Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СОВЕТ ДРОЖЖАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2009 г. № 40/4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
В ДРОЖЖАНОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с Уставом Дрожжановского муниципального района Совет Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о пассажирских перевозках в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан.
2. Контроль исполнения настоящего решения возложить на заместителя Главы Дрожжановского муниципального района Шадрикова А.В.

Глава Дрожжановского муниципального района
Республики Татарстан, Председатель Совета
Дрожжановского района Республики Татарстан
Т.Д.НАГУМАНОВ





Утверждено
решением
Совета Дрожжановского
муниципального района РТ
от 27 февраля 2009 г. № 40/4

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ В ДРОЖЖАНОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1. Общие положения

1.1. Предмет Положения о пассажирских перевозках в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан (далее - Положение).
Настоящее Положение регламентирует отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров пассажирским транспортом в целях обеспечения безопасности перевозки, качественного обслуживания пассажиров и удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан.
1.2. Сфера действия Положения
Положение действует на всей территории Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан (далее Район) и является обязательным для всех юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами и таксомоторным транспортом (такси) по маршрутам пассажирского транспорта.
Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг пассажирского транспорта и пользованию ими в Районе, выполнению работ в области обеспечения деятельности пассажирского транспорта, в осуществлении которых участвуют органы местного самоуправления, организаторы пассажирских перевозок и организации, также пользователи услугами пассажирского транспорта в Районе.
1.3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией пассажирских перевозок в Районе
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией пассажирских перевозок и деятельности пассажирского транспорта на территории Района, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, настоящим Положением, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отношения, возникающие из договорных обязательств по перевозке, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и связанные с деятельностью по перевозке пассажиров, регулируются гражданским законодательством.
Положение определяет правовые, экономические, технологические и технические основы организации пассажирских перевозок в Районе, устанавливает требования, предъявляемые к юридическим, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - участникам пассажирских перевозок, регулирует взаимоотношения органов местного самоуправления, перевозчиков, пассажиров и других участников пассажирских перевозок в организации транспортного обслуживания населения.
1.4. Задачи настоящего Положения
Основными задачами настоящего Положения являются:
обеспечение удовлетворения потребности населения Района в пассажирских транспортных услугах путем формирования и функционирования необходимых социально и экономически обоснованных маршрутных сетей с привлечением необходимого количества и требуемой вместимости пассажирских транспортных средств юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- повышение качества перевозок пассажиров путем установления параметров качества пассажирского обслуживания населения, а также соблюдения перевозчиками предъявляемых требований, обеспечивающих выполнение установленных нормируемых значений показателей качества пассажирского обслуживания населения;
- обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования пассажирского транспорта;
- обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками и между операторами такси за счет установления конкурсной основы размещения заказа на осуществление пассажирских перевозок и предоставления стоянок такси;
- повышение эффективности муниципального управления процессом организации, осуществления и обеспечения пассажирских перевозок;
- создание условий для эффективного функционирования предприятий и организаций всех видов и форм собственности на рынке транспортных услуг;
- обеспечение доступности услуг пассажирского транспорта для малообеспеченных слоев населения;
- защита интересов потребителей транспортных услуг.
1.5. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Положении
Применяемые в Положении понятия и термины используются в следующих значениях:
стоянка такси - специальная площадка (место) вне проезжей части улиц, оснащенная информационными указателями и соответствующими дорожными знаками (п. 5.14 Правил дорожного движения), а также разметкой (п. 1.17 Приложения 2 к Правилам дорожного движения), предназначенная для посадки (высадки) пассажиров и стоянки автомобилей такси;
заказчик пассажирских перевозок - Исполнительный комитет Района, являющийся стороной договора организации пассажирских перевозок или договора пассажирских перевозок в соответствии с законодательством;
регулярный маршрут - маршрут, по которому осуществляются перевозки, с установленным расписанием или интервалом движения транспортных средств, действующий ежедневно (постоянно) в течение продолжительного срока (полгода и более) или лишь в определенные периоды (декада, недели, месяцы или сезоны);
маршрут - установленный заказчиком путь следования транспортных средств между начальным и конечным пунктами с промежуточными остановками для посадки и высадки пассажиров;
маршрутная карта - документ, удостоверяющий право выполнения перевозок на маршруте регулярного сообщения транспортными средствами, определенными договором между перевозчиком и уполномоченным органом;
межмуниципальный маршрут - маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территорий двух и более муниципальных образований;
муниципальный маршрут - маршрут регулярного сообщения, начинающийся и оканчивающийся в границах Района;
оператор такси - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие функции по организации пассажирских перевозок легковым таксомоторным транспортом в соответствии с настоящим Положением. Водитель такси - лицо, управляющее автомобилем такси;
организатор пассажирских перевозок - юридическое лицо, привлекаемое по договору заказчиком, осуществляющее функции по организации и обеспечению качества транспортного обслуживания населения перевозчиками пассажирского транспорта;
паспорт маршрута - оформленный в установленном порядке и утвержденный заказчиком пассажирских перевозок документ, характеризующий маршрут, содержащий требования к количеству, категориям, классам, типам, вместимости транспортных средств, режимы и интервалы движения, а также другие эксплуатационные характеристики;
пассажир - лицо, имеющее проездной документ установленной формы, удостоверяющий право пассажира на пользование услугами по перевозке, или заключившее в иной предусмотренной законодательством форме договор перевозки;
пассажирские перевозки - доставка пассажира из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортных средств на основании проездного документа или договора перевозки, предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации;
перевозчик - юридическое или физическое лицо, принявшее на себя обязательства по перевозке пассажиров и багажа, предусмотренные законодательством, договором перевозки и настоящим Положением, имеющее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности по пассажирским перевозкам в соответствии с действующим законодательством;
проездной документ - проездной билет (разовый, декадный, месячный, квартальный), приобретаемый юридическими или физическими лицами для оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте, в том числе удостоверение, предоставляющее право льготного (бесплатного) проезда на общественном пассажирском транспорте в соответствии с действующим законодательством;
расписание движения - изложенная в систематизированном виде информация (в форме таблицы, графика, диаграммы), содержащая сведения о месте, последовательности выполнения рейса и времени прохождения остановочных пунктов пассажирским транспортом;
такса - установленная оператором такси расценка оплаты за единицу пробега такси или времени его использования;
такси - легковой автомобиль категории "В", предназначенный для перевозки пассажиров по указанному им маршруту и багажа с оплатой по таксе, оборудованный специальными знаками и имеющий не более восьми посадочных мест;
тариф - установленная величина оплаты перевозки на единицу расстояния, времени или на одну поездку пассажира или провоза багажа;
1.6. Основные принципы организации пассажирских перевозок
Основными принципами организации пассажирских перевозок являются:
- гарантированное обеспечение перевозок граждан в соответствии с утвержденными нормативными значениями параметров качества транспортного обслуживания населения;
- обеспечение доступности населению услуг пассажирского транспорта, стабильности и социально-экономической эффективности осуществления пассажирских перевозок;
- обеспечение качества пассажирских перевозок в соответствии с параметрами качества обслуживания населения наземным городским пассажирским транспортом общего пользования;
- установление единых требований и норм осуществления пассажирских перевозок;
- обеспечение безопасности в сфере пассажирских перевозок на основе единых норм и стандартов, регламентирующих данный вид деятельности;
- формирование и размещение муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок в соответствии с законодательством;
- равенство прав и обязанностей юридических и физических лиц при осуществлении пассажирских перевозок;
- повышение доступности услуг пассажирского транспорта для социально незащищенных слоев населения;
- осуществление пассажирских перевозок на основе заключаемых с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок независимо от форм собственности.
1.7. Принцип работы такси в Районе
Перевозки пассажиров легковым таксомоторным транспортом (такси) осуществляются по двум принципам:
1.7.1. Такси по вызову. Такси вызывается к месту нахождения пассажира по телефону для осуществления его перевозки до указанного адреса.
1.7.2. Такси маршрутное. Дислокацией легкового таксомоторного транспорта определены стоянки такси, с которых такси с пассажирами начинают движение по маршрутам пассажирского транспорта с высадкой и подсадкой пассажиров на автобусных остановках.

2. Полномочия и функции заказчика, организатора
пассажирских перевозок, перевозчика и пассажиров

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют транспортное обслуживание населения на территории Района в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан и органов местного самоуправления.
2.1. Заказчик пассажирских перевозок
Заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе:
- определяет потребности населения Района в пассажирских перевозках;
на основе утвержденных нормативов и параметров качества транспортного обслуживания, прогнозных показателей изменения пассажиропотоков разрабатывает и утверждает схему маршрутной сети;
- формирует схему регулярных муниципальных маршрутов, организует их обустройство и содержание;
- формирует муниципальный заказ на осуществление пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам;
- разрабатывает порядок допуска перевозчиков к пассажирским перевозкам по регулярным маршрутам, включенным в маршрутную сеть;
- организует размещение муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок;
- по результатам конкурса на размещение муниципального заказа заключает договоры с перевозчиками;
- ведет реестр маршрутов;
- ведет реестр перевозчиков;
- выбирает рациональную систему организации движения (графики движения);
- открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов;
- проводит паспортизацию маршрутов и утверждает расписания движения пассажирского транспорта по регулярным муниципальным маршрутам;
- формирует предложения о поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные муниципальные маршрутные перевозки;
- обеспечивает контроль за деятельностью организатора пассажирских перевозок на муниципальной сети, за исполнением им функций контроля выполнения перевозчиками установленных договором на осуществление пассажирских перевозок требований;
обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками правил пользования пассажирским наземным транспортом общего пользования, параметров качества транспортного обслуживания, нормативов и принятых договорных обязательств;
- Исполнительным комитетом Района определяются и утверждаются в установленном порядке места стоянок транспортных средств, остановочных пунктов и иных объектов транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования, а также определяет порядок их работы и содержания;
- готовит предложения для представления в уполномоченный орган Республики Татарстан об открытии и закрытии регулярных межмуниципальных маршрутов;
- обеспечивает разработку совместно с организаторами пассажирских перевозок мероприятий по улучшению работы пассажирского транспорта, совершенствованию системы транспортных маршрутов, более рациональному размещению остановочных пунктов и конечных станций;
- организует разработку организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности движения пассажирского транспорта, перевозки пассажиров и движения пешеходов;
- публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов пассажирского транспорта, расписание движения транспортного средства и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг;
- исходя из действующих нормативов, установленных параметров качества транспортного обслуживания населения, определяет на основании утвержденных паспортов маршрутов в договорах для каждого перевозчика качественные и количественные параметры качества транспортных услуг, в том числе требования к вместимости и интервалам движения транспортных средств на каждом маршруте, а также к их количеству;
- рассматривает обращения граждан, связанные с транспортным обслуживанием.
2.2. Организатор пассажирских перевозок
В целях обеспечения и повышения безопасности и качества транспортного обслуживания населения заказчик пассажирских перевозок вправе привлекать по договору для организации и обеспечения качества транспортного обслуживания населения организатора перевозок в пределах утвержденных штатного расписания и сметы расходов.
Организатор пассажирских перевозок, имеющий виды экономической деятельности автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющего расписанию, и деятельность терминалов (автобусных станций и т.д.), может осуществлять:
- организацию транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах;
- диспетчерское управление движением наземного транспорта общего пользования и его оперативное регулирование в пределах переданных заказчиком полномочий;
- внедрение и сопровождение автоматизированных систем управления транспортом, создание и ведение баз данных водителей и нарушений условий договорных отношений;
- составление и согласование расписаний, графиков движения на маршрутах наземного транспорта общего пользования в соответствии с заключенными заказчиком договорами;
- согласование схемы маршрутов;
- разработку и оформление паспортов маршрутов наземного транспорта в соответствии с заключенными заказчиком договорами;
- формирование материалов для проведения конкурсов на право осуществления перевозок по согласованию с заказчиком;
- формирование материалов для расторжения договоров с перевозчиками, нарушившими условия договора, и представление их заказчику;
- внесение заказчику предложений о комплексном развитии перевозок, эффективном использовании подвижного состава, повышении качества обслуживания населения наземным транспортом общего пользования;
- организацию обследования пассажиропотоков на маршрутах;
- организацию и проведение сезонных обследований маршрутной сети;
- деятельность по выявлению на маршрутах нелегальных перевозчиков;
- координацию работы перевозчиков на маршрутах;
- контроль за работой диспетчерских пунктов.
2.3. Перевозчик пассажиров
2.3.1. Перевозчик пассажиров обязан:
- для перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), получить в установленном федеральным законодательством порядке лицензию на право перевозки пассажиров, строго соблюдать лицензионные условия;
- заключать с заказчиком пассажирских перевозок договор на перевозку пассажиров на установленных маршрутах;
- зарегистрироваться в реестре перевозчиков согласно заявленным видам пассажирских перевозок;
- выполнять перевозки пассажиров в соответствии с законодательством и условиями заключенных договоров;
- обеспечивать соблюдение указанных в договоре на осуществление пассажирских перевозок нормативов и параметров качества пассажирских перевозок, в том числе не допускать переполнения салона сверх установленной общей вместимости используемого и разрешенного для работы на маршруте пассажирского транспортного средства;
- обеспечивать безусловное соблюдение прав пассажира как потребителя транспортных услуг в соответствии с действующим законодательством;
- представлять заказчику и организатору перевозок информацию, в том числе и о выявленных на маршрутах нелегальных перевозчиках, для контроля перевозок пассажиров и обеспечивать беспрепятственный допуск представителей органов управления и контроля на объекты, обслуживающие пассажирские перевозки;
- содержать пассажирские транспортные средства в технически исправном состоянии, полностью экипированными необходимыми принадлежностями в соответствии с требованиями законодательства в области безопасности дорожного движения;
- проводить предрейсовый и послерейсовый осмотры технического состояния транспортных средств;
- проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей;
- обеспечивать водителей необходимыми путевыми, билетно-учетными и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами;
- обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- иметь утвержденный и выданный заказчиком паспорт маршрута с необходимыми согласованиями, маршрутную карту, расписание и схему маршрута с указанием опасных участков;
- соблюдать установленные регламенты и нормативы технического обслуживания транспортных средств, регистрировать в установленном порядке проведение технического обслуживания;
- принимать и рассматривать в установленные сроки жалобы и предложения, поступившие от пассажира, и письменно уведомлять заявителя о результатах рассмотрения и принятых мерах;
- осуществлять пассажирские перевозки, не допуская ограничений или нарушений прав других участников дорожного движения;
обеспечивать соблюдение природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации;
- информировать пассажиров о владельце лицензии, номерах телефонов контролирующих органов.
2.3.2. Перевозчик имеет право:
- принимать участие в конкурсах на осуществление пассажирских перевозок;
требовать представления заказчиком перевозок необходимой документации по обслуживаемым маршрутам для надлежащей и эффективной организации перевозок пассажиров;
- требовать своевременной оплаты транспортных услуг.
Перевозчик в соответствии с законодательством несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих работников, а также физических и юридических лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти лица действуют в рамках возложенных на них в связи с данной перевозкой обязанностей.
2.4. Обязанности оператора такси
2.4.1. Оператор такси обязан:
- иметь разрешение единого образца, выданное Исполнительным комитетом Района;
- обеспечить соответствие автомобилей-такси всем требованиям к внешнему виду и экипировке, установленными настоящим Положением;
- организовать выезд на линию такси при обязательном предрейсовом техническом контроле исправности автомобилей и медицинском осмотре водителей с представлением информации в диспетчерскую службу такси;
- обеспечить соблюдение установленных режимов работы и отдыха для водителей;
- вести график работы водителей с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации и санитарных норм режима труда и отдыха;
- представлять заказчику информацию о выявленных на маршрутах нелегальных перевозчиках;
- не препятствовать органам контроля пассажирских перевозок легковым таксомоторным транспортом, проводить проверки деятельности перевозчика.
Обязанности оператора такси распространяются и на каждого арендатора стоянки такси.
Оператор такси в соответствии с законодательством несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих работников, а также физических и юридических лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти лица действуют в рамках возложенных на них в связи с данной перевозкой обязанностей.
2.4.2. Водитель такси обязан:
- содержать такси-автомобиль в технически исправном состоянии, полностью экипированными необходимыми принадлежностями в соответствии с требованиями законодательства в области безопасности дорожного движения;
- проходить предрейсовый техосмотр транспортного средства и медосмотр состояния здоровья;
- производить посадку и высадку пассажиров не нарушая Правил дорожного движения;
- соблюдать порядок и условия перевозки пассажиров, регламентированные законодательством и настоящим Положением;
- на стоянках такси строго соблюдать очередность расстановки автомашин, не покидать автомобиль с целью поиска пассажиров;
- соблюдать нормы общения и правила поведения в общественных местах, иметь опрятный внешний вид.
2.5. Права и обязанности пассажиров
Права и обязанности пассажиров устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, настоящим Положением, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Района.

3. Маршрутная сеть

3.1. Маршрутная сеть - перечень регулярных маршрутов пассажирского транспорта, действующих или требуемых к открытию на соответствующей территории.
Открытие, изменение и закрытие маршрутов в Районе осуществляются в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
Маршрутная сеть утверждается Руководителем Исполнительного комитета Района.
3.2. Основные принципы формирования маршрутной сети Формирование маршрутной сети пассажирского транспорта проводится в соответствии с параметрами качества обслуживания населения Района наземным пассажирским транспортом общего пользования, обеспеченности Района пассажирским транспортом, разработанными на основе показателей стандартов отрасли.
Маршруты должны формироваться на основе численности населения Района, расчета кратчайших расстояний между всеми зонами, анализа пассажиропотоков между основными объектами тяготения, пешеходных путей движения к остановочным пунктам, изучения реальной скорости движения, ограничений по организации дорожного движения.
Приоритет предоставляется пассажирскому транспорту большой и средней вместимости.
При открытии маршрута должны учитываться его целесообразность, дорожно-транспортная характеристика и процент дублирования других маршрутов, который не должен превышать 50%.

4. Маршруты пассажирского транспорта

4.1. Маршруты разрабатываются и вводятся в маршрутную сеть Района в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением на основе изучения потребностей населения в перевозках, предложений населения и перевозчиков. Движение на маршруте может быть открыто при соблюдении условий, установленных настоящим Положением. Учет маршрутов маршрутной сети ведется заказчиком в реестре маршрутов.
Организация пассажирских перевозок населения по регулярным маршрутам в соответствии с утвержденной маршрутной сетью осуществляется посредством формирования и размещения муниципальных заказов на осуществление пассажирских перевозок.
4.2. В соответствии со спецификой обслуживания населения по режимам работы маршруты подразделяются на:
- регулярные;
- дополнительные, действующие в ограниченные периоды суток, как правило, в часы пик;
- временные, вводимые в случае возникновения непредвиденных ситуаций на улично-дорожной сети, закрытия отдельных ее участков.
Регулярные перевозки осуществляются с применением тарифов и (или) предоставлением преимуществ по тарифам отдельным категориям граждан, установленных в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
4.3. Основанием для осуществления пассажирских перевозок является наличие у перевозчика:
- для перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) лицензии на право осуществления пассажирских перевозок;
- договора, заключенного по результатам конкурса между заказчиком и перевозчиком;
- утвержденных паспорта маршрута и расписания движения транспорта;
- журналов проведения медицинского контроля водителей и технического осмотра транспортных средств;
- свидетельства о прохождении стажировки водителей на маршруте;
- договора со специализированными организациями для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств (при отсутствии у перевозчика собственной производственно-технической базы для проведения таких работ) и других документов, предусмотренных законодательством;
- разрешения (для такси) единого образца выданного Исполнительным комитетом Района;
- маршрутной карты.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов рассматривается как нарушение требований, установленных настоящим Положением, и является основанием для расторжения договора перевозки.
Основанием для расторжения договора со стороны заказчика могут служить лишение перевозчика лицензии на право осуществления пассажирских перевозок в порядке, установленном законодательством, а также выявленные факты нарушения условий заключенного договора и требований, предъявляемых законодательством к организации пассажирских перевозок.
Регулярные маршрутные перевозки вне установленных Исполнительным комитетом Района маршрутов и без заключения договора на осуществление пассажирских перевозок запрещаются.

5. Открытие, изменение и закрытие муниципальных
]]>
маршрутов регулярного сообщения

5.1. Предложения об открытии, изменении и закрытии муниципальных маршрутов регулярного сообщения формирует заказчик и представляет на утверждение Руководителю Исполнительного комитета Района.
5.2. Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута:
- определяется потребность в перевозках пассажиров по этому маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток);
- обращение Главы сельского поселения;
- осуществляется выбор трассы движения, проводится обследование дорожных условий;
- составляется технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.
5.3. Новые маршруты открываются при наличии устойчивого пассажиропотока и условий, обеспечивающих безопасность движения.
5.4. В случае, когда открытие маршрута признано целесообразным и Руководителем Исполнительного комитета Района принято решение о его открытии, маршрут включается в маршрутную сеть Района и выставляется на открытый конкурс.
5.5. При открытии маршрутов должны предусматриваться:
- расположение начальных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;
- обеспечение транспортной связи для наибольшего числа пассажиров по кратчайшим направлениям между населенными пунктами;
- использование типа автобусов, соответствующего виду перевозок и трассе, по которой пролегает маршрут;
- ответственные лица по контролю за регулярностью движения;
- обеспечение координированного движения автобусов на вновь открываемом маршруте с автобусами на существующих маршрутах, а также с другими видами пассажирского транспорта.
5.6. Выбор трассы автобусного маршрута производится при обязательном соблюдении следующих требований:
- соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах, строительным нормам и правилам (СНиП);
- соответствие общего веса автобуса с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты, расположенные на маршруте.
5.7. Открытие маршрута регулярного сообщения удостоверяется паспортом маршрута.
В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: указываются участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, наличие линейных сооружений, общая протяженность маршрута и другие сведения.
Паспорт утверждается заказчиком.
Паспорт маршрута подлежит регистрации в реестре маршрутов регулярного сообщения.
5.8. Ведение реестров муниципальных маршрутов осуществляется заказчиком.
5.9. Если для улучшения обслуживания пассажиров необходимо дополнительно обустроить маршрут линейными сооружениями, одновременно с паспортом разрабатывается и утверждается план мероприятий по обустройству маршрута с указанием сроков выполнения соответствующих работ. По мере принятия в эксплуатацию новых линейных сооружений вносятся дополнения в паспорт маршрута.
5.10. В зависимости от величины пассажиропотока, дорожных условий при обустройстве автобусного маршрута должно предусматриваться наличие:
- площадок для разворота и отстаивания автобусов на начальных и конечных пунктах маршрута, автопавильонов;
- посадочных площадок на промежуточных остановочных пунктах маршрута;
- специальных площадок для заезда - "карманов", посадочных площадок, автопавильонов и в зависимости от размера пассажирооборота - автостанций и автовокзалов на остановочных пунктах межмуниципальных маршрутов.
5.11. Остановочные пункты автобусных маршрутов должны размещаться вблизи пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов: жилых массивов, предприятий, культурно-бытовых учреждений, торговых центров, мест массового отдыха и т.д.
5.12. Перед открытием автобусного маршрута заказчик создает комиссию с участием представителей ГИБДД и Исполнительного комитета Района. Комиссия ведет обследование условий организации перевозок на маршруте и составляет акт о готовности маршрута к началу автобусного движения.
При наличии недостатков комиссия определяет в акте меры по их устранению с указанием сроков и ответственных лиц. Маршрут открывается после устранения недостатков, отмеченных в акте.
5.13. Об открытии или изменении муниципальных маршрутов население оповещается через газету "Туган як", радио и специальные объявления в автобусах и на остановочных пунктах.
5.14. После открытия маршрута организатор перевозок осуществляет систематический контроль за организацией перевозок и обслуживанием пассажиров на нем, уточняет направление маршрута, расположение остановочных пунктов, частоту движения, контролирует наполнение автобусов на отдельных участках и эффективность использования подвижного состава.
5.15. При изменении обстановки движения на маршруте и отсутствии возможности принять меры по обеспечению безопасности движения перевозчики уведомляют заказчика, и принимается решение о временном изменении маршрута или прекращении движения.

6. Общие требования к оформлению подвижного состава

6.1. Экипировка автобусов
6.1.1. Автобусы, работающие на маршрутах, оборудуются в соответствии с требованиями внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов.
6.1.2. Внешнее оформление автобуса включает:
- передний указатель следования и номер маршрута;
- боковой указатель маршрута следования;
- задний указатель номера маршрута;
- табличку или надпись "Выход".
Передний указатель маршрута следования помещается в застекленной нише над ветровым стеклом автобуса.
На указателе даются наименования начального и конечного пунктов маршрута и присвоенный этому маршруту номер, который располагается в середине между наименованием пунктов маршрута.
На туристических, экскурсионных и заказных автобусах вместо надписи на лобовом указателе - наименований начального и конечного пунктов и номера маршрута - дается надпись соответственно "туристско-экскурсионный", "заказной".
Размер указателя определяется по размеру ниши в лобовой части кузова автобуса.
Боковой указатель маршрута следования устанавливается:
- на автобусах с одной дверью - с левой стороны двери;
- на двух- и трехдверных автобусах - справа от последней двери.
На боковом указателе маршрута следования указываются номер и наименования начального и конечного пунктов маршрута и основных промежуточных пунктов.
Задний указатель номера маршрута устанавливается в правом нижнем углу заднего окна по ходу автобуса.
Табличка или надпись "Выход" укрепляется (наносится) внутри над дверью автобуса.
Маршрутная карта устанавливается на переднем стекле в правом нижнем углу.
Осуществление регулярных перевозок без оформленной маршрутной карты запрещается.
6.1.3. Внутреннее оформление автобуса включает:
- табличку с фамилиями водителя и кондуктора;
- таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов;
- правила пользования автобусом.
Табличка с фамилиями водителя и кондуктора устанавливается на перегородке кабины водителя, а при отсутствии перегородки - на лобовой стенке салона автобуса.
Таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов прикрепляются над окнами первых трех мест слева по ходу автобуса.
Правила пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования вывешиваются во всех автобусах. Правила помещаются в рамку и укрепляются на перегородке кабины водителя или боковой стенке справа от передней двери.
6.2. Экипировка легкового таксомоторного транспорта (такси)
- должны иметь левостороннее рулевое управление;
- должны иметь двери для посадки и высадки пассажиров с правой стороны;
- наличие отличительных знаков в соответствии с ГОСТ РФ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования", а также информация об операторе такси с полным наименованием перевозчика и указателем стоимости проезда и обязательное наличие копии утвержденного оператором такси и согласованного с Руководителем Исполнительного комитета Района тарифа, заверенное печатью оператора такси;
- наличие контрольно-кассовой машины (ККМ), зарегистрированной в установленном порядке в налоговых органах. Допускается отсутствие ККМ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, по согласованию с межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 7 по Республике Татарстан, с указанием наименования перевозчика, времени проезда и суммы оплаты проезда;
- наличие на видном для пассажиров месте в салоне машины информации об операторе такси, в том числе контактные телефоны; визитной карточки водителя с фотографией и Ф.И.О.; указателя тарифа за одну поездку и оплату простоя;
- наличие в салоне машины настоящего Положения;
- в правом нижнем углу ветрового стекла пассажирского автотранспортного средства должен находиться талон о прохождении государственного технического осмотра.

7. Объекты транспортной инфраструктуры

7.1. Оборудование и оформление остановочных пунктов
7.1.1. Остановки автобусов на муниципальных маршрутах, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, оборудуются указателем согласно ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные" (знак 5.12). В нижней части должны указываться наименование остановки, номер маршрута, время начала и окончания движения, интервалы движения и т.д.
В зависимости от специфики пассажиропотока и его периодических изменений промежуточные остановочные пункты по времени работы подразделяются на постоянные, временные и остановки по требованию пассажиров.
Постоянные остановочные пункты устанавливаются в местах с устойчивым и значительным пассажирооборотом, и остановка автобуса на них обязательна.
Временные остановочные пункты устанавливаются при неустойчивом пассажирообороте. В часы уменьшения пассажирооборота автобусы на них не останавливаются. Временные остановочные пункты устанавливаются также в случаях ремонта дорожного полотна на отдельных участках маршрута и в других подобных случаях.
Остановочные пункты не устанавливаются в местах с малым и неустойчивым пассажирооборотом.
7.2. Указатели остановочных пунктов
7.2.1. Указатель остановочного пункта является знаком, определяющим место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров, расположение на остановочном пункте транспортного средства и оповещающим пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.
Указатель технического остановочного пункта указывает место обязательной остановки транспортного средства по техническим причинам.
7.2.2. Указатели остановочных пунктов различных видов транспорта должны отличаться друг от друга по внешнему виду.
7.2.3. На указателях остановочных пунктов должна содержаться следующая информация:
- вид общественного транспорта, к которому относится данный остановочный пункт;
- название остановочного пункта;
- о том, является ли данный остановочный пункт временным или остановкой по требованию пассажиров (если такая информация отсутствует, то остановочный пункт является постоянным);
- номера маршрутов, имеющих на нем остановки;
- название конечной остановки каждого маршрута;
- время начала и конца движения.
На конечных станциях и остановочных пунктах с большим пассажирообменом указатели остановочных пунктов дополняются схемами движения по маршрутам.
7.2.4. Указатели остановочных пунктов должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы обеспечивать хорошую видимость их водителями и пешеходами. В темное время суток они должны освещаться.
7.2.5. Установку остановочных указателей производит эксплуатирующая организация.
7.3. Стоянки такси создаются с целью организации движения и парковки автомобилей в ожидании пассажиров, регулирования процесса посадки (высадки) пассажиров в такси, организации и координации работы операторов такси, контроля таксомоторных перевозок, пресечения нелегального извоза. Размещение стоянок не должно создавать помех для движения и парковки других видов транспорта.
7.3.1. Система стоянок такси включает в себя места стоянок, обозначенные дорожной разметкой, дорожными знаками и информационными указателями. Все стоянки такси должны иметь паспорт. В паспорте стоянки указывается юридический адрес арендатора стоянки, реквизиты решения Исполнительного комитета Района об организации стоянки, основные геометрические размеры, емкость (число автомобилемест), время работы и перечень оборудования.
7.3.2. Стоянки организуются и эксплуатируются на коммерческой основе перевозчиками на основе договоров аренды, заключенных с Палатой имущественных и земельных отношений Района.

8. Требования к обеспечению безопасности
пассажирских перевозок

Технологические процессы перевозок, технического обслуживания и ремонта транспортного средства осуществляются перевозчиками с учетом повышенной опасности транспорта и в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности движения и перевозок пассажиров.
8.1. Требования к обеспечению безопасности пассажирских перевозок обязательны для всех участников перевозки пассажиров.
8.2. Безопасность пассажирских перевозок обеспечивается соблюдением комплекса требований, основными из которых являются:
- укомплектование транспортных средств водителями, имеющими соответствующую квалификацию;
- проведение в установленные сроки медицинского переосвидетельствования и ежедневного медицинского осмотра водителей;
- своевременное проведение стажировки, инструктажа, обеспечение водителей схемами маршрутов;
- соблюдение транспортной дисциплины и норм вместимости транспортных средств;
- обеспечение установленного режима труда и отдыха водителей;
- содержание транспортных средств в технически исправном состоянии;
- нормирование скоростей движения транспортных средств на маршруте;
- соответствие весовых параметров и габаритов транспортных средств технической категории автомобильных дорог;
- соблюдение расписаний движения и норм вместимости автобусов;
- содержание автомобильных дорог, дорожных знаков, указателей и других средств регулирования движения в технически исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств.
8.3. За нарушение указанных требований организатор пассажирских перевозок несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
8.4. Техническое состояние транспортных средств, работающих на маршрутах, должно отвечать Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации и инструкциям заводов-изготовителей.
Владельцы транспортных средств обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, которые определены действующими нормативными документами.
8.5. Не допускается выпуск на линию транспортных средств с неисправными устройствами аварийного открывания люков, дверей, окон в салоне, не обеспеченных необходимым исправным противопожарным оборудованием, медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, противооткатными башмаками, комплектами молоточков для разбивания стекол, не имеющих надписей, информирующих пассажиров о способах экстренного открывания люков, окон и дверей и удаления стекол салона транспортного средства в случае дорожно-транспортного происшествия.

9. Контроль за соблюдением установленных условий
выполнения регулярных пассажирских перевозок

9.1. Контроль за выполнением условий договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок
9.1.1. Заказчик в соответствии с компетенцией контролирует выполнение условий договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на основе представляемой перевозчиком отчетности, представленных актов и иных документов ГИБДД, а также посредством контроля на линии.
9.1.2. Перечень показателей, которые заказчик вправе включать в отчетность перевозчиков, и порядок проведения контрольных проверок на линии устанавливаются договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок.
9.2. Диспетчерское обслуживание и контроль пассажирских перевозок
9.2.1. Диспетчерское обслуживание и контроль осуществления пассажирских перевозок организуются и обеспечиваются организатором пассажирских перевозок.
9.2.2. Организация диспетчерского управления перевозкой пассажиров по регулярным маршрутам и ее контроль должна строиться на основе договоров, заключаемых между заказчиком и организатором пассажирских перевозок.
9.3. Контроль за работой пассажирского автотранспорта на линии предусматривает проверки:
- качества подготовки автомобилей к работе на линии (внешний и внутренний вид, экипировка);
- выполнения водителями, кондукторами и другими линейными работниками должностных инструкций;
- соблюдения графика движения автобусов на маршрутах;
- правильности оформления путевой документации;
- наличия у перевозчиков маршрутных карт;
- выполнения пассажирами Правил пользования пассажирским транспортом общего пользования в Районе.

10. Основные требования, предъявляемые к работникам
пассажирского автотранспорта

10.1. Лица, поступающие на работу на предприятия и в организации пассажирского автотранспорта, в пределах возложенных на них служебных обязанностей должны знать и строго выполнять:
- Устав автомобильного транспорта;
- Правила пользования пассажирским транспортом общего пользования в Районе;
- Правила дорожного движения;
- Инструкцию по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- Памятку водителю автобуса по обеспечению безопасности перевозок пассажиров;
- Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;
- Инструкции по технике безопасности и производственной санитарии;
- должностные инструкции;
- другие нормативные документы в области пассажирских перевозок. Работники автотранспортных предприятий и организаций подвергаются периодическим проверкам знаний указанных документов.
10.2. Водители, назначаемые для работы на пассажирском транспорте общего пользования, обязаны пройти стажировку и спецподготовку в установленном порядке.
10.3. Работники пассажирского автотранспорта при исполнении служебных обязанностей должны быть опрятно одеты и содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.
Работники, для которых установлена форменная одежда, к исполнению служебных обязанностей без нее не допускаются.

11. Организация труда водителей и кондукторов

11.1. Организация труда водителей и кондукторов должна обеспечивать:
- четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров;
- безопасность перевозок пассажиров;
- полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи;
- высокую производительность труда.
11.2. Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, определяется в соответствии с действующим законодательством.
11.3. Графики работы (сменности) на линии составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для межсменного и еженедельного отдыха.
График работы (сменности) водителей утверждается администрацией организации, выполняющей пассажирские перевозки.
Об изменении графика работы (сменности) на линии и изменении в связи с этим времени явки на работу водитель должен быть проинформирован не менее чем за сутки до начала работы.
11.4. Организатор пассажирских перевозок обязан обеспечить минимальные, в пределах установленных норм, затраты времени на подготовку транспортных средств к выезду на линию, оформление путевой документации, прием транспортных средств и выручки после окончания работы на линии.
11.5. Организация, выполняющая пассажирские перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автобусов на маршрутах осуществляет:
- ежедневные предрейсовые, межрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автобусов с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе;
- обеспечение водителей перед выездом в рейс расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест;
- анализ выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием;
- регулярные, перед выпуском автобусов на линию, проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе;
- установление пониженных скоростей, а при необходимости - прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок пассажиров;
- контроль за режимом труда и отдыха водителей;
- установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки;
- контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями Правил дорожного движения;
- медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки;
- принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм вместимости автобусов;
- выдачу разрешения на выделение автобусов по разовым заказам лишь при наличии дорожных условий, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров.

12. Тарифы и расчет за пассажирские перевозки

12.1. Тарифная политика на пассажирском транспорте в Районе должна основываться на принципах:
- доступности услуг для малообеспеченных групп населения;
- устойчивого функционирования пассажирского транспорта общего пользования.
12.2. Тарифы устанавливаются с учетом протяженности маршрута, качества предоставляемых услуг, типа транспортного средства, времени суток и других объективных параметров. Перевозчики вправе по собственной инициативе снижать стоимость перевозок по сравнению с тарифом, установленным в Районе.
12.3. Финансово-экономическая деятельность перевозчиков и организаций, обеспечивающих их работу, основывается на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений в соответствии с законодательством.
12.4. Тарифы на муниципальные пассажирские перевозки и порядок их расчетов согласовываются Исполнительным комитетом Дрожжановского муниципального района в соответствии с действующим законодательством.
12.5. Пересмотр тарифов на пассажирские перевозки общего пользования осуществляется 2 раза в год.
В случае изменения тарифов и цен, условий работы и других факторов, принимаемых в расчетах тарифов на транспорт и влияющих на их размер, может быть проведен внеочередной пересмотр тарифов на пассажирские перевозки.
12.6. Оплата проезда в такси производится по установленной таксе в соответствии с учетом дальности поездки и времени, затраченного водителем заказанного транспортного средства на ожидание пассажира или по тарифу за одну поездку.

13. Общие требования к организации пассажирских перевозок

13.1. Лицензирование деятельности на пассажирском транспорте
Лицензирование деятельности на пассажирском транспорте проводится в соответствии с федеральным законодательством.
13.2. Сертификация услуг на пассажирском транспорте
В целях защиты жизни, здоровья и имущества пассажиров и сохранения окружающей среды осуществляется сертификация транспортного средства и услуг транспорта в порядке, определяемом федеральным законодательством.
13.3. Документы, подтверждающие соответствующее техническое состояние транспортных средств
Соответствие транспортных средств, прошедших техническое обслуживание и ремонт, требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждается документом, в котором исполнителями услуг производится отметка о выполнении технического обслуживания и ремонта транспортных средств (далее - документ).
Форма, содержание и порядок ведения документа определяются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законодательством.
Контроль за соответствием транспортных средств требованиям к их техническому состоянию и оборудованию, за соблюдением сроков и порядка проведения технических обслуживаний транспортных средств, наличием документа, подтверждающего проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств, осуществляется соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и непосредственно перевозчиками.
13.4. Экологическая безопасность пассажирского транспорта
Нормативы воздействия пассажирского транспорта на окружающую природную среду устанавливаются специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Контроль за соблюдением предельно допустимых норм воздействия пассажирского транспорта на окружающую среду осуществляют специально уполномоченные органы Российской Федерации и Республики Татарстан в соответствии со своей компетенцией в порядке, установленном законодательством.
За нарушение предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте пассажирского транспорта виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
13.5. Страхование на пассажирском транспорте
Страхование на пассажирском транспорте осуществляется в соответствии с законодательством.
Перечень обязательных видов страхования на пассажирском транспорте определяется на основании федерального законодательства.
Страховщиками в области страхования на пассажирском транспорте выступают страховые организации, имеющие лицензию на проведение соответствующего вида страхования.
13.6. Работа пассажирского транспорта в чрезвычайных ситуациях
Работа пассажирского транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при выполнении мероприятий мобилизационного характера осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством и их компетенцией разрабатывают и доводят до сведения перевозчиков инструкции и планы использования пассажирского транспорта в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также на период выполнения мероприятий мобилизационного характера.
При возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при выполнении мероприятий мобилизационного характера владелец пассажирского транспорта обязан исполнять все указания органов, осуществляющих управление ликвидацией их последствий, а также использовать все находящиеся в его распоряжении ресурсы и средства для выполнения возложенных на него обязанностей.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru