МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПИСЬМО
от 16 июля 2009 г. № 5187/9
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
ПО СОСТОЯНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
С целью выявления потребностей в учебных и методических материалах на всех уровнях и проведения статистического анализа согласно решению Комитета Государственной Думы по образованию и Комиссии Общественной палаты по экологической политике и охране окружающей среды Российской Федерации от 6 июня 2008 г. Министерство образования и науки Республики Татарстан организует мониторинг состояния экологического образования и воспитания на территории Республики Татарстан и просит представить информацию о состоянии экологического образования и трудового воспитания в муниципальном образовании за 2008 - 2009 учебный год по прилагаемым формам
в период проведения отчетности (сентябрь, по графику).
Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН
Форма № 1
Экологическое воспитание и образование
1. Работа отдела (управления) образования исполнительного комитета муниципального образования по экологическому воспитанию и образованию:
- наличие районной (городской) программы экологического образования;
- работа методобъединения;
- организация конкурсов, конференций, соревнований, массовых мероприятий со школьниками, работниками образовательных учреждений;
- ответственный (Ф.И.О.) в отделе (управлении), телефон, факс и т.д.
2. По учреждениям дополнительного образования (центры, отделы):
+------------------------+-------------+----------------------------------+
¦Наименование УДО (ДТ, ¦Наличие ¦Наличие экологических кружков в ¦
¦ЦВР, ДК.. независимо от ¦отделов ¦УДО, включая те, что организованы ¦
¦наличия в нем отдела ¦экологии, ¦УДО на базе школ (кол-во, ¦
¦экологии), руководитель,¦руководитель,¦наименование, количественный охват¦
¦телефон ¦телефон ¦детей). Руководители объединений ¦
+------------------------+-------------+----------------------------------+
а) приложить к таблице:
- краткую информацию о деятельности экологического отдела за отчетный период;
- информацию о кружках: по какой программе ведутся занятия, подробное описание практических природоохранных дел, исследовательской деятельности (лучших);
б) другие внешкольные объединения:
- экологические клубы (с описанием работы);
- экологические научные общества (с описанием деятельности);
в) экологические тропы (в краткой форме) - школьные, районные (количество, адреса, маршруты, перечислить остановки, ответственные преподаватели, экскурсоводы, пропускная способность).
3. По общеобразовательным учреждениям (школы):
+-------------------+----------------+------------------+-----------------+
¦Школы, лицеи,¦Школы с¦Школьные ¦Экологические ¦
¦гимназии с¦предметом ¦факультативы по¦кружки в школах¦
¦экологической ¦"экология" ¦экологии, ¦(без участия УДО)¦
¦специализацией ¦ ¦элективные курсы ¦ ¦
+-------------------+----------------+------------------+-----------------+
¦Учреждение, с¦N№ школ, в¦Название, в каких¦Название, по¦
¦какого класса идет¦каких классах¦школах, по каким¦какой программе¦
¦преподавание, какие¦идет ¦программам, охват¦занимаются, охват¦
¦классы и их¦преподавание, ¦детей, возрастная¦детей, возрастная¦
¦количество, сколько¦охват детей, по¦категория ¦категория ¦
¦детей обучается, по¦каким учебникам¦ ¦ ¦
¦каким учебникам ¦занимаются ¦ ¦ ¦
+-------------------+----------------+------------------+-----------------+
В дополнение к таблице: описание образовательного процесса в школе с экологической специализацией или с предметом "экология", научные (конференции, чтения) и практические (месячники, трудовой десант, "патрули", агитбригады) мероприятия.
4. По средним специальным образовательным учреждениям (училища, техникумы):
+------------------------------------+------------------+-----------------+
¦Курсы лекций по экологии ¦Факультативы, ¦Экологические ¦
¦ ¦элективные курсы ¦кружки ¦
+------------------------------------+------------------+-----------------+
¦В какой форме идет преподавание,¦Наименование ¦Название, по¦
¦количество курсов, групп, охват¦курса, по каким¦какой программе,¦
¦детей, по каким учебникам¦программам, охват¦охват детей ¦
¦(программам) ¦детей ¦ ¦
+------------------------------------+------------------+-----------------+
Описать лучший пример, указать участие в практической, исследовательской природоохранной работе, участие в массовых экологических мероприятиях, наличие дружины, научного общества и др.
5. По дошкольным образовательным учреждениям (детские сады):
+------------------------------------+------------------------------------+
¦ДОУ с экологической специализацией¦Спец. часы по экологии в обычных¦
¦(детские сады, ясли, комбинаты) ¦д/с, кружки без участия УДО ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦Наименование ДОУ, охваченное кол-во¦Наименование дошкольных детских¦
¦групп и количество детей в них, по¦учреждений, в которых преподается¦
¦какой программе идет преподавание ¦экология или охрана природы,¦
¦ ¦охваченное кол-во групп и¦
¦ ¦количество детей в них, по какой¦
¦ ¦программе ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
В дополнение к таблице: участие в практических мероприятиях, наличие уголков природы, участков для обучения детей, пример лучшего учреждения.
6. Экологическое образование в вузах:
+------------------------------------+------------------------------------+
¦Наличие курсов по экологии ¦Наличие добровольных общественных¦
¦ ¦студенческих экологических служб,¦
¦ ¦объединений ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦Факультеты, где идет преподавание,¦Название объединения, по каким¦
¦количество часов, групп, охват¦направлениям работает, охват¦
¦студентов, по каким учебникам¦студентов. Указать контактные¦
¦(программам) ¦телефоны и руководителей ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
7. По массовым экологическим мероприятиям:
а) Сведения о проведении в районе, городе:
- слетов и конкурсов, акций (День Земли, Всемирный день окружающей среды и др.), операций ("Первоцвет", "Зеленый патруль", "Елочка" и др.,), месячника по охране окружающей среды;
- экологических олимпиад для младших школьников и среднего звена;
- экологических конференций (тематика, сроки проведения);
- экологических лагерей:
+-------------+-------+------------+-------+-----------+--------+---------+
¦Экологические¦Смены, ¦База и место¦Кто ¦Кол-во ¦Предметы¦Научные ¦
¦лагеря ¦сроки ¦проведения ¦финан- ¦участников,¦и часы ¦исследо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦сирует ¦возраст ¦ ¦вания, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦практика ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и часы ¦
+-------------+-------+------------+-------+-----------+--------+---------+
¦Районные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-------+------------+-------+-----------+--------+---------+
¦Пришкольные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-------+------------+-------+-----------+--------+---------+
В дополнение таблицы: описать опыт лучшего (мероприятия, сценарий, программы занятий, заключительные мероприятия).
б) Участие образовательных учреждений муниципального образования в реализации принципов Декларации прав Земли ("Хартия Земли"). Материал необходимо представить в форме отдельного отчета.
Форма № 2
Учебно-опытные участки (УОУ)
(экологическое и трудовое воспитание учащихся)
Количество учебно-опытных участков -
плодово-ягодных садов -
дендрариев -
питомников -
отделов лекарственных растений -
экологических троп -
Общая площадь УОУ -
Проделано опытов:
по программе -
по заданию ученых вузов и специалистов хозяйств -
Всего собрано с УОУ:
картофеля -
овощей -
плодов и ягод -
Количество подсобных хозяйств -
Количество с/х животных в них:
кроликов -
поросят -
птицы -
ульев -
Количество теплиц:
пленочных -
стационарных -
Количество овощехранилищ -
погребов -
Доход с УОУ (в рублях) -
Количество кружков и учащихся в них:
натуралистических - ; учащихся -
экологических - ; учащихся -
Форма № 3
Ученические производственные бригады (УПБ)
(экологическое и трудовое воспитание учащихся)
Количество ученических и производственных бригад -
Количество учащихся в них -
Закреплено:
земли (га) -
из них в аренду (га) -
вечное пользование (га) -
Закреплено с/х техники:
тракторов -
автомашин -
комбайнов -
Количество звеньев и количество учащихся в них:
арендных - ; учащихся -
семейных - ; учащихся -
коллективных - ; учащихся -
Трудоустроено индивидуально -
Количество рабочих мест, закрепленных за УПБ на животноводческих фермах
и в ремонтных мастерских -
Выращено членами УПБ (т):
зерновых -
овощей -
кормовых культур -
картофеля -
Из их для школьных столовых (картофеля и овощей) - (т)
Выращено и ухожено с/х животных (голов) -
Количество лагерей труда и отдыха для членов УПБ -
Стоимость валовой продукции (руб.) -
Форма № 4
Школьные лесничества (ШЛ)
(экологическое и трудовое воспитание учащихся)
Количество школьных лесничеств -
Количество звеньев по охране природы -
Количество учащихся в ШЛ и звеньях по охране природы -
Общая площадь леса, закрепленная за ШЛ и звеньями по охране природы -
Количество лесохозяйственной техники -
Количество лагерей труда и отдыха -
Выполненная работа:
- посажено леса (га) -
- заложено:
питомников (га) -
полезащитных полос (га) -
- проведен уход за:
лесом (га) -
посадками (га) -
питомниками (га) -
- облесено:
оврагов (га) -
балок (га) -
неудобных земель (га) -
- предотвращено:
пожаров в лесу -
лесонарушений -
- собрано:
семян шишек деревьев и кустарников (ц) -
лекарственно-растительного сырья (ц) -
ягод (ц) -
грибов (ц) -
орехов (ц) -
- сделано:
скворечников -
кормушек -
Объем выполненных работ (руб.) -