Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ДОКЛАД
от 28 марта 2013 года

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2012 ГОДУ

Введение

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Татарстан от 03.03.2000 № 95 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Конституционный суд Республики Татарстан, Верховный Суд Республики Татарстан, Арбитражный суд Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан.
Подготовленный доклад основывается на обобщении результатов рассмотрения поступивших к Уполномоченному жалоб заявителей, итогов проверок, данных государственных органов и органов местного самоуправления, а также информации, представленной общественными помощниками Уполномоченного, сообщений неправительственных правозащитных организаций и средств массовой информации, материалов республиканских межведомственных комиссий и других источников.
На основе вышеуказанных материалов проанализирована ситуация с соблюдением прав человека в важнейших сферах жизнедеятельности: жилищной, трудовой, здравоохранения. В докладе также дана оценка положения дел с соблюдением прав инвалидов, военнослужащих по призыву, лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, и ситуаций с исполнением судебных решений, вынесенных в пользу граждан, а также действий органов местного самоуправления.
Отдельный раздел доклада посвящен работе Уполномоченного и его аппарата, содействию правовому просвещению, а также деятельности в международном и межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

Анализ обращения граждан

Работа с обращениями граждан остается приоритетной в деятельности Уполномоченного. При этом на протяжении нескольких лет наблюдается рост количества жалоб (иных обращений) к Уполномоченному.
В 2012 году к Уполномоченному поступила 1 341 жалоба (иное обращение в письменной форме или в виде электронного документа). Принято 1117 обращений на личном приеме. Рост по личному приему граждан в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 43,2%, по письменным обращениям - на 13,2%.
Приняты меры по восстановлению нарушенных прав по 196 жалобам.
Городскими и районными судами Республики Татарстан по итогам прошлого года рассмотрено 9 гражданских дел по искам граждан к государственным органам, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям и предприятиям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности с привлечением Уполномоченного в качестве третьего лица. С учетом законности и обоснованности требований в исковых заявлениях Уполномоченный выступил на стороне граждан по 6 делам. В четырех случаях иски удовлетворены, в двух случаях - удовлетворены частично. Конституционным судом Республики Татарстан рассмотрено четыре дела с участием представителей Уполномоченного.

Количество обращений граждан к Уполномоченному
по правам человека в Республике Татарстан в 2009 - 2012 гг.

Таблица 1

┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│      Показатели       │          Количество обращений граждан           │
│                       ├────────────┬───────────┬───────────┬────────────┤
│                       │  2009 год  │ 2010 год  │ 2011 год  │  2012 год  │
├───────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│Всего обращений,       │    982     │   1374    │   2035    │    2458    │
│в том числе            │            │           │           │            │
├───────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│- письменных обращений │    565     │    750    │   1185    │    1341    │
├───────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│- устных обращений     │    417     │    624    │    850    │    1117    │
│(личный прием)         │            │           │           │            │
└───────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────┴────────────┘

Структура тематики обращений остается практически неизменной. Чаще всего к Уполномоченному поступали жалобы по жилищным вопросам, в том числе по вопросам жилищно-коммунального обслуживания, и жалобы на сотрудников правоохранительных органов. Определенная часть обращений по вопросам жилищно-коммунального обслуживания поступила в ходе проведения "горячей линии", при проведении совместных приемов с руководителями правоохранительных органов также поступало немало обращений по соответствующей тематике. Вместе с тем и без проведения данных мероприятий жалобы (иные обращения) по реализации жилищных прав, а также жалобы о несогласии с действиями (бездействиями) или решениями сотрудников правоохранительных органов на протяжении нескольких лет являются одними из наиболее часто адресуемых Уполномоченному.

Структура тематики обращений в 2012 году

Таблица 2

┌────┬─────────────────────────────────────────┬─────────────┬────────────┐
│ №  │           Тематика обращений            │ Количество  │% от общего │





Одной из важных и востребованных форм правового просвещения остается издательская деятельность Уполномоченного. Помимо ежегодного доклада Уполномоченного в 2012 году были изданы информационный бюллетень "Вестник Уполномоченного" (№ 1, 2011), информационно-методический сборник "Уполномоченный по правам человека: мигранты, политика, исследования", брошюра "Справочник призывника", информационно-аналитический материал "Уполномоченный по правам человека с Республике Татарстан: основные показатели деятельности" (выпуски № 2 - 7).
В Республике Татарстан совершенствуется правовая база по оказанию гражданам, проживающим в республике, бесплатной юридической помощи. Принят Указ Президента Республики Татарстан от 22.03.2010 № УП-156 "О мерах по развитию системы оказания юридической помощи и правового просвещения населения в Республике Татарстан", Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2011 № 325 утверждена Долгосрочная целевая программа по правовому просвещению населения и оказанию юридической помощи гражданам в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы. 15 января 2012 года вступил в силу Закон Российской Федерации "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", устанавливающий основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения, а 1 января 2013 года - Закон Республики Татарстан № 73-ЗРТ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан".
Таким образом, можно полагать, что реализуемые мероприятия по правовому просвещению жителей республики и законодательные меры по совершенствованию деятельности в части оказания им бесплатной юридической помощи активизируют юридическое сообщество.
Продолжается работа по осуществлению международного и межрегионального сотрудничества в области прав человека.
О возросшей значимости института региональных уполномоченных по правам человека говорит впервые состоявшаяся в августе 2012 года встреча Президента России Владимира Путина с членами Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, в ходе которой Президент предложил сделать введение этого института обязательным для каждого региона страны и подчеркнул важность проводимой российскими уполномоченными работы, назвав уполномоченных своими союзниками. В ходе данной встречи были обсуждены вопросы совершенствования работы уполномоченных по правам человека на законодательном уровне, защиты социальных и трудовых прав граждан, правосудия, свободы совести и вероисповедания. В результате по состоянию на 01.01.2013 должность уполномоченного по правам человека введена в 71 субъекте Российской Федерации, в том числе в соседних с Республикой Татарстан субъектах - Республике Марий Эл и Чувашии.
Уполномоченный также приняла участие в заседаниях Координационного совета российских уполномоченных по правам человека с приглашением Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э.Буксмана (18 мая) и директора Федеральной службы судебных приставов - Главного судебного пристава Российской Федерации А.О.Парфенчикова (7 декабря). В ходе обеих встреч состоялось конструктивное обсуждение вопросов обеспечения прав и свобод человека российскими государственными органами, совершенствования форм и методов взаимодействия данных государственных органов с федеральным и региональными уполномоченными по правам человека и т.д.
Международное сотрудничество заключается в основном в информационном обмене, встречах и участии в мероприятиях. В 2012 году Аппарат Уполномоченного посетили специальный докладчик Совета ООН по правам человека в области культурных прав Фарида Шахид, делегация дипломатических сотрудников ряда стран - членов Европейского Союза в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, председатель Комитета по защите прав и свобод человека Меджлиса Туркменистана Пирназар ХудайНазаров.
В июле 2012 года Уполномоченный приняла участие во II Российско-Американском форуме по защите детства в г. Чикаго (США), где состоялся обмен опытом по предупреждению жестокого обращения с детьми, а также в августе 2012 года - в международной конференции омбудсменов в г. Бишкеке (Киргизия), на которой выступила с докладом "Доступная среда как основа правового общества".
Регулярно осуществляются рабочие контакты Уполномоченного с региональными уполномоченными по правам человека. В ходе встреч вырабатываются определенные совместные практики защиты прав граждан, распространена, к примеру, практика изучения законодательных инициатив по предмету ведения уполномоченных по правам человека, проводятся "круглые столы" по социально значимым вопросам, идет обмен ежегодными и специальными докладами.
В ноябре 2012 года в Казани состоялись научно-практические семинары для российских уполномоченных по правам человека с участием Старшего Советника по правам человека при системе ООН в Российской Федерации Ришарда Коменды, представителей Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, российских уполномоченных по правам человека, общественных помощников Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, ученых и экспертов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. На семинарах обсуждались вопросы методологии подготовки докладов уполномоченных по правам человека и вопросы сотрудничества уполномоченных по правам человека, действующих в пределах своей должностной компетенции. Отдельное обсуждение было посвящено вопросам предотвращения дискриминации по этническому и конфессиональному признакам, анализу имеющихся проблем и обмену положительным опытом деятельности государственных правозащитных институтов в борьбе с ксенофобией и нетерпимостью и роли государственных правозащитных институтов в распространении культуры терпимости и межрелигиозного диалога. Представители Верховного комиссара ООН по правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, принявшие участие в научно-практических семинарах, высоко оценили опыт Республики Татарстан в сфере гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и уровень подготовки данного международного мероприятия.

Заключение

Как и в предыдущие годы, при оценке ситуации с соблюдением прав и свобод человека в Республике Татарстан можно отметить как положительные тенденции, так и отрицательные факты.
Значение достигнутых успехов в сфере трудовых отношений, жилищных отношений, медицины и т.д. невозможно не увидеть и не оценить с положительной стороны. Следует также отметить, что исполнение нормативных актов, связанных с соблюдением прав человека в важнейших сферах жизнедеятельности, находится под пристальным контролем руководства республики. Кроме того, по предыдущим предложениям Уполномоченного были приняты конкретные меры (о чем также упоминается в настоящем докладе), что свидетельствует о более внимательной и эффективной работе по решению насущных проблем жителей республики.
Указывая на имеющиеся нарушения прав и свобод человека на территории Республики Татарстан, Уполномоченный выражает уверенность, что выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в настоящем докладе, станут предметом пристального внимания тех государственных органов, к чьей компетенции относится рассмотрение поднятых в нем вопросов. Описываемые негативные ситуации с приведенными примерами, по мнению Уполномоченного, свидетельствуют о необходимости продолжения серьезной работы по усилению гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
В сфере трудовых отношений по-прежнему наиболее острой остается проблема оплаты труда. Недобросовестность отдельных работодателей, как и в предыдущие годы, нарушает права десятков тысяч татарстанцев. К сожалению, остается тревожной ситуация с несчастными случаями на производстве со смертельным исходом. Нарушаются трудовые права граждан работодателями посредством незаконных увольнений, уклонения от уплаты страховых взносов.
Наряду с высокими темпами строительства жилья посредством реализации жилищных программ остаются невыполненными обязательства по обеспечению жильем нескольких десятков тысяч татарстанцев, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Не в каждом случае принимаются надлежащие меры по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания. "Армию бездомных" могут пополнять граждане, утратившие жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации. Существует ряд проблем при предоставлении жилых помещений путем социальной ипотеки. Имеют место необоснованные отказы в выплатах при рождении ребенка семьям, реализующим право на улучшение жилищных условий в системе социальной ипотеки. Как и в предыдущие годы, для татарстанцев злободневны вопросы жилищно-коммунального обслуживания, оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Замечания Уполномоченного к учреждениям здравоохранения по итогам прошлого года связаны с организацией службы скорой медицинской помощи и другими вопросами, указанными в докладе.
Лидирующие позиции Татарстана при подготовке граждан к военной службе не могут сопровождаться возвратом призывников по состоянию здоровья из республиканского сборного пункта, а также из воинских частей. Как отмечалось в докладе, прохождение призывниками медицинского освидетельствования иногда носит поверхностный характер. Недопустима ситуация, когда из-за нехватки врачей в медкомиссиях работает средний медперсонал или врачи общей практики совмещают обязанности врачей узких специальностей.
В местах лишения свободы при улучшении материально-бытовых условий лиц, отбывающих наказание, не должны оставаться без внимания вопросы ресоциализации и профилактической работы со спецконтингентом.
Результаты проведенных Уполномоченным в 2012 году проверок по исполнению судебных решений исполнительными комитетами, вынесенных в защиту прав и законных интересов граждан, свидетельствуют также еще об одной имеющейся проблеме в ряде муниципальных образований. Формальный подход к исполнению судебных решений, в том числе ссылки на невозможность восстановить права человека по судебному акту в связи с теми или иными причинами, может повлечь прецеденты по нарушению права человека на справедливое судебное разбирательство, установленного статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения и усиления защиты прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный предлагает руководителям государственных органов Республики Татарстан и органам местного самоуправления принять меры в пределах своей компетенции.
1. В целях реализации прав человека и гражданина в сфере труда и занятости:
1.1. Республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов:
при анализе причин образования задолженности по заработной плате взять на особый контроль работодателей, погашавших задолженность по заработной плате лишь в судебном порядке, в случае допущения ими повторных нарушений трудового законодательства в части оплаты труда, в том числе для устранения случаев использования денежных средств работников;
разработать предложения, направленные на своевременную уплату страховых взносов во внебюджетные государственные фонды.
1.2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан:
активизировать работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях;
разработать дополнительные меры по организации трудоустройства граждан предпенсионного возраста.
1.3. Государственным органам Республики Татарстан и органам местного самоуправления использовать практику привлечения к дисциплинарной ответственности ответственных лиц подведомственных учреждений, допустивших незаконное увольнение работников, на основании фактов, установленных вступившими в законную силу судебными решениями.
1.4. Органам местного самоуправления определить конкретных должностных лиц, осуществляющих работу в сфере охраны труда.
2. В целях реализации жилищных прав граждан предложить:
2.1. Кабинету Министров Республики Татарстан разработать дополнительные меры по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся.
2.2. Органам местного самоуправления:
принять меры по формированию маневренного жилищного фонда;
не допускать случаев произвольного перевода граждан из одной жилищной программы в другую без их согласия.
3. В целях реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь:
Министерству здравоохранения Республики Татарстан:
усилить контроль за соблюдением стандартов и качеством оказания медицинской помощи, организации скорой медицинской помощи;
поручить руководителям государственных учреждений здравоохранения, допустившим ухудшение показателей медико-социальной эффективности, принять исчерпывающие меры по устранению недостатков в работе.
4. В целях реализации прав военнослужащих по призыву предложить:
Военному комиссариату Республики Татарстан принять меры по устранению причин, приводящих к возврату призывников по состоянию здоровья из республиканского сборного пункта, а также из воинских частей.
5. В целях реализации прав инвалидов и детей-инвалидов предложить:
5.1. Кабинету Министров Республики Татарстан внести изменения в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2009 г. № 939 "Об утверждении Положения о порядке расчета нормативов финансирования образовательных учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной, технической и культурологический направленностей и многопрофильных образовательных учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан" в части утверждения нормативов по организации индивидуальной работы с детьми-инвалидами.
5.2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан:
разработать региональный перечень технических средств реабилитации инвалидов;
с целью привлечения негосударственного сектора в сферу социального обслуживания населения Республики Татарстан увеличить охват муниципальных образований по формированию государственного заказа на оказание реабилитационных услуг негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями.
5.3. Органам местного самоуправления:
развивать сеть дошкольных учреждений, осуществляющих коррекцию нарушений развития детей;
рассмотреть возможность организации в детских садах инклюзивных групп, групп по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, не подлежащими приему в детские сады компенсирующей направленности;
рассмотреть возможность организации семейных детских садов для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать специализированные детские сады.
6. В целях реализации прав лиц, освобождающихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предложить:
6.1. Кабинету Министров Республики Татарстан предусмотреть дополнительные механизмы ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
6.2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принять дополнительные меры по повышению результативности исполнения Закона Республики Татарстан от 24.07.2006 № 60-3РТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" в части трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на зарезервированные рабочие места.
6.3. Органам местного самоуправления принять меры по трудоустройству, временному обеспечению жилыми помещениями, оказанию социальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы.
7. В целях реализации прав граждан на исполнение судебных решений органами местного самоуправления предложить:
Органам местного самоуправления:
организовать учет судебных решений, вынесенных в пользу граждан, для их исполнения в разумный срок;
при формировании местного бюджета учитывать имеющуюся ситуацию о неисполнении судебных решений для выделения соответствующих средств.
8. В целях содействия правовому просвещению предложить:
8.1. Министерству образования и науки Республики Татарстан оказать содействие в дальнейшей реализации курса "Семьеведение" в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
8.2. Управлению ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан продолжить практику организации занятий Школы правовых знаний по курсу "Основы семейной жизни" для молодоженов в муниципальных районах (городских округах) Республики Татарстан на базах отделов ЗАГС и центров (отделений) социальной помощи семье и детям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Татарстан
С.Х.САБУРСКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru