| |
Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 18.10.2013 № 55-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца второго пункта "д", абзацев пятнадцатого и двадцатого пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" в связи с жалобой гражданки С.Р.Изамбаевой"
Официальная публикация в СМИ:
"Республика Татарстан", № 164, 01.11.2013,
"Ватаным Татарстан", № 180, 02.11.2013
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2013 г. № 55-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА "Д", АБЗАЦЕВ ПЯТНАДЦАТОГО И
ДВАДЦАТОГО ПУНКТА "Ж" СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 13 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 31-ЗРТ "О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА"
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ С.Р.ИЗАМБАЕВОЙ
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
с участием гражданки С.Р. Изамбаевой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заведующего отделом по обеспечению деятельности Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству Е.В.Кузьминой, представителя Президента Республики Татарстан - заведующего отделом по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.И.Махмутова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А.Б.Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш.Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - заместителя начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Р.Р.Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И.Сайфутдиновой, представителя Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по защите прав и законных интересов детей аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан Н.В.Сапрыкиной,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений абзаца второго пункта "д", абзацев пятнадцатого и двадцатого пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки С.Р.Изамбаевой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.В.Кузьминой, объяснения сторон - гражданки С.Р.Изамбаевой и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Е.В.Кузьминой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.И.Махмутова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - А.Б.Гревцова, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - И.Ш.Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - М.Х.Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И.Сайфутдиновой, от Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан - Н.В.Сапрыкиной, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка С.Р.Изамбаева с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод отдельными положениями абзаца второго пункта "д", абзацами пятнадцатым и двадцатым пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Оспариваемыми положениями статьи 10 указанного Закона Республики Татарстан установлено, что при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, учитываются все виды доходов, полученных гражданином и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в частности, пенсии (абзац второй пункта "д"); другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного (абзац пятнадцатый пункта "ж"); суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций категориям граждан, определенным в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (абзац двадцатый пункта "ж").
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, заявительница проживает в приватизированной квартире общей площадью 34,2 кв. метра вместе с мужем, двумя несовершеннолетними детьми, двумя своими братьями, принятыми под опеку, а также отцом ее мужа. При этом один ее ребенок является инвалидом, а один подопечный - инвалид, страдающий заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.
Гражданка С.Р.Изамбаева в 2012 году обратилась в администрацию Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако в постановке на учет ей было отказано на том основании, что они не являются семьей малоимущих граждан, поскольку среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи заявительницы в расчетном периоде, составил 8 540 рублей 21 копейку и превысил пороговое значение, установленное распоряжением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16 июля 2012 года № 1822р "Об утверждении пороговых значений дохода граждан и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, на третий квартал 2012 года" в размере 6 064 рублей. Как указывает заявительница, при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена ее семьи для признания их малоимущими, исходя из оспариваемых норм, были учтены социальные пенсии по инвалидности двоих детей-инвалидов, социальная пенсия по случаю потери кормильца ребенка, принятого под опеку, денежные средства, выделяемые ей на содержание двоих детей, принятых в семью под опеку, ежемесячные денежные выплаты двоим детям-инвалидам и субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг как семье, имеющей детей-инвалидов.
По мнению гражданки С.Р.Изамбаевой, указанные денежные выплаты направлены на удовлетворение жизненно важных потребностей граждан, относящихся к наиболее социально уязвимым категориям, а доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, согласно пункту 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В связи с этим она считает, что данные виды государственной социальной поддержки не предназначены для улучшения жилищных условий, их предоставление не должно учитываться при принятии решения о признании граждан малоимущими и тем самым препятствовать постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Кроме этого, заявительница указывает, что оспариваемые нормы воспроизводят положения Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17. По ее мнению, Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и не препятствуют законодателям субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать виды доходов, учитываемых при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими.
На основании изложенного гражданка С.Р.Изамбаева просит признать отдельные положения абзаца второго пункта "д", абзацы пятнадцатый и двадцатый пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" не соответствующими статьям 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 55 и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства; государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Частью третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" установлено, что Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения абзаца второго пункта "д", абзацев пятнадцатого и двадцатого пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", согласно которым при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, учитываются, в частности, пенсии, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций категориям граждан, определенным в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Оспариваемые заявительницей правовые положения затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства. Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство состоит в том числе из принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (части 2 и 6 статьи 5); установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (пункт 3 статьи 13).
Согласно Конституции Республики Татарстан к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан (статья 75, пункт 2).
Таким образом, определяя Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" виды доходов, учитываемых при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере социальной защиты и жилищного законодательства и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и Конституции Республики Татарстан.
3. Конституция Республики Татарстан, провозглашая Республику Татарстан социальным государством (статья 13), закрепляет, что семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства, государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей (статья 38, части первая и третья); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом (статья 54, часть первая); каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 55).
Конституция Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке; малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49).
На основании оспариваемых положений абзаца второго пункта "д", абзацев пятнадцатого и двадцатого пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, учитываются, в частности, пенсии, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций категориям граждан, определенным в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Исходя из данных правовых норм при расчете размера дохода семьи гражданки С.Р.Изамбаевой были учтены социальные пенсии по инвалидности двоих детей-инвалидов, социальная пенсия по случаю потери кормильца ребенка, принятого под опеку, денежные средства, выделяемые заявительнице на содержание двоих детей, принятых в семью под опеку, ежемесячные денежные выплаты двоим детям-инвалидам и субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг как семье, имеющей детей-инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальные пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, являющиеся ежемесячными государственными денежными выплатами, назначаются нетрудоспособным гражданам, в том числе детям-инвалидам и детям, потерявшим одного или обоих родителей, в целях предоставления им средств к существованию (статья 2). Ежемесячные денежные выплаты детям-инвалидам и субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 17 и 28.1) и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года № 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", также предназначены для оказания материальной поддержки и компенсации дополнительных расходов семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Согласно Федеральному закону от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" денежные средства, выделяемые на содержание детей, принятых в семью под опеку (попечительство), имеют целью обеспечение достойного уровня жизни подопечных (статья 4).
Исходя из этого указанные социальные выплаты направлены на повышение материальной обеспеченности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принятые в семью под опеку (попечительство). Финансовым источником данных выплат являются средства федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан. Тем самым по своей правовой природе они являются видами государственной социальной поддержки данных семей.
Предоставление рассматриваемых видов государственной социальной поддержки осуществляется на постоянной основе. В связи с этим пенсии, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также суммы ежемесячных денежных выплат и субсидий-льгот на оплату коммунальных услуг являются стабильными видами доходов, влияющих на имущественное положение семьи.
Указанные выплаты также определены в качестве доходов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежат учету при расчете среднедушевого дохода в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Наряду с этим пункт 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации характеризует выплаты, назначаемые опекуну (попечителю), в качестве доходов подопечного и предусматривает определенные ограничения в распоряжении суммами алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат. Они расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, данная норма направлена на усиление гарантий защиты имущественных прав граждан, в отношении которых установлены опека или попечительство (определение от 25 февраля 2010 года № 304-О-О).
Оказание названных видов материальной поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлено закрепленными в Конституции Российской Федерации целями социального государства (статья 7, часть 1), а также обязанностью государства по социальному обеспечению в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Аналогичные нормы содержатся и в Конституции Республики Татарстан (статья 13 и статья 54, часть первая). Следовательно, для граждан, получающих указанные виды государственной социальной поддержки, они являются доходами, которые обеспечивают им определенный уровень жизни и благосостояния.
Установление видов доходов, учитываемых при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, отнесено федеральным законодателем к дискреционным полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации). Соответственно, виды доходов, учитываемых при указанном определении размера дохода, устанавливаются Республикой Татарстан самостоятельно, в том числе с учетом финансовых и иных материальных возможностей республики, и, следовательно, закрепление предусмотренных оспариваемыми заявительницей нормами видов государственной социальной поддержки в качестве доходов семьи не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы человека и гражданина.
Такое регулирование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (постановление от 5 апреля 2007 года № 5-П).
Таким образом, оспариваемые положения абзаца второго пункта "д", абзацев пятнадцатого и двадцатого пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", согласно которым при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, учитываются, в частности, пенсии, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций категориям граждан, определенным в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не противоречат Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 55 и 58 (часть вторая).
4. Признание оспариваемых норм соответствующими Конституции Республики Татарстан не препятствует дальнейшему совершенствованию правового регулирования порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Конституционный суд Республики Татарстан полагает, что установление дифференцированного регулирования, учитывающего наличие в семье детей-инвалидов и детей, принятых в семью под опеку (попечительство), принимая во внимание их социальную уязвимость, служило бы стимулом для приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, способствовало бы повышению уровня социальной защищенности данных категорий граждан и в конечном итоге - достижению цели социального государства - созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Такое правовое регулирование отвечало бы также принципам и задачам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, в числе которых закреплены реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье и необходимость уделять особое внимание уязвимым категориям детей.
Кроме того, данный подход соответствовал бы международным стандартам в области защиты прав инвалидов и детей, согласно которым во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка; государства-участники признают права инвалидов на жилище, социальную защиту и на пользование этими правами без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья (часть 2 статьи 7 и статья 28 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ); во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (пункт 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
постановил:
1. Признать отдельные положения абзаца второго пункта "д", абзацы пятнадцатый и двадцатый пункта "ж" статьи 10 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
------------------------------------------------------------------
| | |
|