23 марта 2006 года | N 24-ЗРТ |
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОРЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
16 февраля 2006 года
(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ
, № 68-ЗРТ
,
от 31.07.2009 № 42-ЗРТ
,
с изм., внесенным Законом РТ от 20.12.2008 № 124-ЗРТ
)
Статья 1
Утвердить Программу
"Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) (прилагается).
Статья 2
Кабинету Министров Республики Татарстан:
при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2007 - 2010 годы предусматривать средства для реализации указанной Программы
;
разработать нормативные правовые акты для реализации указанной
Программы
и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Татарстан
М.Ш.ШАЙМИЕВ
Казань, Кремль
23 марта 2006 года
№ 24-ЗРТ
Приложение
к Закону Республики Татарстан
"Об утверждении Программы
"Энергоресурсоэффективность
в Республике Татарстан
на 2006 - 2010 годы"
ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОРЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ
,
№ 68-ЗРТ
, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ
)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Возобновляемые топливно-энергетические ресурсы - природные энергоносители, постоянно пополняемые в результате естественных (природных) процессов.
Вторичные топливно-энергетические ресурсы (ВЭР) - топливно-энергетические ресурсы, полученные как отходы или побочные продукты (сбросы и выбросы) производственного технологического процесса.
Износ фондов - изменение естественных свойств и параметров основных фондов в процессе эксплуатации.
Материалоемкость продукции - отношение материальных затрат на производство продукции к стоимости товарной продукции в сопоставимых ценах.
Показатель энергетической эффективности - абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса.
Продукция - материальный продукт труда, добытый или изготовленный (выработанный) в конкретном производственном процессе и предназначенный для удовлетворения общественной или личной потребности.
Рациональное использование ресурсов - достижение максимальной эффективности использования ресурсов в хозяйстве при существующем уровне развития техники и технологии с одновременным снижением техногенного воздействия на окружающую среду.
Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - использование топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающее достижение максимальной при существующем уровне развития техники и технологии эффективности, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду и других требований общества.
Ресурсоемкость процессов, продукции, работ и услуг - совокупность структурно-технических свойств, определяющих возможность изготовления продукции, ремонта и утилизации, а также выполнения работ и оказания услуг с установленными затратами и потерями ресурсов в технологических циклах. Определяет показатели ресурсоиспользования и ресурсосбережения.
Ресурсосбережение - деятельность (организационная, экономическая, техническая, научная, практическая, информационная), методы, процессы, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла объектов и направленных на рациональное использование и экономное расходование ресурсов. Различают энергосбережение и материалосбережение.
Ресурсоиспользование - естественное или целенаправленное использование (расход) ресурсов различных видов (материальных, энергетических, интеллектуальных, трудовых, информационных, финансовых, временных, в том числе первичных и вторичных, традиционных и нетрадиционных) на стадиях жизненного цикла объекта (изделия, продукции, процесса) и при оказании услуг на данном уровне развития общества.
Ресурсы - ценности, запасы, возможности, источники дохода в государственном бюджете. В общем виде ресурсы делятся на природные (материальные, энергетические и т.д.) и экономические (трудовые, финансовые, интеллектуальные и т.д.).
Ресурсоэкономичность продукции, работ и услуг - совокупность эксплуатационных свойств, характеризующих техническое совершенство продукции, а также работ и услуг по степени расходования и использования различных ресурсов с достижением определенного полезного эффекта в заданных условиях функционирования. Определяет показатели ресурсоиспользования и ресурсосбережения.
Топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР) - совокупность природных и производственных энергоносителей, запас энергии которых при существующем уровне развития техники и технологии доступен для использования в хозяйственной деятельности.
Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Экономическая оценка ресурсосбережения - совокупность технико-экономических методов определения уровня экономии ресурсов в результате внедрения, осуществления ресурсосберегающих мероприятий в натуральном и стоимостном выражении. На уровне предприятия исчисляется показателем прибыли, на уровне хозяйства страны - снижением материало-, металло- и энергоемкости национального дохода.
Экономия ТЭР - сравнительное в сопоставлении с базовым, эталонным значением сокращение потребления ТЭР на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества без нарушения экологических и других ограничений в соответствии с требованиями общества.
Экономное расходование ресурсов - относительное сокращение расходования ресурсов, выражающееся в снижении их удельных расходов на производство единицы конкретной продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества с учетом социальных, экологических и прочих ограничений.
Энергетический паспорт потребителя ТЭР - нормативный документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности объектом производственного назначения, включающий в себя энергосберегающие мероприятия.
Энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности их использования и выработки экономически обоснованных мер по их повышению.
Энергоемкость производства продукции - величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы.
Энергосберегающая политика - комплексное системное проведение на государственном уровне программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для рационального использования и экономного расходования ТЭР.
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) ТЭР и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
ЭРКО - сервисные энергоресурсосберегающие компании.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Программа "Энергоресурсоэффективность в ¦
¦Программы ¦Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы" ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Основания для разработки ¦Закон
Республики Татарстан "Об утверждении ¦
¦Программы ¦Программы социально-экономического развития ¦
¦ ¦Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы"; ¦
¦ ¦Закон
Республики Татарстан "Об ¦
¦ ¦энергосбережении"; ¦
¦ ¦Послание
Президента Республики Татарстан ¦
¦ ¦Государственному Совету Республики Татарстан ¦
¦ ¦"О положении в республике и основных ¦
¦ ¦направлениях социально-экономической политики ¦
¦ ¦в 2003 году"; ¦
¦ ¦Постановление Государственного Совета ¦
¦ ¦Республики Татарстан от 27 апреля 2001 г. № ¦
¦ ¦722 "О проекте Хартии Земли"; ¦
¦ ¦Постановление
Кабинета Министров Республики ¦
¦ ¦Татарстан от 11 апреля 2003 г. № 199 "Об ¦
¦ ¦утверждении Концепции эффективного ¦
¦ ¦использования ресурсов в Республике ¦
¦ ¦Татарстан"; ¦
¦ ¦Постановление
Кабинета Министров Республики ¦
¦ ¦Татарстан от 22 декабря 2004 г. № 552 "О ходе ¦
¦ ¦выполнения Республиканской целевой программы ¦
¦ ¦"Энергосбережение в Республике Татарстан на ¦
¦ ¦2000 - 2005 годы" и задачах на 2005 год" ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Кабинет Министров Республики Татарстан ¦
¦заказчик ¦ ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Министерство промышленности и торговли Республики¦
¦Программы ¦Татарстан, ¦
¦ ¦Центр энергосберегающих технологий Республики ¦
¦ ¦Татарстан при Кабинете Министров Республики ¦
¦ ¦Татарстан ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ
, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ
) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство промышленности и торговли Республики¦
¦Программы ¦Татарстан; ¦
¦ ¦Министерство экологии и природных ресурсов ¦
¦ ¦Республики Татарстан; ¦
¦ ¦Центр энергосберегающих технологий Республики ¦
¦ ¦Татарстан при Кабинете Министров Республики ¦
¦ ¦Татарстан, министерства, ведомства, предприятия и¦
¦ ¦организации Республики Татарстан; научные и ¦
¦ ¦научно-учебные учреждения и организации ¦
¦ ¦Республики Татарстан ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ
, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ
) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели Программы ¦Реализация стратегии комплексного ¦
¦ ¦эффективного использования ТЭР и других ¦
¦ ¦материальных ресурсов при неуклонном ¦
¦ ¦повышении качества жизни, ¦
¦ ¦конкурентоспособности выпускаемой в ¦
¦ ¦республике продукции и сохранении природных ¦
¦ ¦систем, формирование эффективного рынка труда, ¦
¦ ¦оперативно обеспечивающего работодателя рабочей ¦
¦ ¦силой необходимой квалификации, а работника - ¦
¦ ¦работой, достойной заработной платой и условиями ¦
¦ ¦труда, отвечающими требованиям охраны и ¦
¦ ¦безопасности труда ¦
¦(в ред. Закона
РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦Создание оптимальных нормативно-правовых, ¦
¦ ¦организационных и экономических условий для ¦
¦ ¦реализации стратегии энергоресурсосбережения; ¦
¦ ¦совершенствование механизмов финансирования и ¦
¦ ¦реализации программ и проектов ¦
¦ ¦энергоресурсосбережения; ¦
¦ ¦создание и использование прогрессивной ¦
¦ ¦техники, технологий и материалов, ¦
¦ ¦обеспечивающих качественное улучшение ¦
¦ ¦эффективности энергоресурсопотребления в ¦
¦ ¦экономике республики и повышение ее экспортного ¦
¦ ¦потенциала, обеспечение сбалансированности ¦
¦ ¦профессиональной квалификационной структуры ¦
¦ ¦спроса и предложения рабочей силы и обеспечение ¦
¦ ¦достойного труда ¦
¦(в ред. Закона
РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2006 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Система ¦Основные программные мероприятия: ¦
¦программных ¦реализация организационно-технических решений ¦
¦мероприятий ¦по повышению энергоресурсоэффективности; ¦
¦ ¦внедрение прогрессивной ¦
¦ ¦энергоресурсосберегающей техники и ¦
¦ ¦технологий, модернизация и обновление ¦
¦ ¦основных фондов в промышленности, жилищно- ¦
¦ ¦коммунальном секторе и сельском хозяйстве; ¦
¦ ¦разработка нормативных правовых актов по ¦
¦ ¦повышению инвестиционной привлекательности ¦
¦ ¦энергоресурсосбережения, внедрению ¦
¦ ¦высокотехнологичных энергоресурсосберегающих ¦
¦ ¦проектов в производство, стимулированию ¦
¦ ¦развития специализированного бизнеса в ¦
¦ ¦области энергоресурсоэффективности; ¦
¦ ¦оптимизация и модернизация систем ¦
¦ ¦энергоснабжения городов и районов республики; ¦
¦ ¦развитие системы энергоресурсоменеджмента на ¦
¦ ¦объектах бюджетной сферы республики и в ¦
¦ ¦реальном секторе экономики; ¦
¦ ¦совершенствование системы индикативного ¦
¦ ¦управления и мониторинга проектов и программ ¦
¦ ¦энергоресурсосбережения; ¦
¦ ¦развитие системы непрерывного многоуровневого ¦
¦ ¦образования в области энергоресурсосбережения, ¦
¦ ¦информационного и консультационного сопровождения¦
¦ ¦инвестиционных и инновационных проектов в области¦
¦ ¦энергоресурсоэффективности, планирование трудовых¦
¦ ¦ресурсов, формирование системы трудового ¦
¦ ¦воспитания и профориентационная работа с ¦
¦ ¦молодежью, формирование образовательных ¦
¦ ¦кластеров, информационное обеспечение рынка ¦
¦ ¦труда, регулирование миграционных процессов, ¦
¦ ¦повышение уровня доходов работающего населения, ¦
¦ ¦совершенствование кадровой политики на ¦
¦ ¦производстве, развитие системы внутрифирменной ¦
¦ ¦подготовки кадров, обеспечение соблюдения ¦
¦ ¦трудового законодательства, социальная поддержка ¦
¦ ¦и дополнительные гарантии слабозащищенным ¦
¦ ¦категориям работников, развитие социального ¦
¦ ¦партнерства в сфере труда ¦
¦(в ред. Закона
РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Система организации ¦Министерство промышленности и торговли Республики¦
¦контроля за выполнением ¦Татарстан; ¦
¦Программы ¦Министерство экологии и природных ресурсов ¦
¦ ¦Республики Татарстан; ¦
¦ ¦Центр энергосберегающих технологий Республики ¦
¦ ¦Татарстан при Кабинете Министров Республики ¦
¦ ¦Татарстан ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ
, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ
) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Источники финансирования ¦Средства бюджета Республики Татарстан и ¦
¦Программы ¦другие источники, не запрещенные действующим ¦
¦ ¦законодательством ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Планируемые результаты ¦В результате выполнения Программы создается ¦
¦ ¦нормативно-правовая база ресурсосбережения, ¦
¦ ¦запускаются финансово-экономические ¦
¦ ¦механизмы реализации проектов и программ ¦
¦ ¦энергоресурсосбережения. Реализуются проекты ¦
¦ ¦по внедрению энерго- и ресурсосберегающей ¦
¦ ¦техники и технологий, производству ¦
¦ ¦энергетически эффективных материалов и ¦
¦ ¦оборудования, повышается ¦
¦ ¦ресурсоэффективность экономики, снижаются ¦
¦ ¦выбросы вредных веществ и потребление ¦
¦ ¦невозобновляемых ресурсов в Республике ¦
¦ ¦Татарстан, улучшается экологическая обстановка, ¦
¦ ¦повышается качество трудовых ресурсов и ¦
¦ ¦и обеспечивается необходимыми кадрами экономика ¦
¦ ¦республики ¦
¦(в ред. Закона
РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
ВВЕДЕНИЕ
Как было отмечено в Послании
Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан "О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году", ресурсоэффективность является генеральной линией повышения конкурентоспособности республики.
Политика ресурсоэффективности является составляющей общей стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан. Ее основные принципы - минимизация удельных затрат первичных ресурсов на единицу продукции, максимальное использование вторичных и возобновляемых ресурсов, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду при безусловном соблюдении технологических условий, обеспечивающих качество продукции.
Настоящая Программа нацелена на решение задач повышения эффективности использования топливно-энергетических и других материальных ресурсов в реальном секторе экономики, жилищно-коммунальном секторе и бюджетной сфере Республики Татарстан.
Основой для разработки Программы являются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан. Программа разработана в соответствии с Законом
Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. № 1816 "Об энергосбережении", Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 27 апреля 2001 г. "О проекте Хартии Земли", Посланием
Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан "О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году", Концепцией
эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 г. № 199.
Приоритетом является развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей рост валового регионального продукта (далее - ВРП), рост инновационной продукции в составе ВРП, увеличение доли ВРП от предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации принята Энергетическая стратегия на период до 2020 года, в соответствии с которой в Российской Федерации предполагается двукратное снижение энергоемкости валового внутреннего продукта.
В соответствии с Концепцией
эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан в республике приняты и действуют Положение
о разработке производственных, отраслевых, ведомственных и территориальных программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан, стандарт
Республики Татарстан "Системы управления ресурсосбережением", которые заложили основы государственной политики ресурсоэффективности. Разработан и реализуется ряд отраслевых и производственных программ ресурсоэффективности. Таким образом, в Республике Татарстан формируется стратегия эффективного использования всех видов ресурсов, обеспечивающая сбалансированное решение социально-экономических задач вместе с проблемами сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
Обеспечение ресурсоэффективности экономики - это сложная проблема, решаемая комплексом взаимосвязанных программ в рамках Программы социально-экономического развития Республики Татарстан.
Настоящая Программа нацелена на решение задачи повышения эффективности использования топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов в реальном секторе экономики, жилищно-коммунальном секторе и бюджетной сфере Республики Татарстан.
(в ред. Закона
РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Программа определяет основные направления государственной политики и индикаторы в области эффективного использования ресурсов. Конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, объемов и источников финансирования должны быть включены в отраслевые, региональные программы энергоресурсоэффективности, а также в программы промышленных предприятий.
На эффективность экономики и экологическую обстановку в республике оказывают значительное влияние топливно-энергетические ресурсы. Поэтому повышение энергоэффективности остается одним из основных приоритетов республиканской политики ресурсоэффективности.
Однако с учетом экономических условий, сложившихся в Республике Татарстан, успехов, достигнутых в реализации программы энергосбережения, дальнейшее повышение эффективности топливно-энергетических ресурсов неразрывно связано с повышением эффективности использования других материальных ресурсов, участвующих в производстве и потреблении, эффективного использования основных фондов, повышения производительности труда.
Обеспечение эффективности экономики республики возможно только на основе стратегического планирования комплексных программ энергоресурсоэффективности, включающих мероприятия по модернизации основных фондов, повышению качества управления и квалификации производственного персонала, привлечения масштабных инвестиций.
Необходимым условием реализации настоящей Программы является использование накопленного научно-технического потенциала и нового инновационного мышления, повышение инвестиционной привлекательности энергоресурсоэффективности как нового специализированного вида деятельности.
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
1.1. Тенденции изменения энергоресурсоэффективности
в Республике Татарстан
В настоящее время в Республике Татарстан сложилась устойчивая тенденция роста материального производства и качества жизни населения. За период 2000 - 2005 гг. рост ВРП составил около 30%. При этом изменилась структура экономики в пользу отраслей с высокой степенью переработки первичных ресурсов, растет эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.
Динамика изменения энергетических ресурсов в производстве товарной продукции и оказании услуг в республике показывает тенденцию к стабилизации потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (газа, мазута, угля) в 2000 - 2005 гг. на уровне 17 млн. тонн условного топлива. Это обусловлено тем, что в Республике Татарстан в 2000 - 2005 гг. проведена целенаправленная работа по реализации Республиканской целевой программы
"Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы".
Оценка эффективности реализации Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 гг. " основана на использовании системы индикаторов: энерго-, электро- и теплоемкости ВРП и продукции промышленности и сельского хозяйства в сопоставимых ценах. В качестве индикатора эффективного использования ТЭР энергопроизводящих предприятий используется отношение массы условного топлива к отпущенной электрической или тепловой энергии. Оценка эффективности потребления энергии населением и бюджетными организациями проводится с помощью индикатора, равного отношению потребления тепловой или электрической энергии к общей площади жилых домов или бюджетных организаций.
Достигнутые и прогнозные значения основных индикаторов Республиканской целевой программы
"Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы" приведены в таблице 1.1
.
Основные индикаторы Программы "Энергосбережение
в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы"
Таблица 1.1
+-------------------------------+-----------------------------------------+
¦ Наименование индикатора ¦ Значение индикатора ¦
¦ +-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 2001 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦
¦ +-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ Фактическое ¦ Фактическое ¦ Оценка ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления ¦ 76,78 ¦ 62,58 ¦ 60,61 ¦
¦первичных энергоресурсов к ¦ ¦ ¦ ¦
¦объему ВРП в ценах 2000 г., ¦ ¦ ¦ ¦
¦т.у.т. млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления ¦ 101,63 ¦ 89,0 ¦ 84,74 ¦
¦электроэнергии к объему ВРП в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах 2000 г., кВт.ч/тыс. ¦ ¦ ¦ ¦
¦рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления тепловой ¦ 0,176 ¦ 0,152 ¦ 0,147 ¦
¦энергии к объему ВРП в ценах ¦ ¦ ¦ ¦
¦2000 г., Гкал/тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение затрат на энергию, ¦ 10,71 ¦ 9,26 ¦ 8,96 ¦
¦затраченную на производство ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции, к общему объему ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленной продукции в ценах ¦ ¦ ¦ ¦
¦1998 г., % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления ¦ 189,21 ¦ 174,19 ¦ 165,22 ¦
¦электроэнергии в ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленности к объему ¦ ¦ ¦ ¦
¦товарной продукции в ценах ¦ ¦ ¦ ¦
¦1998 г., кВт.ч/тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления тепловой ¦ 0,39 ¦ 0,31 ¦ 0,31 ¦
¦энергии в промышленности к ¦ ¦ ¦ ¦
¦объему товарной продукции в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах 1998 г., Гкал/тыс. ¦ ¦ ¦ ¦
¦рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления ¦ 87,02 ¦ 52,54 ¦ 43,44 ¦
¦электроэнергии в сельском ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйстве к объему товарной ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции в ценах 1998 г., ¦ ¦ ¦ ¦
¦кВт.ч/тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления тепловой ¦ 0,095 ¦ 0,103 ¦ 0,10 ¦
¦энергии в сельском хозяйстве к ¦ ¦ ¦ ¦
¦объему товарной продукции в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах 1998 г., Гкал/тыс. ¦ ¦ ¦ ¦
¦рублей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
В ходе выполнения Республиканской целевой программы
"Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы" удалось добиться повышения энергоэффективности экономики республики, снижения энергоемкости ВРП и производства товарной продукции промышленности и сельского хозяйства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в республике наблюдается стабилизация доли затрат ТЭР в затратах на производство товарной продукции (рис. 1.1)
. При этом в затратах на производство снижается доля затрат на электрическую и тепловую энергию (рис. 1.2)
при росте тарифов (рис. 1.3)
.
Наблюдается тенденция (рис. 1.4)
снижения доли материальных затрат в затратах на производство продукции за счет снижения доли затрат на электрическую и тепловую энергию при сохранении уровня составляющих воды, топлива и других энергетических ресурсов.
Рис. 1.1. Изменение доли топлива, энергии и воды в затратах
на производство продукции в экономике Республики Татарстан, %
Рисунок не приводится.
Рис. 1.2. Изменение доли электрической и тепловой энергии в затратах
на производство продукции в экономике Республики Татарстан, %
Рисунок не приводится.
Рис. 1.3. Индексы роста тарифов на электрическую и тепловую
энергию относительно 2000 года, кратно
Рисунок не приводится.
Рис. 1.4. Доля материальных затрат в затратах на производство
продукции в экономике Республики Татарстан, %
Рисунок не приводится.
Объем потребления топлива, воды и других материальных ресурсов неразрывно связан с объемом потребления электрической и тепловой энергии, поскольку все топливно-энергетические ресурсы являются компонентами общего технологического процесса энергообеспечения производства и потребления. Поэтому на современном этапе развития экономики актуальна задача разработки и реализации комплексных проектов, обеспечивающих оптимизацию потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов, участвующих в процессе производства и потребления. Рис. 1.5
иллюстрирует зависимость доли топлива, энергии и воды в материальных затратах на производство, рис. 1.6
показывает долю материальных затрат в затратах на производство, рис. 1.7
- долю промежуточного потребления в затратах на производство.
Рис. 1.5. Доля содержания ТЭР в материальных затратах
на производство продукции промышленности, %
Рисунок не приводится.
Рис. 1.6. Доля материальных затрат в затратах на производство
продукции промышленности, %
Рисунок не приводится.
Рис. 1.7. Доля промежуточного потребления в затратах
на производство продукции промышленности, %
]]>+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+
¦2. ¦Постановление Кабинета ¦Министерство промышленности и ¦ Ежегодно ¦
¦ ¦Министров Республики Татарстан ¦торговли Республики Татарстан ¦ ¦
¦ ¦"Об утверждении перечней ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий и организаций ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики Татарстан, ¦ ¦ ¦
¦ ¦подлежащих обязательному ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергетическому обследованию " ¦ ¦ ¦
¦(в ред. Закона
РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ) ¦ ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+
¦3. ¦Постановление Кабинета ¦Министерство образования и ¦ 2006 г. ¦
¦ ¦Министров Республики Татарстан ¦науки Республики Татарстан, ¦ ¦
¦ ¦"О разработке механизмов ¦Центр энергосберегающих ¦ ¦
¦ ¦повышения качества подготовки и ¦технологий Республики ¦ ¦
¦ ¦повышении квалификации кадров в ¦Татарстан при Кабинете ¦ ¦
¦ ¦области ¦Министров Республики Татарстан ¦ ¦
¦ ¦энергоресурсоэффективности" ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+
¦4. ¦Постановление
Кабинета ¦Министерство финансов ¦ 2006 г. ¦
¦ ¦Министров Республики Татарстан ¦Республики Татарстан, ¦ ¦
¦ ¦"О внесении изменений и ¦Министерство промышленности и ¦ ¦
¦ ¦дополнений в Постановление ¦торговли Республики Татарстан, ¦ ¦
¦ ¦Кабинета Министров Республики ¦Центр энергосберегающих ¦ ¦
¦ ¦Татарстан от 12 июля 2002 г. № ¦технологий Республики Татарстан¦ ¦
¦ ¦414 "О реинвестировании ¦при Кабинете Министров ¦ ¦
¦ ¦средств, сэкономленных ¦Республики Татарстан ¦ ¦
¦ ¦бюджетными организациями в ¦ ¦ ¦
¦ ¦результате внедрения ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергосберегающих программ и ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектов в 2002 - 2005 годах" ¦ ¦ ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ
, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ
) ¦ ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+
Приложение 2
к Программе "Энергоресурсоэффективность
в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И
ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПЕРЕВОДУ
НА СЖИЖЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью определения типового механизма расчета экономической эффективности при переводе автомобильного транспорта на сжиженный газ (пропан-бутан).
При подготовке рекомендаций и расчетов использовались следующие источники:
1. Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 мая 2004 г. № 229 "Об утверждении Концепции использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004 - 2007 годы".
2. "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", руководящий документ Р3112194-0366-03, действителен до 01.01.2008.
3. Морев Л.И. Газобаллонные автомобили. - М.: Транспорт, 1992.
4. Технические паспорта и инструкции по эксплуатации автомобилей.
5. "Данные о количестве муниципального транспорта по ряду районов Республики Татарстан" (данные Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, октябрь 2005 г.).
В масштабах Республики Татарстан доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает более 40%. На основании оперативных данных Росгидрометцентра, в 2003 году столица Татарстана была отмечена среди городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Одним из наиболее эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды, и прежде всего на атмосферный воздух, является перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива. Увеличение парка автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе, приведет к устойчивому снижению суммарного объема выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами.
В целях содействия реализации данной задачи была разработана Концепция
использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004 - 2007 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров РТ от 13 мая 2004 г. № 229.
Использование в качестве моторного топлива сжиженного газа актуально для Республики Татарстан, располагающей собственными запасами попутного нефтяного газа. Таким образом, будут созданы условия для решения двуединой задачи: снижения экологической напряженности и достижения долгосрочной энергообеспеченности республики.
Целесообразность перехода на сжиженный газ обусловлена не только с экологической, но и с экономической точки зрения, так как его цена в среднем в два раза ниже цен на бензин и дизельное топливо (таблица 1)
. При этом необходимо учитывать, что и экономически, и технически целесообразно переоборудование автотехники со сроком эксплуатации не более 3 - 5 лет.
Переход на газовое топливо также приводит к увеличению срока эксплуатации и сокращению затрат на текущее содержание автотранспорта, что дает дополнительную экономию средств. Основные технические преимущества сжиженного газа в качестве альтернативного вида моторного топлива:
1. Использование сжиженного газа не требует изменения конструкции автомобиля, так как газовое оборудование является дополнением и дает возможность использования как бензина, так и газа.
2. При установке газобаллонного оборудования обеспечивается:
- увеличение ресурса двигателя и срока службы свечей зажигания на 35 - 40%;
- увеличение срока службы масла в 1,5 - 2 раза и уменьшение расхода масла на 10 - 15%;
- снижение износа гильзы цилиндра на 14%, поршней - на 17%, шеек коленчатого вала - на 57%, поршневых колец - на 63%.
Срок окупаемости затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо в основном зависит от вида выбранного оборудования и годового пробега автотранспортного средства.
Особую актуальность проблема перевода муниципального автотранспорта на сжиженный газ приобретает в условиях масштабной реформы местного самоуправления. Оптимизация бюджетных расходов становится важным фактором повышения экономической самодостаточности муниципальных образований.
В Республике Татарстан в настоящее время созданы необходимые предпосылки для расширения использования сжиженного газа муниципальным автотранспортом. На территории республики существует сеть автогазозаправочных станций (АГЗС), ведется строительство новых АГЗС и переоборудование бензиновых заправочных станций в многотопливные, приспособленные для заправки сжиженным газом.
Развита инфраструктура по переоборудованию автотранспортных средств на использование сжиженного газа и их последующему обслуживанию.
С учетом вышеприведенных данных был произведен примерный расчет экономии затрат при эксплуатации муниципального автотранспорта с использованием сжиженного газа и сроков окупаемости затрат на его перевод в пяти районах Республики Татарстан: Актанышском, Алькеевском, Балтасинском, Тетюшском, Ютазинском (таблица 2
, таблица 3)
.
Таблица 1
Снижение затрат
на топливо при замещении бензина
сжиженным газом (пропан-бутан)
+-----------------+------------------------------------------+---------+----------+
¦ Марка ¦ Потребление топлива ¦Снижение ¦ Снижение ¦
¦ автомобиля +--------------------+---------------------+затрат на¦затрат на ¦
¦ ¦ Бензин ¦ Сжиженный газ ¦топливо в¦топливо в ¦
¦ +------+------+------+------+------+-------+ расчете ¦расчете на¦
¦ ¦Литров¦ Цена,¦Сумма,¦Литров¦ Цена,¦ Сумма,¦ на 100 ¦год, руб. ¦
¦ ¦на 100¦ руб. ¦ руб. ¦на 100¦ руб. ¦ руб. ¦ км, руб.¦ ¦
¦ ¦ км ¦ (де- ¦ ¦ км ¦ (де- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ кабрь¦ ¦ ¦ кабрь¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ г.) ¦ ¦ ¦ г.) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗ 31029, 3110 ¦ 13,5 ¦ 17,5 ¦236,25¦ 17,82¦ 8,00 ¦ 142,5 ¦ 93,69 ¦ 24734,16 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗ 53 ¦ 25 ¦ 14,5 ¦362,50¦ 33 ¦ 8,00 ¦ 264,00¦ 98,5 ¦ 26004,00 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗель 270500, ¦ 16 ¦ 17,5 ¦280,00¦ 21,12¦ 8,00 ¦ 168,96¦ 111,04 ¦ 29314,56 ¦
¦2705, 3302 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗель 3221 ¦ 16,5 ¦ 17,5 ¦288,75¦ 21,78¦ 8,00 ¦ 174,24¦ 114,51 ¦ 30230,64 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ЗИЛ 130, 441510, ¦ 31 ¦ 14,5 ¦449,50¦ 40,92¦ 8,00 ¦ 327,36¦ 122,14 ¦ 32244,96 ¦
¦431412 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ЗИЛ 131 ¦ 41 ¦ 14,5 ¦594,50¦ 54,12¦ 8,00 ¦ 432,96¦ 161,544 ¦ 42646,56 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ЗИЛ ММЗ ¦ 37 ¦ 14,5 ¦536,50¦ 48,84¦ 8,00 ¦ 390,72¦ 145,78 ¦ 38485,92 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ПАЗ 3205 ¦ 34 ¦ 14,5 ¦493,00¦ 44,88¦ 8,00 ¦ 359,04¦ 133,96 ¦ 35365,44 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦УАЗ 31512 ¦ 16 ¦ 14,5 ¦232,00¦ 21,12¦ 8,00 ¦ 169,68¦ 111,04 ¦ 29314,56 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ВАЗ карбюр. ¦ 8 ¦ 17,5 ¦140,00¦ 10,56¦ 8,00 ¦ 84,48¦ 55,52 ¦ 14657,28 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ВАЗ инж. ¦ 6 ¦ 17,5 ¦105,00¦ 7,92¦ 8,00 ¦ 63,36¦ 41,64 ¦ 10992,96 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦"Москвич" ¦ 10 ¦ 17,5 ¦175,00¦ 13,2 ¦ 8,00 ¦ 105,60¦ 69,4 ¦ 18321,60 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦КАВЗ ¦ 30 ¦ 14,5 ¦435,00¦ 39,6 ¦ 8,00 ¦ 316,8 ¦ 118,2 ¦ 31204,80 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
Расчеты сделаны по формуле: Э = РБ x ПР (СБ - 1,32 x СГ) / 100, где:
Э - снижение затрат на топливо в рублях;
РБ - расход бензина на 100 км;
ПР - средний годовой пробег (взят из расчета: дневной пробег - 100 км, количество рабочих дней в году - 264);
СБ - стоимость литра бензина;
СГ - стоимость литра газа;
1,32 - коэффициент, утвержденный Министерством транспорта РФ 29.04.2003 (Руководящий документ РЗ112194-0366-03 "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте"), действителен до 01.01.2008.
Таблица 2
Расчет
снижения затрат на топливо при использовании
сжиженного газа автотранспортными средствами в районах
Республики Татарстан
+----------------------+---------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+
¦ Марка автомобиля ¦Снижение ¦ Актанышский ¦ Алькеевский ¦ Ютазинский ¦ Балтасинский¦ Тетюшский ¦
¦ ¦затрат на¦ р-н ¦ р-н ¦ р-н ¦ р-н ¦ р-н ¦
¦ ¦100 км +----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ ¦ ¦кол-¦снижение ¦кол- ¦снижение¦кол- ¦снижение¦кол-¦снижение¦кол-¦снижение¦
¦ ¦ ¦во, ¦затрат в ¦во, ¦затрат в¦во, ¦затрат в¦во, ¦затрат в¦во, ¦затрат в¦
¦ ¦ ¦шт. ¦день, руб.¦шт. ¦ день, ¦шт. ¦ день, ¦шт. ¦ день, ¦шт. ¦ день, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦ ¦ руб. ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ВАЗ (карб.) ¦ 55,52 ¦ 21 ¦ 1165,92 ¦ 11 ¦ 610,72 ¦ 85 ¦4719,20 ¦ 1 ¦ 55,52 ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗ 31029, 3110 ¦ 93,69 ¦ 18 ¦ 1686,42 ¦ 5 ¦ 468,45 ¦ 36 ¦3372,84 ¦ 3 ¦ 281,07 ¦ 3 ¦ 281,07¦
¦("Волга") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗ 53, 52 (груз.) ¦ 98,5 ¦152 ¦14972,00 ¦ 5 ¦ 492,5 ¦100 ¦9850,00 ¦ 50 ¦4925,00 ¦172 ¦16942,00¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗель 270500, ¦ 111,04 ¦ 6 ¦ 666,24 ¦ 7 ¦ 777,28 ¦ 59 ¦6551,36 ¦ 2 ¦ 222,08 ¦ - ¦ - ¦
¦2705, 3302 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗель 3221 ¦ 114,51 ¦ 1 ¦ 114,51 ¦ 2 ¦ 229,02 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ЗИЛ 130,441510,431412 ¦ 122,14 ¦ 17 ¦ 2076,38 ¦ 10 ¦1221,40 ¦ 37 ¦4519,18 ¦ 11 ¦1343,54 ¦ 63 ¦ 7694,82¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ЗИЛ 131 ¦ 161,54 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 6 ¦ 969,24 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ЗИЛ ММЗ ¦ 145,78 ¦ 1 ¦ 145,78 ¦ 5 ¦ 728,9 ¦ - ¦ - ¦ 5 ¦ 728,9 ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ПАЗ ¦ 133,96 ¦ 18 ¦ 2411,28 ¦ 5 ¦ 669,8 ¦ 21 ¦2813,16 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦УАЗ ¦ 111,04 ¦ 101¦11215,04 ¦ 44 ¦4885,76 ¦ 73 ¦8105,92 ¦ 33 ¦3664,32 ¦100 ¦11104,00¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦КАВЗ ¦ 69,4 ¦ 5 ¦ 317 ¦ - ¦ - ¦ 13 ¦ 902,2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦"Москвич", "Иж" ¦ 118,2 ¦ 11 ¦ 1300,20 ¦ - ¦ - ¦ 11 ¦1300,20 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦Всего снижение затрат в день, ¦ 36100,77 ¦ 10083,83 ¦ 43103,30 ¦ 11220,43 ¦ 36021,89 ¦
¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+
¦Снижение затрат в месяц, руб. ¦ 794216,94 ¦ 221844,26 ¦ 948272,60 ¦ 246849,46 ¦ 792481,58 ¦
+--------------------------------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+
¦Снижение затрат в год, руб. ¦ 9530603,28 ¦ 2662131,12 ¦ 11379271,20 ¦ 2962193,52 ¦ 9509778,96 ¦
+--------------------------------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+
Таблица 3
Расчет
сроков окупаемости газобаллонного оборудования по ряду
районов Республики Татарстан
+-----------------+----------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ Марка ¦Затраты на¦ Актанышский ¦ Алькеевский ¦ Ютазинский ¦ Балтасинский ¦ Тетюшский ¦
¦ автомобиля ¦переобору-¦ р-н ¦ р-н ¦ р-н ¦ р-н ¦ р-н ¦
¦ ¦дование +----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ ¦автотранс-¦кол-¦Снижение ¦кол-¦Снижение ¦кол-¦Снижение ¦кол- ¦Снижение ¦кол-¦Снижение ¦
¦ ¦портных ¦во, ¦затрат в ¦во, ¦затрат в ¦во, ¦затрат в ¦во, ¦затрат в ¦во, ¦затрат в ¦
¦ ¦средств, ¦шт. ¦день, руб.¦шт. ¦день, руб.¦шт. ¦день, руб.¦шт. ¦день, руб.¦шт. ¦день, руб.¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ВАЗ (карб.) ¦ 9800,00 ¦ 21¦ 205800,00¦ 11 ¦107800,00 ¦ 85¦ 833000,00¦ 1 ¦ 9800,00¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗ 31029, 3110 ¦ 7050,00 ¦ 18¦ 126900,00¦ 5 ¦ 35250,00 ¦ 36¦ 253800,00¦ 3 ¦ 21150,00¦ 3¦ 21150,00¦
¦("Волга") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗ 53, 52 ¦ 9800,00 ¦ 152¦1489600,00¦ 5 ¦ 4900,00 ¦ 100¦ 980000,00¦ 50 ¦ 490000,00¦ 172¦1685600,00¦
¦(груз.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗель 270500, ¦ 11800,00 ¦ 6¦ 70800,00¦ 7 ¦ 82600,00 ¦ 59¦ 696200,00¦ 2 ¦ 23600,00¦ ¦ ¦
¦2705, 3302 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗель 3221 ¦ 7900,00 ¦ 1¦ 7900,00¦ 2 ¦ 15800,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ЗИЛ 130, 441510, ¦ 9800,00 ¦ 17¦ 166600,00¦ 10 ¦ 98000,00 ¦ 37¦ 362600,00¦ 11 ¦ 107800,00¦ 63¦ 617400,00¦
¦431412 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ЗИЛ 131 ¦ 9800,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6¦ 58800,00¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ЗИЛ ММЗ ¦ 9800,00 ¦ 1¦ 9800,00¦ 5 ¦ 49000,00 ¦ ¦ ¦ 5 ¦ 4900,00¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ПАЗ ¦ 10400,00 ¦ 18¦ 187200,00¦ 5 ¦ 52000,00 ¦ 21¦ 218400,00¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦УАЗ ¦ 7900,00 ¦ 101¦ 797900,00¦ 44 ¦347600,00 ¦ 73¦ 576700,00¦ 33 ¦ 260700,00¦ 100¦ 790000,00¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦КАВЗ ¦ 6900,00 ¦ 5¦ 34500,00¦ ¦ ¦ 13¦ 89700,00¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦"Москвич", "Иж" ¦ 10400,00 ¦ 11¦ 114400,00¦ ¦ ¦ 11¦ 145600,00¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦Общие затраты, руб. ¦ 3211400,00 ¦ 837050,00 ¦ 4214800,00 ¦ 962050,00 ¦ 3114150,00 ¦
+----------------------------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦Эконом. выгода в год, руб. ¦ 9530603,28 ¦ 2662131,12 ¦ 11379271,20 ¦ 2962193,52 ¦ 9509778,96 ¦
+----------------------------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦Окупаемость, мес. ¦ 4,00 ¦ 3,80 ¦ 4,40 ¦ 3,90 ¦ 3,9 ¦
+----------------------------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+