МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИКАЗ
от 6 апреля 2012 г. № 447
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Анализ организации работы по охране труда в системе здравоохранения показал, что состояние дел не в полной мере отвечает требованиям Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и другим нормативным правовым актам. Некоторые руководители не принимают действенных мер по предупреждению травматизма, самоустраняются от руководства службой охраны труда, не уделяют должного внимания проведению обучения и инструктажа по охране труда на рабочих местах.
Недостаточно эффективно действует механизм общественного контроля со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, совместных комитетов (комиссий) по охране труда.
Руководствуясь основными принципами государственной политики в области охраны труда, предусматривающими координацию деятельности и установление единых нормативных требований, и в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников учреждений и организаций Министерства здравоохранения Республики Татарстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Рекомендации
по управлению охраной труда в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан (приложение).
2. Руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан, организовать работу по охране труда в соответствии с Рекомендациями
, утвержденными настоящим Приказом.
3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Вафина А.Ю.
Министр
А.З.ФАРРАХОВ
Утверждены
Приказом
Минздрава РТ
от 6 апреля 2012 г. № 447
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Общие положения
1.1. Рекомендации по управлению охраной труда (СУОТ) в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан (далее - Рекомендации), разработаны в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом
Республики Татарстан от 10.12.1997 № 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан" (с изменениями и дополнениями), Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007
"Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 года № 169-ст, в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников учреждений здравоохранения Республики Татарстан.
1.2. В Рекомендациях используются следующие понятия:
- охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
- условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника;
- требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
- аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
1.3. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются в соответствии со статьей 212
ТК РФ на работодателя, который в этих целях создает систему управления охраной труда (СУОТ), являющуюся составной частью общей системы управления организацией. Основой функционирования системы управления охраной труда является нормативная правовая база, в том числе локальная, разрабатываемая непосредственно в учреждениях (организациях).
1.4. Система управления охраной труда - набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
1.5. Целью системы управления охраной труда является обеспечение предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан.
Рекомендации включает в себя следующие разделы:
общие требования к системе управления охраной труда;
примерные функциональные обязанности должностных лиц по охране труда;
служба охраны труда (специалист по охране труда);
планирование работы по охране труда;
12.3.8. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение.
12.3.9. На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний - по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.
12.3.10. Участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
12.3.11. В случае выявления врачом психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.
13. Обязательное социальное страхование работников
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
13.1. В соответствии со статьей 212
ТК РФ руководитель обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании Федерального закона
от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все работники организаций любой организационно-правовой формы, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также гражданско-правового договора, если в соответствии с последним руководитель организации обязан уплачивать в Фонд социального страхования РФ (далее - Фонд) необходимые страховые взносы.
13.2. Обеспечение по страхованию осуществляется в виде:
пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
страховых выплат:
единовременной страховой выплаты застрахованному;
ежемесячных страховых выплат;
оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья.
Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или ухода.
13.3. Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
14. Расследование, учет и анализ производственного
травматизма и профессиональных заболеваний
14.1. Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится в соответствии со статьями 227
- 231
ТК РФ, Постановлением
Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения
об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний", Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве".
14.2. Расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть (далее - несчастный случай), происшедшие:
при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера;
на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, предоставившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;
во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;
при следовании к месту служебной командировки и обратно;
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, бригада почтового вагона и другие);
во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;
при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера.
14.3. При несчастном случае на производстве руководитель (его представитель) обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинское учреждение;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
немедленно (в течение суток) проинформировать о несчастном случае Министерство здравоохранения Республики Татарстан и другие уполномоченные органы;
в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя) о каждом страховом случае;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
14.4. О несчастном случае с числом пострадавших два и более (далее - групповой несчастный случай), несчастном случае, в результате которого было получено повреждение здоровья, относящееся к категории тяжелых, или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение в следующие органы и организации:
в государственную инспекцию труда;
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
орган исполнительной власти субъекта РФ (Министерство здравоохранения Республики Татарстан);
работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
территориальное объединение организаций профсоюзов;
территориальный орган государственного надзора, если произошел на объекте, подконтрольном этому органу;
в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации учреждения в качестве страхователя).
14.5. Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссиями, имеющими в составе не менее трех человек, образуемыми работодателем (его полномочным представителем), утверждаются приказом руководителя. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.
14.6. При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители министерства здравоохранения и органа местного самоуправления (по согласованию), представитель организации профсоюза работников здравоохранения, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
14.7. При несчастном случае, происшедшем в учреждениях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
14.8. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.
Расследование иных несчастных случаев (группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 15 дней.
Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.
Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.
14.9. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено руководителю учреждения или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
14.10. Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1
. Акт формы Н-1
составляется в двух экземплярах. При страховом случае оформляется дополнительный акт. При групповом несчастном случае акты формы Н-1
составляются на каждого пострадавшего.
14.11. Акты формы Н-1
подписываются всеми членами комиссии, проводившими в установленном порядке расследование несчастного случая, утверждаются руководителем учреждения и заверяются печатью, а также регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
14.12. Руководитель (уполномоченный им представитель) в трехдневный срок после утверждения акта о несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае и материалы расследования руководитель учреждения направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя).
14.13. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершению расследования) руководитель учреждения (уполномоченный им представитель) обязан направить в государственную инспекцию труда и в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, а в необходимых случаях - в территориальный орган федерального надзора сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах. О страховых случаях указанное сообщение направляется в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).
14.14. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.
14.15. По получении извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания в течение 10 дней должна быть образована комиссия по расследованию профессионального заболевания, возглавляемая главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
14.15.1. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.
14.15.2. По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания в трехдневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика (региональное отделение ФСС РФ).
14.16. Анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний проводит ежеквартально каждое структурное подразделение учреждения с отражением показателей в динамике:
количество пострадавших и профбольных;
удельный вес работающих во вредных условиях труда;
причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
льготы и компенсации (количество рабочих, пользующихся хотя бы одним видом льгот, компенсаций, количество рабочих, подлежащих льготному пенсионированию);
материальные затраты на мероприятия по охране труда по подразделению, учреждению и на одного работающего.
Обобщенный анализ травматизма по учреждению проводит служба (специалист) по охране труда (за квартал, полугодие и год), данные предоставляются руководителю учреждения для принятия решений.
15. Стимулирование работников за создание и
обеспечение здоровых и безопасных условий труда
15.1. Стимулирование работы по охране труда должно быть направлено на создание заинтересованности работающих в обеспечении безопасных условий труда на каждом рабочем месте, на участке и в других структурных подразделениях учреждения.
15.2. Стимулирование коллективов, руководителей, работников производится в форме:
денежных премий;
выделения санаторно-курортных путевок.
15.3. Рекомендуется применять стимулирование в форме денежных вознаграждений или подарков за выполнение особо важных работ по улучшению условий и охраны труда: высвобождение работников, занятых тяжелым физическим трудом, работающих во вредных и опасных условиях труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение вредности и опасности производства, оборудование и организация работы кабинета (уголка) по охране труда.
15.4. Итоги работы по охране труда в учреждении подводятся за полугодие и за год, промежуточные показатели работы составляются ежеквартально и обсуждаются в коллективах структурных подразделений учреждения.
15.5. При подведении итогов обобщаются результаты проверок инспектирующих органов и административно-общественного (ступенчатого) контроля за состоянием охраны труда.
16. Организация пропаганды охраны труда
16.1. Формы (методы) пропаганды охраны труда устанавливаются в зависимости от конкретных задач и могут быть такими, как: проведение совещаний, семинаров, дней охраны труда, оформление наглядной агитации, посещение выставок (кабинетов охраны труда), просмотр видеофильмов и т.п.
16.2. Совещания (как обязательные мероприятия) должны проводиться по результатам проведения комплексных проверок (обследований) при осуществлении административно-общественного (ступенчатого) контроля.
16.3. Итоговое совещание (по результатам работы за год) проводится одновременно с подведением итогов конкурса на лучшую организацию работ по охране труда и поощрением победителей.
16.4. В качестве наглядной агитации в учреждении необходимо создать кабинет по охране труда, оснащенный действующими макетами, наглядными пособиями, техническими средствами, справочной и методической литературой, новыми видами средств индивидуальной защиты и др. средствами.
16.5. Служба (специалист) охраны труда и другие специалисты учреждения через кабинет по охране труда системно доводят до работающих новые положения и требования по охране труда, меры по их выполнению (законодательные и иные нормативные акты).
17. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, в невыполнении обязательств (мероприятий) раздела охраны труда коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.