Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 3 июля 2009 г. № 17

Деятельность Министерства образования и науки Республики Татарстан направлена на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Татарстан, в основу которых положены Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию и Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан.
В 2009 году обеспечена реализация ключевых направлений приоритетного национального проекта "Образование", интеграция государственных программ и проектов, направленных на развитие образования.
Одним из приоритетных направлений в реформировании российского и республиканского образования является создание организационного механизма по объективной оценке образовательного процесса и его результатов, в том числе учебных достижений.
С 2003 года Республика Татарстан участвует в эксперименте по проведению новой формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов.
В 2008 - 2009 учебном году 2614 выпускников 9-х классов Зеленодольского, Балтасинского муниципальных районов и Советского района г. Казани в обязательном порядке прошли итоговую аттестацию по алгебре и русскому языку по новой форме.
Количество человеко/экзаменов в новой форме за курс основного общего образования возросло с 18366 в 2008 году до 30188 в 2009 году.
Второй год апробируются машиночитаемые бланки ответов по алгебре и русскому языку, что позволяет упростить технологическую обработку экзаменационных материалов и исключить субъективный фактор при оценивании экзаменационных работ. Результат (сертификаты) заносятся в портфолио учащихся и учитываются при зачислении их в профильные классы старшей школы.
Новая форма итоговой аттестации выпускников 9-х классов может и должна стать одной из действенных форм модернизации республиканского образования, так как она обеспечивает комплексную, независимую и объективную оценку качества знаний выпускников 9-х классов, готовит их к сдаче ЕГЭ в 11-м классе. Предлагаемая система проверки позволяет более объективно и дифференцированно оценить качество подготовки выпускников основной школы, что дает возможность использовать эти результаты при формировании профильных классов старшей школы.
Успеваемость по математике в экспериментальных районах составила - 96,48%, качество - 72,29%. В прошлом году успеваемость по математике составляла 99,3%, качество - 69,7%. На фоне повышения качества знаний по математике отмечается понижение по успеваемости по данному предмету.
По русскому языку успеваемость составила - 92,7%, качество - 52,77%. По сравнению с прошлым годом в экспериментальных районах по данному предмету отмечается понижение как качества знаний (81,3%), так и успеваемости (99,7%).
Предложенная система государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов (новая форма) в целом позволяет выявить реальный уровень сформированности математической грамотности, а также коммуникативной и языковой компетенции учащихся, дает возможность использовать эти результаты при формировании профильных классов старшей школы.
В 2009 году государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов проводилась в двух формах: в форме ЕГЭ, а также в форме государственного выпускного экзамена.
В государственном выпускном экзамене (ГВЭ) принимали участие 617 человек по математике и 580 человек по русскому языку, среди них:
- обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
- обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (361 выпускник);
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (256 выпускников).
Установлено, что информация о состоянии здоровья 64 выпускников, представленная в медицинской документации, не соответствовала Перечню заболеваний, согласно которым дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и осовобождаются от посещения массовой школы.
Прохождение государственной (итоговой) аттестации в форме ГВЭ было разрешено 295 выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, из которых 256 воспользовались правом выбора формы сдачи экзамена в связи с возможностью сочетания обеих форм государственной (итоговой) аттестации.
По результатам экзаменов по русскому языку все выпускники написали работы на удовлетворительные оценки, по математике 20 выпускников пересдавали экзамен.
В 2009 году выпускники, проявившие способности и трудолюбие в учении, награждаются золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении" и (или) похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов" в порядке, определяемом Минобрнауки России.
По итогам 2008 - 2009 учебного года награждены медалями "За особые успехи в учении" всего 1889 выпускников (6,88%), золотыми медалями - 805 (2,93%), серебряными - 1084 (3,95%) выпускника.
Из числа претендентов на награждение золотой медалью 5 выпускников награждены серебряной медалью по итогам года.
Результаты итоговой аттестации выпускников как 9-х, так и 11-х классов свидетельствуют о том, что муниципальным органам управления образованием, директорам общеобразовательных учреждений необходимо обратить особое внимание на внутришкольный контроль за прохождением учебных программ, за состоянием преподавания предметов учебного плана. Необходимо вскрыть причины недостаточного уровня обученности учащихся и усилить методическую работу с учителями-предметниками, активно привлекать к этой работе лучших учителей, владеющих эффективными способами обучения учащихся; проводить стажировки работающих педагогов на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты. Такое "обучение действием" должно войти в традицию при профессиональном совершенствовании учителей в каждом муниципальном образовании. Данная работа должна стать приоритетной для муниципальных методических служб.
В Республике Татарстан единый государственный экзамен проводится с 2005 года. Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2009 году при организации и проведении ЕГЭ выполнены все основные требования, предусмотренные распорядительными документами Министерства образования и науки Российской Федерации. Подготовлена нормативно-правовая база, создано информационно-методическое обеспечение подготовки и проведения ЕГЭ, проведено обучение специалистов и кадров, участвующих в проведении экзамена.
Во исполнение решения коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан от 30 июня 2008 г., с целью повышения прозрачности, объективности и независимости ЕГЭ количество аккредитованных общественных наблюдателей увеличено до 783 человек в 2009 году (в 2008 году - 646 человек). Во всех пунктах проведения экзаменов присутствовали уполномоченные представители Государственной экзаменационной комиссии Республики Татарстан (ГЭК). 277 уполномоченных ГЭК РТ (в 2008 году - 184) на всех этапах обработки результатов ЕГЭ контролировали работу сотрудников Регионального центра обработки информации и предметных комиссий. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по процедуре проведения ЕГЭ на местах осуществляли 138 инспекторов (в 2008 году - 93).
Результаты учащихся Республики Татарстан на едином государственном экзамене в 2009 году в целом сопоставимы со среднестатистическими показателями по Российской Федерации. Выпускники образовательных учреждений показали результаты выше средних российских показателей по информатике и ИКТ средний балл - 57,75 (РФ - 56,1), физике - средний балл 49,51 (РФ - 49,0).
В 2009 г. произошло значительное увеличение количества выпускников, выполнивших экзаменационную работу на 100 баллов (в 2009 году - 43, в 2008 году - 22).
Результатами, наиболее адекватно отражающими реальное состояние школьного образования, могут выступать итоги экзаменов по математике и русскому языку, так как в течение двух последних лет экзамены по данным предметам стали обязательными, т.е. независимой внешней экспертизе подвергались все категории учащихся. В 2009 году общереспубликанский средний балл по математике составил 41,2 (по РФ - 42,9), по русскому языку - 53,95 (по РФ - 56,4).
Полученные результаты объясняются как отсутствием целенаправленной подготовки учащихся к новой форме государственной (итоговой) аттестации, так и рядом причин, которые на данный момент анализируются Министерством образования и науки Республики Татарстан:
- спецификой республиканского базисного учебного плана;
- особенностями образовательного процесса в малокомплектных школах;
- обязательностью (с 2007 года) продолжения получения среднего образования в классах старшей ступени в учреждениях общего образования;
- неэффективным методическим сопровождением образовательного процесса в школах в связи с реорганизацией методической службы в 2006 году, созданием РЦИМК и заменой состава опытных методистов на молодых специалистов.
Одним из ключевых направлений образовательной инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева "Наша новая школа" является выстраивание системы поддержки талантливых детей.
В республике накоплен положительный опыт организации и проведения различных форм работы с одаренными детьми.
В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников и республиканских предметных олимпиадах школьников только на заключительных этапах ежегодно принимают участие около 3,5 тысяч учащихся.
По эффективности участия школьников республики в региональном этапе Всероссийской олимпиады и республиканских олимпиадах определились муниципальные районы-лидеры 2009 года. Это г. Казань, г. Н. Челны, Нижнекамский, Азнакаевский, Бугульминский, Елабужский, Балтасинский, Заинский муниципальные районы.
В феврале 2009 года проведены межрегиональные олимпиады по татарскому языку и татарской литературе среди учащихся 9 - 11 классов образовательных учреждений с этнокультурным (татарским) компонентом содержания образования субъектов Российской Федерации, в которых приняли участие 74 участника из 18 регионов Российской Федерации
Анализ итогов Всероссийской олимпиады школьников 2009 года свидетельствует о том, что на протяжении 5 лет команды школьников РТ занимают 1 место по Приволжскому федеральному округу и прочно удерживают позиции в золотой дюжине после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству победителей и призеров. В этом году 17 школьников Татарстана стали победителями и 41 - призерами Всероссийской олимпиады.
Команда школьников республики продемонстрировала высокую эффективность участия - 53,7% (в 2008 году - 35,9%).
Министерством образования и науки Республики Татарстан ведется целенаправленная работа по выявлению одаренной молодежи через организацию конкурсных мероприятий различной направленности, методического и организационного сопровождения исследовательской и проектной деятельности учащихся как средней, так и начальной школы.
В целом по республике охват участия школьников в интеллектуальных состязаниях всероссийского и международного уровней составляет 5,9%. Наибольшее количество призеров интеллектуальных конкурсных мероприятий всероссийского и международного уровней отмечается в г. г. Казани - 205, Нижнекамске - 150, Бугульме - 137, Набережных Челнах - 93 диплома.
Значительное внимание уделяется формированию исследовательской компетенции учащихся. С целью активизации творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся посредством привлечения их к исследованиям в различных областях науки и культуры Министерством образования и науки совместно с высшими учебными заведениями традиционно проводятся республиканские научно-практические конференции. Ежегодно в них принимают участие более 2 100 учащихся Республики Татарстан и регионов Российской Федерации.
Результативному участию учащихся республики в данных конференциях способствует деятельность научных обществ учащихся. Более 20 тысяч учащихся занимается в 682 ШНО на базе школ и более 4 тысяч на базе учреждений дополнительного образования.
Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно развивать их интеллектуальные и творческие способности.
В апреле 2009 года Республика Татарстан вошла в десятку победителей Всероссийского творческого конкурса по отбору программ субъектов Российской Федерации на лучшую разработку региональной программы развития системы научно-технического творчества обучающихся в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы".
Одним из весомых факторов, влияющих на уровень подготовки учащихся, является квалификация педагога. Качественное образование в первую очередь зависит от удовлетворения потребности отрасли в конкурентоспособных педагогических кадрах.
В этой связи на результаты аттестации педагогических кадров должны влиять качественные показатели образовательного процесса: результаты итоговой аттестации, деятельность по выявлению и поддержке одаренных детей.
В 2008 - 2009 учебном году Министерством образования и науки Республики Татарстан в ходе подготовки и проведения очередной массовой аттестации педагогических кадров продолжена работа по обеспечению участия педагогического сообщества в аттестационных процедурах. В состав независимых экспертных групп включены более 600 высококвалифицированных руководителей и педагогов с целью оценки образовательных результатов 6012 аттестуемых работников, впервые заявивших высшую и первую квалификационную категорию. Впервые проведены специализированные курсы для муниципальных экспертов.
В целях развития инновационного потенциала работников образования внедряются творческие формы аттестации. В г. Набережные Челны (нач. Р.М.Халимов) в план августовских конференций включаются педагогические чтения, мастер-классы, публичные заслушивания авторских проектов и портфолио профессиональных достижений претендентов на высшую квалификационную категорию. В Ново-Савиновском районе г. Казани (нач. И.И.Галиаскар) по инициативе ГИДЦ проводятся обучающие семинары с применением тренингов и деловых игр для вновь назначенных руководящих работников образовательных учреждений, аттестующихся на первую квалификационную категорию.
Мониторинг предпочтений аттестующихся работников при выборе вариативных форм аттестации отражает востребованность компьютерного тестирования (3398 чел., 39% от числа работников, впервые заявивших квалификационные категории), аттестационных курсов (2726 чел., 31%).
Доля учителей, имеющих высшую категорию, увеличилась по сравнению с 2008 годом в среднем на 1 - 2% по каждой образовательной области и составляет 10% от общей численности учителей-предметников (в 2008 г. - 8%). Растет квалификация управленческих кадров системы образования. По сравнению с 2008 годом показатели по наличию высшей категории у руководящих работников образовательных учреждений выросли с 18% до 21%, в инновационных общеобразовательных учреждениях - с 33% до 44%. Наиболее высокие показатели по наличию высшей категории отмечаются в системе среднего профессионального образования - 31%, в том числе по руководящим работникам - 49%.
Вместе с тем следует отметить, что в 17-и муниципальных районах руководство образовательными учреждениями осуществляют лица, не прошедшие обязательную аттестацию. В 8-и муниципальных районах, где показатели по наличию высшей категории значительно ниже республиканских значений (по РТ - 12%), муниципальные методические службы не в полной мере выполняют задачи государственной образовательной политики по обеспечению роста квалификации педагогических работников.
Социально-экономическое развитие Республики Татарстан во многом зависит от кадрового потенциала, качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями профессионального образования.
Во исполнение решения Совета безопасности Республики Татарстан от 31 марта 2008 года в течение 2008 - 2009 учебного года Министерство образования и науки Республики Татарстан совместно с надзорными и правоохранительными органами, органами муниципальной власти осуществляло масштабный контроль деятельности вузовских представительств и филиалов, функционирующих на территории Республики Татарстан. В результате проделанной работы деятельность всех представительств вузов, на базе которых велся образовательный процесс, прекращена.
Необходимо отметить серьезную работу Прокуратуры Республики Татарстан, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, средств массовой информации при выявлении таких структур.
Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с экспертами Рособрнадзора ежеквартально проводится постлицензионный контроль 3 - 4 учреждений высшего профессионального образования и филиалов вузов, расположенных на территории республики.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждена "Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года". Созданы 14 отраслевых образовательных кластера.
В целях более объективной оценки кадровой потребности и возможностей учреждений профессионального образования для качественной подготовки специалистов в 2009 году к согласованию объемов приема на 1 курс были привлечены общественные объединения работодателей. В качестве таковых выступили Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, Ассоциация предприятий и предпринимателей, Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса, Ассоциация содействия бизнесу Республики Татарстан, предприятия и организации республики. В результате совместной работы наметилась тенденция увеличения приема в вузы на бюджетные места по инженерно-техническим специальностям.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ издан 07.05.2008, а не 09.09.2009.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ имеет название "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2009 года "О федеральных университетах" и поправками, внесенными в Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании", в республике начата работа по системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства. Благодаря этим государственным документам исследовательские университеты получили необходимую правовую основу для своей работы.
На базе вышеназванных университетов запланирована подготовка на качественно новом уровне научных и инженерных кадров в высокотехнологичных секторах экономики, а также внедрение в экономику и социальную сферу конкурентоспособных на мировом уровне достижений науки и техники.
Для обеспечения успешного развития национальных исследовательских университетов планируется оказать им поддержку в течение 5 лет на конкурсной основе в рамках комплексной целевой программы развития, которая в настоящее время разрабатывается.
Заслушав и обсудив выступления участников коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан, коллегия Министерства образования и науки Республики Татарстан РЕШИЛА:

Министерству образования и науки Республики Татарстан обеспечить выполнение в 2009 году следующих задач:
1. Сформировать республиканскую систему оценки качества образования как часть инфраструктуры общероссийской системы оценки качества образования.
2. Создать систему общественно-профессиональной (общественно-государственной) экспертизы оценки качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.
3. Создать модель стандартизированного анализа (интерпретации) результатов ЕГЭ для принятия управленческих решений на всех уровнях системы образования.
4. Усилить общественно-государственный контроль на всех этапах организации и проведения ЕГЭ и ГВЭ с широким привлечением всех субъектов образовательного процесса.
5. Разработать механизмы использования результатов ЕГЭ и ГВЭ при осуществлении аккредитационных процедур общеобразовательных учреждений и аттестации руководящих и педагогических кадров.
6. Продолжить работу по модернизации форм и процедур педагогической аттестации.
7. Проводить постоянный мониторинг трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
8. Продолжить работу по оптимизации филиальной сети учреждений высшего профессионального образования в Республике Татарстан.
9. Разработать систему дистанционного обучения для переподготовки и повышения квалификации специалистов, находящихся под риском увольнения.
10. Принять меры по определению учащихся с отклонением в развитии, обучающихся в массовых общеобразовательных школах, в специальные коррекционные учреждения.
11. Увеличить охват выпускников 9-х классов новой формой итоговой аттестации.
12. Усовершенствовать организационно-технологический механизм проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, проводимой по новой форме.
13. Разработать совместно с Академией наук РТ проект "Создание социально-образовательного парка развития одаренных детей".
14. Принять меры по развитию практики деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся.
15. Продолжить работу по расширению системы олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников.
Органам управления образованием муниципальных образований:
1. Сформировать кадровый потенциал специалистов, способных осуществлять функции муниципального контроля за качеством образования, владеющих новыми методами управления качеством.
2. Разработать комплекс мероприятий по подготовке организаторов единого государственного экзамена всех уровней в целях совершенствования организационно-технологических процедур и соблюдения информационной безопасности.
3. Обратить особое внимание на эффективность внутришкольного контроля за прохождением учебных программ, за состоянием преподавания предметов учебного плана и объективностью оценки учебных достижений выпускников общеобразовательных учреждений.
4. Обеспечить системное методическое сопровождение деятельности руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов, направленной на эффективную подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов.
5. Учитывать качественные показатели образовательного процесса: результаты ЕГЭ, ГВЭ, государственной итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования при оценивании деятельности аттестуемых работников общеобразовательных учреждений.
6. Продолжить работу по модернизации форм и процедур педагогической аттестации.
7. Разработать систему мер по подготовке одаренных учащихся к их результативному участию в республиканских олимпиадах.

Министр
А.Х.ГИЛЬМУТДИНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru