Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






О применении документа см. примечание в

Справке

19 октября 1993 годаN 1982-XII


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(в ред. Законов РТ от 02.07.1997 № 1247,
от 17.01.2002 № 1286, от 29.05.2004 № 36-ЗРТ,
от 19.06.2006 № 41-ЗРТ, от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных образовательных уровней, что подтверждается соответствующим документом об образовании.
Уровень образования, воспитания и культуры личности обеспечивается совместными усилиями государства, семьи, общественных объединений и самой личности.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Реализация государственной политики в сфере образования в Республике Татарстан

(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Организационной основой реализации государственной политики в области образования является Комплексная республиканская целевая программа развития образования в Республике Татарстан.

Статья 2. Законодательство Республики Татарстан об образовании

1. Законодательство Республики Татарстан об образовании основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Татарстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан об образовании.
(п. 1 в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Задачами законодательства Республики Татарстан в области образования являются:
- обеспечение и защита конституционного права на образование;
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Татарстан;
- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования;
- абзац утратил силу. - Закон РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ;
(см. текст в предыдущей редакции)
- определение принципов реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Юридические и физические лица, нарушившие законодательство Республики Татарстан об образовании, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 3. Право граждан на образование

1. Граждане в Республике Татарстан имеют право на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
(п. 1 в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии с законом.
2. Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования в Республике Татарстан и социально-экономических условий для получения образования.
3. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законом Республики Татарстан для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан, и муниципальных образовательных учреждений.
(п. 3 в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Исключен. - Закон РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Отдельные категории граждан в соответствии с федеральным законодательством имеют право внеконкурсного поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
(в ред. Законов РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ, от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Республика Татарстан оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
(пункт в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
(пункт в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Государство оказывает содействие на льготных условиях в поступлении в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования победителей и призеров предметных, республиканских, межрегиональных, финальных этапов всероссийских конкурсов, олимпиад, соревнований технического и спортивно-технического профиля.
(п. 7.1 введен Законом РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
9. Исключен. - Закон РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 4. Основные принципы реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан

(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Основными принципами реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан являются:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 5. Национальные образовательные учреждения

(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность национальных образовательных учреждений направлена на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. В национальных образовательных учреждениях обучение и воспитание проводятся на основе концепции развития образования в Республике Татарстан и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

Статья 6. Язык (языки) обучения

1. Граждане Российской Федерации в Республике Татарстан имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
(п. 1 в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.
(в ред. Законов РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ, от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В целях обеспечения качественной подготовки и переподготовки специалистов соответствующих профессий преподавание в учреждениях высшего и среднего профессионального образования ведется на государственных языках Республики Татарстан, а также на иностранных.
4. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с международными соглашениями и соглашениями с субъектами Российской Федерации оказывает содействие в получении необходимого образования на родном языке лицам татарской национальности, проживающим вне территории Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 7. Государственные образовательные стандарты

1. В Республике Татарстан устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и национально-региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
(п. 1 в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов определяют национально-региональные особенности содержания основных образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Республики Татарстан.
(п. 2 в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии устанавливаются специальные (коррекционные) государственные образовательные стандарты.
4. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов утверждаются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан.
5. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Раздел II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Статья 8. Понятие системы образования

(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Система образования в Республике Татарстан представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
(абзац введен Законом РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)

Статья 9. Форма получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании".
(п. 2 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Исключен. - Закон РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 10. Образовательные программы

1. В Республике Татарстан реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
а) общеобразовательные (основные, дополнительные);
б) профессиональные (основные, дополнительные).
2. Основные общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К основным общеобразовательным относятся программы:
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего образования;
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) среднего (полного) общего образования.
4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К основным профессиональным относятся программы:
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
г) послевузовского профессионального образования.
(п. 4 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
(п. 5 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
(п. 5.1 введен Законом РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
5.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
(п. 5.2 введен Законом РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
5.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования.
(п. 5.3 введен Законом РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
6. За пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", на всех уровнях могут иметь место дополнительные (общеобразовательные и (или) профессиональные) образовательные программы.
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(п. 6 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" образовательными стандартами и требованиями.
(п. 7 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 11. Реализация общеобразовательных программ

1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
(п. 1 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Образовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательную программу учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения.
(п. 4 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Трудовая подготовка обучающихся, воспитанников в пределах общеобразовательных программ осуществляется в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в учебных цехах и на участках предприятий, учреждений и организаций, средних специальных, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Обучающиеся, воспитанники, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Статья 12. Учредитель образовательного учреждения
(в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
(в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения;
в) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
г) общественные и религиозные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации;
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.
(в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только органы исполнительной власти Республики Татарстан и (или) федеральные органы исполнительной власти.
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством.

Статья 13. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс через реализацию одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования для взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- учреждения дополнительного образования для детей;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении Республики Татарстан), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
(п. 3 в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Действие законодательства Республики Татарстан в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Республики Татарстан (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений) независимо от их организационно-правовой формы.
(п. 4 в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
6. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
(п. 6 в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами, в порядке, установленном федеральным законом.
(п. 7 в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством, распространяются и на общественные объединения, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
9. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
(п. 9 в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 14. Устав образовательного учреждения

1. Устав образовательного учреждения должен отвечать требованиям, установленным гражданским законодательством, а также в нем в обязательном порядке указываются:
1) Наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения.
2) Учредитель образовательного учреждения.
3) Организационно-правовая форма образовательного учреждения.
4) Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.
5) Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
(в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления;
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).
6) Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
(пп. "а" в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу. - Закон РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. "г" в ред. Закона РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
(пп. "д" введен Законом РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ; в ред. Закона РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

]]>
Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах средств бюджета Республики Татарстан, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
(п. 10.1 введен Законом РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
11. Для педагогических работников образовательных учреждений периодически организуется бесплатное медицинское обследование за счет учредителя.
12. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Статья 53. Поощрение работников образования

За особые заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения, большой вклад в развитие системы образования работники образования могут быть представлены:
- к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий Российской Федерации и Республики Татарстан;
- премированию и другим видам материального поощрения.

Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 54. Международное сотрудничество

1. Органы, осуществляющие управление в области образования, образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.
(в ред. Законов РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ, от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования, переподготовку и повышение квалификации в Республике Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях Республики Татарстан, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и договорами Республики Татарстан в области международной деятельности.
(абзац введен Законом РТ от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
Абзац исключен. - Закон РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Исключен. Закон РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 55. Внешнеэкономическая деятельность

1. Органы, осуществляющие управление в области образования, образовательные учреждения имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Законов РТ от 29.05.2004 № 36-ЗРТ, от 19.06.2006 № 41-ЗРТ, от 03.07.2009 № 26-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Утратил силу. - Закон РТ от 19.06.2006 № 41-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Президент Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ
Казань
19 октября 1993 года
№ 1982-XII



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru