Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2009 г. № 412

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В целях внедрения инновационного подхода к решению проблем социальной изолированности детей-инвалидов, формирования межведомственной системы по оказанию ранней помощи семьям группы риска, профилактики повторных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, отбывших наказание за совершение преступлений и правонарушений, а также их семей Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые долгосрочные республиканские целевые программы:
"Программа активного включения детей-инвалидов и их семей в социальную жизнь по месту жительства в целях улучшения качества и профилактики инвалидного стиля жизни" на 2009 - 2011 годы;
"Формирование межведомственной системы выявления и работы с неблагополучной семьей посредством организации службы участковой социальной помощи, образованной по территориальному принципу" на 2009 - 2011 годы;
"Программа по профилактике повторных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних "Поверь в себя" на 2009 - 2011 годы.
2. Контроль за реализацией указанных программ возложить на управление социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 22 июня 2009 г. № 412

ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОГРАММА АКТИВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ СЕМЕЙ
В СОЦИАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ
КАЧЕСТВА И ПРОФИЛАКТИКИ ИНВАЛИДНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ

Паспорт Программы

+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Наименование Программы    ¦Программа активного включения  детей-инвалидов¦
¦                          ¦и  их  семей в  социальную    жизнь  по  месту¦
¦                          ¦жительства в целях  улучшения      качества  и¦
¦                          ¦профилактики инвалидного стиля жизни  на  2009¦
¦                          ¦- 2011 годы (далее - Программа)               ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Дата принятия решения о   ¦Поручение   Премьер-министра        Республики¦
¦разработке Программы      ¦Татарстан Минниханова  Р.Н.  от  15.01.2009  N¦
¦(дата ее утверждения,     ¦914-МР для   соответствующей    работы      по¦
¦наименование и  номер     ¦организации и участию в конкурсе              ¦
¦соответствующего          ¦                                              ¦
¦нормативного акта)        ¦                                              ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Государственный заказчик  ¦Кабинет Министров Республики Татарстан        ¦
¦Программы                 ¦                                              ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Государственный           ¦Кабинет Министров Республики Татарстан        ¦
¦заказчик - координатор    ¦                                              ¦
¦Программы                 ¦                                              ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Основные разработчики     ¦Министерство  труда,  занятости  и  социальной¦
¦Программы                 ¦защиты  Республики    Татарстан,  Министерство¦
¦                          ¦образования и  науки    Республики  Татарстан,¦
¦                          ¦Национальный фонд защиты  детей  от  жестокого¦
¦                          ¦обращения (г. Москва)                         ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы   ¦Цель Программы:                               ¦
¦                          ¦Создание      межведомственного      механизма¦
¦                          ¦профилактики     возникновения  и  преодоления¦
¦                          ¦социальной   исключенности   (изолированности)¦
¦                          ¦детей-инвалидов и членов их семей.            ¦
¦                          ¦Задачи Программы:                             ¦
¦                          ¦1. Организовать   работу  системы  непрерывной¦
¦                          ¦реабилитации   детей  с  тяжелыми  нарушениями¦
¦                          ¦развития  и  помощи   их   семьям    по  месту¦
¦                          ¦жительства  на  примере  девяти  муниципальных¦
¦                          ¦образований Республики Татарстан;             ¦
¦                          ¦2. Создать службы домашнего  визитирования  на¦
¦                          ¦территории  восьми  муниципальных      районов¦
¦                          ¦Республики      Татарстан        (Лаишевского,¦
¦                          ¦Елабужского,      Зеленодольского,  Заинского,¦
¦                          ¦Лениногорского,                Бугульминского,¦
¦                          ¦Нижнекамского,        Балтасинского)         и¦
¦                          ¦муниципального   образования    г.  Набережные¦
¦                          ¦Челны;                                        ¦
¦                          ¦3.  Создать  условия   для  включения   детей-¦
¦                          ¦инвалидов  в   дошкольное      образовательное¦
¦                          ¦пространство;                                 ¦
¦                          ¦4. Организовать  творческую реабилитацию детей¦
¦                          ¦с  ограниченными   возможностями   посредством¦
¦                          ¦внедрения   программы   подготовки  социальных¦
¦                          ¦волонтеров                                    ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации  ¦Реализация   Программы  будет  осуществлена  в¦
¦Программы                 ¦течение 2009 - 2011 годов в 3 этапа:          ¦
¦                          ¦I этап - 2009 год;                            ¦
¦                          ¦II этап - 2010 год;                           ¦
¦                          ¦III этап - 2011 год                           ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Объем и источники         ¦Для реализации    программных  мероприятий  по¦
¦финансирования Программы  ¦активному включению     детей-инвалидов  и  их¦
¦                          ¦семей в социальную жизнь по  месту  жительства¦
¦                          ¦в целях улучшения    качества  и  профилактики¦
¦                          ¦инвалидного стиля жизни на 2009  -  2011  годы¦
¦                          ¦необходимо  44 098,41 тыс. рублей. Из них:    ¦
¦                          ¦средства бюджета Республики Татарстан - 33 130¦
¦                          ¦тыс. рублей, в том числе: 2009 год   -  7  943¦
¦                          ¦тыс. рублей; 2010 год -   14 877 тыс.  рублей;¦
¦                          ¦2011 год  - 10 310 тыс. рублей;               ¦
¦                          ¦привлекаемые средства Фонда  поддержки  детей,¦
¦                          ¦находящихся в трудной  жизненной  ситуации,  -¦
¦                          ¦10 968,41 тыс. рублей, в том числе:  2009  год¦
¦                          ¦- 1 680,02 тыс. рублей;  2010  год  - 4 685,82¦
¦                          ¦тыс. рублей; 2011 год - 4 602,57 тыс. рублей  ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦Индикаторы          оценки¦Реализация мероприятий      Программы    будет¦
¦результатов     реализации¦оценена по следующим индикаторам:             ¦
¦Программы                 ¦1. Доля   директоров     и        специалистов¦
¦                          ¦экспериментальных         площадок,  обученных¦
¦                          ¦технологии формирования    и      деятельности¦
¦                          ¦рабочих групп  с  целью    организации  работы¦
¦                          ¦системы профилактики инвалидного  стиля  жизни¦
¦                          ¦семей, имеющих детей  с  тяжелыми  нарушениями¦
¦                          ¦развития;                                     ¦
¦                          ¦2. Процентное     соотношение    приобретенной¦
¦                          ¦литературы к общему  объему  фонда  научной  и¦
¦                          ¦методической     литературы  для  специалистов¦
¦                          ¦экспериментальных площадок;                   ¦
¦                          ¦3. Доля   специалистов     службы    домашнего¦
¦                          ¦визитирования,  обученных технологии CBR;     ¦
¦                          ¦4. Доля  социально-реабилитационных  отделений¦
¦                          ¦центров  социального  обслуживания  населения,¦
¦                          ¦улучшивших свое техническое оснащение;        ¦
¦                          ¦5. Доля семей с   детьми      с  ограниченными¦
¦                          ¦возможностями     (не      способных         к¦
¦                          ¦самостоятельному  передвижению)  -  участников¦
¦                          ¦Программы, принявших  участие  в    новогодних¦
¦                          ¦праздниках                                    ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Одним из стратегических направлений социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года является снижение негативных тенденций в жизнедеятельности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, по состоянию на 01.10.2008 в регионе проживают 15,1 тысячи детей-инвалидов <1>.
--------------------------------
<1> www.mtsz.tatar.tu Информационно-аналитические материалы.

График 1

Структура
первичной инвалидности детского населения
Республики Татарстан

Рисунок не приводится.

Снижение первичной инвалидности детского населения происходит преимущественно за счет возрастных категорий от 8 лет и старше. Уровень первичной детской инвалидности в 2008 году среди городских поселений составляет 26,9 на 10 000 лиц младше 18 лет, среди жителей сельской местности среднереспубликанский показатель - 30,5 на 10 000 лиц младше 18 лет. Соотношение показателей остается неизменным на протяжении 2006 - 2008 годов <2>.
--------------------------------
<2> Там же.

За последние три года в Республике Татарстан наблюдается снижение абсолютного количества лиц детского возраста, впервые признанных инвалидами. При этом определяется следующая динамика показателей первичной инвалидности детского населения:
Таблица 1

Уровни первичной инвалидности среди детского населения
в Республике Татарстан <3>

--------------------------------
<3> Информационно-аналитические материалы федерального государственного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (для внутреннего пользования).

+------------------------+---------------+---------------+----------------+
¦      Наименование      ¦   2006 год    ¦   2007 год    ¦    2008 год    ¦
¦       показателя       +-------+-------+------+--------+-------+--------+
¦                        ¦Значе- ¦Динами-¦Значе-¦Динами- ¦Значе- ¦Динамика¦
¦                        ¦  ние  ¦ ка от ¦ ние  ¦ ка от  ¦  ние  ¦от пре- ¦
¦                        ¦ пока- ¦преды- ¦пока- ¦ преды- ¦показа-¦дыдущего¦
¦                        ¦зателя ¦дущего ¦зателя¦ дущего ¦ теля  ¦периода ¦
¦                        ¦       ¦периода¦      ¦периода ¦       ¦        ¦
+------------------------+-------+-------+------+--------+-------+--------+
¦Признаны      инвалидами¦ 29,4  ¦  +2   ¦ 29,1 ¦  -0,3  ¦ 27,9  ¦ -4,13  ¦
¦впервые  в    жизни,  на¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
¦10 000          детского¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
¦населения               ¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
+------------------------+-------+-------+------+--------+-------+--------+
¦Место   среди   регионов¦второе ¦       ¦первое¦        ¦первое ¦        ¦
¦Приволжского            ¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
¦федерального округа     ¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
+------------------------+-------+-------+------+--------+-------+--------+
¦   Распределение по классам болезней, приводящих к инвалидности детей:   ¦
¦ (ранговое место и интенсивный показатель на 10 000 детского населения)  ¦
+------------------------+-------+-------+------+--------+-------+--------+
¦Врожденные     аномалии,¦первое ¦ +2,2  ¦первое¦  -0,4  ¦первое ¦ +3,22  ¦
¦деформации             и¦  6,6  ¦       ¦ 6,2  ¦        ¦  6,4  ¦        ¦
¦хромосомные нарушения   ¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
+------------------------+-------+-------+------+--------+-------+--------+
¦Болезни      центральной¦второе ¦ +0,7  ¦второе¦   0    ¦второе ¦  -2,7  ¦
¦нервной    системы     и¦  5,5  ¦       ¦ 5,5  ¦        ¦  5,1  ¦        ¦
¦органов                 ¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
+------------------------+-------+-------+------+--------+-------+--------+
¦Психические             ¦третье ¦ +0,8  ¦третье¦  +0,1  ¦третье ¦ -14,0  ¦
¦расстройства           и¦  4,9  ¦       ¦ 5,0  ¦        ¦  4,3  ¦        ¦
¦расстройства поведения  ¦       ¦       ¦      ¦        ¦       ¦        ¦
+------------------------+-------+-------+------+--------+-------+--------+

Таким образом, уровень первичной инвалидности среди детского населения в Республике Татарстан остается стабильно высоким, составляет в среднем за отчетный период 28,8 на 10 000 лиц младше 18 лет и занимает первое - второе место среди показателей регионов Приволжского федерального округа.
При этом в общем числе детей, впервые признанных инвалидами, 29,02% имеют патологию, предполагающую преимущественно снижение способности к самообслуживанию (аномалии центральной нервной системы и органов чувств, умственная отсталость, расстройства психического развития, церебральный паралич и другие паралитические расстройства).
Учет количества лиц, впервые признанных инвалидами, в зависимости от вида ограничения жизнедеятельности учреждениями медико-социальной экспертизы не ведется.
97,5% детей, повторно освидетельствованных с целью определения инвалидности, признаются инвалидами <4>.
--------------------------------
<4> Доклад заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Н.В.Бутаевой "О состоянии и перспективах развития социального обслуживания населения в Республике Татарстан", г. Лениногорск, 05.11.2008.

В 2006 - 2008 годах индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР), которая является основным инструментом обеспечения государственной гарантии реализации мероприятий по реабилитации ребенка-инвалида, была разработана для 97,2% детей-инвалидов от общего числа детей, признанных инвалидами.
На основании ИПР в 2008 году реабилитацию прошли 6 050 детей-инвалидов (в 2007 году - 9 600), при этом удельный вес инвалидов, получивших услуги социальной реабилитации в рамках реализации ИПР, к общему количеству инвалидов с разработанными рекомендациями по социальной реабилитации составил 87% (в 2007 г. - 91,2%) <5>.
--------------------------------
<5> Доклад заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Н.В.Бутаевой "О состоянии и перспективах развития социального обслуживания населения в Республике Татарстан", г. Лениногорск, 05.11.2008.

Реабилитационные мероприятия реализуются социальными службами как преемственный процесс. Так, после прохождения основного курса реабилитации на базе центра реабилитации инвалидов или реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями инвалиды направляются в социально-реабилитационные отделения, функционирующие при комплексных центрах социального обслуживания населения в 25 муниципальных образованиях республики.
В целях организации социально-реабилитационного процесса в республике в 2008 году функционировало 14 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, услугами которых воспользовались 8 642 ребенка с ограниченными возможностями. По итогам 2006 - 2008 годов удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов, тем не менее, составляет 38 - 40% <6>.
--------------------------------
<6> Отчет о работе отрасли социальной защиты Республики Татарстан в 2006, 2007, 2008 годах //www.mtsz.tatar.tu Информационно-аналитические материалы.

В деятельности реабилитационных учреждений по восстановлению нарушенных функций у детей-инвалидов используются такие инновационные технологии, как кинезотерапия, кондуктивная терапия, механотерапия, метод "БОС" и ряд других.
По данным мировой статистики, 10 - 12% детей-инвалидов от их общего количества имеют тяжелые нарушения развития, сопровождающиеся нарушениями зрения, коммуникации, познавательного развития, движения. Это дети с детскими церебральными параличами, врожденными генетическими синдромами, аутизмом, серьезными сенсорными нарушениями, множественными нарушениями.
Дети с тяжелыми формами детского церебрального паралича и множественными нарушениями имеют серьезные двигательные проблемы: как правило, они с трудом удерживают свое тело в определенных положениях (сидя, стоя), не передвигаются самостоятельно, зависимы от взрослых в повседневной жизни. В большинстве таких семей отсутствует транспорт, существуют проблемы с тем, чтобы вынести ребенка из квартиры на улицу (нет лифтов, пандусов), много усилий требует одевание детей. Эти обстоятельства не позволяют детям выходить из дома, посещать учреждения образования и социальной защиты.
Уровень снижения познавательного развития некоторых детей, степень их самостоятельности и особенности их поведения также пугают родителей, не позволяя им даже планировать посещение каких-либо учреждений.
Не имея возможности выходить из дома, дети не получают опыта общения с людьми психолого-педагогических специальностей, другими детьми, а большой опыт переживания страданий во время медицинских процедур заставляет их быть настороженными по отношению к чужим людям.
Кроме того, родители детей с тяжелыми нарушениями развития имеют опыт посещения медицинских учреждений и общения с врачами, которые часто не видят развивающих перспектив для ребенка, дают негативные прогнозы. Подобный опыт приводит к тому, что родители настороженно относятся к попыткам специалистов оказать им помощь ("что вы можете для нас сделать?"), начинают ограничивать контакты с любыми профессионалами ("все равно ничего не поможет"). Одновременно с этим у родителей высокая тревога относительно того, чтобы перепоручить заботу о своем ребенке другим людям.
Немаловажным является и отсутствие предложений со стороны учреждений образования и социальной защиты о каких-либо возможностях посещать их. Не развиты системы присмотра и ухода в образовательных учреждениях, отделений дневного пребывания в учреждениях социальной защиты, нет системы доставки детей в учреждения.
Все эти факторы приводят к тому, что дети постоянно находятся дома, изолированы от общества, основной уход за ними осуществляет кто-то из родителей, дети не получают никакого образования.
При этом целью социальной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями является максимально возможное развитие потенциала детей: их двигательных, коммуникативных, познавательных возможностей, навыков повседневной жизни и социального взаимодействия. Основной принцип построения социальной реабилитации - использование для обучения ребенка естественной среды.
Практика показывает, что наиболее эффективный способ развития детей с тяжелыми нарушениями - обучение в естественной среде, там, где ребенок проводит большую часть своего времени, усилиями людей, которые осуществляют за ними уход. Этой средой на первых этапах обучения ребенка является домашняя среда, а основной учитель - родитель, на последующих этапах - те места, куда обычно ходят все дети данного возраста (детский сад, детские площадки, детские центры). Успешность такого обучения связана с тем, что все новые умения и навыки, которые приобретает ребенок, нужны ему в повседневной жизни, используются (тренируются) регулярно и многократно, осваиваются постепенно, при этом "учитель" имеет время, терпение и сильное желание научить своего ребенка новому.
Первостепенной задачей в организации первого этапа реабилитационного процесса усилиями родителей в естественной домашней среде является обучение родителей быть тренерами для своих детей. Решение этой задачи возможно посредством организации домашних визитов в семью компетентных специалистов, в обязанности которых входят:
исследование образа жизни ребенка и его потребностей в развитии и обучении навыкам повседневной жизни;
обсуждение с родителями возможных путей обучения ребенка;
проведение развивающих занятий с парой мама - ребенок для обучения родителей тренерским навыкам;
поддержка родителей, развитие их компетентности;
предоставление ребенку нового безопасного опыта общения с людьми.
Подобные домашние визиты часто становятся началом обучения детей и приводят к расширению их социального опыта, а родители больше доверяют специалистам. Именно домашние визитеры, которые приходят в семью регулярно, поддерживают с родителями и ребенком определенные отношения, могут стать проводником семьи в социальную жизнь. Они помогают семье найти возможности (внутренние душевные ресурсы, волонтеров-сопровождающих, самодельные пандусы, бесплатный транспорт) для начала посещения досуговых мероприятий, которые проводятся в образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты.
Постепенно, получая поддержку от домашнего визитера, семья может расширять свои выходы, переходя от посещения единичных досуговых мероприятий к регулярным посещениям с ребенком развивающих занятий и кружков. Ребенок получает возможность обучаться в более широкой естественной детской среде. Таким образом, через систему домашних визитов происходит интеграция и включение ребенка и семьи в социальную жизнь, изменение их позиции от закрытости и изолированности к желанию общаться и участвовать в жизни общества.
Реабилитация ребенка и помощь его семье по месту жительства не должна и не может базироваться на создании дорогостоящих реабилитационных центров и предоставлении стационарных услуг, так как строительство, оборудование, содержание учреждений и оплата труда работников стоят очень дорого, особенно если привлекать высокопрофессиональные кадры.
Более того, когда реабилитация проводится только в учреждениях, люди, которые живут рядом с ребенком, у которого есть ограничение жизнедеятельности, обычно не включены в программу реабилитации.
В связи с вышеизложенным актуальной является реализация долгосрочной целевой программы, которая позволит сделать систему реабилитационной помощи:
непрерывной;
менее затратной;
эффективной для нормализации повседневной жизни ребенка и семьи.
Таким образом, можно обозначить следующие меры, способствующие комплексной реабилитации детей-инвалидов и их семей:
открытие отделений домашнего визитирования (социального патронажа) для включения членов семьи ребенка-инвалида в процесс его реабилитации, нормализации повседневной домашней жизни ребенка и семьи, создания условий для максимально возможного развития ребенка, формирования у него навыков независимой жизни;
создание условий для включения детей-инвалидов в образовательное и досуговое пространство по месту жительства;
образование и поддержка семьи в процессе реабилитации ребенка. Создание условий для активного участия семьи в жизни общества.
В рамках настоящей Программы сложившуюся систему реабилитационных услуг планируется дополнить за счет:
1. Создания четырехзвенной системы реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям. В том числе будет создано звено первичной реабилитации и служба домашнего визитирования.
2. Внедрения новых подходов и методов работы, позволяющих развить способности ребенка настолько, насколько позволяет его реабилитационный потенциал.
3. Внедрения новых методов профессионального мониторинга развития ребенка.
В рамках Программы будут внедрены следующие звенья реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям по месту жительства:
1. Звено первичной реабилитации по месту жительства ребенка (родители и другие члены семьи). В задачи первичного звена входит оказание реабилитационной помощи ребенку в повседневной жизни.
2. Служба домашнего визитирования. В ее задачу входят выявление детей-инвалидов, оценка их жизнедеятельности и потребностей, планирование и реализация программы обучения родителей навыкам помощи ребенку, оценка эффективности помощи, профессиональный мониторинг развития ребенка.
3. Звено супервизорской поддержки (муниципальный уровень). Осуществляет профессиональный контроль качества деятельности службы домашнего визитирования, разбор трудных случаев, обучение кураторов из службы домашнего визитирования. Кроме того, на муниципальном уровне в звено супервизорской поддержки входят специалисты-консультанты учреждений образования, здравоохранения, соцзащиты для консультирования по узкоспециализированным вопросам.
4. Звено супервизорской поддержки (республиканский уровень). Специалист Республиканского центра социально-психологической помощи населению "Зеркало" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан осуществляет профессиональный контроль качества деятельности супервизоров в муниципальных образованиях.
Для практической реализации перечисленных мер необходимы внедрение межведомственного подхода, учет социальной инфраструктуры, существующих на территории каждого муниципального образования общественных служб, наличие в них персонала, существование некоммерческих общественных организаций.
В предлагаемой к внедрению системе непрерывной реабилитации куратор семьи (им может быть специалист по социальной работе, медицинский работник, педагог, представитель волонтерского объединения; мама из общества матерей, имеющих детей-инвалидов, и др.) осуществляет домашние визиты в семьи, имеющие ребенка-инвалида, для проведения обучения и тренировок формирования функциональных навыков у детей, а также обучения членов семьи самостоятельному проведению тренировок с ребенком.
]]>
¦                 ¦Методическое    ¦Формирование   ¦  2009 -  ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦обеспечение     ¦комплекса      ¦ 2011 гг. ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦системы         ¦социальных     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦непрерывного    ¦технологий   по¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦социального     ¦работе с семьей¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦сопровождения   ¦и       детьми,¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  228,0   ¦  431,0   ¦   108,0  ¦
¦                 ¦несовершеннолет-¦находящимися  в¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦них правонаруши-¦социально      ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦телей, отбывших ¦опасном        ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦наказание     за¦положении,    в¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦совершение      ¦том  числе    с¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦преступлений   и¦несовершенно-  ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦правонарушений  ¦летними,       ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦находящимися  в¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦конфликте     с¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦законом        ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                +---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦                ¦Разработка    и¦  2009 -  ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦                ¦издание        ¦ 2011 гг. ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦                ¦методических,  ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦                ¦информационных ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦                ¦и    справочных¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦                ¦материалов    и¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  132,0   ¦  376,0   ¦  258,0   ¦
¦                 ¦                ¦рекомендаций   ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                +---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦                ¦Оснащение      ¦  2009 -  ¦Доля          ¦     ¦ 40 ¦ 60 ¦ 60 ¦ Средства ¦ Средства ¦ Средства ¦
¦                 ¦                ¦учреждений     ¦ 2011 гг. ¦учреждений   -¦     ¦    ¦    ¦    ¦  фонда   ¦  фонда   ¦  фонда   ¦
¦                 ¦                ¦диагности-     ¦          ¦участников    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  209,0,  ¦  295,0   ¦  215,0   ¦
¦                 ¦                ¦ческими        ¦          ¦Программы,    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦методиками     ¦          ¦оснащенных    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦диагности-    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦ческими       ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦методиками,  в¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦общем         ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦количестве    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦   458,0  ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦учреждений   -¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦участников    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦Программы, %  ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 +----------------+---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦Обучение        ¦Проведение     ¦Сентябрь -¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ Средства ¦ Средства ¦ Средства ¦
¦                 ¦специалистов,   ¦обучающих      ¦  ноябрь  ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  фонда   ¦  фонда   ¦  фонда   ¦
¦                 ¦участвующих    в¦семинаров,     ¦ 2009 г., ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  164,0,  ¦  257,0,  ¦  257,0,  ¦
¦                 ¦межведомственной¦тренингов   для¦сентябрь -¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦системе         ¦специалистов  -¦  ноябрь  ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦непрерывного    ¦участников     ¦ 2010 г., ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦сопровождения   ¦проекта,       ¦сентябрь -¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦несовершенно-   ¦волонтерской   ¦  ноябрь  ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦летних, отбывших¦группы         ¦ 2011 г.  ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦наказание     за¦поддержки      ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  130,0   ¦  379,0   ¦  324,0   ¦
¦                 ¦совершение  пра-¦               ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦вонарушений  или+---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦преступлений,  и¦Сбор    данных,¦  2009 -  ¦-             ¦  -  ¦  - ¦ -  ¦  - ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦мониторинг      ¦отслеживание   ¦ 2011 гг. ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦деятельности    ¦результатов    ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦учреждений      ¦реализации,    ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦                ¦подготовка     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦                ¦отчетов       о¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦   54,0   ¦  252,0   ¦  241,0   ¦
¦                 ¦                ¦деятельности, в¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦том   числе   и¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦финансовой     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦отчетности,    ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦подготовка     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦рекомендаций по¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦механизмам     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦управления     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦деятельностью  ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦отделений,     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦регламента     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦работы         ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦специалистов   ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 +----------------+---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦Организация     ¦Проведение     ¦  2009 -  ¦Доля  несовер-¦     ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ Средства ¦ Средства ¦ Средства ¦
¦                 ¦социализации   и¦комплекса      ¦ 2011 гг. ¦шеннолетних   ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  фонда   ¦  фонда   ¦  фонда   ¦
¦                 ¦реабилитации    ¦мероприятий  по¦          ¦воспитанников ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  482,0,  ¦  622,0,  ¦  172,0,  ¦
¦                 ¦подростков,     ¦правовой, анти-¦          ¦учреждений    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦отбывших наказа-¦наркотической, ¦          ¦закрытого  ти-¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦ние за  соверше-¦спортивной    и¦          ¦па,  принявших¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦ние правонаруше-¦досуговой      ¦          ¦участие      в¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦ний,  преступле-¦направленности ¦          ¦мероприятиях  ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦ний             ¦для            ¦          ¦спортивной   и¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦                ¦воспитанников  ¦          ¦досуговой     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  1 164,0 ¦  2 569,0 ¦  1 284,0 ¦
¦                 ¦                ¦Казанской      ¦          ¦направленнос- ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦воспитательной ¦          ¦ти, в    общем¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦колонии,       ¦          ¦количестве    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦Раифского      ¦          ¦воспитанников ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦спецучилища,   ¦          ¦учреждений    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦Республиканской¦          ¦закрытого     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦спецшколы      ¦          ¦типа, %       ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦закрытого типа,¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦Центра         ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦временного     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦содержания     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦несовершенно-  ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦летних   право-¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦нарушителей    ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦Министерства   ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦внутренних  дел¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦по   Республике¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦Татарстан,    а¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦также по  месту¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦жительства     ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦несовершенно-  ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦летних,        ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦отбывших       ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦наказание     и¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦вернувшихся   в¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦социум         ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                +---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦                ¦Оснащение      ¦  2009 -  ¦Доля  учрежде-¦     ¦ 60 ¦ 65 ¦ 70 ¦ Средства ¦ Средства ¦    -     ¦
¦                 ¦                ¦оборудованием  ¦ 2011 гг. ¦ний  закрытого¦     ¦    ¦    ¦    ¦  фонда   ¦  фонда   ¦          ¦
¦                 ¦                ¦мастерских     ¦          ¦типа для несо-¦     ¦    ¦    ¦    ¦  15,0,   ¦  132,0,  ¦          ¦
¦                 ¦                ¦учреждений     ¦          ¦вершеннолет   ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦закрытого  типа¦          ¦них,  оснащен-¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦                ¦для несовершен-¦          ¦ных оборудова-¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦                ¦нолетних       ¦          ¦нием для  мас-¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦терских,     в¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦общем    коли-¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦честве  учреж-¦     ¦    ¦    ¦    ¦  318,0   ¦  1 008,0 ¦  1 010,0 ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦дений закрыто-¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦готипа     для¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦несовершенно- ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦летних, %     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                +---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦                ¦Организация    ¦  2009 -  ¦Доля          ¦     ¦ 60 ¦ 65 ¦ 70 ¦ Средства ¦ Средства ¦    -     ¦
¦                 ¦                ¦клубной        ¦ 2011 гг. ¦учреждений   -¦     ¦    ¦    ¦    ¦  фонда   ¦  фонда   ¦          ¦
¦                 ¦                ¦деятельности   ¦          ¦участников    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  186,0,  ¦  178,0,  ¦          ¦
¦                 ¦                ¦для несовершен-¦          ¦Программы,    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦нолетних,      ¦          ¦организовавших¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦                ¦находящихся   в¦          ¦клубную       ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦                ¦воспитательных ¦          ¦деятельность, ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦                ¦учреждениях    ¦          ¦в общем       ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦                ¦закрытого типа,¦          ¦количестве    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦                ¦и  по     месту¦          ¦учреждений   -¦     ¦    ¦    ¦    ¦  152,0   ¦  347,0   ¦  315,0   ¦
¦                 ¦                ¦жительства     ¦          ¦участников    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦подростков     ¦          ¦Программы, %  ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                +---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦                ¦Организация    ¦  2009 -  ¦Доля  несовер-¦     ¦ 60 ¦ 65 ¦ 70 ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦                ¦межведомст-    ¦ 2011 гг. ¦шеннолетних  с¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦                ¦венной         ¦          ¦разработанными¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦                ¦деятельности по¦          ¦и реализуемыми¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦                ¦оказанию помощи¦          ¦индивидуальны-¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦                ¦несовершенно-  ¦          ¦ми программами¦     ¦    ¦    ¦    ¦   254,0  ¦  584,0   ¦   519,0  ¦
¦                 ¦                ¦летним,        ¦          ¦социальной    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦отбывшим       ¦          ¦реабилитации в¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦наказание    за¦          ¦общем         ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦правонарушения ¦          ¦количестве    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦и преступления ¦          ¦воспитанников,¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦выпущенных  из¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦учреждений    ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦закрытого     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦типа, %       ¦     ¦    ¦    ¦    ¦          ¦          ¦          ¦
¦                 ¦                +---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+
¦                 ¦                ¦Организация,   ¦  2009 -  ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ за счет  ¦ за счет  ¦ за счет  ¦
¦                 ¦                ¦обучение       ¦ 2011 гг. ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ средств  ¦ средств  ¦ средств  ¦
¦                 ¦                ¦волонтерской   ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦ бюджета  ¦
¦                 ¦                ¦группы         ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Республики¦Республики¦Республики¦
¦                 ¦                ¦поддержки      ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦Татарстан ¦Татарстан ¦Татарстан ¦
¦                 ¦                ¦               ¦          ¦              ¦     ¦    ¦    ¦    ¦  187,0   ¦  503,0   ¦  224,0   ¦
+-----------------+----------------+---------------+----------+--------------+-----+----+----+----+----------+----------+----------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru