Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. № 537

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

В целях дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009 - 2013 годы".
2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать ежегодно, начиная с 2009 года, включение Долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009 - 2013 годы" в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
4. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан подготовить предложения о внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2006 № 166 "О создании рыбохозяйственного совета Республики Татарстан".
5. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан принять меры, обеспечивающие реализацию Долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009 - 2013 годы" на соответствующей территории.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф.Муратова.

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 4 августа 2009 г. № 537

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦Развитие рыбохозяйственного комплекса  Республики¦
¦                       ¦Татарстан  на  2009  -   2013   годы   (далее   -¦
¦                       ¦Программа)                                       ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный        ¦Министерство      сельского      хозяйства      и¦
¦заказчик-координатор   ¦продовольствия Республики Татарстан              ¦
¦Программы              ¦                                                 ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный        ¦Министерство      сельского      хозяйства      и¦
¦заказчик Программы     ¦продовольствия Республики  Татарстан,  Управление¦
¦                       ¦по  охране  и  использованию  объектов  животного¦
¦                       ¦мира Республики Татарстан                        ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основные               ¦Закрытое  акционерное   общество   "Международный¦
¦разработчики Программы ¦центр развития регионов"                         ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели Программы         ¦Обеспечение благоприятных условий  устойчивого  и¦
¦                       ¦динамичного      развития      рыбохозяйственного¦
¦                       ¦комплекса  Республики  Татарстан  для   насыщения¦
¦                       ¦рынка  рыбных  товаров,  создания  новых  рабочих¦
¦                       ¦мест, пополнения бюджетов всех уровней           ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи Программы       ¦Для   достижения   указанной   цели    необходимо¦
¦                       ¦обеспечить решение следующих задач:              ¦
¦                       ¦осуществить строительство новых, реконструкцию  и¦
¦                       ¦модернизацию     существующих     объектов     по¦
¦                       ¦воспроизводству водных биологических ресурсов;   ¦
¦                       ¦осуществить строительство новых, реконструкцию  и¦
¦                       ¦модернизацию         существующих         научно-¦
¦                       ¦производственных центров по  созданию  технологий¦
¦                       ¦аквакультуры     в     части     сохранения     и¦
¦                       ¦воспроизводства водных биологических ресурсов;   ¦
¦                       ¦осуществить строительство новых, реконструкцию  и¦
¦                       ¦модернизацию существующих объектов  по  товарному¦
¦                       ¦выращиванию водных биологических ресурсов;       ¦
¦                       ¦обновить и модернизировать  рыбообрабатывающие  и¦
¦                       ¦холодильные     мощности     рыбоперерабатывающих¦
¦                       ¦предприятий;                                     ¦
¦                       ¦создать      транспортно-логистический      Центр¦
¦                       ¦поддержки   предпринимателей   рыбохозяйственного¦
¦                       ¦комплекса Республики Татарстан;                  ¦
¦                       ¦создать Центр глубокой переработки рыбного  сырья¦
¦                       ¦на   территории   особой    экономической    зоны¦
¦                       ¦"Алабуга";                                       ¦
¦                       ¦создать сеть торговых предприятий  по  оптовой  и¦
¦                       ¦розничной реализации рыбы и рыбной продукции;    ¦
¦                       ¦создать   Центр    развития    рыбохозяйственного¦
¦                       ¦комплекса Республики Татарстан;                  ¦
¦                       ¦организовать    спортивное     и     любительское¦
¦                       ¦рыболовство;                                     ¦
¦                       ¦развить    систему    подготовки    кадров    для¦
¦                       ¦рыбохозяйственного      комплекса      Республики¦
¦                       ¦Татарстан                                        ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Срок и этапы           ¦Программу предполагается  осуществить  в  2009  -¦
¦реализации Программы   ¦2013 годах в один этап                           ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм   ¦Программные   мероприятия    осуществляются    по¦
¦                       ¦следующим направлениям,  обеспечивающим  развитие¦
¦                       ¦рыбохозяйственного      комплекса      Республики¦
¦                       ¦Татарстан:                                       ¦
¦                       ¦строительство     новых,     реконструкция      и¦
¦                       ¦модернизация     существующих     объектов     по¦
¦                       ¦воспроизводству водных биологических ресурсов;   ¦
¦                       ¦строительство     новых,     реконструкция      и¦
¦                       ¦модернизация         существующих         научно-¦
¦                       ¦производственных центров по  созданию  технологий¦
¦                       ¦аквакультуры     в     части     сохранения     и¦
¦                       ¦воспроизводства водных биологических ресурсов;   ¦
¦                       ¦организация    спортивного    и     любительского¦
¦                       ¦рыболовства;                                     ¦
¦                       ¦строительство     новых,     реконструкция      и¦
¦                       ¦модернизация существующих объектов  по  товарному¦
¦                       ¦выращиванию водных биологических ресурсов;       ¦
¦                       ¦обновление и  модернизация  рыбообрабатывающих  и¦
¦                       ¦холодильных    мощностей     рыбоперерабатывающих¦
¦                       ¦предприятий;                                     ¦
¦                       ¦создание    транспортно-логистического     Центра¦
¦                       ¦поддержки   предпринимателей   рыбохозяйственного¦
¦                       ¦комплекса Республики Татарстан;                  ¦
¦                       ¦создание  Центра  глубокой  переработки   рыбного¦
¦                       ¦сырья на  территории  особой  экономической  зоны¦
¦                       ¦"Алабуга";                                       ¦
¦                       ¦создание сети торговых предприятий по  оптовой  и¦
¦                       ¦розничной реализации рыбы и рыбной продукции;    ¦
¦                       ¦создание   Центра   развития   рыбохозяйственного¦
¦                       ¦комплекса Республики Татарстан                   ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и источники     ¦Объем  финансирования  мероприятий  Программы   в¦
¦финансирования         ¦ценах 2009 года - 3520,8 млн рублей, в том  числе¦
¦Программы              ¦за счет средств:                                 ¦
¦                       ¦федерального бюджета - 457,5 млн рублей (12,99%);¦
¦                       ¦бюджета Республики Татарстан -  178,1  млн рублей¦
¦                       ¦(5,06%);                                         ¦
¦                       ¦внебюджетных источников (средства  предприятий  и¦
¦                       ¦организаций     рыбохозяйственного     комплекса,¦
¦                       ¦банковские кредиты и  др.)  -  2885,2  млн рублей¦
¦                       ¦(81,95%)                                         ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные     ¦Для  оценки  эффективности  реализации  Программы¦
¦результаты реализации  ¦используются  следующие  целевые   показатели   и¦
¦Программы (целевые     ¦индикаторы:                                      ¦
¦показатели и           ¦перерабатываемое сырье, всего, тонн              ¦
¦индикаторы)            ¦перерабатываемое сырье, в том числе добываемое  в¦
¦                       ¦водоемах Республики Татарстан, тонн              ¦
¦                       ¦объем зарыбления, млн штук                       ¦
¦                       ¦промысловый возврат от зарыбления, тонн          ¦
¦                       ¦увеличение годового потребления рыбопродукции  на¦
¦                       ¦одного жителя Республики Татарстан, кг/год       ¦
¦                       ¦увеличение  внутреннего  регионального   продукта¦
¦                       ¦(ВРП);                                           ¦
¦                       ¦увеличение налогов и сборов, всего;              ¦
¦                       ¦дополнительные налоги в федеральный бюджет;      ¦
¦                       ¦дополнительные налоги в региональный бюджет;     ¦
¦                       ¦число   новых   рабочих   мест   (в   том   числе¦
¦                       ¦нарастающим итогом);                             ¦
¦                       ¦годовой фонд оплаты труда.                       ¦
¦                       ¦Основным   интегральным   индикатором   Программы¦
¦                       ¦является   среднедушевое   потребление   товарной¦
¦                       ¦пищевой рыбной продукции,  которое  к  2013  году¦
¦                       ¦возрастет до 14 кг                               ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного
комплекса Российской Федерации

Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн человек в смежных отраслях экономики.
До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
Объем добычи водных биологических ресурсов с 1991 по 2007 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,44 млн тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,32 млн тонн (т.е. на 37%). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн тонн в 1991 году до 3,24 млн тонн в 2007 году (на 21%), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.
Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1991 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2007 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 89%.
В период с 1991 по 2007 год общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 38%, а численность плавсостава - на 50%. Обострилась конкуренция на рынке труда.
Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.
Экспорт рыбной продукции в 2007 году составил 1,19 млн тонн. Более 90% экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.
Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции, составив в 2007 году 780,2 тыс. тонн, что в 1,4 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2007 году 38,8% (в 2000 году - 24,4%).
Рост импортозамещения привел к резкому росту средних цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1840 долларов США за 1 тонну продукции в 2007 году, или в 3,83 раза.
В период с 1991 по 2007 годы резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 11% уровня 1991 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достиг критического уровня.
Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.
Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.
В период с 1991 по 2007 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.
Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 93,6%, на долю внутренних водоемов приходилось около 6,4%.
Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 8,8 млрд штук в год.
Однако большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов.
Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, от 3 кг в Республике Ингушетия до 30 кг в Сахалинской и Архангельской областях, в Приволжском федеральном округе среднее значение - 9 кг.

Состояние водного фонда, пригодного для ведения
рыбохозяйственной деятельности

Рыбохозяйственный фонд республики в настоящее время составляют: акватория Куйбышевского водохранилища - 280 тыс. га; Нижнекамского водохранилища - 90 тыс. га; Заинского водохранилища - 2 тыс. га; озера - 700 га; реки - 250 га; 550 га нагульных и 210 га выростных рыбоводных прудов.
Куйбышевское водохранилище, образованное в 1955 году, является одним из крупнейших водохранилищ России. При создании этого водоема предусматривалась перспектива развития в нем рыбоводства, и само водохранилище в плане его рыбохозяйственного освоения представлялось огромным нагульным водоемом, вокруг которого должны быть построены рыбопитомники, снабжающие его рыбопосадочным материалом и обеспечивающие направленное формирование его ихтиофауны в пользу наиболее ценных продуктивных видов, способных полностью осваивать кормовые ресурсы и обеспечивать максимально высокую рыбопродуктивность. Ихтиофауна водохранилища состоит из 54 видов рыб. В первые годы существования водохранилища были созданы оптимальные условия для воспроизводства запасов всех видов рыб, что способствовало повышению их уловов, которые в 1989 - 1990 годах достигли самых высоких показателей за последние четверть века, а ежегодная добыча колебалась от 5,2 до 5,9 тыс. тонн рыбы в год, практически половина из которой (2,5 тыс. тонн) вылавливалась в водах Татарстана.
Нижнекамское водохранилище образовано в 1978 году. Площадь водного зеркала водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 0,88 тыс. км. Ихтиофауна Нижнекамского водохранилища включает 39 видов рыб.
Заинское водохранилище - образовано в 1963 г. близ г. Заинска в связи с созданием ГРЭС и пруда охладителя, является одним из крупных термальных водохранилищ.
Водоемы комплексного назначения, занимающие 2,5 тыс. га, в последние годы используются ГУП РТ "ПО "Татрыбхоз" для выращивания товарной рыбы, кроме того, они осваиваются частными лицами и различными организациями в целях выращивания товарной рыбы и организации любительского лова.
В республике сегодня действуют Лаишевский, Тетюшский, Мамадышский и Рыбнослободский рыбопромышленные предприятия, занимающиеся выловом и переработкой рыбы. Кроме того, в Татарстане работают около 40 предпринимателей, имеющих разрешение на право добычи рыбы.
Учитывая данные об обеспеченности районов и городских округов Республики Татарстан ресурсами поверхностных вод, во всех муниципальных районах Республики Татарстан заниматься товарным рыборазведением целесообразно, за исключением Альметьевского и Дрожжановского муниципальных районов являющихся наименее обеспеченными ресурсами поверхностных вод.
По данным инвентаризации гидротехнических сооружений Республики Татарстан, проведенной в 2005 году, на территории республики располагается 697 мелиоративных прудов общей площадью около 1500 га. Однако их пригодность для целей товарного рыборазведения должна быть установлена в процессе специального обследования и разработки рыбоводно-биологических обоснований использования прудов в целях товарного рыборазведения. Выполнение данных работ должно быть поручено ФГУ "ГосНИОРХ" (Татарское отделение).
Финансирование водохозяйственных мероприятий в Республике Татарстан осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из бюджета республики.
Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 353.
Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, поднадзорных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Целевое расходование бюджетных средств Республики Татарстан на финансирование природоохранных мероприятий обеспечивается в соответствии с законом о бюджете Республики Татарстан на соответствующий год.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2006 года № 635 "О мерах по обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений" Министерство экономики Республики Татарстан ежегодно должно предусматривать в проекте программы капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, включая их ежегодное обследование, разработку и утверждение проектно-сметной документации и декларирование безопасности по предоставлению обоснованных предложений Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а Министерству финансов Республики Татарстан обеспечивать выделение средств на реализацию мероприятий в соответствии с лимитами, предусматриваемыми программой капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан.
В настоящее время число озер в Республике Татарстан составляет более 8000 штук. Наибольшее количество озер сосредоточено в Мензелинском (756), Мамадышском (694), Актанышском (579), Чистопольском (493), Муслюмовском (439) муниципальных районах. Наибольшее число озер в пересчете на единицу площади территории района отмечается в Ютазинском, Мензелинском, Муслюмовском муниципальных районах. Небольшой плотностью озер отмечены возвышенные районы Приволжской возвышенности (Тетюшский, Камско-Устьинский и Дрожжановский муниципальные районы), Бугульминско-Белебеевской возвышенности юго-востока Закамья (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Заинский, Сармановский муниципальные районы) и северные районы Предкамья (Сабинский, Кукморский, Балтасинский муниципальные районы).
Исследования ученых КГУ и ИПЭН АН РТ выявили тенденцию заиления озер и их осушения в результате интенсивного техногенного воздействия.
К наиболее крупным (площадью от 20 до 100 и более га), а таких около 30, относятся озера Средний (112 га), Нижний (56,0 га) и Верхний Кабан (25,0 га), система озер Лебяжье, состоящая из трех озер, соединенных протоками, с зеркалом площадью 34,4 га, в городе Казань, Ковалинское (88,2 га) и Тарлашинское (60,1) в Лаишевском муниципальных районах, Раифское (32,3 га) и Ильинское (27,5 га) в Зеленодольском муниципальных районах, оз. Подборное в Елабужском м. р. (33,0 га) и др.
По водному балансу преобладают бессточные замкнутые озера. По термальному режиму большинство озер республики относится к умеренно холодным и теплым (в силу высокой летней прогреваемости вод), но имеются и холодноводные озера, образованные на напорных восходящих источниках (Голубые озера Высокогорского муниципального района).
Анализ разнообразия озер позволяет считать, что преобладающим типом для Республики Татарстан является тип долинных (пойменных) малых и неглубоких озер, умеренного температурного режима, со средней и малой минерализацией, с типичными пресноводными видами гидробионтов, находящихся в эвтрофном и гипертрофном состоянии. Кроме этого типа имеются и другие, в том числе азональные уникальные, обусловленные иным генезисом, источниками питания и сочетаниями разных признаков.

Оценка антропогенного воздействия на ихтиофауну
Республики Татарстан

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что, начиная с 2005 года, добыча рыбы в рыбохозяйственных водоемах Республики Татарстан неуклонно увеличивается и в настоящее время стабилизировалась на уровне 1,9 тыс. тонн в год.
На Куйбышевском водохранилище к промыслу было привлечено 475 рыбаков и задействовано 3780 сетей. На Нижнекамском водохранилище промыслом занимались 46 рыбаков с 297 сетями. Ловушки и невода не применялись.

Состояние рыбных ресурсов естественных водоемов

По данным официальной статистики, в водоемах республики в течение последних 5 лет уловы рыб колеблются от 1206,2 тонн в 2004 году до 1952 тыс. тонн в 2008 году. Это значительно ниже уровня промышленного лова 80-х годов прошлого столетия. Причины тому: неблагоприятное антропогенное воздействие, нерегулируемый интенсивный промысел, любительское рыболовство, осуществляемое в объемах, близких к промышленному и многое другое.
Из 3140,2 тонн рыбы, официально выловленной в 2008 году на Куйбышевском водохранилище, 1875,5 тонн (около 59,71%) выловлено рыбаками Татарстана. В Нижнекамском водохранилище из 216 тонн на долю Татарстана пришлось 76,8 тонн (около 35,55%).
Анализ состояния основных объектов промысла Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ приведен в приложении № 1.

Промышленное рыболовство

Промышленным рыболовством в республике занимаются организации различных форм собственности - открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели. В их числе есть специализированные предприятия, для которых лов и переработка рыбы - основной вид деятельности (ЗАО "Лаишевский рыбозавод", ООО "Чистопольский рыбозавод", ООО "Рыбный промысел", ООО "Рыбозавод Мамадышский", ООО "Круг" и др.).
На сегодняшний день лов рыбы осуществляют 43 рыбодобывающих организации. Из них на Куйбышевском водохранилище - 39, на Нижнекамском водохранилище - 4. Около 20% от всего вылова рыбы в Республике Татарстан в 2008 году было добыто рыбаками ЗАО "Лаишевский рыбозавод" (381 тонна), 6% - ООО "Чистопольский рыбозавод" (115 тонн), 6% - ООО "Рыбный промысел" (117 тонн). Индивидуальными предпринимателями добыто 611,8 тонны рыбы, что составило около 33% от всего вылова в Республике Татарстан (табл. 1.2.1).

Таблица № 1.2.1

Объем
добычи рыбы рыбодобывающими организациями
Республики Татарстан в акватории Куйбышевского и
Нижнекамского водохранилищ
(в пределах Республики Татарстан) за 2006 - 2009 годы

+--------------+----------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦                  Общий улов, в т.ч. по годам             ¦

]]>
Рисунок № П.5.3. Базовая схема
внутренней структуры рыбного технопарка
Республики Татарстан

                       +-------------------------+
                       ¦      Представители      ¦
                       ¦    Республиканской и    ¦
                       ¦  муниципальных властей  ¦
                       ¦  Республики Татарстан   ¦
                       +-------------+-----------+
                                     ¦
                                     \/
                      "оболочка" рыбного технопарка
                     +- - - - - - - - - - - - - - - -+
                          ядро рыбного технопарка
+----------------+   ¦+- - - - - - - - - - - - - - -+¦   +-----------------+
¦ Представители  +-->        бизнес-инкубатор         <--+Представители    ¦
¦ Росрыболовства ¦   ¦¦+- - - - - - - - - - - - - -+¦¦   ¦бизнес-сообщества¦
+----------------+      - начинающие инновационные       +-----------------+
                     ¦¦¦предприятия по производств󦦦
                        водных биоресурсов;
                     ¦¦¦- начинающие инновационные ¦¦¦
+----------------+      предприятия по производству      +-----------------+
¦ Представители  ¦   ¦¦¦рыбных кормов и добавок;   ¦¦¦   ¦  Представители  ¦
¦высших и средних+-->   - начинающие инновационные    <--+   финансовых    ¦
¦образовательных ¦   ¦¦¦предприятия по производств󦦦   ¦    структур     ¦
¦   учреждений   ¦      рыбоводного оборудования,        +-----------------+
+----------------+   ¦¦¦технологий и               ¦¦¦
                        вспомогательной техники;
                     ¦¦¦- начинающие инновационные ¦¦¦
                        предприятия по переработке
                     ¦¦¦водных биоресурсов         ¦¦¦
                        - - - - - - - - - - - - - -
+----------------+   ¦¦¦- дочерние предприятия     ¦¦¦   +-----------------+
¦ Представители  +-->   крупных фирм-поставщиков         ¦  Представители  ¦
¦      науки     ¦   ¦¦¦оборудования для           ¦¦¦<--+  некоммерческих ¦
+----------------+      рыбохозяйственной                ¦  организаций    ¦
                     ¦¦¦деятельности               ¦¦¦   +-----------------+
                       + - - - - - - - - - - - - - +
                     ¦+- - - - - - - - - - - - - - -+¦
                     + - - - - - - -+- - - - - - - - +
                                    \/
                       +-------------------------+
                       ¦Муниципальные образования¦
                       ¦   Республики Татарстан  ¦
                       +-------------------------+

"Ядро" рыбного технопарка включает в себя инкубатор рыбохозяйственного бизнеса Республики Татарстан (начинающие инновационные предприятия различных форм собственности по производству и переработке водных биологических ресурсов, производству рыбных кормов, добавок и присадок к кормам, производству новых технологий добычи и выращивания водных биоресурсов, рыбоводного, комбикормового, рыбообрабатывающего оборудования и вспомогательной техники; дочерние предприятия крупных фирм-поставщиков оборудования для ведения рыбохозяйственной деятельности.
Все начинающие предприятия, входящие в "ядро" рыбного технопарка, являются инновационными, реализующими на практике применение высоких технологий. То есть это производящие предприятия, как правило, использующие высокие технологии и различные инновации в своей деятельности.
В инкубаторе рыбохозяйственного бизнеса поселяются инновационные начинающие предприятия, которые нуждаются в поддержке именно на начальном этапе их становления. Такие предприятия должны получить максимум поддержки (финансовой, материально-технической, информационной, юридической, в области менеджмента, маркетинга, рекламы и т.д.) со стороны команды менеджеров и других сервисных фирм рыбного технополиса.
В состав "оболочки" рыбного технопарка входят сервисные фирмы, предоставляющие комплекс услуг.
Начинающие инновационные предприятия, входящие в "оболочку" рыбного технополиса, прямо не связаны с производством и переработкой гидробионтов, но они играют исключительно большую роль в том, чтобы эффективно действовали производственные цепочки, включающие переработку, логистику, транспортные услуги, сбыт.
На рисунке № П.5.4 схематично представлены социально-экономические проблемы, решаемые рыбным технопарком как на республиканском, так и на муниципальном (местном) уровнях.

Рисунок № П.5.4. Социально-экономические проблемы,
решаемые рыбным технопарком Республики Татарстан

                                          +--------------------+
                                          ¦  Рыбный технопарк  ¦
                                          +---------+----------+
         +------------------+---------------+-------+-------+------------------+----------------+
         ¦                  ¦               ¦       ¦       ¦                  ¦                ¦
         \/                 \/              \/      ¦       \/                 \/               \/
+------------------+ +-------------+ +-------------+¦+-------------+ +------------------+ +-----------+
¦  Удовлетворение  ¦ ¦  Выход на   ¦ ¦    Новые    ¦¦¦Специализация¦ ¦Интеграция науки, ¦ ¦Обеспечение¦
¦потребностей групп¦ ¦внешний рынок¦ ¦рабочие местদ¦и кооперация ¦ ¦рыбохозяйственного¦ ¦конкуренто-¦
¦групп потребителей¦ ¦             ¦ ¦             ¦¦¦   ферм и    ¦ ¦  производства и  ¦ ¦способности¦
¦                  ¦ ¦             ¦ ¦             ¦¦¦ предприятий ¦ ¦  промышленности  ¦ ¦ продукции ¦
+------------------+ +-------------+ +-------------+¦+-------------+ +------------------+ +-----------+
                         +-----------------+--------+-----------+------------------------+
                         \/                \/       ¦           \/                       \/
                  +-------------+ +----------------+¦+-------------------+ +---------------------------+
                  ¦   Решение   ¦ ¦  Формирование  ¦¦¦   Формирование    ¦ ¦  Содействие современному  ¦
                  ¦экологических¦ ¦    в районе    ¦¦¦  сектора малого   ¦ ¦      развитию районов     ¦
                  ¦   проблем   ¦ ¦перерабатывающе馦¦    и среднего     ¦ ¦(производство, переработка,¦
                  ¦             ¦ ¦ промышленности ¦¦¦предпринимательства¦ ¦   реализация продукции)   ¦
                  +-------------+ +----------------+¦+-------------------+ +---------------------------+
                                 +------------------+----------------------+
                                 \/                 \/                     \/
                         +----------------+ +-----------------+ +--------------------+
                         ¦Новые технологии¦ ¦ Решение проблем ¦ ¦Обеспечение качества¦
                         ¦                ¦ ¦оптимальной пере-¦ ¦   и безопасности   ¦
                         ¦                ¦ ¦ работки отходов ¦ ¦    производства    ¦
                         +----------------+ +-----------------+ +--------------------+

Инкубатор рыбохозяйственного бизнеса объединяет производственные предприятия рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан, малые предприятия первичной переработки водных биологических ресурсов и малые первичной переработки водных биологических ресурсов. Инкубатор рыбохозяйственного бизнеса рыбного технопарка соединяет в единую экономическую сеть добычу, производство и переработку. При этом малые и средние предприятия в экономической сети взаимоувязаны и взаимозависимы друг от друга. Эти сети выходят на соответствующие предприятия транспортного обслуживания и непосредственно на группы потребителей внутреннего рынка, а также на внешний рынок (рис. № П.3.5).
Это дает возможность, с одной стороны, осуществить специализацию, а с другой - осуществить кооперацию предприятий в единую экономическую сеть в рамках рыбного технопарка, тем самым организовав ряд кооперативов по производству определенного вида продукции, которая удовлетворяет потребности в них различных групп потребителей.

Рисунок 1.9.5. Внутренняя структура и состав
рыбного технопарка

                                +---------------------+
                                ¦ Учредители рыбного  ¦
                                ¦     технопарка      ¦
                                +-----------+---------+
                                            \/
+- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+
                                      Рыбный технопарк                                          Реализация
¦                    +- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+                    ¦    цикла:
                                      Инкубатор бизнеса    Малые и
¦+----------------+  ¦ +---+     +---+             +---+   средние       ¦    +--------------+¦- производство
 ¦     Лизинг     +->  ¦   ¦     ¦   ¦             ¦   ¦   предприятия    <---+  Подготовка  ¦   продукции
¦+----------------+  ¦ ++-++     ++-++             ++-++   по            ¦    ¦    кадров    ¦¦
                        ¦ ¦       ¦ ¦               ¦ ¦    производству       +--------------+ - первичная
¦+----------------+  ¦  ¦ ¦       ¦ ¦               ¦ ¦    и добыче      ¦    +--------------+¦  переработка
 ¦ Бухгалтерское, ¦   +-+-+-------+-+---------------+-+--+ рыбного сырья      ¦Информационное¦   продукции
¦¦  секретарское  +->¦¦\/ +-+    \/ +-+            \/ +-+¦               ¦<---+ обслуживание,¦¦
 ¦ обслуживание,  ¦   ¦+---+¦    +---+¦            +---+¦¦ Предприятия по     ¦ компьютерная ¦ - производство
¦¦     связь      ¦  ¦¦¦   ¦¦    ¦   ¦¦            ¦   ¦¦¦ первичной     ¦    ¦   поддержка  ¦¦  готовой
 +----------------+   ¦++--+¦    ++--+¦            ++--+¦¦ переработке        +--------------+   продукции
¦+----------------+  ¦¦ ¦  ++     ¦  ++             ¦  ++¦ продукции     ¦    +--------------+¦
 ¦Производственные¦   ¦\/ \/     \/ \/             \/ \/ ¦                <---+  Консалтинг  ¦ - хранение
¦¦   и офисные    +->¦¦+---+     +---+             +---+ ¦ Предприятия по¦    +--------------+¦  продукции
 ¦   помещения    ¦   ¦¦   ¦     ¦   ¦             ¦   ¦ ¦ производству       +--------------+
¦+----------------+  ¦ +-+-+     +++-+             +-+-+ ¦ готовой       ¦<---+   Маркетинг  ¦¦- транспортировка
                      ¦  ¦        ¦¦Перерабатывающая ¦   ¦ продукции      <--++--------------+
¦+----------------+  ¦¦  ¦        ¦¦ промышленность  ¦   ¦               ¦<-+¦+--------------+¦- сертификация
 ¦ Сооружения для ¦   +--+--------++-----------------+---+                <+¦++  Менеджмент  ¦
¦¦    хранения    +->+ - ¦  - - - ¦+- - - - - - - - -+- - - - - - - - - -+ ¦¦ +--------------+¦- реклама
 ¦   продукции    ¦      ¦    +---+¦                 ¦                     ¦¦ +--------------+
¦+----------------+   +--+----+----+-----------------+-------------------+ ¦¦ ¦ Сертификация ¦¦- реализация
                      ¦ \/    ¦   \/                \/     Предприятия   ¦ ¦+-+   готовой    ¦   готовой
¦+----------------+   ¦+---+  ¦  +---+             +---+   транспортного ¦ ¦  ¦  продукции   ¦¦ продукции
 ¦    Упаковка    ¦   ¦¦   ¦<-+  ¦   ¦             ¦   ¦   обслуживания  ¦ ¦  +--------------+
¦+----------------+   ¦+-+-+     +-+-+             +-+-+                 ¦ ¦  +--------------+¦
                      ¦  ¦         ¦                 ¦                   ¦ +--+   Реклама    ¦
¦                     +--+---------+-----------------+-------------------+    +--------------+¦
+ - - - - - - - - - - - -+- - - - -+- - - - - - - - -+- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - +
                        \/        \/                \/
                     +-----------------------------------+
                    \/                                  \/
             +----------------+                   +--------------+
             ¦Внутренний рынок¦                   ¦Внешний рынок ¦
             +----------------+                   +--------------+

В рыбном технопарке формируются структуры простого и сложного сервисного обслуживания малых ферм и предприятия, размещенных в инкубаторе рыбохозяйственного бизнеса (рис. № П.5.6).

Рисунок № П.5.6. Базовый вариант
структуры и механизмы управления рыбными технопарками

                                    +-------------------------------------+
              +------- Создание ----+                                     ¦
              ¦  +- Финансирование -+              Рыболовство            ¦
              ¦  ¦   +- Акции ----->¦                                     ¦
              ¦  ¦   ¦              +----+------------+-------------------+
              ¦  ¦   ¦ +-----------------+            ¦              /\
              ¦  ¦   ¦ ¦  Контроль за                 ¦               ¦
              ¦  ¦   ¦ ¦  исполнением части       Управление       Отчет
              ¦  ¦   ¦ ¦  функций заказчика-          ¦               ¦
              \/ \/  ¦ \/ застройщика                 \/              ¦
            +--------+----------------------+    +--------------------+---+
            ¦     Управляющая компания      ¦    ¦ Территориальные органы ¦
   +--------+(со 100% капитала в федеральной¦    ¦      Росрыболовства    ¦
   ¦        ¦        собственности          ¦    ¦                        ¦
   ¦        +----+----------------------+---+    +-------+----------+-----+
   ¦         /\  ¦Часть функций         ¦Финансирование  ¦Контроль  ¦
Контроль   Отчет ¦заказчика-застройщика ¦создания (не    ¦          ¦
   ¦         ¦   ¦                      ¦  менее 51%)    ¦          ¦
   ¦         ¦   \/                     \/               ¦          ¦
   ¦        ++------------------------------+            ¦          ¦
   +------->¦ Дочерние акционерные общества ¦<-----------+          ¦
            ¦                               ¦<------------+         ¦
            +--+------------------+---------+  Договоры   ¦         ¦
            /\ ¦      /\          ¦      /\               ¦         ¦
    Создание ¦ ¦ Отчет ¦ Контроль ¦ Акции ¦ Финансирование¦         ¦
             ¦ ¦       ¦          ¦       ¦               ¦         ¦
             ¦ \/      ¦          \/      ¦               \/        \/
+------------+---------+-------------+    ¦    +---------------------------+
¦        Республика Татарстан        +----+    ¦Проектировщики и подрядчики¦
+------------------------------------+         +---------------------------+

Что очень важно, с помощью сервисных фирм достигается формирование сектора предпринимателей в рыбохозяйственном комплексе Республики Татарстан, ведется их обучение, переподготовка, оказываются самые различные консультации и услуги. Команда рыбного технопарка направляет деятельность сервисных структур таким образом, чтобы они оказывали предпринимателям, фермерам услуги в области маркетинга и менеджмента, что, как правило, является слабым местом у начинающих предпринимателей.
Команда менеджеров рыбного технопарка должна обеспечить информационные услуги предпринимателям и фермерам, привлеченным в инкубатор рыбохозяйственного бизнеса.
Поскольку рыбный технопарк напрямую связан с пищевой рыбопродукцией, то в его составе должна быть организована структура, которая проводила бы сертификацию готовой продукции.
Таким образом, в рамках рыбного технопарка будет реализовываться законченный цикл:
производство продукции;
первичная переработка продукции;
производство готовой продукции;
хранение продукции;
транспортировка продукции;
сертификация готовой продукции;
реклама;
реализация готовой продукции.
С помощью рыбного технопарка будут "сближены" рыбохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность; будут сформированы специализированные рыбохозяйственные комплексы; будет развиваться перерабатывающая и пищевая промышленность; будет сформирован сектор малого промышленного предпринимательства; уменьшаться затраты и потери на транспортировку продукции; сформируется экономическая взаимосвязанная сеть.
Система управления рыбным технопарком обеспечит взаимодействие заинтересованных участников процесса создания, функционирования и развития рыбного технопарков Республики Татарстан.
В целях обеспечения функционирования рыбного технопарка образуется наблюдательный орган, в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов рыбного технопарка.
В целях обеспечения доступности инфраструктуры рыбного технопарка для организаций, расположенных на территории технопарка, координирующий орган может установить дифференцированный подход к определению стоимости ее объектов (земельных участков и/или нежилых помещений).
Функции по созданию технопарка и управлению им осуществляет управляющая компания.
Порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также порядок и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков, и компаниями, расположенными на территории технопарка, определяются Росрыболовством совместно с органами государственной власти Республики Татарстан.
Средства, полученные управляющей компанией в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития рыбного технопарка используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка, и маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку выхода республиканских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.
Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию рыбного технопарка, контроля за выполнением соглашения о создании рыбного технопарка, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития, контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет рыбного технопарка.
В состав наблюдательного совета рыбного технопарка входят представители Росрыболовства и его соответствующего территориального органа, представитель исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, представитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, представители резидентов рыбного технопарка и иных организаций.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru