Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 5 августа 2009 г. № 21-326-09

ИНФОРМАЦИЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ,
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "ЛИЦЕЙ
ИМ. ЛОБАЧЕВСКОГО ПРИ КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ" ВАХИТОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

Прокуратурой Республики Татарстан совместно с прокуратурой города Казани проведена проверка по соблюдению законодательства в муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете" Вахитовского района г. Казани.
Проверкой выявлен ряд нарушений законодательства об образовании, о благотворительной деятельности.
В соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Положения Устава лицея, Правил приема обучающихся в лицей содержат необоснованные ограничения к получению образования в лицее:
- осуществление приема в лицей в 7-й, 8-й, 9-й классы приемной комиссией;
- наличие рекомендаций психолога;
- учет состояния здоровья детей и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня;
- результаты участия в лицейских, городских, республиканских, всероссийских и международных предметных олимпиадах.
Таким образом, порядок комплектования 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению, установленный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 мая 2004 года № 14-51-123/13, администрацией лицея распространен на всех принимаемых в лицей детей.
О нарушении требований законодательства об образовании, гарантирующего общедоступность и бесплатность получения основного общего, среднего (полного) общего образования, свидетельствует и организация в качестве платной образовательной дополнительной услуги курсов подготовки к поступлению в лицей.
Наличие указанных необоснованных ограничений к получению образования в муниципальном общеобразовательном учреждении нарушает конституционное право граждан на образование, кроме того, способствует коррупции со стороны администрации лицея.
Об этом же свидетельствует и тот факт, что при приеме обучающихся в лицей все родители (законные представители) подписывают бланк заявления о приеме их в состав участников Общественного фонда содействия развитию лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУ. Текст заявления обязует родителей участвовать в деятельности Фонда, вносить целевые и иные взносы и пожертвования в фонд для реализации его целей, исполнять принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Фонду, оказывать фонду содействие в осуществлении его деятельности.
При организации приема детей в лицей в 2009 году президентом фонда предлагалось родителям оплатить по квитанциям стоимость работ либо товарно-материальных ценностей, связанных с организацией музея в лицее. Суммы в данных квитанциях указывались от 20 до 90 тысяч рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении законодательства о благотворительности.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Фактически принудительное вступление родителей в общественное объединение - Фонд содействия развитию лицея им. Н.И.Лобачевского, оплата по квитанциям за товар или услуги, заказчиком которых является непосредственно фонд, а также и то, что в состав приемной комиссии входит президент фонда, обладающий сведениями, кто из родителей "посодействовал финансами" развитию лицея, свидетельствуют о том, что внесение определенной суммы в фонд является "входным билетом", гарантирующим зачисление в лицей, и не может расцениваться как инициатива родителей о добровольных пожертвованиях.
Необходимо отметить, что такая противоправная деятельность фонда стала возможна по причине отсутствия в лицее такого органа самоуправления, как попечительский совет, а также по причине отсутствия заинтересованности в наличии и деятельности такого органа со стороны администрации лицея. Подмена попечительского совета лицея попечительским советом фонда, зафиксированная в уставе лицея, создает условия к коррупционным проявлениям, влечет нарушения при привлечении средств родителей и их использовании.
В Уставе лицея содержится положение, согласно которому привлеченные дополнительные финансовые средства: средства родителей, добровольные пожертвования, целевые взносы физических и юридических лиц - могут быть потрачены на заработную плату. Такое положение является недопустимым и противоречит действующему трудовому законодательству, является ярким доказательством заинтересованности администрации лицея в привлечении средств родителей с помощью фонда.
На момент проведения проверки ни администрацией лицея, ни президентом фонда не были предоставлены документы, подтверждающие какие-либо правовые основания к расположению в помещении муниципального общеобразовательного учреждения некоммерческого общественного объединения, а также какие-либо документы, обосновывающие совпадение юридического адреса фонда с юридическим адресом лицея.
Прокурором города Казани внесены протесты на Устав лицея, на правила приема обучающихся в лицей и правила внутреннего трудового распорядка.
В соответствии с действующим законодательством об образовании, а также пунктом 4.7 Устава лицея директор несет ответственность за выполнение договора о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления, за состояние финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, ответственность за деятельность общественного благотворительного фонда, нарушающую права граждан и действующее законодательство, за нецелевое использование муниципального имущества, переданного в оперативное управление, за нарушение трудового законодательства несет директор муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете" Вахитовского района г. Казани Скобельцына Е.Г.
В течение последних двух лет прокуратурой неоднократно указывалось на недопустимость нарушений законодательства при привлечении средств родителей. Однако необходимых мер начальником отдела образования Вахитовского района г. Казани в образования не принималось, соответствующий контроль не осуществлялся.
Выявленные в деятельности МОУ "Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете" Вахитовского района г. Казани грубейшие нарушения действующего законодательства об образовании, о благотворительной деятельности, трудового законодательства должны расцениваться как проявление коррупции - являются недопустимыми и стали возможными в результате бездействия и ненадлежащего контроля со стороны начальника отдела образования Вахитовского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Закировой М.З.
На основании изложенного довожу настоящую Информацию о результатах прокурорской проверки в МОУ "Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете" Вахитовского района г. Казани для сведения и принятия мер, направленных на предупреждение неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений и соблюдение законодательства при организации приема в профильные классы, мер, направленных на соблюдение трудового законодательства и законодательства об образовании.

Прокурор республики,
государственный советник
юстиции второго класса
К.Ф.АМИРОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru