Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 11 августа 2009 г. № 5880/9

ОБ ИТОГАХ СЕКЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ
В РАМКАХ АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

7 августа 2009 г. Министерство образования и науки Республики Татарстан в рамках республиканского августовского совещания работников образования и науки Республики Татарстан проводило секцию "Система воспитания и дополнительного образования детей: социальный заказ общества и стратегия развития".
8 работе секции принимали участие специалисты и методисты по воспитательной работе отделов образования исполнительных комитетов муниципальных образований РТ, директора учреждений дополнительного образования, руководители районных (городских) методических объединений заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей общеобразовательных учреждений.
Направляем для организации соответствующей работы резолюцию секции № 3 "Система воспитания и дополнительного образования детей: социальный заказ общества и стратегия развития".

Заместитель министра
А.К.ЗИННУРОВ





Приложение

Проект

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ № 3
"СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ:
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ" В РАМКАХ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕЩАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" основными задачами демографической политики РФ являются:
- защита прав детей;
- формирование мотивации к безопасному и здоровому образу жизни;
- возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, семейных отношений;
- усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения;
- создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждение факторов их развития.
Министерством образования и науки Республики Татарстан при участии Президента Республики Татарстан начата разработка комплексной государственной программы развития системы образования в Татарстане на 2010 - 2015 годы и образовательной инициативы "Наш новый учитель", которые предлагаются к реализации в рамках стратегии развития образования Татарстана на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" ("Будущее").
Эти обстоятельства определяют также необходимость обновления содержания образования, в том числе в сфере воспитания и дополнительного образования детей.
Обновляется нормативно-правовая база в сфере воспитания, дополнительного образования детей. Ведется работа по стандартизации деятельности в этой системе. Обеспечивается научно-методическое развитие воспитания и дополнительного образования детей. В настоящее время реализуется ряд федеральных и республиканских программ, ориентированных на воспитание подрастающего поколения, развивается институт классных руководителей.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан "О праздновании 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 7 июня 2007 года № УП-289 и распоряжением Президента Республики Татарстан "Об утверждении плана мероприятий по подготовке и проведению в Республике Татарстан празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 8 февраля 2008 года № 62 во всех муниципальных образованиях разработаны комплексные планы по реализации данных документов. Символично, что в канун 65-летия Великой Победы в марте 2009 года во Всероссийском конкурсе субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе второй год подряд Республика Татарстан заняла первое место. Это говорит об устойчиво-развивающейся системе гражданско-патриотического воспитания в республике.
В Год спорта и здорового образа жизни Министерством образования и науки Республики Татарстан основной акцент сделан на создание условий для укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщение детей и подростков к регулярным и массовым занятиям физической культурой и спортом. Разработан комплекс мер по увеличению двигательной активности учащихся. Под эгидой Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности Аппарата Президента Республики Татарстан с марта 2009 года реализуется проект "Республиканская зарядка". В целях оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий, оценки динамики физической подготовленности школьников министерством проводится мониторинг физического развития и двигательной подготовленности учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
Весомый вклад в формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения вносят детские организации, которые помогают раскрыть в них лидерские качества и творческий потенциал, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. Общественное движение детей объективно выполняет заказ общества и государства на становление социально активной личности.
Министерством усилен контроль за муниципальными органами образования в части организации досуга несовершеннолетних, особенно детей "группы риска", ведется персональный учет занятости таких детей в свободное от учебы время.
С 2008 года в республике реализуется многоуровневая дифференцированная программа антинаркотической работы с родителями "Путь к успеху". Основная цель программы - помочь родителям воспитать успешного, конкурентоспособного ребенка. Внедрение программы для родителей "Путь к успеху" началось в 43 муниципальных образованиях республики, охвачено 1216 школ, что составляет 52,6% от всех школ республики.
Сегодня становится очевидным, что система дополнительного образования вступает на новый этап своего развития. За точку отсчета можно принять парламентские слушания на тему "О состоянии и мерах по развитию системы воспитания и дополнительного образования детей", организованные Комитетом по образованию Государственной Думы РФ в мае 2008 года.
В апреле 2009 года Республика Татарстан вошла в десятку победителей Всероссийского творческого конкурса по отбору программ субъектов Российской Федерации на лучшую разработку региональной программы развития системы научно-технического творчества обучающихся в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. По итогам конкурса три учреждения дополнительного образования детей республики получат оборудование на общую сумму 6 млн. рублей.
Вместе с тем в сфере воспитания возник ряд новых проблем, которые существенно влияют на эффективность проводимой работы:
- недостаточная подготовка учителя как воспитателя-профессионала, классного руководителя;
- возрастание школьных факторов риска ухудшения здоровья детей, связанных с условиями обучения, и прежде всего с уменьшением их двигательной активности как в школе, так и вне ее;
- усилилась активность нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности, в т.ч. саентологов, Свидетелей Иеговых и др.;
- высокая криминальная активность детей, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
- практически остаются без внимания вопросы поддержки детей, вернувшихся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, или имеющих различные меры наказания по приговору суда.
Определились новые проблемы и в системе дополнительного образования детей:
1. Не до конца освоен механизм маркетинговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей исходя из социального заказа муниципального образования, общества в целом. Недостаточное количество программ дополнительного образования, привлекательных для подростков.
2. Отсутствует механизм привлечения молодых педагогических кадров в систему.
3. Неэффективно используются ресурсы социального партнерства, в том числе и по привлечению внебюджетных средств. Как следствие - слабая материально-техническая база.
В целях повышения эффективности функционирования воспитательных систем образовательных учреждений, их дальнейшего развития участники секции рекомендуют:
Министерству образования и науки Республики Татарстан:
- разработать систему мер по обновлению содержания физического воспитания учащейся молодежи, включая физкультурное воспитание, валеологическое, олимпийское, спортизированное физическое воспитание;
- разработать стандарты функционирования муниципальных учреждений дополнительного образования детей и механизма маркетинговой деятельности в этих учреждениях с учетом социального заказа муниципального образования, общества в целом;
- разработать комплекс мер по привлечению молодых педагогических кадров в систему дополнительного образования детей;
- разработать положение и провести республиканский конкурс на право проведения муниципалитетом республиканских профильных смен;
- проработать вопрос о введении должности главного психолога системы образования Республики Татарстан.
Институту развития образования Республики Татарстан:
- организовать и провести обучающие семинары по проблемам формирования качеств современного лидера для руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, классных руководителей;
- разработать и вести на постоянной основе курсы повышения квалификации по проблемам формирования у классного руководителя качеств современного лидера, включающих в том числе вопросы отработки практических навыков эффективного общения, успешных публичных выступлений, презентаций, основ конфликтологии;
- рекомендовать рассмотреть вопрос о создании республиканского исследовательского центра по вопросам психологического сопровождения образовательного процесса.
Руководителям учебных заведений среднего и высшего профессионального образования республики Татарстан рекомендовать:
- педагогических профессиональных учебных заведений:
- организовать непрерывную педагогическую практику по классному руководству студентов в течение всего периода обучения на базе образовательных учреждений;
- профильных высших учебных заведений:
- организовать педагогическую практику студентов на базе учреждений дополнительного образования детей по соответствующим направлениям деятельности.
Муниципальным органам образования, образовательным учреждениям:
- расширить формы общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования и воспитания;
- разработать комплекс мер по недопущению вовлечения несовершеннолетних в молодежные неформальные группы и объединения, профилактике правонарушений, нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в образовательное пространство;
- создать на базе образовательных учреждений центры, координирующие работу в социуме по укреплению здоровья обучающихся;
- продолжить внедрение программы "Путь к успеху" в образовательных учреждениях муниципальных районов Республики Татарстан;
- рассмотреть вопрос о реализации новой модели психологического обеспечения системы образования республики;
- в целях развития игровых видов спорта в общеобразовательных учреждениях республики, пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних создать школьные баскетбольные лиги;
- принять меры по повышению качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратив их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
- шире использовать ресурсы добровольческих объединений молодежи, тимуровских отрядов для оказания шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, для проведения поисковой работы, развивать институт благотворительности;
- создать отряды по охране памятников, монументов и памятных мест, для проведения мероприятий по уборке и благоустройству мест боевой славы, мемориальных сооружений, посвященных истории Великой Отечественной войны;
- развивать формы и методы патриотического воспитания молодежи на основе новых информационных технологий, включая ресурсы сети Интернет, и создать на сайтах общеобразовательных школ раздел, посвященный 65-летию Победы, на примере специального интерактивного раздела сайта "Семья и призывник" Министерства образования и науки Республики Татарстан;
- ввести необходимой практикой проведение воспитателями дошкольных образовательных учреждений бесед с детьми о славных страницах российской истории, государственной и республиканской символике, об истории, традициях и лучших представителях Республики Татарстан;
- ввести проведение в ходе каждого классного часа 10-минутного информационного блока, посвященного Великой Отечественной войне;
- развивать систему повышения квалификации классных руководителей, особое внимание обратив на самообразование;
- в решении вопросов профилактики правонарушений, работе с детьми "группы риска" активнее использовать институт наставничества, общественных воспитателей с учетом опыта субъектов Российской Федерации;
- повысить эффективность использования ресурсов системы социальной защиты, муниципальных центров занятости, комиссий по делам несовершеннолетних, органов по делам молодежи, спорту и туризму, родительских общественных формирований, детских и молодежных объединений в решении проблемы трудоустройства, занятости детей "группы риска";
- проводить работу по привлечению средств благотворительных фондов для решения задач профилактики;
- продолжить работу по стимулированию развития здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, развитию физкультурно-массовой работы.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru