Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






О применении документа см. примечание в

Справке

23 марта 2006 годаN 24-ЗРТ


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОРЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
16 февраля 2006 года

(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ, № 68-ЗРТ,
от 31.07.2009 № 42-ЗРТ,
с изм., внесенным Законом РТ от 20.12.2008 № 124-ЗРТ)

Статья 1

Утвердить Программу "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) (прилагается).

Статья 2

Кабинету Министров Республики Татарстан:
при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2007 - 2010 годы предусматривать средства для реализации указанной Программы;
разработать нормативные правовые акты для реализации указанной Программы и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Татарстан
М.Ш.ШАЙМИЕВ
Казань, Кремль
23 марта 2006 года
№ 24-ЗРТ





Приложение
к Закону Республики Татарстан
"Об утверждении Программы
"Энергоресурсоэффективность
в Республике Татарстан
на 2006 - 2010 годы"

ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОРЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ,
№ 68-ЗРТ, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Возобновляемые топливно-энергетические ресурсы - природные энергоносители, постоянно пополняемые в результате естественных (природных) процессов.
Вторичные топливно-энергетические ресурсы (ВЭР) - топливно-энергетические ресурсы, полученные как отходы или побочные продукты (сбросы и выбросы) производственного технологического процесса.
Износ фондов - изменение естественных свойств и параметров основных фондов в процессе эксплуатации.
Материалоемкость продукции - отношение материальных затрат на производство продукции к стоимости товарной продукции в сопоставимых ценах.
Показатель энергетической эффективности - абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса.
Продукция - материальный продукт труда, добытый или изготовленный (выработанный) в конкретном производственном процессе и предназначенный для удовлетворения общественной или личной потребности.
Рациональное использование ресурсов - достижение максимальной эффективности использования ресурсов в хозяйстве при существующем уровне развития техники и технологии с одновременным снижением техногенного воздействия на окружающую среду.
Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - использование топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающее достижение максимальной при существующем уровне развития техники и технологии эффективности, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду и других требований общества.
Ресурсоемкость процессов, продукции, работ и услуг - совокупность структурно-технических свойств, определяющих возможность изготовления продукции, ремонта и утилизации, а также выполнения работ и оказания услуг с установленными затратами и потерями ресурсов в технологических циклах. Определяет показатели ресурсоиспользования и ресурсосбережения.
Ресурсосбережение - деятельность (организационная, экономическая, техническая, научная, практическая, информационная), методы, процессы, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла объектов и направленных на рациональное использование и экономное расходование ресурсов. Различают энергосбережение и материалосбережение.
Ресурсоиспользование - естественное или целенаправленное использование (расход) ресурсов различных видов (материальных, энергетических, интеллектуальных, трудовых, информационных, финансовых, временных, в том числе первичных и вторичных, традиционных и нетрадиционных) на стадиях жизненного цикла объекта (изделия, продукции, процесса) и при оказании услуг на данном уровне развития общества.
Ресурсы - ценности, запасы, возможности, источники дохода в государственном бюджете. В общем виде ресурсы делятся на природные (материальные, энергетические и т.д.) и экономические (трудовые, финансовые, интеллектуальные и т.д.).
Ресурсоэкономичность продукции, работ и услуг - совокупность эксплуатационных свойств, характеризующих техническое совершенство продукции, а также работ и услуг по степени расходования и использования различных ресурсов с достижением определенного полезного эффекта в заданных условиях функционирования. Определяет показатели ресурсоиспользования и ресурсосбережения.
Топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР) - совокупность природных и производственных энергоносителей, запас энергии которых при существующем уровне развития техники и технологии доступен для использования в хозяйственной деятельности.
Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Экономическая оценка ресурсосбережения - совокупность технико-экономических методов определения уровня экономии ресурсов в результате внедрения, осуществления ресурсосберегающих мероприятий в натуральном и стоимостном выражении. На уровне предприятия исчисляется показателем прибыли, на уровне хозяйства страны - снижением материало-, металло- и энергоемкости национального дохода.
Экономия ТЭР - сравнительное в сопоставлении с базовым, эталонным значением сокращение потребления ТЭР на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества без нарушения экологических и других ограничений в соответствии с требованиями общества.
Экономное расходование ресурсов - относительное сокращение расходования ресурсов, выражающееся в снижении их удельных расходов на производство единицы конкретной продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества с учетом социальных, экологических и прочих ограничений.
Энергетический паспорт потребителя ТЭР - нормативный документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности объектом производственного назначения, включающий в себя энергосберегающие мероприятия.
Энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности их использования и выработки экономически обоснованных мер по их повышению.
Энергоемкость производства продукции - величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы.
Энергосберегающая политика - комплексное системное проведение на государственном уровне программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для рационального использования и экономного расходования ТЭР.
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) ТЭР и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
ЭРКО - сервисные энергоресурсосберегающие компании.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование              ¦Программа "Энергоресурсоэффективность в          ¦
¦Программы                 ¦Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы"        ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Основания для разработки  ¦Закон Республики Татарстан "Об утверждении       ¦
¦Программы                 ¦Программы социально-экономического развития      ¦
¦                          ¦Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы";       ¦
¦                          ¦Закон Республики Татарстан "Об                   ¦
¦                          ¦энергосбережении";                               ¦
¦                          ¦Послание Президента Республики Татарстан         ¦
¦                          ¦Государственному Совету Республики Татарстан     ¦
¦                          ¦"О положении в республике и основных             ¦
¦                          ¦направлениях социально-экономической политики    ¦
¦                          ¦в 2003 году";                                    ¦
¦                          ¦Постановление Государственного Совета            ¦
¦                          ¦Республики Татарстан от 27 апреля 2001 г. №      ¦
¦                          ¦722 "О проекте Хартии Земли";                    ¦
¦                          ¦Постановление Кабинета Министров Республики      ¦
¦                          ¦Татарстан от 11 апреля 2003 г. № 199 "Об         ¦
¦                          ¦утверждении Концепции эффективного               ¦
¦                          ¦использования ресурсов в Республике              ¦
¦                          ¦Татарстан";                                      ¦
¦                          ¦Постановление Кабинета Министров Республики      ¦
¦                          ¦Татарстан от 22 декабря 2004 г. № 552 "О ходе    ¦
¦                          ¦выполнения Республиканской целевой программы     ¦
¦                          ¦"Энергосбережение в Республике Татарстан на      ¦
¦                          ¦2000 - 2005 годы"  и задачах на 2005 год"        ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный           ¦Кабинет Министров Республики Татарстан           ¦
¦заказчик                  ¦                                                 ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Разработчики              ¦Министерство промышленности и торговли Республики¦
¦Программы                 ¦Татарстан,                                       ¦
¦                          ¦Центр энергосберегающих технологий Республики    ¦
¦                          ¦Татарстан при Кабинете Министров Республики      ¦
¦                          ¦Татарстан                                        ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ)          ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                           ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители               ¦Министерство промышленности и торговли Республики¦
¦Программы                 ¦Татарстан;                                       ¦
¦                          ¦Министерство экологии и природных ресурсов       ¦
¦                          ¦Республики Татарстан;                            ¦
¦                          ¦Центр энергосберегающих технологий Республики    ¦
¦                          ¦Татарстан при Кабинете Министров Республики      ¦
¦                          ¦Татарстан, министерства, ведомства, предприятия и¦
¦                          ¦организации Республики Татарстан; научные и      ¦
¦                          ¦научно-учебные учреждения и организации          ¦
¦                          ¦Республики Татарстан                             ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ)          ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                           ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели Программы            ¦Реализация стратегии комплексного                ¦
¦                          ¦эффективного использования ТЭР и других          ¦
¦                          ¦материальных ресурсов при неуклонном             ¦
¦                          ¦повышении качества жизни,                        ¦
¦                          ¦конкурентоспособности выпускаемой в              ¦
¦                          ¦республике продукции и сохранении природных      ¦
¦                          ¦систем, формирование эффективного рынка труда,   ¦
¦                          ¦оперативно обеспечивающего работодателя рабочей  ¦
¦                          ¦силой необходимой квалификации, а работника -    ¦
¦                          ¦работой, достойной заработной платой и условиями ¦
¦                          ¦труда, отвечающими требованиям охраны и          ¦
¦                          ¦безопасности труда                               ¦
¦(в ред. Закона РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ)                                   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                           ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи Программы          ¦Создание оптимальных нормативно-правовых,        ¦
¦                          ¦организационных и экономических условий для      ¦
¦                          ¦реализации стратегии энергоресурсосбережения;    ¦
¦                          ¦совершенствование механизмов финансирования и    ¦
¦                          ¦реализации программ и проектов                   ¦
¦                          ¦энергоресурсосбережения;                         ¦
¦                          ¦создание и использование прогрессивной           ¦
¦                          ¦техники, технологий и материалов,                ¦
¦                          ¦обеспечивающих качественное улучшение            ¦
¦                          ¦эффективности энергоресурсопотребления в         ¦
¦                          ¦экономике республики и повышение ее экспортного  ¦
¦                          ¦потенциала, обеспечение сбалансированности       ¦
¦                          ¦профессиональной квалификационной структуры      ¦
¦                          ¦спроса и предложения рабочей силы и обеспечение  ¦
¦                          ¦достойного труда                                 ¦
¦(в ред. Закона РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ)                                   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                           ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки реализации          ¦2006 - 2010 годы                                 ¦
¦Программы                 ¦                                                 ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Система                   ¦Основные программные мероприятия:                ¦
¦программных               ¦реализация организационно-технических решений    ¦
¦мероприятий               ¦по повышению энергоресурсоэффективности;         ¦
¦                          ¦внедрение прогрессивной                          ¦
¦                          ¦энергоресурсосберегающей техники и               ¦
¦                          ¦технологий, модернизация и обновление            ¦
¦                          ¦основных фондов в промышленности, жилищно-       ¦
¦                          ¦коммунальном секторе и сельском хозяйстве;       ¦
¦                          ¦разработка нормативных правовых актов по         ¦
¦                          ¦повышению инвестиционной привлекательности       ¦
¦                          ¦энергоресурсосбережения, внедрению               ¦
¦                          ¦высокотехнологичных энергоресурсосберегающих     ¦
¦                          ¦проектов в производство, стимулированию          ¦
¦                          ¦развития специализированного бизнеса в           ¦
¦                          ¦области энергоресурсоэффективности;              ¦
¦                          ¦оптимизация и модернизация систем                ¦
¦                          ¦энергоснабжения городов и районов республики;    ¦
¦                          ¦развитие системы энергоресурсоменеджмента на     ¦
¦                          ¦объектах бюджетной сферы республики и в          ¦
¦                          ¦реальном секторе экономики;                      ¦
¦                          ¦совершенствование системы индикативного          ¦
¦                          ¦управления и мониторинга проектов и программ     ¦
¦                          ¦энергоресурсосбережения;                         ¦
¦                          ¦развитие системы непрерывного многоуровневого    ¦
¦                          ¦образования в области энергоресурсосбережения,   ¦
¦                          ¦информационного и консультационного сопровождения¦
¦                          ¦инвестиционных и инновационных проектов в области¦
¦                          ¦энергоресурсоэффективности, планирование трудовых¦
¦                          ¦ресурсов, формирование системы трудового         ¦
¦                          ¦воспитания и профориентационная работа с         ¦
¦                          ¦молодежью, формирование образовательных          ¦
¦                          ¦кластеров, информационное обеспечение рынка      ¦
¦                          ¦труда, регулирование миграционных процессов,     ¦
¦                          ¦повышение уровня доходов работающего населения,  ¦
¦                          ¦совершенствование кадровой политики на           ¦
¦                          ¦производстве, развитие системы внутрифирменной   ¦
¦                          ¦подготовки кадров, обеспечение соблюдения        ¦
¦                          ¦трудового законодательства, социальная поддержка ¦
¦                          ¦и дополнительные гарантии слабозащищенным        ¦
¦                          ¦категориям работников, развитие социального      ¦
¦                          ¦партнерства в сфере труда                        ¦
¦(в ред. Закона РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ)                                   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                           ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Система организации       ¦Министерство промышленности и торговли Республики¦
¦контроля за выполнением   ¦Татарстан;                                       ¦
¦Программы                 ¦Министерство экологии и природных ресурсов       ¦
¦                          ¦Республики Татарстан;                            ¦
¦                          ¦Центр энергосберегающих технологий Республики    ¦
¦                          ¦Татарстан при Кабинете Министров Республики      ¦
¦                          ¦Татарстан                                        ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ)          ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                           ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Источники финансирования  ¦Средства  бюджета Республики Татарстан и         ¦
¦Программы                 ¦другие источники, не запрещенные действующим     ¦
¦                          ¦законодательством                                ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+
¦Планируемые результаты    ¦В результате выполнения Программы создается      ¦
¦                          ¦нормативно-правовая база ресурсосбережения,      ¦
¦                          ¦запускаются финансово-экономические              ¦
¦                          ¦механизмы реализации проектов и программ         ¦
¦                          ¦энергоресурсосбережения. Реализуются проекты     ¦
¦                          ¦по внедрению энерго- и ресурсосберегающей        ¦
¦                          ¦техники и технологий, производству               ¦
¦                          ¦энергетически эффективных материалов и           ¦
¦                          ¦оборудования, повышается                         ¦
¦                          ¦ресурсоэффективность экономики, снижаются        ¦
¦                          ¦выбросы вредных веществ и потребление            ¦
¦                          ¦невозобновляемых ресурсов в Республике           ¦
¦                          ¦Татарстан, улучшается экологическая обстановка,  ¦
¦                          ¦повышается качество трудовых ресурсов и          ¦
¦                          ¦и обеспечивается необходимыми кадрами экономика  ¦
¦                          ¦республики                                       ¦
¦(в ред. Закона РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ)                                   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                           ¦
+--------------------------+-------------------------------------------------+

ВВЕДЕНИЕ

Как было отмечено в Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан "О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году", ресурсоэффективность является генеральной линией повышения конкурентоспособности республики.
Политика ресурсоэффективности является составляющей общей стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан. Ее основные принципы - минимизация удельных затрат первичных ресурсов на единицу продукции, максимальное использование вторичных и возобновляемых ресурсов, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду при безусловном соблюдении технологических условий, обеспечивающих качество продукции.
Настоящая Программа нацелена на решение задач повышения эффективности использования топливно-энергетических и других материальных ресурсов в реальном секторе экономики, жилищно-коммунальном секторе и бюджетной сфере Республики Татарстан.
Основой для разработки Программы являются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан. Программа разработана в соответствии с Законом Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. № 1816 "Об энергосбережении", Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 27 апреля 2001 г. "О проекте Хартии Земли", Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан "О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году", Концепцией эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 г. № 199.
Приоритетом является развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей рост валового регионального продукта (далее - ВРП), рост инновационной продукции в составе ВРП, увеличение доли ВРП от предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации принята Энергетическая стратегия на период до 2020 года, в соответствии с которой в Российской Федерации предполагается двукратное снижение энергоемкости валового внутреннего продукта.
В соответствии с Концепцией эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан в республике приняты и действуют Положение о разработке производственных, отраслевых, ведомственных и территориальных программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан, стандарт Республики Татарстан "Системы управления ресурсосбережением", которые заложили основы государственной политики ресурсоэффективности. Разработан и реализуется ряд отраслевых и производственных программ ресурсоэффективности. Таким образом, в Республике Татарстан формируется стратегия эффективного использования всех видов ресурсов, обеспечивающая сбалансированное решение социально-экономических задач вместе с проблемами сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
Обеспечение ресурсоэффективности экономики - это сложная проблема, решаемая комплексом взаимосвязанных программ в рамках Программы социально-экономического развития Республики Татарстан.
Настоящая Программа нацелена на решение задачи повышения эффективности использования топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов в реальном секторе экономики, жилищно-коммунальном секторе и бюджетной сфере Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 05.08.2008 № 68-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Программа определяет основные направления государственной политики и индикаторы в области эффективного использования ресурсов. Конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, объемов и источников финансирования должны быть включены в отраслевые, региональные программы энергоресурсоэффективности, а также в программы промышленных предприятий.
На эффективность экономики и экологическую обстановку в республике оказывают значительное влияние топливно-энергетические ресурсы. Поэтому повышение энергоэффективности остается одним из основных приоритетов республиканской политики ресурсоэффективности.
Однако с учетом экономических условий, сложившихся в Республике Татарстан, успехов, достигнутых в реализации программы энергосбережения, дальнейшее повышение эффективности топливно-энергетических ресурсов неразрывно связано с повышением эффективности использования других материальных ресурсов, участвующих в производстве и потреблении, эффективного использования основных фондов, повышения производительности труда.
Обеспечение эффективности экономики республики возможно только на основе стратегического планирования комплексных программ энергоресурсоэффективности, включающих мероприятия по модернизации основных фондов, повышению качества управления и квалификации производственного персонала, привлечения масштабных инвестиций.
Необходимым условием реализации настоящей Программы является использование накопленного научно-технического потенциала и нового инновационного мышления, повышение инвестиционной привлекательности энергоресурсоэффективности как нового специализированного вида деятельности.

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

1.1. Тенденции изменения энергоресурсоэффективности
в Республике Татарстан

В настоящее время в Республике Татарстан сложилась устойчивая тенденция роста материального производства и качества жизни населения. За период 2000 - 2005 гг. рост ВРП составил около 30%. При этом изменилась структура экономики в пользу отраслей с высокой степенью переработки первичных ресурсов, растет эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.
Динамика изменения энергетических ресурсов в производстве товарной продукции и оказании услуг в республике показывает тенденцию к стабилизации потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (газа, мазута, угля) в 2000 - 2005 гг. на уровне 17 млн. тонн условного топлива. Это обусловлено тем, что в Республике Татарстан в 2000 - 2005 гг. проведена целенаправленная работа по реализации Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы".
Оценка эффективности реализации Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 гг. " основана на использовании системы индикаторов: энерго-, электро- и теплоемкости ВРП и продукции промышленности и сельского хозяйства в сопоставимых ценах. В качестве индикатора эффективного использования ТЭР энергопроизводящих предприятий используется отношение массы условного топлива к отпущенной электрической или тепловой энергии. Оценка эффективности потребления энергии населением и бюджетными организациями проводится с помощью индикатора, равного отношению потребления тепловой или электрической энергии к общей площади жилых домов или бюджетных организаций.
Достигнутые и прогнозные значения основных индикаторов Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы" приведены в таблице 1.1.

Основные индикаторы Программы "Энергосбережение
в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы"

Таблица 1.1

+-------------------------------+-----------------------------------------+
¦    Наименование индикатора    ¦           Значение индикатора           ¦
¦                               +-------------+-------------+-------------+
¦                               ¦   2001 г.   ¦   2004 г.   ¦   2005 г.   ¦
¦                               +-------------+-------------+-------------+
¦                               ¦ Фактическое ¦ Фактическое ¦   Оценка    ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления          ¦    76,78    ¦    62,58    ¦    60,61    ¦
¦первичных энергоресурсов к     ¦             ¦             ¦             ¦
¦объему ВРП в ценах 2000 г.,    ¦             ¦             ¦             ¦
¦т.у.т. млн. рублей             ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления          ¦   101,63    ¦    89,0     ¦    84,74    ¦
¦электроэнергии к объему ВРП в  ¦             ¦             ¦             ¦
¦ценах 2000 г., кВт.ч/тыс.      ¦             ¦             ¦             ¦
¦рублей                         ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления тепловой ¦     0,176   ¦     0,152   ¦     0,147   ¦
¦энергии к объему ВРП в ценах   ¦             ¦             ¦             ¦
¦2000 г., Гкал/тыс. рублей      ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение затрат на энергию,   ¦    10,71    ¦     9,26    ¦     8,96    ¦
¦затраченную на производство    ¦             ¦             ¦             ¦
¦продукции, к общему объему     ¦             ¦             ¦             ¦
¦промышленной продукции в ценах ¦             ¦             ¦             ¦
¦1998 г., %                     ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления          ¦   189,21    ¦   174,19    ¦   165,22    ¦
¦электроэнергии в               ¦             ¦             ¦             ¦
¦промышленности к объему        ¦             ¦             ¦             ¦
¦товарной продукции в ценах     ¦             ¦             ¦             ¦
¦1998 г., кВт.ч/тыс. рублей     ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления тепловой ¦     0,39    ¦     0,31    ¦     0,31    ¦
¦энергии в промышленности к     ¦             ¦             ¦             ¦
¦объему товарной продукции в    ¦             ¦             ¦             ¦
¦ценах 1998 г., Гкал/тыс.       ¦             ¦             ¦             ¦
¦рублей                         ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления          ¦    87,02    ¦    52,54    ¦    43,44    ¦
¦электроэнергии в сельском      ¦             ¦             ¦             ¦
¦хозяйстве к объему товарной    ¦             ¦             ¦             ¦
¦продукции в ценах 1998 г.,     ¦             ¦             ¦             ¦
¦кВт.ч/тыс. рублей              ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Отношение потребления тепловой ¦     0,095   ¦     0,103   ¦     0,10    ¦
¦энергии в сельском хозяйстве к ¦             ¦             ¦             ¦
¦объему товарной продукции в    ¦             ¦             ¦             ¦
¦ценах 1998 г., Гкал/тыс.       ¦             ¦             ¦             ¦
¦рублей                         ¦             ¦             ¦             ¦
+-------------------------------+-------------+-------------+-------------+

В ходе выполнения Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы" удалось добиться повышения энергоэффективности экономики республики, снижения энергоемкости ВРП и производства товарной продукции промышленности и сельского хозяйства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в республике наблюдается стабилизация доли затрат ТЭР в затратах на производство товарной продукции (рис. 1.1). При этом в затратах на производство снижается доля затрат на электрическую и тепловую энергию (рис. 1.2) при росте тарифов (рис. 1.3).
Наблюдается тенденция (рис. 1.4) снижения доли материальных затрат в затратах на производство продукции за счет снижения доли затрат на электрическую и тепловую энергию при сохранении уровня составляющих воды, топлива и других энергетических ресурсов.

Рис. 1.1. Изменение доли топлива, энергии и воды в затратах
на производство продукции в экономике Республики Татарстан, %


Рисунок не приводится.


Рис. 1.2. Изменение доли электрической и тепловой энергии в затратах
на производство продукции в экономике Республики Татарстан, %


Рисунок не приводится.


Рис. 1.3. Индексы роста тарифов на электрическую и тепловую
энергию относительно 2000 года, кратно


Рисунок не приводится.


Рис. 1.4. Доля материальных затрат в затратах на производство
продукции в экономике Республики Татарстан, %


Рисунок не приводится.


Объем потребления топлива, воды и других материальных ресурсов неразрывно связан с объемом потребления электрической и тепловой энергии, поскольку все топливно-энергетические ресурсы являются компонентами общего технологического процесса энергообеспечения производства и потребления. Поэтому на современном этапе развития экономики актуальна задача разработки и реализации комплексных проектов, обеспечивающих оптимизацию потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов, участвующих в процессе производства и потребления. Рис. 1.5 иллюстрирует зависимость доли топлива, энергии и воды в материальных затратах на производство, рис. 1.6 показывает долю материальных затрат в затратах на производство, рис. 1.7 - долю промежуточного потребления в затратах на производство.

Рис. 1.5. Доля содержания ТЭР в материальных затратах
на производство продукции промышленности, %


Рисунок не приводится.


Рис. 1.6. Доля материальных затрат в затратах на производство
продукции промышленности, %


Рисунок не приводится.


Рис. 1.7. Доля промежуточного потребления в затратах
на производство продукции промышленности, %


]]>
+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+
¦2.   ¦Постановление Кабинета          ¦Министерство промышленности и  ¦ Ежегодно  ¦
¦     ¦Министров Республики Татарстан  ¦торговли Республики Татарстан  ¦           ¦
¦     ¦"Об утверждении перечней        ¦                               ¦           ¦
¦     ¦предприятий и организаций       ¦                               ¦           ¦
¦     ¦Республики Татарстан,           ¦                               ¦           ¦
¦     ¦подлежащих обязательному        ¦                               ¦           ¦
¦     ¦энергетическому обследованию "  ¦                               ¦           ¦
¦(в ред. Закона РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ)                             ¦           ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)     ¦                               ¦           ¦
+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+
¦3.   ¦Постановление Кабинета          ¦Министерство образования и     ¦  2006 г.  ¦
¦     ¦Министров Республики Татарстан  ¦науки Республики Татарстан,    ¦           ¦
¦     ¦"О разработке механизмов        ¦Центр энергосберегающих        ¦           ¦
¦     ¦повышения качества подготовки и ¦технологий Республики          ¦           ¦
¦     ¦повышении квалификации кадров в ¦Татарстан при Кабинете         ¦           ¦
¦     ¦области                         ¦Министров Республики Татарстан ¦           ¦
¦     ¦энергоресурсоэффективности"     ¦                               ¦           ¦
+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+
¦4.   ¦Постановление Кабинета          ¦Министерство финансов          ¦  2006 г.  ¦
¦     ¦Министров Республики Татарстан  ¦Республики Татарстан,          ¦           ¦
¦     ¦"О внесении изменений и         ¦Министерство промышленности и  ¦           ¦
¦     ¦дополнений в Постановление      ¦торговли Республики Татарстан, ¦           ¦
¦     ¦Кабинета Министров Республики   ¦Центр энергосберегающих        ¦           ¦
¦     ¦Татарстан от 12 июля 2002 г. №  ¦технологий Республики Татарстан¦           ¦
¦     ¦414 "О реинвестировании         ¦при Кабинете Министров         ¦           ¦
¦     ¦средств, сэкономленных          ¦Республики Татарстан           ¦           ¦
¦     ¦бюджетными организациями в      ¦                               ¦           ¦
¦     ¦результате внедрения            ¦                               ¦           ¦
¦     ¦энергосберегающих программ и    ¦                               ¦           ¦
¦     ¦проектов в 2002 - 2005 годах"   ¦                               ¦           ¦
¦(в ред. Законов РТ от 05.08.2008 № 69-ЗРТ, от 31.07.2009 № 42-ЗРТ)    ¦           ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)     ¦                               ¦           ¦
+-----+--------------------------------+-------------------------------+-----------+


Приложение 2
к Программе "Энергоресурсоэффективность
в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И
ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПЕРЕВОДУ
НА СЖИЖЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью определения типового механизма расчета экономической эффективности при переводе автомобильного транспорта на сжиженный газ (пропан-бутан).
При подготовке рекомендаций и расчетов использовались следующие источники:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 мая 2004 г. № 229 "Об утверждении Концепции использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004 - 2007 годы".
2. "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", руководящий документ Р3112194-0366-03, действителен до 01.01.2008.
3. Морев Л.И. Газобаллонные автомобили. - М.: Транспорт, 1992.
4. Технические паспорта и инструкции по эксплуатации автомобилей.
5. "Данные о количестве муниципального транспорта по ряду районов Республики Татарстан" (данные Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, октябрь 2005 г.).
В масштабах Республики Татарстан доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает более 40%. На основании оперативных данных Росгидрометцентра, в 2003 году столица Татарстана была отмечена среди городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Одним из наиболее эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды, и прежде всего на атмосферный воздух, является перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива. Увеличение парка автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе, приведет к устойчивому снижению суммарного объема выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами.
В целях содействия реализации данной задачи была разработана Концепция использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004 - 2007 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров РТ от 13 мая 2004 г. № 229.
Использование в качестве моторного топлива сжиженного газа актуально для Республики Татарстан, располагающей собственными запасами попутного нефтяного газа. Таким образом, будут созданы условия для решения двуединой задачи: снижения экологической напряженности и достижения долгосрочной энергообеспеченности республики.
Целесообразность перехода на сжиженный газ обусловлена не только с экологической, но и с экономической точки зрения, так как его цена в среднем в два раза ниже цен на бензин и дизельное топливо (таблица 1). При этом необходимо учитывать, что и экономически, и технически целесообразно переоборудование автотехники со сроком эксплуатации не более 3 - 5 лет.
Переход на газовое топливо также приводит к увеличению срока эксплуатации и сокращению затрат на текущее содержание автотранспорта, что дает дополнительную экономию средств. Основные технические преимущества сжиженного газа в качестве альтернативного вида моторного топлива:
1. Использование сжиженного газа не требует изменения конструкции автомобиля, так как газовое оборудование является дополнением и дает возможность использования как бензина, так и газа.
2. При установке газобаллонного оборудования обеспечивается:
- увеличение ресурса двигателя и срока службы свечей зажигания на 35 - 40%;
- увеличение срока службы масла в 1,5 - 2 раза и уменьшение расхода масла на 10 - 15%;
- снижение износа гильзы цилиндра на 14%, поршней - на 17%, шеек коленчатого вала - на 57%, поршневых колец - на 63%.
Срок окупаемости затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо в основном зависит от вида выбранного оборудования и годового пробега автотранспортного средства.
Особую актуальность проблема перевода муниципального автотранспорта на сжиженный газ приобретает в условиях масштабной реформы местного самоуправления. Оптимизация бюджетных расходов становится важным фактором повышения экономической самодостаточности муниципальных образований.
В Республике Татарстан в настоящее время созданы необходимые предпосылки для расширения использования сжиженного газа муниципальным автотранспортом. На территории республики существует сеть автогазозаправочных станций (АГЗС), ведется строительство новых АГЗС и переоборудование бензиновых заправочных станций в многотопливные, приспособленные для заправки сжиженным газом.
Развита инфраструктура по переоборудованию автотранспортных средств на использование сжиженного газа и их последующему обслуживанию.
С учетом вышеприведенных данных был произведен примерный расчет экономии затрат при эксплуатации муниципального автотранспорта с использованием сжиженного газа и сроков окупаемости затрат на его перевод в пяти районах Республики Татарстан: Актанышском, Алькеевском, Балтасинском, Тетюшском, Ютазинском (таблица 2, таблица 3).

Таблица 1

Снижение затрат
на топливо при замещении бензина
сжиженным газом (пропан-бутан)

+-----------------+------------------------------------------+---------+----------+
¦      Марка      ¦             Потребление топлива          ¦Снижение ¦ Снижение ¦
¦   автомобиля    +--------------------+---------------------+затрат на¦затрат на ¦
¦                 ¦      Бензин        ¦    Сжиженный газ    ¦топливо в¦топливо в ¦
¦                 +------+------+------+------+------+-------+ расчете ¦расчете на¦
¦                 ¦Литров¦ Цена,¦Сумма,¦Литров¦ Цена,¦ Сумма,¦ на 100  ¦год, руб. ¦
¦                 ¦на 100¦ руб. ¦ руб. ¦на 100¦ руб. ¦  руб. ¦ км, руб.¦          ¦
¦                 ¦  км  ¦ (де- ¦      ¦  км  ¦ (де- ¦       ¦         ¦          ¦
¦                 ¦      ¦ кабрь¦      ¦      ¦ кабрь¦       ¦         ¦          ¦
¦                 ¦      ¦ 2005 ¦      ¦      ¦ 2005 ¦       ¦         ¦          ¦
¦                 ¦      ¦  г.) ¦      ¦      ¦  г.) ¦       ¦         ¦          ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗ 31029, 3110  ¦ 13,5 ¦ 17,5 ¦236,25¦ 17,82¦ 8,00 ¦ 142,5 ¦  93,69  ¦ 24734,16 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗ 53           ¦ 25   ¦ 14,5 ¦362,50¦ 33   ¦ 8,00 ¦ 264,00¦  98,5   ¦ 26004,00 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗель 270500,   ¦ 16   ¦ 17,5 ¦280,00¦ 21,12¦ 8,00 ¦ 168,96¦ 111,04  ¦ 29314,56 ¦
¦2705, 3302       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦         ¦          ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ГАЗель 3221      ¦ 16,5 ¦ 17,5 ¦288,75¦ 21,78¦ 8,00 ¦ 174,24¦ 114,51  ¦ 30230,64 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ЗИЛ 130, 441510, ¦ 31   ¦ 14,5 ¦449,50¦ 40,92¦ 8,00 ¦ 327,36¦ 122,14  ¦ 32244,96 ¦
¦431412           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦         ¦          ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ЗИЛ 131          ¦ 41   ¦ 14,5 ¦594,50¦ 54,12¦ 8,00 ¦ 432,96¦ 161,544 ¦ 42646,56 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ЗИЛ ММЗ          ¦ 37   ¦ 14,5 ¦536,50¦ 48,84¦ 8,00 ¦ 390,72¦ 145,78  ¦ 38485,92 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ПАЗ 3205         ¦ 34   ¦ 14,5 ¦493,00¦ 44,88¦ 8,00 ¦ 359,04¦ 133,96  ¦ 35365,44 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦УАЗ 31512        ¦ 16   ¦ 14,5 ¦232,00¦ 21,12¦ 8,00 ¦ 169,68¦ 111,04  ¦ 29314,56 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ВАЗ карбюр.      ¦  8   ¦ 17,5 ¦140,00¦ 10,56¦ 8,00 ¦  84,48¦  55,52  ¦ 14657,28 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦ВАЗ инж.         ¦  6   ¦ 17,5 ¦105,00¦  7,92¦ 8,00 ¦  63,36¦  41,64  ¦ 10992,96 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦"Москвич"        ¦ 10   ¦ 17,5 ¦175,00¦ 13,2 ¦ 8,00 ¦ 105,60¦  69,4   ¦ 18321,60 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+
¦КАВЗ             ¦ 30   ¦ 14,5 ¦435,00¦ 39,6 ¦ 8,00 ¦ 316,8 ¦ 118,2   ¦ 31204,80 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+-------+---------+----------+

Расчеты сделаны по формуле: Э = РБ x ПР (СБ - 1,32 x СГ) / 100, где:
Э - снижение затрат на топливо в рублях;
РБ - расход бензина на 100 км;
ПР - средний годовой пробег (взят из расчета: дневной пробег - 100 км, количество рабочих дней в году - 264);
СБ - стоимость литра бензина;
СГ - стоимость литра газа;
1,32 - коэффициент, утвержденный Министерством транспорта РФ 29.04.2003 (Руководящий документ РЗ112194-0366-03 "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте"), действителен до 01.01.2008.

Таблица 2

Расчет
снижения затрат на топливо при использовании
сжиженного газа автотранспортными средствами в районах
Республики Татарстан

+----------------------+---------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+
¦    Марка автомобиля  ¦Снижение ¦  Актанышский  ¦  Алькеевский ¦  Ютазинский  ¦ Балтасинский¦  Тетюшский  ¦
¦                      ¦затрат на¦     р-н       ¦      р-н     ¦     р-н      ¦     р-н     ¦     р-н     ¦
¦                      ¦100 км   +----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦                      ¦         ¦кол-¦снижение  ¦кол- ¦снижение¦кол- ¦снижение¦кол-¦снижение¦кол-¦снижение¦
¦                      ¦         ¦во, ¦затрат в  ¦во,  ¦затрат в¦во,  ¦затрат в¦во, ¦затрат в¦во, ¦затрат в¦
¦                      ¦         ¦шт. ¦день, руб.¦шт.  ¦  день, ¦шт.  ¦ день,  ¦шт. ¦ день,  ¦шт. ¦ день,  ¦
¦                      ¦         ¦    ¦          ¦     ¦  руб.  ¦     ¦  руб.  ¦    ¦  руб.  ¦    ¦  руб.  ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ВАЗ (карб.)           ¦  55,52  ¦ 21 ¦ 1165,92  ¦ 11  ¦ 610,72 ¦ 85  ¦4719,20 ¦  1 ¦  55,52 ¦ -  ¦   -    ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗ 31029, 3110       ¦  93,69  ¦ 18 ¦ 1686,42  ¦  5  ¦ 468,45 ¦ 36  ¦3372,84 ¦  3 ¦ 281,07 ¦  3 ¦  281,07¦
¦("Волга")             ¦         ¦    ¦          ¦     ¦        ¦     ¦        ¦    ¦        ¦    ¦        ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗ 53, 52 (груз.)    ¦  98,5   ¦152 ¦14972,00  ¦  5  ¦ 492,5  ¦100  ¦9850,00 ¦ 50 ¦4925,00 ¦172 ¦16942,00¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗель 270500,        ¦ 111,04  ¦  6 ¦  666,24  ¦  7  ¦ 777,28 ¦ 59  ¦6551,36 ¦  2 ¦ 222,08 ¦ -  ¦   -    ¦
¦2705, 3302            ¦         ¦    ¦          ¦     ¦        ¦     ¦        ¦    ¦        ¦    ¦        ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ГАЗель 3221           ¦ 114,51  ¦  1 ¦  114,51  ¦  2  ¦ 229,02 ¦ -   ¦   -    ¦  - ¦   -    ¦ -  ¦   -    ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ЗИЛ 130,441510,431412 ¦ 122,14  ¦ 17 ¦ 2076,38  ¦ 10  ¦1221,40 ¦ 37  ¦4519,18 ¦ 11 ¦1343,54 ¦ 63 ¦ 7694,82¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ЗИЛ 131               ¦ 161,54  ¦  - ¦    -     ¦  -  ¦    -   ¦  6  ¦ 969,24 ¦  - ¦   -    ¦ -  ¦   -    ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ЗИЛ ММЗ               ¦ 145,78  ¦  1 ¦  145,78  ¦  5  ¦ 728,9  ¦  -  ¦   -    ¦  5 ¦ 728,9  ¦ -  ¦   -    ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦ПАЗ                   ¦ 133,96  ¦ 18 ¦ 2411,28  ¦  5  ¦ 669,8  ¦ 21  ¦2813,16 ¦  - ¦   -    ¦ -  ¦   -    ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦УАЗ                   ¦ 111,04  ¦ 101¦11215,04  ¦ 44  ¦4885,76 ¦ 73  ¦8105,92 ¦ 33 ¦3664,32 ¦100 ¦11104,00¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦КАВЗ                  ¦  69,4   ¦  5 ¦  317     ¦  -  ¦    -   ¦ 13  ¦ 902,2  ¦  - ¦   -    ¦ -  ¦   -    ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦"Москвич", "Иж"       ¦ 118,2   ¦ 11 ¦ 1300,20  ¦  -  ¦    -   ¦ 11  ¦1300,20 ¦  - ¦   -    ¦ -  ¦   -    ¦
+----------------------+---------+----+----------+-----+--------+-----+--------+----+--------+----+--------+
¦Всего снижение затрат в день,   ¦     36100,77  ¦    10083,83  ¦    43103,30  ¦    11220,43 ¦   36021,89  ¦
¦руб.                            ¦               ¦              ¦              ¦             ¦             ¦
+--------------------------------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+
¦Снижение затрат в месяц, руб.   ¦    794216,94  ¦   221844,26  ¦   948272,60  ¦   246849,46 ¦  792481,58  ¦
+--------------------------------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+
¦Снижение затрат в год, руб.     ¦   9530603,28  ¦  2662131,12  ¦ 11379271,20  ¦  2962193,52 ¦ 9509778,96  ¦
+--------------------------------+---------------+--------------+--------------+-------------+-------------+

Таблица 3

Расчет
сроков окупаемости газобаллонного оборудования по ряду
районов Республики Татарстан

+-----------------+----------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦      Марка      ¦Затраты на¦   Актанышский ¦  Алькеевский  ¦   Ютазинский  ¦  Балтасинский  ¦   Тетюшский   ¦
¦   автомобиля    ¦переобору-¦      р-н      ¦      р-н      ¦       р-н     ¦      р-н       ¦      р-н      ¦
¦                 ¦дование   +----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦                 ¦автотранс-¦кол-¦Снижение  ¦кол-¦Снижение  ¦кол-¦Снижение  ¦кол- ¦Снижение  ¦кол-¦Снижение  ¦
¦                 ¦портных   ¦во, ¦затрат в  ¦во, ¦затрат в  ¦во, ¦затрат в  ¦во,  ¦затрат в  ¦во, ¦затрат в  ¦
¦                 ¦средств,  ¦шт. ¦день, руб.¦шт. ¦день, руб.¦шт. ¦день, руб.¦шт.  ¦день, руб.¦шт. ¦день, руб.¦
¦                 ¦руб.      ¦    ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ВАЗ (карб.)      ¦  9800,00 ¦  21¦ 205800,00¦ 11 ¦107800,00 ¦  85¦ 833000,00¦  1  ¦   9800,00¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗ 31029, 3110  ¦  7050,00 ¦  18¦ 126900,00¦  5 ¦ 35250,00 ¦  36¦ 253800,00¦  3  ¦  21150,00¦   3¦  21150,00¦
¦("Волга")        ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗ 53, 52       ¦  9800,00 ¦ 152¦1489600,00¦  5 ¦  4900,00 ¦ 100¦ 980000,00¦ 50  ¦ 490000,00¦ 172¦1685600,00¦
¦(груз.)          ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗель 270500,   ¦ 11800,00 ¦   6¦  70800,00¦  7 ¦ 82600,00 ¦  59¦ 696200,00¦  2  ¦  23600,00¦    ¦          ¦
¦2705, 3302       ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ГАЗель 3221      ¦  7900,00 ¦   1¦   7900,00¦  2 ¦ 15800,00 ¦    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ЗИЛ 130, 441510, ¦  9800,00 ¦  17¦ 166600,00¦ 10 ¦ 98000,00 ¦  37¦ 362600,00¦ 11  ¦ 107800,00¦  63¦ 617400,00¦
¦431412           ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦    ¦          ¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ЗИЛ 131          ¦  9800,00 ¦    ¦          ¦    ¦          ¦   6¦  58800,00¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ЗИЛ ММЗ          ¦  9800,00 ¦   1¦   9800,00¦  5 ¦ 49000,00 ¦    ¦          ¦  5  ¦   4900,00¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦ПАЗ              ¦ 10400,00 ¦  18¦ 187200,00¦  5 ¦ 52000,00 ¦  21¦ 218400,00¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦УАЗ              ¦  7900,00 ¦ 101¦ 797900,00¦ 44 ¦347600,00 ¦  73¦ 576700,00¦ 33  ¦ 260700,00¦ 100¦ 790000,00¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦КАВЗ             ¦  6900,00 ¦   5¦  34500,00¦    ¦          ¦  13¦  89700,00¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦"Москвич", "Иж"  ¦ 10400,00 ¦  11¦ 114400,00¦    ¦          ¦  11¦ 145600,00¦     ¦          ¦    ¦          ¦
+-----------------+----------+----+----------+----+----------+----+----------+-----+----------+----+----------+
¦Общие затраты, руб.         ¦   3211400,00  ¦    837050,00  ¦    4214800,00 ¦    962050,00   ¦   3114150,00  ¦
+----------------------------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦Эконом. выгода в год, руб.  ¦   9530603,28  ¦   2662131,12  ¦   11379271,20 ¦   2962193,52   ¦   9509778,96  ¦
+----------------------------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦Окупаемость, мес.           ¦         4,00  ¦         3,80  ¦          4,40 ¦         3,90   ¦         3,9   ¦
+----------------------------+---------------+---------------+---------------+----------------+---------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru