 5 октября 2011 года № 44-П, определение от 11 октября 2011 года№ 13-0).
Как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации, связанных с реализацией права на жилище отдельными категориями граждан путем предоставления субсидии для приобретения жилого помещения, использование государственных жилищных сертификатов не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью обеспечивается возможность приобретения гражданином жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату. В условиях рыночной экономики размер безвозмездной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения может составлять как полный эквивалент рыночной стоимости жилья, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющих гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью за счет этих средств, либо добавив собственные (заемные) средства (Постановление от 5 апреля 2007 года № 5-П, Определения от 21 февраля 2008 года № 99-О-О, от 6 октября 2008 года № 679-О-О).
Следовательно, установление в оспариваемой норме условия приобретения жилого помещения, в том числе и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств получателя субсидии, не может рассматриваться как нарушение конституционного права на жилище.
Таким образом, оспариваемые правовые положения абзаца второго пункта 16, абзаца третьего пункта 17, абзаца первого пункта 34 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривающие формирование сводного списка многодетных семей и списков граждан - получателей сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение сертификата на планируемый год в хронологической последовательности, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, и возможность приобретения жилого помещения не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, не отменяют, не умаляют и иным образом не нарушают конституционное право каждого, включая заявительницу, на жилище и тем самым не противоречат Конституции Республики Татарстан, в том числе и ее статье 55.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать абзац второй пункта 16, абзац третий пункта 17 и абзац первый пункта 34 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года № 326 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 июня 2013 года № 398), соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru