СОВЕТ ДРОЖЖАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2007 г. № 15/4
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА
И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ДРОЖЖАНОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА 2007 - 2010 ГОДЫ
В целях создания благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан Совет Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан РЕШИЛ:
1. Утвердить Программу
развития частного бизнеса и поддержки малого предпринимательства в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан на 2007 - 2010 годы (далее - Программа) (прилагается).
2. Исполнительному комитету Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан:
предусматривать средства для реализации Программы
при разработке проектов решений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан о бюджете Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан на 2008 - 2010 годы;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим решением, разработать нормативные правовые акты, предусмотренные Программой
.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан по экономическому развитию, сельскому хозяйству, земельным вопросам и предпринимательству.
Глава Дрожжановского
муниципального района,
председатель Совета
Дрожжановского муниципального района
Д.А.ГАФУРОВ
Приложение
к решению
Совета Дрожжановского
муниципального района
от 26 апреля 2007 г. № 15/4
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДРОЖЖАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2007 - 2010 ГОДЫ
Паспорт
Программы развития частного бизнеса и поддержки малого
предпринимательства Дрожжановского муниципального района
Республики Татарстан на 2007 - 2010 годы
┌──────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование Программы│Программа развития частного бизнеса и поддержки│
│ │малого предпринимательства Дрожжановского│
│ │муниципального района Республики Татарстан на 2007│
│ │- 2010 годы │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик │Исполнительный комитет Дрожжановского│
│ │муниципального района Республики Татарстан │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Основные разработчики │Совет Дрожжановского муниципального района│
│Программы │Республики Татарстан; │
│ │Агентство по развитию предпринимательства│
│ │Республики Татарстан; │
│ │Отдел: экономики Исполнительного комитета│
│ │Дрожжановского муниципального района Республики│
│ │Татарстан │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы │Повышение благосостояния граждан и формирование│
│ │экономически активного среднего класса,│
│ │обеспечение устойчивого социально-экономического│
│ │развития Дрожжановского муниципального района│
│ │Республики Татарстан, увеличение удельного веса│
│ │малого бизнеса в экономике Дрожжановского│
│ │муниципального района │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы │1. Развитие инфраструктуры поддержки малого│
│ │предпринимательства Дрожжановского муниципального│
│ │района. │
│ │2. Повышение конкурентоспособности и│
│ │инвестиционной привлекательности малого│
│ │предпринимательства Дрожжановского муниципального│
│ │района Республики Татарстан. │
│ │3. Оптимизация налоговой и административной│
│ │нагрузки на малый бизнес, защита прав│
│ │собственности и легализация (повышение│
│ │прозрачности) предпринимательской деятельности. │
│ │4. Содействие в развитии товарно-сырьевых рынков и│
│ │обеспечение свободной конкуренции. │
│ │5. Совершенствование земельных отношений и│
│ │развитие рынка земли. │
│ │6. Развитие прогрессивных финансовых технологий в│
│ │сфере малого бизнеса. │
│ │7. Адаптация системы образования к потребностям│
│ │предпринимательства. │
│ │8. Совершенствование системы постоянно│
│ │действующего мониторинга и информационного│
│ │обеспечения предпринимательской деятельности. │
│ │9. Создание дополнительных стимулов для вовлечения│
│ │незанятого населения в сферу малого бизнеса с│
│ │учетом сбалансированной территориальной│
│ │экономической политики в области занятости│
│ │населения. │
│ │10. Обеспечение социальной защиты в сфере малого│
│ │бизнеса. │
│ │11. Замещение государственного присутствия и│
│ │реализация частной инициативы в жилищно-│
│ │коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и др. │
│ │12. Оптимизация организационно-правовой структуры│
│ │в сторону увеличения доли юридических лиц. │
│ │13. Увеличение числа рабочих мест в сфере малого│
│ │предпринимательства, в том числе и за счет│
│ │замещения государственного присутствия в экономике│
│ │и социальной сфере. │
│ │14. Повышение социальной ответственности и│
│ │эффективности малого бизнеса. │
│ │15. Реализация группы мер по коллективному│
│ │противодействию коррупции. │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Основные направления │1. Нормативно-правовое обеспечение развития│
│Программы │предпринимательства. │
│ │2. Инновационное развитие предпринимательства│
│ │(развитие инфраструктуры, реализация│
│ │инновационного потенциала, вовлечение молодежи в│
│ │инновационный процесс). │
│ │3. Разработка и внедрение прогрессивных финансовых│
│ │технологий поддержки малого предпринимательства (в│
│ │том числе начинающего). │
│ │4. Повышение эффективности использования│
│ │существующей и создание необходимой инфраструктуры│
│ │поддержки малого предпринимательства. │
│ │5. Разработка и реализация мероприятий по развитию│
│ │малого предпринимательства в сельском хозяйстве. │
│ │6. Разработка и реализация мероприятий по развитию│
│ │малого предпринимательства в жилищно-коммунальном│
│ │хозяйстве. │
│ │7. Разработка и внедрение механизмов социальной│
│ │защиты и охраны труда в сфере малого│
│ │предпринимательства. │
│ │8. Сотрудничество в сфере малого│
│ │предпринимательства. │
│ │9. Формирование эффективной системы информационных│
│ │коммуникаций. │
│ │10. Разработка и внедрение механизмов оптимизации│
│ │структуры реального сектора экономики. │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители Программы │Органы местного самоуправления; │
│ │Агентство по развитию предпринимательства│
│ │Республики Татарстан; │
│ │общественные объединения и организации │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники │Средства бюджета Республики Татарстан и местных│
│финансирования │бюджетов, внебюджетных фондов, собственные│
│Программы │средства предпринимателей, привлеченные│
│ │инвестиции. │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые конечные │1. Доля субъектов малого предпринимательства в│
│результаты реализации │валовом продукте Дрожжановского муниципального│
│Программы │района Республики Татарстан составит 15%. │
│ │2. Доля налоговых платежей субъектов малого│
│ │предпринимательства в общей сумме налоговых│
│ │поступлений консолидированного бюджета│
│ │Дрожжановского муниципального района Республики│
│ │Татарстан составит 13%. │
│ │3. Минимальная заработная плата работников,│
│ │занятых в малом предпринимательстве, выйдет на│
│ │уровень не ниже минимального потребительского│
│ │бюджета. │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации │2007 - 2010 годы │
│Программы │ │
├──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Система организации │Координацию и контроль за ходом реализации│
│контроля за │программных мероприятий осуществляет│
│выполнением Программы │Исполнительный комитет Дрожжановского│
│ │муниципального района Республики Татарстан,│
│ │Контрольная-счетная палата Дрожжановского│
│ │муниципального района Республики Татарстан │
└──────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘
Программа
развития частного бизнеса и поддержки малого
предпринимательства Дрожжановского муниципального района
Республики Татарстан на 2007 - 2010 годы
I. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программными методами
Малое предпринимательство обладает стабилизирующим эффектом для экономики - это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого предпринимательства Республики Татарстан.
25 октября 2002 года было принято решение Дрожжановского районного Совета народных депутатов "О программе содействию развития частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Дрожжановском районе на 2002 - 2006 годы" (далее - Программа на 2002 - 2006 годы).
Основные мероприятия Программы на 2002 - 2006 годы были направлены на решение следующих проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства:
- отсутствие стабильной нормативной правовой базы;
- несовершенство системы налогообложения;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
- отсутствие механизмов самофинансирования (кредитных союзов, обществ взаимного страхования и др.);
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Дрожжановского муниципального района. В целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства в Республике Татарстан принят ряд нормативных актов, направленных на создание необходимых правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических условий деятельности субъектов малого предпринимательства.
В частности, действуют Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
- от 28.04.2001 № 240
"О проведении сертификации услуг розничной торговли в Республике Татарстан";
- от 28.08.2001 № 583
"Об утверждении Регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу "одного окна";
- от 28.08.2001 № 584
"О создании республиканского банка данных незадействованных площадях и оборудовании";
- от 28.08.2001 № 586 "О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства";
- от 28.08.2001 № 589
"Об утверждении Регламента взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности при представлении ими отчетности";
- от 24.01.2002 № 30
"Об Агентстве по развитию предпринимательства Республики Татарстан";
- от 19.02.2002 № 73
"О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства";
- от 21.06.2002 № 359
"Об утверждении Регламента универсальной процедуры предрегистрационной подготовки документов по принципу "одного окна";
- от 24.06.2002 № 365
"Об Аукционном центре Республики Татарстан";
- от 19.07.2002 № 433
"Об утверждении Регламента изъятия и предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по принципу "одного окна";
- от 20.01.2003 № 21
"О создании межведомственных комиссий по предварительному согласованию места размещения объектов строительства";
- от 06.09.2002 № 536
"О развитии фермерских хозяйств и крестьянских подворий";
- от 16.10.2002 № 613
"О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника";
- от 12.11.2002 № 640
"О мерах по созданию республиканского инновационно-производственного технопарка "Идея";
- от 20.03.2003 № 159
"О мерах по обеспечению поступлений от сдачи в аренду государственного имущества";
- от 26.05.2003 № 285
"О дальнейших мерах по развитию сети автозаправочных станций в Республике Татарстан";
- от 24.1.12003 № 607
"О проведении на территории Республики Татарстан выборочного статистического обследования индивидуальных предпринимателей по итогам их работы за ноябрь 2003 года".
Также действуют:
распоряжение
Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2004 № 510-р; Указ
Президента Республики Татарстан от 05.01.2002 № УП-7 "О создании Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан".
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан на 1 января 2007 года, в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан зарегистрировано 41 малое предприятие и 234 индивидуальных предпринимателей. Из них количество отчитывающихся субъектов малого предпринимательства составляет 212 (78% от общего количества субъектов), в т.ч. 33 (80%) малых предприятия и 179 (77%) индивидуальных предпринимателей.
Можно сделать вывод, что в 2002 - 2006 годах реализация Государственной комплексной Программы района по развитию малого предпринимательства на 2002 - 2004 годы положительно повлияла на основные показатели развития малого предпринимательства.
На основании анализа реализации Программы предпринимательства в Дрожжановском районе Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2002 - 2004 годы и аналитических материалов о состоянии и развитии малого предпринимательства в Дрожжановском районе Республики Татарстан и мерах по его государственной поддержке выявлены следующие приоритетные направления в сфере малого предпринимательства, требующие дальнейшей государственной поддержки:
- Переориентация и адаптация существующей системы образования к потребностям в сфере малого предпринимательства и активизация инновационного процесса;
- Деятельность субъектов малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере;
- Реализация частной инициативы в сельском хозяйстве (агропромышленном комплексе);
- Развитие эффективной системы бизнес-коммуникаций, конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы среднего и малого бизнеса.
II. Направления решений поставленных задач
Настоящая Программа является составной частью Программы социально-экономического развития в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года и представляет собой комплекс мероприятий поддержки субъектов малого предпринимательства по увеличению количества малых предприятий, организации новых рабочих мест, увеличению заработной платы, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, увеличению удельного веса малого бизнеса в экономике района, соответственно, увеличению доходов района, оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса, повышению доли добавленной стоимости и инновационной составляющей в ней.
В соответствии с Посланием
Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, основными направлениями
социально-экономического развития Республики Татарстан, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 сентября 2002 г. № 555 "Об основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002 - 2006 годы", отраслевыми и межотраслевыми экономическими программами развития в Республике Татарстан, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадковым 28 июля 2004 Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, дальнейшая реализация мер государственной поддержки в области малого предпринимательства должна основываться на следующих принципах:
- Равнодоступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- Социальная ориентированность проектов поддержки малого предпринимательства: налоговые отчисления, новые рабочие места, заработная плата, пенсия;
- Приоритетность государственных инвестиций в инфраструктуру перед прямым финансированием субъектов малого предпринимательства;
- Бюджетная эффективность от государственной поддержки в сфере малого бизнеса;
- Достижение полной самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости инфраструктуры поддержки малого бизнеса к 2010 году.
В рамках реализации Программы предстоит решить следующие задачи:
1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан.
2. Повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности малого предпринимательства Дрожжановском муниципальном районе Республики Татарстан.
3. Оптимизация налоговой и административной нагрузки на малый бизнес, защита прав собственности и легализация (повышение прозрачности) предпринимательской деятельности.
4. Содействие в развитии товарно-сырьевых рынков и обеспечение свободной конкуренции.
5. Совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли.
6. Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого бизнеса.
7. Адаптация системы образования к потребностям предпринимательства.
8. Создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнеса с учетом сбалансированной территориальной экономической политики в области занятости населения.
9. Обеспечение социальной защиты в сфере малого бизнеса.
10. Замещение государственного присутствия и реализация частной инициативы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и др.
11. Оптимизация организационно-правовой структуры в сторону увеличения доли юридических лиц.
12. Увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в том числе и за счет замещения государственного присутствия в экономике и социальной сфере.
13. Повышение социальной эффективности малого бизнеса.
14. Реализация группы мер по коллективному противодействию коррупции.
Каждая из задач Программы имеет взаимообусловленные связи с другими, которые, в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства, решаются по следующим направлениям:
1. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства.
2. Инновационное развитие предпринимательства (развитие инфраструктуры, реализация инновационного потенциала, вовлечение молодежи в инновационный процесс).
3. Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства (в том числе начинающего).
4. Повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
5. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельском: хозяйстве.
6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в городском хозяйстве и сфере жилищно-коммунального хозяйства.
7. Разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства.
8. Сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
9. Формирование эффективной системы информационных коммуникаций.
10. Разработка и внедрение механизмов оптимизации структуры реального сектора экономики.
III. Структура программных мероприятий
Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели.
Важным принципом реализации системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и взаимосвязь целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства.
Структура программных мероприятий представлена десятью направлениями (разделами), которые обеспечивают комплексный подход и межведомственную кооперацию, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи (ключевые мероприятия по реализации Программы).
IV. Оценка эффективности Программы
В результате осуществления Программы:
- доля субъектов малого предпринимательства в валовом территориальном продукте Дрожжановского муниципального района составит 15%;
- доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых поступлений муниципального бюджета составит 13%;
- минимальная заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве, выйдет на уровень не ниже минимального потребительского бюджета.
V. Механизм контроля за реализацией Программы
Координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Исполнительный комитет Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.
Функции текущего мониторинга реализации Программы выполняет Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, оказывая содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Дрожжановском муниципальном районе.
VI. Механизм реализации Программы
Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе.
Выделение средств из бюджета муниципального района исполнителям работ в рамках мероприятий Программы должно осуществляться на конкурсной основе. Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
VII. Финансирование Программы
Финансирование Программы в части мероприятий, финансируемых из муниципального бюджета, предусматривается ежегодно при разработке проекта бюджета района на очередной финансовый год, а также за счет собственных средств предпринимателей и привлеченных инвестиций.
Кроме того, реализация мероприятий Программы будет осуществляться на условиях долевого финансирования с привлечением средств местных бюджетов, средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства, кредитов коммерческих банков и других источников.
Для выполнения в полном объеме запланированных мероприятий по увеличению доли субъектов малого предпринимательства в валовом продукте Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан к 2010 году до 15% необходимо предусмотреть ежегодное увеличение объемов средств, выделяемых из муниципального бюджета, а также государственных и негосударственных учреждений и организаций на поддержку малого предпринимательства.
Ключевые мероприятия
по реализации Программы развития частного бизнеса
и поддержки малого предпринимательства
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
на 2007 - 2010 годы
a. Законодательное и иное нормативно-правовое обеспечение
развития предпринимательства
Совершенствование нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений для создания благоприятных условий развития предпринимательства. Основой этого является федеральная нормативная правовая база. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральную и республиканскую нормативно-правовую базу, необходимо разрабатывать и корректировать нормативные правовые акты.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│1.1. │Мониторинг │Проведение экспертизы│Согласование │ 2007 - │
│ │действующего │проектов республиканских│интересов СМП при │2010 гг.│
│ │нормативно- │законодательных актов и│реализации │ │
│ │правового │актов органов местного│государственной │ │
│ │обеспечения │самоуправления, которые│политики │ │
│ │предпринимательской│затрагивают интересы СМП │ │ │
│ │деятельности │ │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Постоянный и системный│Выработка │ 2007 - │
│ │ │мониторинг образования│рекомендаций по │2010 гг.│
│ │ │административных │разрешению проблемных│ │
│ │ │барьеров, анализ│ситуаций в │ │
│ │ │проблемных ситуаций │преодолении │ │
│ │ │ │административных │ │
│ │ │ │барьеров │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│1.2. │Совершенствование │ │ │ │
│ │действующего │ │ │ │
│ │законодательства и │ │ │ │
│ │законодательные │ │ │ │
│ │инициативы │ │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │Региональное │Участие в реализации│Содействие проведению│ 2007 - │
│ │законодательство │Программы
реформирования│реформы в отрасли, │2010 гг.│
│ │ │и модернизации ЖКХ РТ на│развитие частной │ │
│ │ │2004 - 2010 годы │инициативы │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Обеспечение СМП│Расширение │ 2007 - │
│ │ │производственными │производственного │2010 гг.│
│ │ │площадями и оборудованием│потенциала СМП │ │
│ │ │через их долгосрочную│ │ │
│ │ │аренду с привлечением│ │ │
│ │ │незадействованных │ │ │
│ │ │государственных активов │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│1.3. │Разработка и │Обобщение и│Повышение │ 2007 - │
│ │реализация группы │распространение │противодействия │2010 гг.│
│ │мер по │позитивного опыта│предпринимателей │ │
│ │коллективному │антикоррупционного │фактам коррупции │ │
│ │противодействию │поведения. │ │ │
│ │коррупции │Разработка механизмов│ │ │
│ │ │формирования │ │ │
]]>│ │ │антикоррупционных │ │ │
│ │ │рейтингов. │ │ │
│ │ │Обеспечение публичности│ │ │
│ │ │рейтингов субъектов│ │ │
│ │ │антикоррупционного │ │ │
│ │ │поведения │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Мониторинг изменений│Повышение уровня │ 2007 - │
│ │ │законодательства, его│правовой культуры │2010 гг.│
│ │ │оценка на│предпринимателей │ │
│ │ │коррупциогенность с│ │ │
│ │ │последующим │ │ │
│ │ │информированием │ │ │
│ │ │предпринимателей │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Развитие на базе│Защита прав и │ 2007 - │
│ │ │объединений │интересов │2010 гг.│
│ │ │предпринимателей служб│предпринимателей │ │
│ │ │"быстрого юридического│ │ │
│ │ │реагирования" │ │ │
│ │ │(юридические консультации│ │ │
│ │ │по телефону или с выездом│ │ │
│ │ │на место), оказание│ │ │
│ │ │консультативных услуг по│ │ │
│ │ │анализу конъюнктуры│ │ │
│ │ │рынка, а также реализация│ │ │
│ │ │возможностей коллективной│ │ │
│ │ │защиты в судах и│ │ │
│ │ │административных │ │ │
│ │ │разбирательствах │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Формирование │Оказание влияния на │ 2007 - │
│ │ │общественного мнения по│чиновников │2010 гг.│
│ │ │фактам коррупции через│посредством │ │
│ │ │средства массовой│возрастания роли │ │
│ │ │информации │общественного мнения │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Централизация социальной│Исключение │ 2007 - │
│ │ │благотворительности. │непосредственного │2010 гг.│
│ │ │Создание централизованных│финансового │ │
│ │ │фондов на местном уровне│взаимодействия │ │
│ │ │для взаимодействия в│предпринимателя и │ │
│ │ │организации, проведении и│чиновника │ │
│ │ │финансировании │ │ │
│ │ │праздников, │ │ │
│ │ │благоустройства │ │ │
│ │ │территорий и т.п. │ │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
b. Разработка и внедрение прогрессивных финансовых
технологий поддержки малого предпринимательства
(в том числе начинающего)
Опыт работы финансовых институтов и статистические данные показывают, что подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства не имеют залога и не могут пользоваться обычным банковским кредитованием или кредитованием, где требуется обеспечение (залог). В данном смысле приобретает большую значимость разработка и внедрение в сферу финансирования малого бизнеса новых финансовых инструментов и технологий, позволяющих использовать систему микрофинансирования, беззалогового кредитования, систему взаимного кредитования, реализацию механизмов страхования предпринимательских рисков, лизинговые схемы. В данном разделе также предусматриваются мероприятия по формированию стартового капитала для действующих и начинающих СМП, где помимо бюджетных ассигнований предусматривается привлечение средств, активов и гарантий частных инвесторов, которые должны обеспечивать мультипликативный эффект.
К одним из таких инструментов можно отнести форму финансовой аренды - лизинг. Положительным моментом развития лизинга в сфере малого бизнеса является участие в учреждении общественных организаций, направляющих свою деятельность на поддержку малого и среднего бизнеса.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│3.1. │Государственная │Развитие гарантийных│Увеличение объема │ 2007 - │
│ │поддержка │механизмов кредитно-│инвестиций в развитие│201О гг.│
│ │инвестиций в малый │инвестиционной поддержки│СМП РТ и решение │ │
│ │бизнес │СМП │проблемы залогового │ │
│ │ │ │обеспечения │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Развитие альтернативных│Расширение доступа │ 2007 - │
│ │ │форм финансирования СМП в│СМП к финансовым │2010 гг.│
│ │ │районе │ресурсам │ │
│ │ │(микрофинансирование, │ │ │
│ │ │ипотека, лизинг,│ │ │
│ │ │страхование, общества│ │ │
│ │ │взаимного кредитования и│ │ │
│ │ │страхования) │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Привлечение СМП для│Стимулирование и │ 2007 - │
│ │ │выполнения муниципального│привлечение СМП к │2010 гг.│
│ │ │заказа с выделением│муниципальным заказам│ │
│ │ │обязательной квоты не│ │ │
│ │ │менее 30% от суммы заказа│ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Разработка инвестиционных│Стимулирование и │ 2007 - │
│ │ │программ и методики их│привлечение СМП │2010 гг.│
│ │ │отбора для муниципального│ │ │
│ │ │образования с│ │ │
│ │ │обязательным включением в│ │ │
│ │ │состав конкурсной│ │ │
│ │ │комиссии по отбору│ │ │
│ │ │инвестиционных программ│ │ │
│ │ │не менее 1/3│ │ │
│ │ │представителей СМП │ │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
c. Повышение эффективности использования существующей
и создание необходимой инфраструктуры
поддержки предпринимательства
Предполагается создание саморегулируемых некоммерческих организаций для оказания услуг в сфере поддержки предпринимательства в сотрудничестве с Агентством по развитию предпринимательства Республики Татарстан.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│5.1. │Создание │Содействие СМП в создании│Развитие │ 2007 - │
│ │инфраструктуры │саморегулируемых │инфраструктуры │2010 гг.│
│ │поддержки │некоммерческих │поддержки │ │
│ │предпринимательства│организаций для│предпринимательства │ │
│ │ │координации и оказания│на принципах │ │
│ │ │услуг в сфере поддержки│самофинансирования и │ │
│ │ │предпринимательства, в│самоокупаемости. │ │
│ │ │т.ч.: оказание│Защита законных прав │ │
│ │ │юридических, │и интересов СМП. │ │
│ │ │консультативных, │Оптимизация │ │
│ │ │обучающих и других видов│существующей системы │ │
│ │ │услуг, а также развитие│патронирования │ │
│ │ │альтернативных систем│предпринимательской │ │
│ │ │кредитования │деятельности в РТ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Использование │Увеличение количества│ 2007 - │
│ │ │инфраструктуры для│СМП в приоритетных │2010 гг.│
│ │ │развития частной│отраслях экономики РТ│ │
│ │ │инициативы в различных│ │ │
│ │ │отраслях экономики РТ и│ │ │
│ │ │реализации приоритетных│ │ │
│ │ │программ РТ │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Развитие системы│Развитие │ 2007 - │
│ │ │постоянно действующих│цивилизованного │2010 гг.│
│ │ │третейских судов,│уровня деловых │ │
│ │ │представляющих собой│отношений среди │ │
│ │ │специализированные органы│предпринимателей и │ │
│ │ │по рассмотрению споров в│решение споров │ │
│ │ │конкретных областях│ │ │
│ │ │экономики │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Определение регламента и│Привлечение к │ 2007 - │
│ │ │проведение конкурсного│цивилизованной форме │2010 гг.│
│ │ │отбора мероприятий по│взаимовыгодных │ │
│ │ │поддержке и развитию│отношений через ТИП, │ │
│ │ │малого │увеличение числа СМП │ │
│ │ │предпринимательства │и оказание им │ │
│ │ │ │поддержки │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
d. Разработка и реализация мероприятий по развитию
предпринимательства в сельском хозяйстве
В сельских районах в большей мере ощущается отсутствие финансовых и информационных ресурсов, нет квалифицированных специалистов по вопросам организации и функционирования малых предприятий. Ряд поставленных проблем будет решен в рамках реализации других мероприятий Программы, в том числе по информационному обеспечению субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, научно-методическому, техническому и финансовому обеспечению подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│6.1. │Развитие │Поддержка создания и│Увеличение количества│ 2007 - │
│ │предпринимательства│развитие фермерских│фермерских хозяйств и│2010 гг.│
│ │в сельском │хозяйств через развитие│увеличение объемов │ │
│ │хозяйстве │инфраструктуры │выпускаемой ими │ │
│ │ │информационно- │продукции, создание │ │
│ │ │консультационных, │новых рабочих мест, │ │
│ │ │финансовых и юридических│повышение уровня │ │
│ │ │услуг, подготовку кадров │заработной платы и │ │
│ │ │ │социальной защиты │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Создание │Подготовка информации│2007 г. │
│ │ │внутрихозяйственных │к регистрации права │ │
│ │ │комиссий для проведения│собственности на │ │
│ │ │инвентаризации списка│землю │ │
│ │ │собственников земель │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Развитие заготовительной│Поддержка и │ 2007 - │
│ │ │деятельности продукции,│устойчивое развитие │2010 гг.│
│ │ │производимой в ЛПХ,│СМП в сельском │ │
│ │ │силами потребкооперации,│хозяйстве │ │
│ │ │крупными торговыми│ │ │
│ │ │предприятиями и иными│ │ │
│ │ │предприятиями- │ │ │
│ │ │переработчиками │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Развитие системы сквозных│Поддержка и │ 2007 - │
│ │ │заказов предприятий│устойчивое развитие │2010 гг.│
│ │ │торговли на│СМП в сельском │ │
│ │ │сельскохозяйственную │хозяйстве │ │
│ │ │продукцию, при этом доля│ │ │
│ │ │районированной продукции│ │ │
│ │ │должна составлять более│ │ │
│ │ │50% от общего объема│ │ │
│ │ │реализации │ │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
e. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого
предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в значительной мере зависит от создания конкурентной среды между управляющими и обслуживающими предприятиями. Развитие такой конкуренции напрямую связано с формированием института управляющих компаний, которые смогут осуществлять полноправные договорные отношения с фирмами - исполнителями.
Для успешной реформы жилищно-коммунального хозяйства необходимо обсудить вопросы подготовки квалифицированных кадров, расширения объемов, занимаемых в этой сфере малым бизнесом, вопросы страхования, повышения качества оказываемых услуг.
Для выполнения этих задач необходимо изменить финансовые потоки, необходимо, чтобы дотации и льготы шли напрямую исполнителям. Непременным условием проведения жилищно-коммунальной реформы является демонополизация этого сектора, внедрение рыночных механизмов и конкурентоспособной среды. Жители должны иметь возможность выбирать подрядные организации, предлагающие более качественные услуги по обслуживанию жилья. Серьезную конкуренцию государственным предприятиям могут и должны создавать предприятия малого бизнеса, которые пока робко осваивают жилищно-коммунальную среду.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы Программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│7.1. │Развитие малого │Оптимизация системы│Оптимизация размеров │ 2007 - │
│ │предпринимательства│оплаты и расчетов по│оплаты за услуги в │2008 гг.│
│ │в жилищно- │жилищно-коммунальным │сфере ЖКХ для │ │
│ │коммунальном │услугам │населения │ │
│ │хозяйстве │ │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Поддержка создания и│Увеличение доли │ 2007 - │
│ │ │развития частных│услуг, оказываемых │201О гг.│
│ │ │управляющих компаний и│СМП в ЖКХ │ │
│ │ │поставщиков услуг - СМП│ │ │
│ │ │через развитие│ │ │
│ │ │инфраструктуры │ │ │
│ │ │информационно- │ │ │
│ │ │консультационных, │ │ │
│ │ │финансовых и юридических│ │ │
│ │ │услуг в данной области │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Внедрение схем прямого│Развитие управляющих │ 2007 - │
│ │ │взаиморасчета управляющих│компаний в сфере ЖКХ,│2008 гг.│
│ │ │компаний, исключающих│снижение издержек │ │
│ │ │оплату потребителями│ │ │
│ │ │услуг непосредственно│ │ │
│ │ │исполнителям │ │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
f. Разработка и внедрение механизмов социальной защиты
и охраны труда в сфере малого предпринимательства
Реализация мероприятий данного раздела позволит обеспечить социальную защиту занятых в малом бизнесе и обеспечить выполнение требований трудового законодательства субъектами малого предпринимательства.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│8.1. │Социальная защита и│Консультационно- │Защита интересов СМП │ 200 - │
│ │охрана труда в │методическая помощь в│ │2010 гг.│
│ │сфере малого │вопросах организации│ │ │
│ │бизнеса │работ по охране труда │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Разработка мер по│Адаптация серого │ 2007 - │
│ │ │обеспечению к 2010 году│рынка труда │2008 гг.│
│ │ │уровня заработной платы в│ │ │
│ │ │системе СМП на уровне не│ │ │
│ │ │ниже минимального│ │ │
│ │ │потребительского бюджета │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Разработка мер и│Прозрачность малого │ 2007 - │
│ │ │механизмов, позволяющих│предпринимательства │2008 гг.│
│ │ │осуществить ежегодное│ │ │
│ │ │уменьшение серого рынка│ │ │
│ │ │труда среди СМП на 10% │ │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
g. Сотрудничество в сфере малого предпринимательства
Одной из существенных проблем малого предпринимательства является реализация товаров и услуг, установление постоянных кооперационных связей с другими предприятиями как на территории района, так и за ее пределами, а также сохранение и популяризация культурно-исторического наследия района.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│9.1. │сотрудничество │Содействие в продвижении│Создание и развитие │ 2007 - │
│ │ │продукции и помощь в│экспортного │201О гг.│
│ │ │организации │потенциала развития │ │
│ │ │сотрудничества СМП с│СМП │ │
│ │ │контрагентами регионов в│ │ │
│ │ │рамках конференций,│ │ │
│ │ │выставок, презентаций,│ │ │
│ │ │бизнес-встреч и т.п. │ │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
h. Формирование эффективной системы
информационных коммуникаций
В условиях значительной деформации общественной структуры, малоэффективной пропаганды новых ценностей предпринимательство не стало привлекательным для основной части населения.
Важным элементом новой стратегии выступает коммуникация. Базовым элементом коммуникативных отношений выступают средства массовой информации, которые непосредственно конструируют социальную реальность, делая те или иные факты предметом местной или общегосударственной значимости.
Для ясного понимания качества и масштаба публичного обсуждения проблем малого предпринимательства создать коммуникативную бизнес-площадку, выполняющую две функции:
- способствовать мобилизации бизнес-сообщества;
- выступать ареной для самостоятельного поиска решений.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│10.1.│Развитие системы │Формирование │Обеспечение доступа │ 2007 - │
│ │информационных │межведомственной │СМП к достоверной и │2010 гг.│
│ │коммуникаций │информационной базы│актуальной информации│ │
│ │ │данных с предоставлением│ │ │
│ │ │части информационного│ │ │
│ │ │ресурса в открытом│ │ │
│ │ │доступе │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Создание эффективной│Расширение │ 2007 - │
│ │ │системы взаимодействия│коммуникативного поля│2010 гг.│
│ │ │СМИ, государственных│обсуждения актуальных│ │
│ │ │структур и общественных│проблем │ │
│ │ │организаций │предпринимательства │ │
│ │ │предпринимателей, │ │ │
│ │ │информационное │ │ │
│ │ │сопровождение │ │ │
│ │ │деятельности СМП │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Организация системного│Составление сведенной│ 2007 - │
│ │ │мониторинга СМИ в области│комплексной анализа и│2010 гг.│
│ │ │развития │формирования │ │
│ │ │предпринимательства │дальнейшей │ │
│ │ │ │информационной │ │
│ │ │ │политики в части │ │
│ │ │ │поддержки и │ │
│ │ │ │пропаганды │ │
│ │ │ │предпринимательской │ │
│ │ │ │деятельности с учетом│ │
│ │ │ │аналитических │ │
│ │ │ │разработок │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘
i. Разработка и внедрение механизмов оптимизации
структуры реального сектора экономики
В настоящее время количество малых предприятий, занятых в определенных секторах экономики, требует проведения серьезного анализа с целью выявления приоритетных направлений, развитие которых позволит перераспределить структуру инвестиций. Увеличение объема привлеченных инвестиций в экономику муниципального района и превышение его над объемом вывозимых инвестиций окажет сильное положительное влияние на экономику в целом.
┌─────┬───────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────┬────────┐
│ № │ Разделы программы │Наименование мероприятий │ Цель │ Срок │
│ │ │ │ │ испол- │
│ │ │ │ │ нения │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│11.1.│Поддержка малого │Разработка отраслевых и│Увеличение объема │ 2007 - │
│ │предпринимательства│территориальных программ,│привлеченных │2010 гг.│
│ │в развитии │программ точек роста,│инвестиций │ │
│ │приоритетных │базирующихся на анализе│ │ │
│ │направлений │баланса ввоза/вывоза│ │ │
│ │экономики │продовольственных и│ │ │
│ │ │промышленных товаров │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────────┼────────┤
│ │ │Разработка механизмов│Оценка социальной │ 2007 - │
│ │ │оценки социальной│рентабельности СМП │2009 гг.│
│ │ │рентабельности СМП │ │ │
└─────┴───────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────┴────────┘