Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 2 апреля 2013 г. № 36

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" (далее - Стратегия) является важным этапом в модернизации региональной образовательной системы. Она охватывает все уровни образования от дошкольного до дополнительного профессионального и послевузовского. Программа нацелена на решение задач повышения качества образования на всех уровнях и эффективности функционирования образовательной отрасли республики.
В 2012 году осуществлен второй этап реализации Стратегии, на реализацию мероприятий которой в 2012 году было предусмотрено 2 089 467,8 тыс. рублей.
Из них на реализацию мероприятий в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан была выделена федеральная субсидия в размере 1 108 936,0 тыс. рублей, сумма софинансирования со стороны Республики Татарстан составила 639 031,4 тыс. рублей. Республиканские средства направлены на реализацию программы капитального ремонта образовательных учреждений, в рамках которой в 2012 году отремонтированы 170 школ. За счет федеральных средств улучшена материально-техническая база школ, повышена квалификация учителей для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, пополнены фонды школьных библиотек и осуществлены меры по энергосбережению. Одним из основных итогов реализации проекта модернизации в Республике Татарстан стало доведение средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике в регионе. В 4 квартале 2012 года она составила 22 330 рублей.
Значительную роль в модернизации отрасли образования сыграли мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на период с 2011 по 2015 годы (далее - ФЦПРО), осуществляемые в республике в 2012 году по направлениям:
- "Модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования";
- "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования Республики Татарстан".
В целом на их реализацию было выделено 348 миллионов 908 тысяч 490 рублей, из которых 68 миллионов 317 тысяч 100 рублей составили субсидии из бюджета Российской Федерации, 280 миллионов 591 тысяча 390 рублей - из средств республиканского бюджета.
На базе ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" созданы федеральные стажировочные площадки по дошкольному и школьному образованию.
В составе этих площадок созданы 20 федеральных базовых площадок в дошкольных образовательных учреждениях и 14 базовых площадок в общеобразовательных учреждениях республики.
Деятельность стажировочной и базовых площадок по дошкольному образованию основана на разработанной образовательной программе дополнительного профессионального образования: "Современные модели муниципальной системы дошкольного образования". По вышеназванной программе обучены 700 человек. Из них педагогических работников:
- Республики Татарстан - 315 человек;
- субъектов Российской Федерации - 385 человек.
Численность педагогических работников, обученных по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования", за 2012 год составила 2062 человека, в том числе из регионов Российской Федерации - 542 человека.
Материально-технический и кадровый потенциал площадок используется для распространения современных моделей доступного и качественного образования Республики Татарстан на общероссийском пространстве.
Благодаря реализации Программы улучшено материально-техническое оснащение дошкольных и общеобразовательных учреждений - базовых площадок ФЦПРО, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Казанским национальным исследовательским технологическим университетом разработаны интегрированные профессиональные образовательные программы и учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин для интегрированных программ по профессиям и специальностям и системы электронного обучения для поддержки образовательного процесса на базе научно-образовательного кластера учреждений начального и среднего профессионального образования для нужд нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан.
Министерством образования и науки Республики Татарстан проведен конкурсный отбор среди государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан, внедряющих дуальную систему подготовки кадров для нефтехимического кластера Республики Татарстан.
В 2012 году осуществлено обучение и повышение квалификации руководителей учреждений среднего, высшего профессионального образования и представителей предприятий нефтехимического кластера в образовательных центрах Российской Федерации и Германии.
Заслушав и обсудив выступления участников, коллегия Министерства образования и науки Республики Татарстан РЕШИЛА:

1. Принять к сведению информацию о реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" в 2012 году.
2. Обеспечить реализацию первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 гг. "Килэчэк" - "Будущее" на 2013 год, в том числе:
2.1. В сфере дошкольного образования:
- повышение заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- внедрение мультимедийных ресурсов для изучения детьми двух государственных языков;
- введение различных форм государственно-частного партнерства в учреждениях дошкольного образования.
2.2. В сфере общего образования:
- доведение заработной платы педагогических работников до уровня средней заработной платы по экономике региона;
- формирование оптимальной сети общеобразовательных учреждений;
- обеспечение поэтапного перехода на ФГОС;
- дальнейшее оснащение учреждений общего образования мультимедийной техникой.
2.3. В сфере дополнительного образования детей:
- введение эффективных механизмов развития дополнительного образования детей;
- оснащение современным оборудованием учреждений дополнительного образования детей.
2.4. В сфере профессионального образования:
- оснащение учреждений начального и среднего профессионального образования современным оборудованием и мультимедийной техникой;
- модернизация системы профессионального образования.
3. Продолжить в 2013 году реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлениям:
- "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования Республики Татарстан".
4. Принять участие в конкурсном отборе по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей".
5. Одобрить обеспечение дошкольных образовательных учреждений мультимедийным оборудованием для обучения детей двум государственным языкам.
6. Внести изменения в Положение о конкурсных процедурах по реализации грантовых проектов поддержки педагогических работников республики с включением обременительных мер для грантополучателей.
7. Провести мониторинг по активности участия муниципальных образований в различных конкурсах и проектах по привлечению федеральных средств.
8. Одобрить проведение республиканского грантового конкурса за высокую результативность обучения двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях.
9. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
9.1. Проработать вопрос открытия дошкольных образовательных учреждений на 1 этажах, вводимых в эксплуатацию жилых домов.
9.2. Указать на необходимость активизации работы по организации частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.
9.3. Принять меры по дальнейшей минимизации бумажного документооборота в общеобразовательных учреждениях.
9.4. Активизировать работу по дальнейшему развитию республиканского конкурса "IT-чемпион".
9.5. До 5 апреля 2013 года проработать вопрос о введении в штатное расписание муниципальных органов управления образованием ставок заместителей по учебной и воспитательной работе.
Проведенный Министерством образования и науки Республики Татарстан статистический и содержательный анализ результатов внешних мониторингов подтверждает тенденцию снижения уровня математических знаний.
Сравнительный анализ качества предметной обученности по математике в 4, 6, 8 - 11 классах показывает, что при достаточно высоких результатах в 4, 6, 8 и 10 классах средний уровень выполнения работ резко падает в 9 и 11 классах при проведении экзаменов (качество знаний менее 50%). По результатам ГИА-9 доля не преодолевших порог по математике при первой сдаче экзамена в 2011 году составила 11,9%, в 2012 году - 11,5%.
В этой связи Министерством образования и науки Республики Татарстан было неоднократно указано на необходимость принятия оперативных мер по улучшению ситуации.
Со стороны министерства совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом созданы благоприятные условия для участия выпускников 9 (апрель) и 11 классов (январь, апрель) в тренировочных тестированиях в режиме on-line.
В тестировании по математике приняли участие 18476 обучающихся 11 классов Республики Татарстан, что составляет 94%. Средний уровень выполнения тестовой работы составил 57%, в том числе в средних общеобразовательных учреждениях - 57%, в лицеях - 68%, в гимназиях - 67%, в школах с углубленным изучением предметов - 60%.
Сравнивая результаты мониторинговых исследований обучающихся 10 классов 2012 года и результаты тестирования по математике обучающихся 11 классов 2013 года можно сделать вывод, что показатель предметной обученности снизился с 71,14% до 57%. Тенденция на значительное снижение наблюдается по Лаишевскому, Апастовскому, Буинскому, Тукаевскому, Черемшанскому и Новошешминскому муниципальным районам в среднем на 20 - 30%.
Доля выпускников, не достигших минимального уровня выполнения тестовой работы, так же, как и по результатам ЕГЭ-2012, наиболее высока в Черемшанском, Тукаевском, Агрызском, Рыбно-Слободском, Лаишевском муниципальных образованиях и Вахитовском районе г. Казани.
Проведенный анализ выполнения заданий с кратким ответом (тип В) свидетельствует о том, что уровень подготовки по решению задач с функциями, геометрическими фигурами, координатами и векторами с каждым годом возрастает.
Снижение результативности наблюдается по заданиям на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, решение уравнений и неравенств, выполнение вычислений и преобразований, построение и исследование простейших математических моделей.
Заслушав и обсудив выступления участников, коллегия Министерства образования и науки Республики Татарстан РЕШИЛА:

1. Незамедлительно провести сравнительный анализ результатов единого государственного экзамена и тренировочных тестирований по математике в динамике, проведенных в текущем учебном году в разрезе муниципальных образований.
2. Принять адекватные ситуации меры по совершенствованию работы в части подготовки к олимпиадам и конкурсам различного уровня естественно-математического цикла.
3. Провести анализ работы муниципальных образовательных учреждений по подготовке к ЕГЭ.
4. Организовать работу по созданию республиканского центра по подготовке одаренных школьников к Всероссийской предметной олимпиаде.
5. Организовать курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с одаренными детьми.
6. В целях подготовки к Всероссийской предметной олимпиаде организовать проведение республиканских олимпиад для учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений.
7. Муниципальным органам управления образованием рекомендовать:
7.1. Продолжить работу по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по математике выпускников, слабо подготовленных к сдаче экзамена, и обеспечить получение аттестата о среднем (полном) общем образовании всеми выпускниками общеобразовательных учреждений.
7.2. Обратить особое внимание на изучение материала по геометрии в школьном курсе математики.
7.3. Усилить работу информационно-методических центров по совершенствованию образовательного процесса, контролю и руководству им.
7.4. Обеспечить 100% охват участия учащихся 9-х, 11-х классов в тестировании в апреле 2013 года.
7.5. Рекомендовать учителям шире использовать в процессе обучения математике практико-ориентированные задания, задачи с вариативными формулировками.
7.6. Проработать вопрос увеличения сети кружков по математике на базе образовательных учреждений.
7.7. Организовать работу по открытию муниципальных центров по работе с одаренными детьми.

Министр
Э.Н.ФАТТАХОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru